УДК 796.011

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОБЛЕМЫ ОПТИМАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ В ТРЕНИРОВОЧНО-СОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СПОРТСМЕНОВ-ВЕЛОСИПЕДИСТОВ

КОВЫЛИН Максим Михайлович

Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва

Проректор по развитию университетского комплекса, заведующий кафедрой теории и методики велосипедного спорта, кандидат педагогических наук, доцент, заслуженный тренер России, тренер высшей категории. Председатель комиссии по развитию студенческого спорта Федерации велосипедного спорта России

Тел. +7-903-155-98-68, e-mail: kmm-74@mail.ru

Ключевые слова: оптимальное управление, консервативная стабилизация, искусственная среда, принцип естественности.

Аннотация. Автор рассматривает две интерпретации диалектического подхода к решению проблемы консервативной стабилизации двигательных навыков.

DIALECTICAL APPROACH TO THE PROBLEM OF OPTIMAL CONTROL OF MOTOR ACTIONS IN A TRAINING-COMPETITIVE PROCESS ATHLETES CYCLISTS

KOVYLIN Maxim
Russian State University of Physical Culture, Sport, Youth and Tourism (GTSOLIFK), Moscow
Vice Rector for Development of the university complex, the head of the theory and methodology of cycling, PhD, Associate Professor, Honored coach of Russia, the coach of the highest category. Chairman of the Commission on the development of university sports Russian Cycling Federation
Tel.+7-903-155-98-68, e-mail: kmm-74@mail.ru

Keywords: optimal management, conservative stabilization, the built environment, the principle of naturalness.

Abstract. In this article the author examines two interpretations of the dialectical approach to the problem of stabilization of the conservative movement skills.

Управление формированием и совершенствованием двигательных действий в искусственной среде: биомеханический подход. Проблема поиска и разработки если не системы, то хотя бы принципов оптимального управления совершенствованием двигательных действий, очевидно, оформилась параллельно и в связи с возникновением первых комплексов таких действий, объединенных общим замыслом целенаправленной человеческой деятельности. То или иное решение указанной проблемы стало осмыслением, саморефлексией со стороны осуществляющей эту деятельность личности. Тем не менее проблема оптимизации управления в области развития двигательной активности остается актуальной по сей день. Такому положению вещей должно быть разумное объяснение. Естественно, оно имеется, причем не одно. Например, Г.И. Попов объясняет рассматриваемую проблему в спорте наличием ряда противоречий в формировании и совершенствовании движений [3]:

- наработанный под определенный спортивный результат двигательный навык ориентирует на стабилизацию функциональной системы, моторной программы и тем самым препятствует дальнейшему повышению спортивного результата;

- обучение, построенное на формальном подражании, мешает разглядеть связь формы с содержанием движения и связь упражнения с координацией мышечных групп, тем самым препятствуя развитию прогрессивной обучающей методики, кроме методики упрощения и расчленения сложного двигательного задания на составляющие его элементы;

- наивысшая вероятность формирования рациональной мышечной координации возможна лишь в условиях отсутствия внешних помех, но нацеленное на увеличение результативности повышение интенсивности движения неизбежно приведет к увеличению таких помех из-за нарушений межмышечной координации, нарастания физиологических и физических дисфункций;

- движение, формируемое при низком уровне развития физических качеств, неэффективно, так как закрепляет и стабилизирует заниженную результативность [3, с. 306-307].

Выход из указанных противоречивых обстоятельств традиционная методика, по мнению Попова, знала только один. Он состоял "в постоянном многоэтапном переучивании, в применении специальных средств, препятствующих закреплению навыка". В противном случае любая попытка улучшить результат путем повышения нагрузки и ужесточения тренировочного режима в целях противостояния "сбивающим воздействиям утомления" неминуемо приводила к упрощению "всех технических компонентов осваиваемых двигательных навыков" с отрицательным эффектом стабилизации упрощенных результатов [3, с. 307].

