МУЗЫКА В ПУТИ
Что новенького на CD?

THE BEATLES
«Yellow Submarine: Songtrack»
Apple/Capitol — 1999

К тридцатилетнему юбилею экранного дебюта эпохальный битловский мультик отреставрировали с применением новейших технологий, восстановили заодно непостижимым образом «выпавший» из него в незапамятные времена кусок со знаменитым «Бульдогом» — и выпустили в продажу одновременно на DVD и на обыкновенных видеокассетах. А музыку к этой картине отцифровали, потом заново пересвели на ультрасовременном 6-канальном аппарате знаменитой студии Abbey Road, — с использованием сорока восьми дорожек взамен прежних четырех, — и опять же выпустили. Отдельнымкомпактом. Вот он, переднами.
В качестве витрины для демонстрации передовых достижений технологии звукозаписи конца ХХ столетия пластинка — выше всяческих похвал. Самая малозаметная нотка, самый слабый звуковой эффектик, которые на аналоговом виниле и даже на ранних CD-переизданиях сливались в невнятный «общий фон», теперь до нестерпимого блеска вычищены «в цифре» и выложены отдельно, поодаль друг от друга, доступные всеобщему обозрению и любованию; прекрасно выполненное стереоразделение создает «эффект присутствия», на аппаратуре конца шестидесятых недостижимый принципиально; уровень соотношения «сигнал/шум»... Впрочем, все это технология. А что же музыка?
А музыка все та же. Нестареющая. Битловская. Разных периодов деятельности легендарного ансамбля, — ведь на пластинку втиснули решительно все песни, которые так или иначе прозвучали в фильме: хоть маленьким фрагментом, как «Think For Yourself» (1966), хоть началом без продолжения, как «Baby You’re A Rich Man» или «With A Little Help From My Friends» (обе — 1967)... Для полноты картины недостает разве что «She Loves You» (1963), коль скоро она цитируется в финале «All You Need Is Love». При этом песни постарались разместить на диске более или менее в том порядке, в котором они звучат в кинокартине, — и вот тут-то начинаются вопросы. Раз по хронологии, по драматургии, вышеупомянутому «Бульдогу» надлежит быть в самом конце, — чего ради он тогда стоит вторым, уступив свою законную позицию песне «Nowhere Man», которой, напротив, место по фильму где-то ближе к середине? Как получилось, что «Lucy In The Sky With Diamonds» опередила «When I’m Sixty-Four»? И, если уж на то пошло, эпический финальный номер Джорджа Харрисона «It’s All Too Much» в фильме значительно короче, нежели на диске, да и текст имеет несколько другой, — отчего же было не поставить на CD именно эту версию, которая к тому же ни разу напластинках не издавалась, взамен общепринятой «длинной»? Совершенно непонятно.
Напоследок вот еще что. Пятнадцать треков альбома звучат сорок пять минут с маленьким «хвостиком», — то есть никак не дольше любой другой битловской пластинки. Свободного места на компакте остается, таким образом, предостаточно, чтобы туда можно было поместить все те оркестровые пьесы Джорджа Мартина, что на обычном диске «Yellow Submarine» занимают всю его оборотную сторону целиком. Почему этого не было сделано, — остается только гадать, но на диск вошли одни лишь песни, звучавшие в киноленте: отсюда и определение «songtrack» («песенная дорожка») вместо привычного «soundtrack» («звуковая дорожка»)... Может быть, данный недочет соберутся исправить еще лет через десять, — к сорокалетнему юбилею фильма, например, — а до тех пор придется всякому правоверному битломану держать у себя в коллекции оба диска «Yellow Submarine»: и старый, и новый.

