МУЗЫКА В ПУТИ
Что новенького на CD?

OSCAR BENTON
«Bensonhurst Blues»
Disky Communications Europe — 1999


oscarСобрание лучших работ известного в семидесятые годы блюзмена носит название самой знаменитой его песни — и ею же открывается. Композицию «Bensonhurst Blues» хотя бы один раз слышали, наверное, все, и в особых представлениях она не нуждается; куда менее широко известен тот факт, что на самом деле это кавер-версия, — оригинал был записан и выпущен неким Арти Капланом на пластинке с выразительным названием «Confessions Of A Male Chauvinist Pig» еще в 1972 году, — но та пластинка выходила на малоизвестном «лэйбле» Hopi и прошла практически незамеченной. Так что для огромного большинства из нас «Bensonhurst Blues» — это именно и только Oscar Benton Blues Band.
Предлагаемый сборник охватывает период наиболее активной деятельности названного состава — с 1972 по 1975 годы, когда контракт с фирмой грамзаписи Decca был уже в прошлом и группа писалась на «лэйблах» EMI и Philips. Здесь можно найти и собственные композиции Бентона, и работы его сподвижников по блюз-бэнду, и произведения других авторов, — того же Каплана, к примеру, или даже Леннона и Маккартни (песня «The Long And Winding Road», исполненная в высшей степени проникновенно), и протяжные грустные вещи, и упруго-танцевальные, в концертной записи и в студийной, с саксофоном, с электрогитарой, с фортепиано... короче говоря, на любой вкус и любое настроение. Разве только гармошки губной недостает, — но это уже изыски, придирки, на которые способны лишь самые привередливые гурманы от блюза: рядовой любитель музыки семидесятых годов ничего и не заметит.

MANFRED MANN
«The Archive Series: BBC Sessions»
EMI/BBC — 1999

manfredГрандиозный успех, выпавший на долю двойного сборника радиовыступлений группы The Beatles (см. АР № 19, 1995), сподвигнул корпорацию Би-Би-Си на выпуск целой серии аналогичных пластинок, посвященных творчеству других знаменитых ансамблей, которые в разное время выступали на этой радиостанции. Вот, в частности, эфирные записи популярного квинтета под управлением Манфреда Манна, сделанные в 1964—1966 годах.
Пластинка позволяет слушателю составить неплохое представление о том, какую музыку исполнял Манфред Манн до того, как в начале семидесятых был основан его знаменитый Earth Band. Эта причудливая смесь бита и ритм-энд-блюза с элементами так называемого «свободного джаза» (free jazz) предстает здесь совершенно свободной от студийных «подчисток»; официально своих концертных записей Манфред Манн в те времена старался не выпускать, так что предлагаемые «радиоконцерты» — практически единственная возможность ознакомиться с тем, как группа звучала «вживую». Основное отличие представленных фонограмм от общеизвестных студийных версий — более чем заметное присутствие на переднем плане духовых инструментов там, где изначально их не было: в середине шестидесятых джаз полагали музыкой устаревшей, отжившей, духовые инструменты соответственно считались «стариковскими», и ни один находящийся в здравом уме студийный продюсер не допустил бы «дудки» на фонограмму ансамбля, который претендует на звание современного (и тем более модного). А Манфред Манн свою карьеру начинал именно как джазмен, — пусть не «духовик», а клавишник, — и никакой «аллергии» к этой группе инструментов не испытывал, рассматривая их просто как еще одну «краску» в общей палитре звучания. Состав, который он создал и возглавил чуть позже, на излете шестидесятых, — Manfred Mann Chapter Three, — вообще имел целую духовую секцию.
Во всех прочих отношениях инструментальные партии выглядят вполне привычно. Здесь как раз есть и губная гармошка, — очень симпатичная притом, — и вибрафон, и электрогитара, и, разумеется, манфредовы клавишные. Наличие на пластинке немалого числа композиций, не издававшихся доселе нигде и никак, делает диск еще более ценным приобретением; в числе этих редкостей особого упоминания заслуживает композиция «Parchman Farm» (двенадцатый по счету трек), спетая вокалистом группы — на тот момент это был еще Пол Джонс — в сопровождении одной лишь губной гармошки: вещь очень лаконичная и выразительная.
Напоследок заметим, что в настоящее время М. Манн и его команда Manfred Mann Earth Band в значительно обновленном составе находятся в гастрольном турне. Двойной концертный альбом, записанный именно этим составом музыкантов, вышел в свет совсем недавно; при случае мы обязательно познакомим с ним наших читателей.

