МУЗЫКА В ПУТИ
Что новенького на CD?

ELTON JOHN
«The Road To El Dorado»
DreamWorks — 2000

johnПрошли те времена, когда Элтон Джон писал песни на стихи Берни Топина. Теперь у него новый текстовик, которого он сманил у самого Эндрю Ллойда Уэббера, — достославный поэт Тим Райс, автор бессмертного либретто Jesus Christ Superstar! Вдвоем они уже поразили свет собственной версией «Аиды» (см. АР № 9, 1999), — но, так и не сумев выйти при помощи этого монументального произведения из тени ими же самими созданного саундтрека к анимационной ленте «Король-лев», снова вернулись к жанру киномузыки. И опять перед нами саундтрек к мультипликационному фильму, — причем сам по себе этот фильм, «Дорога в Эль Дорадо», вышел на экраны не одновременно с предлагаемым компактом, а пару недель спустя. Чтобы публика успела попривыкнуть к музыке еще до того, как посмотрит картину.
Нельзя не признать, что новая работа получилась у Элтона Джона и Тима Райса на редкость цельной и ровной, — трудно даже выделить какую-то из одиннадцати их совместных композиций. (Три финальных номера пластинки — это инструментальные пьесы, принадлежащие перу сценаристов картины Ханса Циммера и Джона Пауэлла; тоже весьма приятные, впрочем.) Стоит, пожалуй, особо упомянуть вещичку под странно знакомым названием «Трудно быть богом», — «It’s Tough To Be A God» на языке оригинала, — поскольку ее Элтон Джон исполняет не в одиночку, а дуэтом с Рэнди Ньюменом. По сравнению с помпезной и пышной «Аидой» новый опус маэстро Элтона куда менее претенциозен и не так однообразен в музыкальном отношении. Несколько непривычно выглядит обилие струнных в инструментальной партитуре, — как смычковых, так и щипковых: мандолина, бузуки, электрические и акустические гитары, причем последние по большей части с нейлоновыми струнами. Радует и то, что певец и композитор сумел наконец стряхнуть с себя вселенскую печаль, сквозившую в его последних студийных работах, и продемонстрировать своей многочисленной аудитории, что он по-прежнему способен сочинить и исполнить нечто по-хорошему жизнеутверждающее. Со свойственными ему блеском и артистизмом.
...Итак, избежать самоповторения Элтону Джону и Тиму Райсу все же не удалось, — ведь за пафосную «Аиду» они брались исключительно ради того, чтобы не идти проторенным путем после «Короля-льва». И совершенно напрасно они этого самоповторения боялись. Ведь хороший саундтрек к одному мультфильму похож на хороший саундтрек к другому мультфильму только одним, — тем, что оба они хорошие. Высококачественные. А раз так, то о каком «самоповторении» может идти речь?..