РАЗНЫЕ
ИСПОЛНИТЕЛИ
«The Other Side Of Pink:
A Tribute To Pink Floyd»
Сleopatra — 1999

Одно «музыкальное приношение» группе Pink Floyd к нам как-то раз уже попадало, — см. АР № 21, 1996. Но то был диск фирмы Magna Carta, и исполнители, на нем задействованные, по большей части были так или иначе связаны именно с этой фирмой грамзаписи. А здесь перед нами изделие конкурирующего «лэйбла», — стало быть, и люди участвуют совсем другие, и работают они иначе, и музыку Pink Floyd видят под несколько другим углом.
Если тот давний трибьют был задуман и построен как «еще одна перспектива Обратной Стороны Луны», — а потому всецело основывался именно на эпохальной работе «Dark Side Of The Moon», — то на данной пластинке спектр представленных работ группы Pink Floyd куда шире. Представлены как композиции самого раннего, «барретовского», периода, так и вещи с пластинок семидесятых-восьмидесятых годов, — причем первых заметно больше, чем вторых, — а с вышеупомянутого эпохального «Dark Side...» позаимствован один-единственный трек, и к тому же в достаточной мере «проходной»: это инструментальная вставка «On The Run», не без изобретательности поданная канадским составом D.I.N. как танцевальный номер в стиле «драм-н-бас».
Вообще, нельзя не отметить, что предлагаемый трибьют отличается куда более свободными трактовками исходного материала, чем то обычно бывает. С другой стороны, ранний Pink Floyd к такому «плюрализму мнений» располагает как никакая другая группа: экспериментальная природа их тогдашней музыки предоставляет весьма широкие возможности для самых разных ее интерпретаций. Не столь хорошо поддаются подобного рода обработкам произведения более позднего периода. Например, хитовая «Another Brick In The Wall Part 2» в исполнении группы Controlled Bleeding выглядит так, словно ее запись воспроизводится на пониженной скорости; не менее известная баллада «Pigs On The Wing» в аранжировке команды Chrome как будто спета под акустическую гитару не в нормальный студийный микрофон, а в поганый угольный от раскуроченного уличного таксофона; «Learning To Fly» в версии датского коллектива под названием Leaether Strip исполнена монотонным и замогильным шепотом на фоне тяжеленно-мрачноватых (да к тому же еще и грязноватых) риффов, ничего общего с оригинальной версией аккомпанемента не имеющих... Ну что же: и такое прочтение музыки Pink Floyd, оказывается, возможно.
С названием диска тоже какая-то путаница. На футляре и на вкладыше значится «The Other Side Of Pink», а на самом компакте тем же цветом и тем же шрифтом проставлено: «A Saucerful Of Pink»... Как же все-таки пластинка называется на самом деле?

TOM FOGERTY
«The Very Best Of Tom Fogerty»
Fantasy/Varese Vintage — 1999

Антология творчества американского певца и гитариста, старшего брата знаменитого Джона Фогерти и его соратника по группе Creedence Clearwater Revival, охватывает всю его деятельность за период с момента распада этой группы и до самой безвременной кончины, постигшей музыканта в 1990 году на сорок девятом году жизни. Сольных пластинок у Тома Фогерти вышло в общей сложности шесть, — и все они в той или иной мере здесь представлены. А если учесть, что в его сольных проектах принимали участие такие люди, как Джерри Гарсия (Grateful Dead) и Билли Манди (Mothers Of Invention), а также Даг Клиффорд и Стью Кук (оба — Creedence Clearwater Revival, ритм-секция в полном составе), то картина получится, скажем так, небезынтересная.
Как известно, распад Creedence начался именно с того, что из группы ушел Том, — тяготившийся отведенной ему скромной ролью ритм-гитариста и бэк-вокалиста при своем все более «центровом» (англ. «centerfield») младшем братце. Между тем изначально фронтмэном считался именно старший Фогерти: в 1961 году группа, впоследствии переименованная в Creedence Clearwater Revival, прямо так и называлась — Tommy Fogerty & The Blue Velvets. Должно было пройти немало времени, прежде чем оборотистый не по годам младший брат наконец оттеснил старшего — с его немалым опытом и творческим потенциалом —навторойплан.
Сольные работы Тома Фогерти во многом напоминают то, что он делал во времена Creedence. Особенно это касается композиции «Joyful Resurrection» с его третьей долгоиграющей пластинки (на предлагаемом диске она стоит восьмой по счету), которая не только записана с участием ритм-секции Creedence, но еще и выдержана всецело в характерной для этого состава стилистике, — вплоть до вокальной манеры. Три четверти группы звучат здесь практически точно так же, как вся группа целиком: нетрудно и спутать. А венчает фонограмму проникновенная отходная по шестидесятым, которую Том Фогерти написал совместно с давним своим сподвижником Рэнди Ода и которая вышла на виниле только в 1992 году, спустя два года после его смерти. «Порой мне кажется, что в 60-х нам жилось лучше, чем сейчас, — поется в ней, — тогда мы все были вместе и все друг друга понимали... Да, я знаю, что никому из нас не дано вернуться в прошлое, — но и забывать его нам бы тоже не следовало никогда».
Будем помнить.

