ДЕТСКИЙ ТРЕНЕР
(журнал в журнале)


НАЗАД

СОДЕРЖАНИЕ



МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ ПО УКРЕПЛЕНИЮ КОЛЕННОГО СУСТАВА В АКРОБАТИЧЕСКОМ РОК-Н-РОЛЛЕ

Кандидат технических наук, доцент, тренер акробатического рок-н-ролла Р.Ю. Царев
Красноярский государственный технический университет, Красноярск

Тренер акробатического рок-н-ролла, балетмейстер-постановщик 
современной хореографии
О.В. Колосова
Кемеровский государственный университет культуры и искусств, Красноярск

Акробатический рок-н-ролл - молодой вид спорта, уверенно развивающийся в Российской Федерации. За почти двадцатилетний период своего существования в нашей стране он охватил не только центральную Россию, но и регионы, привлекая к себе все новых тренеров и спортсменов [1].

Популярность данного вида спорта обусловлена в первую очередь его зрелищностью. Сочетая в себе спорт и танец, рок-н-ролл завораживает зрителя своей динамикой и выразительностью.

Одной из особенностей акробатического рок-н-ролла является его подверженность в определенной степени моде. Так, оди н из наиболее ярких компонентов танцевальных программ акробатического рок-н-ролла - быстрые, высокие броски ногами. Еще десять лет назад броски выполнялись под углом 45? и были направлены в пол [4]. Разумеется, по мере усложнения техники исполнения бросков возрастает и нагрузка на коленные суставы и связки. Следовательно, увеличивается и опасность получить травму.

Развитие акробатического рок-н-ролла требует создания единой методологической базы, предполагающей в том числе и профилактические средства снижения травмоопасности и укрепления мышц, суставов и связок. Для снижения риска получения травмы коленного сустава предлагается методика выполнения комплекса укрепляющих упражнений.

Динамика основного хода рок-н-ролла. Один из четырех критериев оценки танцевальной программы акробатического рок-н-ролла - техника движений ногами. При этом оцениваются музыкальность техники движений, качество исполнения и разнообразие [2].

Высокое качество исполнения основного хода подразумевает высокий уровень техники выполнения бросков ногами. Характер двигательных действий диктуется темпо-ритмовыми элементами музыки [5]. Броски в рок-н-ролле выполняются с большой четкостью и резкостью. Это обусловлено темпом музыкального сопровождения - 45-52 такта в минуту, которому должна соответствовать скорость бросков.

При выполнении бросков, или киков (от англ. "kick" - пинок), нога сгибается в колене и поднимается вверх на угол не менее 90?, затем производится хлесткий бросок и такой же резкий возврат голени (см. рисунок). Бедро на этой фазе выполнения кика не должно менять своего положения. На завершающей фазе рабочая нога опускается на полупалец. На протяжении всего выполнения броска необходимо следить за тем, чтобы:

1) носок рабочей ноги был всегда натянут;

2) колено опорной ноги было затянуто, выполнение этого требования необходимо как по технике исполнения, так и во избежание повреждения связок.

Движение голенью при выполнении кика

Коленный сустав относится к числу наиболее травмируемых. Помимо однократного воздействия повреждающего фактора (падение и т.п.) существует риск повреждения в результате функциональных перегрузок [3]. Этому способствует недостаточная физическая подготовленность спортсмена, а также неправильное исполнение элементов. Риск увеличивается благодаря тому, что при повторяющихся повреждениях, даже незначительных, организм не успевает восстанавливаться.

Таким образом, от проведения мероприятий по укреплению коленного сустава зависит не только правильность исполнения киков в акробатическом рок-н-ролле, но и здоровье спортсмена.

Комплекс упражнений, направленных на укрепление коленного сустава

1. Легкая, небыстрая пробежка. Данное упражнение позволяет подготовить организм, и в частности сердечно-сосудистую систему, к дальнейшим физическим нагрузкам. Его цель - не развитие выносливости и силы, а укрепление коленного сустава, в связи с чем темп выполнения должен быть небыстрым, пробежка - выполняться легко.

2. Приседания. Приседания должны быть неглубокими, в полуприсед, выполняться в небыстром темпе. Выполнение упражнения происходит без дополнительных нагрузок. Рекомендуются следующие вариации исполнения упражнения:

а) ноги вместе, стопы параллельны друг другу. Приседания выполняются без отрыва пяток, с сохранением прямой спины. При приседании колени находятся строго над стопами. Необходимо следить, чтобы не происходило сворачивания коленей внутрь;

б) ноги на ширине плеч, стопы параллельны друг другу. Техника выполнения упражнения аналогична предыдущей;

в) ноги шире плеч, стопы параллельны друг другу. При приседании колени сводятся внутрь до соприкосновения друг с другом. И обратное упражнение - колени разводятся наружу. Стопы не меняют положения. Спина должна сохранять вертикальное положение. Помимо коленного сустава данное упражнение развивает эластичность сухожилий голеностопа [6].