РАЗНЫЕ ИСПОЛНИТЕЛИ
«Ambient Systems
Limited Edition»
Instinct Records — 1999


ambiendА этот сборник адресован любителям музыки современной. Сюда вошли композиции, ранее выходившие на четырех сборных пластинках серии «Ambient Systems», а также и те, которые ни на одну из указанных пластинок почему-либо не попали. Учитывая, что Instinct — «лэйбл» малотиражный и не шибко известный, найти этот материал где-либо в другом месте довольно-таки проблематично. К тому же предлагаемый компакт выпущен ограниченной серией, всего в две с половиной тысячи экземпляров, — что автоматически переводит его в разряд коллекционных редкостей. Экземпляры для пущей важности аккуратно пронумерованы; тот, что достался нам, имеет индивидуальный номер 000045.
Музыка в стиле эмбиент может нравиться, может не нравиться, — но вовсе не считаться с ее существованием в наши дни уже невозможно. Качественный «выпуклый» стереозвук, широчайший диапазон используемых спецэффектов, «настроенческие» гармонии — все это в полной мере присутствует в работах таких мастеров эмбиента, как Дэн Абрамс (проект Shuttle358), Дитрих Шёнеманн или Джон Селлуэй, представленных на предлагаемом сборнике. Открывает пластинку 8-минутная композиция Тэйлора Дюпре под названием «Gensec» (произносится: «генсек»), а венчает фонограмму записанный еще в 1993 году опус Р. Уайта «Wind» («Ветер»). Между этими двумя вехами — целый час самой современной музыки: Futique, Klip, Drum Komputer, The Fantastic Four... есть из чего выбрать.


IAN ANDERSON
«The Secret
Language Of Birds»
Varese Sarabande/Fuel 2000 Records — 2000


ianСольный диск Й. Андерсона был нам обещан минувшей осенью, когда в свет вышла очередная новая пластинка группы Jethro Tull (см. AP № 20, 1999). Заглавная композиция с будущего релиза была даже поставлена на тот диск в виде «спрятанного» бонус-трека. Укажем сразу, что «спрятанные» треки есть и здесь, — целых два, — но они не предвосхищают собой какой-то грядущей новинки, а, напротив, являются как бы отсылкой в прошлое: один из них позаимствован с предыдущей сольной работы Андерсона «Divinities: Twelve Dances With God» (см. АР № 18, 1995), а второй — просто-напросто акустическая версия стародавнего хита «Thick As A Brick».
Начиная с середины семидесятых годов любой альбом группы Jethro Tull можно в какой-то степени считать сольным проектом фронтмэна группы Й. Андерсона, к участию в котором он привлекает музыкантов по собственному выбору и усмотрению; получившемуся составу автоматически присваивается название Jethro Tull. Благодаря такому подходу к проблеме штатов полный состав команды разросся ныне до полутора десятков человек; многие из них участвовали также и в записи тех пластинок, которые Андерсон выпускал под собственным именем. Вот и на предлагаемом диске мы слышим таких исполнителей, как гитарист Мартин Барр или клавишник Эндрю Гиддингс. С музыкальной же точки зрения сольный Андерсон чуточку посерьезнее, чем Jethro Tull, и больше внимания уделяет инструментовкам: если на пластинках группы другие музыканты имеют хоть какую-то степень свободы, то на пластинках Андерсона они поставлены в жесткие рамки, — «вот здесь играть, вот тут не играть, а вот отсюда опять играть». Сольный диск, не без назидательности указывает Андерсон, — это своего рода персональный документ, и ему надлежит быть «свободным от влияния тенденций, привносимых другими членами группы... не исключая и меня самого как одного из членов группы». Един в двух лицах, однако!
Обучение «таинственному языку птиц», обещанное в названии диска и в открывающей его заглавной композиции, действительно начинается с прослушивания фонограммы птичьих голосов. Но по ходу дела перед слушателем помимо певчих пташек возникают многие другие персонажи и образы. Сверчки и собаки с острова Монсеррат; водонос, торгующий живительной влагою; ржавый сухогруз под панамским флагом, приглашающий в романтическое путешествие; жасминовый коридор, в котором так славно сказать друг другу последнее «прощай»... и, наконец, медведь по имени Борис, до упаду отплясывающий твист на Красной площади. (В списке лиц, удостоенных особой благодарности автора, наряду с Джоном Констеблем и вдовствующим принцем Уэльским упоминается также и Борис Ельцин; к чему бы это?..) Трехминутная инструментальная пьеса под названием «Boris Dancing» — на самом деле никакой не твист и даже не стилизация в духе «а ля рюсс»: просто очень милый мотивчик, исполненный на флейте и аккордеоне под аккомпанемент электрогитары и перкуссии. Впрочем, примерно то же самое можно сказать и о другом инструментальном треке, попавшем на диск, — «Stormont Shuffle».
Свой сольный альбом Й. Андерсон записывал урывками, во время «окон», изредка образовывавшихся в гастрольных поездках года полтора назад, — и лишь 7 марта текущего года выпустил его в свет. Гастрольный тур группы Jethro Tull тем временем продолжается: так, в мае группа посетит ряд городов Восточной Европы, — намечены выступления в Варшаве и во Вроцлаве, в Остраве и в Братиславе, даже в Загребе и в Любляне... Мы — опять мимо. Как всегда.

А. ХРИСАНФОВ

Справка АР. Компакт-диски предоставлены магазином «Пурпурный Легион». Адрес магазина: Москва, Центр, ул. Новокузнецкая, д. 1, тел.: (095) 953-46-92, 953-46-89.

АВТОРЕВЮ № 7
[главная страница] [тесты] [полезные ссылки] [где купить автомобиль?]
[что вас еще интересует?] [конференции] [рекламодателям] [архив]
© Авторевю 2000
Color