LORD BELIAL
«The Unholy Crusade»
Metal Blade/No Fashion — 1999

Шведский квартет под таким зловещим названием (Велиал, как известно, — одно из имен дьявола) работает в стиле «блэк-металл» с 1992 года и выпустил уже три пластинки, считая с этой. Музыканты даже не называют своих настоящих имен, предпочитая скрываться за псевдонимами типа Bloodlord, Dark или Sin (соответственно «Кровавый лорд», «Мрак» и «Грех»), — и, сообразно выбранному «сатанинскому» имиджу, святотатствуют и богохульствуют по полной программе, широким фронтом выступая против всех существующих на данный момент в мире конфессий разом.
Смысл песен скандинавских «воинов армагеддона» сводится к немудрящей формуле из народных сказок: «мой меч — твоя голова с плеч». Неважно, кто перед тобою, — человек ли смертный, ангел небесный или пусть даже сам Бог: бей, разрушай, рази, круши, словом, «мочи в сортире», и да здравствует хаос! Возможность получить от кого-либо из атакуемых сдачи даже не рассматривается, она отметается с порога; ужасные картины вселенского месилова вокалист группы расписывает в самых мрачных красках и в самых отвратительных подробностях, временами сбиваясь то на староанглийский, то на звучную латынь: «Divide et impera omnia quae exsistmant nostra sunt Satanus protectus...» Сам по себе вокал тоже самый что ни на есть сатанинский, — это, собственно говоря, нечленораздельный рев: чтобы понять хоть слово, придется заглянуть в буклет. Аккомпанемент балансирует где-то на узкой границе между блэк- и дэт-металлом: плотный вал звука непрерывно давит на барабанные перепонки, бешеный ритм ударных не дает расслабиться ни на минуту, и даже редкие вкрапления женского бэк-вокала бессильны хоть сколько-нибудь скрасить волнами накатывающий на слушателя черный мрак.
Наверное, жизнь наша кому-то кажется чересчур светлой и безоблачной. Стремлением добавить в пресное бытие перчику порождены на свет и фильмы ужасов, и «экстремальные» виды спорта, и подобного же толка музыкально-«металлические» экзерсисы. Спел песенку-другую о горах трупов да о всеобщем разрушении, — глядишь, и адреналину в крови побольше станет... Так что появление в давно не воевавшей Швеции злобных и боевитых «чертопоклонников» вполне закономерно: они выплескивают своей музыкой долго сдерживаемую ярость на головы тех, кто в силу разных обстоятельств не смог овладеть искусством извлечения из гитары скрежещущих звуков. Социологи на свой наукообразный лад именуют сей процесс «канализацией агрессии»: мол, чем бы дитя не тешилось, лишь бы на основы того самого пресного да безоблачного бытия не покушалось... Для них дэт-, блэк- и всякий прочий «металл» — не столько музыка, сколько «последний клапан» для стравливания избыточного давления, которое время от времени накапливается в обществе. Ну и пусть их. Музыка, она ведь всегда в первую очередь музыка, и лишь во вторую — все остальное-прочее. И всяк волен черпать из нее по своему вкусу и желанию.

А.ХРИСАHФОВ

Спpавка АР. Компакт-диcки пpедоcтавлены магазином «Пуpпуpный Легион». Адpеc магазина: Моcква, Центp, ул. Hовокузнецкая, д. 1, тел.: (095) 953-46-52, 953-46-89.

АВТОРЕВЮ № 6
[главная страница] [тесты] [полезные ссылки] [где купитьавтомобиль?]
[что вас еще интересует?] [конференции] [рекламодателям] [архив]
© Авторевю 2000
Color