IAN McDONALD
«Driver’s Eyes»
Camino Records — 1999

mcdonaldЕсли кому-то фамилия Макдональд навевает ассоциации сугубо гастрономические и от исполнителя с такой фамилией этот кто-то будет ожидать исключительно музыкальных гамбургеров с бесплатной улыбкой в придачу, — то сидеть ему голодным до скончания веков. Й. Макдональд в жизни не готовил ничего на скорую руку. У него на счету и участие в работе над самым первым альбомом группы King Crimson (1969), и партии саксофона на эпохальном диске «Electric Warrior» команды Марка Болана T.Rex (1971), и плодотворная деятельность в составе под названием Foreigner (1977—1982), и совместные проекты с такими музыкантами, как Фил Манзанера, Грег Лэйк или Стив Хаккетт... Серьезные люди, серьезные ансамбли; никакой «общепит» и уж тем более никакая музыкальная жвачка здесь, ясное дело, «не катят».
Название первой, — за последние три десятка лет, — сольной пластинки Макдональда «Глаза водителя» перекликается с «панорамой обзорности» на ее обложке (и на самом компакте тоже). Впрочем, ни о дорогах, ни об автомобилях на диске речи не идет: это, скорее, путевой дневник, своего рода сборник впечатлений, вынесенных этим самым водителем из поездок по улицам Токио, по дорогам Гавайских островов, по нью-йоркской Пятой авеню в ее печальных лиловых сумерках... По звучанию своему и, главное, по настроению диск близок к «симфонической» пластинке группы Kansas «Always Never The Same» (см. АР № 11, 1998), хотя инструментован куда более скупо: немножко струнных, саксофончик, флейта, губная гармошка, местами еще кларнет и клавинет, — вот и весь «оркестр». На духовых и на клавишных сыграл сам Й. Макдональд; он же исполнил некоторые гитарные и вокальные партии, а предпоследний трек, инструментальную вставку под названием «Demimonde», вообще отыграл самостоятельно почти целиком, — только перкуссию и подпевки передоверив давнему своему приятелю Майклу Джайлсу, тому самому, с которым он играл еще в первом составе King Crimson (и на пару с которым делал свой первый сольник в незапамятном 1971 году). Кстати говоря, когда Макдональд в кои-то веки собрался наконец еще раз записать сольную пластинку, помочь ему вызвались и другие его сподвижники по этой замечательной команде. Джон Уэттон, к примеру, написал для одной из композиций текст и сам же его спел. Питер Синфилд тоже написал текст на музыку Макдональда, но сам исполнять его не стал, а поручил это дело Гэри Брукеру из Procol Harum, — получился мощный финал, оборванный, к сожалению, почти на полуслове и от этого несколько скомканный. Подключились к работе и другие видные музыканты: Лу Грэмм на пару с самим Макдональдом сочинил стихи еще для одной его композиции, а потом записал к ней партию ведущего вокала; Стив Хаккетт подыграл старому знакомому на губной гармошке и на гитаре; еще одно гитарное соло блистательно исполнил Питер Фрэмптон... Результат всех этих трудов праведных упомянутый выше Питер Синфилд в приватной беседе обозначил как «самый эротичный альбом года», — имея, вероятно, в виду, что для всех трудившихся над ним это была «работа по любви». Насчет эротики умолчим, — но диск действительно хороший. Даже отличный.

SANTANA
«Supernatural»
Arista — 1999

santanaДиск этот собрал уже, вероятно, все мыслимые и немыслимые награды: одних только номинаций на премию «Грэмми», где он фигурирует в списке лучших, наберется не менее десятка. «Альбом года», «лучший рок-альбом года», «сотрудничество года»... язык устанет перечислять. И синглы-то с него — один «золотой», другой «платиновый»; и видеоклипы к ним соответственно выше всех похвал; и... И вообще. Поневоле заинтересуешься: за какие же это такие заслуги дают нынче столько высших отличий разом?..
Что Карлос Сантана — настоящий мастер, ясно, наверное, всем и каждому, причем довольно давно. Все-таки тридцать лет в шоу-бизнесе — это вам не кот чихнул, да и начинал он на заре туманной юности не с чего-нибудь, а с выступления в Вудстоке в 69-м: долгоиграющие диски уже потом пошли. Это, значит, во-первых. Музыкантов он себе для работы над данной пластинкой подобрал — высший класс: либо талантливая молодежь, либо звезды вроде Лорин Хилл или даже Эрика Клэптона, — с такой командой слабым диск при всем желании не получится, даже если очень постараться. Это во-вторых. Третий источник и третья составная часть успеха — замечательный продюсер, многоопытный Клайв Дэвис, с которым группа Santana начинала еще в том самом 1969 году, ныне глава фирмы грамзаписи Arista. Правильно подобранное сочетание «ингредиентов» саунда Карлос Сантана нащупал для себя давным-давно, здесь ему никакой продюсер не нужен: латиноамериканские гитары, африканские ритмы, толика американского блюза с легкой примесью психоделии... Вот, собственно говоря, и весь рецепт успеха. Остальное довершила грамотная «раскрутка».
Недооценивать значение этой последней в наши дни нельзя никак. Вот, пожалуйста, пример: аккурат между «золотым» и «платиновым» хитами на данном диске спрятана исключительной красоты вещичка на пять минут и пятьдесят две секунды звучания, — та самая, на которой Лорин Хилл задействована: «Do You Like The Way» называется. Еще «Lauryn’s Rap» к ней подзаголовком стоит, — ну, шестой по счету трек, короче. Действительно рэп, мягкий такой речитатив на несколько голосов, почти госпел; аккомпанемент — пальчики оближешь... В общем, как есть потенциальный хит по всем статьям. Ан нет, не выбрали ее в хиты: видеоклип снимать не стали, в плей-листы на радио проталкивать — тоже, и осталась та вещичка незамеченной. При всех своих неоспоримых достоинствах. Или взять композицию, что на пару с Клэптоном записана: когда два таких гитариста собираются поиграть вместе, тут не то что «чистовую» фонограмму, тут каждый невзначай оброненный звук ловить надо, записи репетиций на отдельном компакте издавать, — а вот в хиты эта работа не годится никак: длинная слишком. Семь минут и сорок восемь секунд, если по хронометражу на вкладыше, — а по дисплею на самом CD-плейере так и все двенадцать набежит, потому как «встык» с нею поставлен еще дополнительный («спрятанный») трек. Опять-таки очень красивый. Так что правильно выбрать хит среди превосходного материала и правильно его «раскрутить» — тоже высокое искусство. В своем роде.
Что в итоге? Диск безусловно сильный, но отнюдь не «сверхъестественный», как то заявлено в его названии. «Сверхъестественные» удачи действительно случались у Карлоса Сантаны в былые времена, — «Samba Pa Ti», например, или «Black Magic Woman», она же «Gypsy Queen», — но много воды утекло с тех пор, и сейчас перед нами просто удачная работа крепкого профессионала. Тоже немало, между прочим.