3. Вращательные упражнения. Одно из основных упражнений на укрепление коленного сустава - вращательные движения. Упражнения данного типа используются в горнолыжном, парашютном спорте, применимы они и в акробатическом рок-н-ролле:

а) выпрямленные ноги вместе. Во вращательных движениях участвуют только колени, слегка сгибаясь при движении и выпрямляясь при возврате в исходное положение. Корпус не меняет своего положения в течение всего упражнения. Вращения выполняются по часовой и против часовой стрелки;

б) ноги на ширине плеч, вращения выполняются обеими ногами по часовой и против часовой стрелки. Колени сохраняют параллельное положение относительно друг друга на протяжении всего упражнения.

в) ноги несколько шире, чем на ширине плеч, вращения выполняются в противоположных направлениях: внутрь и наружу.

4. Вращения на весу. При выполнении данного упражнения необходимо "затянуть" колено опорной ноги, что позволит сохранить равновесие. Поднять рабочую ногу на угол 90?, согнув ее в колене, и выполнять вращательные движения голенью от колена по часовой и против часовой стрелки. При этом необходимо сохранять положение бедра этой ноги неподвижным.

Порядок и время выполнения укрепляющих упражнений на занятиях по акробатическому рок-н-роллу. Приведенный комплекс укрепляющих упражнений интегрирован в общую систему разминки юных спортсменов и их подготовки к специализированным упражнениям акробатического рок-н-ролла. Укрепляющие упражнения выделены отдельно лишь в дидактических целях, в рамках занятий по рок-н-роллу они перемежаются с упражнениями прочей направленности.

Предлагается начинать тренировку с легкой, небыстрой пробежки. Рекомендуемое время выполнения - 2-3 мин с изменением темпо-ритма и чередованием с ходьбой. Постепенно следует переходить к разминочным упражнениям, выполняемым во время продвижения: добавлять работу руками и корпусом.

После пробежки выполняются упражнения на месте - легкие подпрыгивания и приседания. Выполнение всех вариаций последнего упражнения во время одной тренировки не является обязательным требованием, достаточно провести 1-2 разных вида приседаний. Количество приседаний не должно быть большим, оптимальный объем - 8-10 приседаний.

Логичным будет переход от приседаний к вращательным упражнениям. Здесь также можно выбрать 1-2 вариации вращательных упражнений, также в небольшом объеме - 5-10 вращательных движений.

Следующий этап - выполнение вращательных упражнений на весу. Количество вращений - 5-10. Кроме описанных выше вращений голенью следует также добавить вращения стопами.

Общее время выполнения предлагаемого комплекса упражнений не должно превышать 10-15 мин. В процессе разминки необходимо уделить внимание и проработке мышц шеи, рук, верхней и нижней частей корпуса. На заключительном этапе выполняется специальная разминка акробатического рок-н-ролла: пружинки, поджимы и т.д.

Результаты внедрения методики в тренировочный процесс. Предлагаемая методика применялась на тренировках по акробатическому рок-н-роллу. В исследованиях принимали участие 10 молодых спортсменов, из них 3 начинающих, 3 продолжающих занятия и 4 призеров Кубков Сибири 2004-2005 гг. и Чемпионата Сибири 2005 г. Методика применялась в течение учебного года. В результате ее реализации как во время тренировок, так и на соревнованиях не было зафиксировано ни одной травмы коленного сустава, в то время как до применения предложенной методики травмы были.

Таким образом, можно заключить, что выполнение упражнений, укрепляющих коленный сустав, на занятиях по акробатическому рок-н-роллу согласно предложенной методике позволяет исключить травмы как в периоде тренировки, так и на выступлениях. Благодаря этой методике появляется также потенциал для дальнейшего совершенствования техники движений ногами спортсменов акробатического рок-н-ролла.

Литература

1. Амелин А.В. Ростовский рок-н-ролл в XXI веке / А.В. Амелин. Ростов-на-Дону. 2002. - 21 с.

2. Амелин А.В. Все о рок-н-ролле / А.В. Амелин. - Томск: Май, 2003. - 25 с.

3. Беллер Л.А. Травмы мягких тканей / Л.А. Беллер. Consilium provisorum. 2001. Т. 1, № 6.

4. Диниц Е.В. Джазовые танцы. - М.: изд-во АСТ, 2002. - 62 с.

5. Назаренко Л.Д. Средства и методы развития двигательных координаций. Теория и практика физической культуры, 2003. - 259 с.

6. Хавилер Дж.С. Тело танцора. Медицинский взгляд на танцы и тренировки. - М.: изд-во "Новое слово", 2004. -111 с.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!