ERIC CLAPTON
«Chronicles: The Best Of Eric Clapton»
Warner/Reprise — 1999

claptonКак скомплектовать очередной сборник известного исполнителя, чтобы покупать пластинку бросились не только «новообращенные» любители, но и закоренелые фанаты, успевшие собрать немалую коллекцию релизов своего кумира? Правильно: добавить к общеизвестным хитам что-нибудь из неизданного материала, — неважно, старого или нового. Вот и на предлагаемых «хрониках» наличествует пара совсем свежих работ маэстро Клэптона: лирическая песня из кинокартины 1999 года «Сбежавшая невеста» под названием «Blue Eyes Blue» и неожиданно плясовая композиция «(I) Get Lost» — из совсем другой картины, «The Story Of Us», тоже 1999 года. А стало быть, сбыт этой пластинке обеспечен: ведь кроме как на ней, этих треков больше нет нигде. Пока, во всяком случае.
Весь прочий репертуар — те самые «общеизвестные хиты», один другого лучше. Акустическая «Layla», концертная «Wonderful Tonight», щемящая «Tears In Heaven», заводная «Bad Love»... «Хроники» охватывают пятнадцать последних лет деятельности маэстро: самая старая вещичка в подборке — «She’s Waiting» с Филом Коллинзом в качестве продюсера, — датирована 1985 годом. Стало быть, и тем, кто за редкостями не гоняется, кому просто нужен хороший сборник Клэптона, компиляция эта придется по вкусу.

А. ХРИСАНФОВ

Справка АР. Компакт-диски предоставлены магазином «Пурпурный Легион». Адрес магазина: Москва, Центр, ул. Новокузнецкая, д. 1, тел.: (095) 953-46-52, 953-46-89.

АВТОРЕВЮ № 9
Главная страница
Производство грузовиков и автобусов:итоги первого квартала
Импорт грузовиков: итоги первого квартала
Иномарки в России: итоги первого квартала
Nissan Almera, Volkswagen Golf, Ford Focus
Audi TT, Honda Integra Type-R, Nissan 200SX
Renault Megane Scenic и Citroen Xsara Picasso
Новый Audi A2
Выставки: AMITEC-2000
Примеряем на себя: Peugeot 406
Амортизаторы: секрет Йана Зайдака
Лебедки для внедорожников: Ралли и Warn
Аэродинамика: Mitsubishi Carisma и Mitsubishi Carisma Sportline
Наш эпистолярий
Обновленный Volvo FL6
Гонки грузовиков: команда Mercedes
Новости российского автоспорта
Гран При Великобритании
Новости Формулы-1 и Формулы-3000
Виртуальный руль
Кунсткамера: Duesenberg
Что новенького на CD?
Дороги без границ
[главная страница] [тесты] [полезные ссылки] [где купить автомобиль?]
[что вас еще интересует?] [конференции] [рекламодателям] [архив]
© Авторевю 2000
Color