В последнем выводе автор, на наш взгляд, даже несколько излишне оптимистичен, так как говорит лишь о стабилизации, не видя перспективного регресса, основанного на перманентом упрощении. Остановка в восходящем движении - это покой лишь при условии сохранения всех факторов неустойчивого равновесия, во всех их полноте и качественно-количественном соотношении. В реальности достичь подобного равновесия практически невозможно, поэтому и покой здесь - временный, неизбежно сменяющийся энтропийной деградацией. Прекращающаяся развиваться система начинает терять энергию, упрощать свою организацию и неуклонно катится к формальному и содержательному развоплощению.

Конечно, спорту как социальной системе гибель от действия физического закона нарастания энтропии не угрожает. Уж слишком явный редукционизм содержался бы в подобной физической экстраполяции. Однако падение качественного уровня по причине использования упомянутой выше традиционно применяемой отсталой технологии явно имеет место, о чем с горечью высказываются многие легендарные спортсмены и тренеры, например бывшие ректоры физкультурно-спортивных вузов В.М. Игуменов и В.В. Громыко.

Объясняется указанная регрессивная тенденция довольно просто: обученные по упрощенной технологии тренеры, не зная истинно сложного, воспринимают в качестве сложного более простое и упрощают, в свою очередь, уже упрощенное.

Скорее всего, Г.И. Попов прекрасно понимает причины и возможность застоя и деградации в спорте, однако выполняя другие задачи, не говорит о таких явлениях, которые возникают при смене нескольких поколений тренеров. Так или иначе, но предлагаемые им методологические изменения направлены на избавление от парадоксов стабилизации двигательного навыка и одновременно на противостояние регрессивным тенденциям. Суть этих изменений заключается в "отходе в планировании тренировочного процесса" от слишком прямолинейных педагогических рекомендаций и в акценте внимания "использовании" в процессе подготовки спортсменов диалектического метода". Эти меры, по его мнению, "должны способствовать переходу на более передовые позиции в управлении" спортивной подготовкой [3].

Свою версию применения диалектического метода Г.И. Попов реализует в имеющей теоретическое и практическое воплощение концепции искусственной управляющей среды. В этой концепции раскрывается диалектика внешнего и внутреннего, искусственного и естественного, части и целого, простого и сложного, причины и следствия. В ней же находит свое выражение диалектический принцип целостности, а отчасти и диалектический принцип системности.

Проблемой создания искусственной тренировочной среды путем моделирования и конструирования различного рода искусственных имитаторов, механизмов-посредников, усилителей фрагментов или целостной практики тренировочно-соревновательного процесса занимались и занимаются многие ученые. Постоянно появляются новые и новые виды тренажеров, специального оборудования, снаряжения, покрытия, отягощения. Усложняются, рационализируются экспериментальные установки, испытательные стенды. У каждого из них в той или иной области и степени есть свои сильные и слабые стороны. Но главной слабостью большинства вариантов искусственной среды выступает неизбежное рассогласование между двигательным навыком, закрепленным в более или менее искусственных условиях, и его практическим прототипом в спортивной реальности; между искусственно простимулированной мышцей (мышечной группой) и другими мышечными блоками, не испытавшими подобного воздействия; между силовой и ритмически-скоростной составляющими двигательного навыка.

Чтобы нейтрализовать указанную слабость искусственных тренинговых сред, Г.И. Попов предлагает следующее:

- за счет специально организованных условий внешней среды помочь спортсмену выйти на повышенные режимы выполнения упражнения, "дать спортсмену энергетические, силовые и координационные добавки, которые необходимы для компенсации недостающих естественных сил и функциональных возможностей тренирующегося" [3, с. 309];

- тем самым не просто осуществлять функцию детерминации избирательно направляемых изменений определенных характеристик технических рисунков движений, а формировать, ни много ни мало, "новую моторную программу", соответствующую "выполнению упражнения с повышенным или рекордным результатом". Такой поход, по убеждению исследователя, открывает практическую возможность "говорить об искусственно управляющей среде не только как комплексном факторе совершенствования самой двигательной функции, но и деятельности обеспечивающих ее функциональных систем" [3];

- приоритетно "работать" с величиной силы тяжести, постоянной воздействия гравитационного поля, стабильность которой выступает фактором ограничения двигательных максимумов и, соответственно, верхних пределов их результативности.

С этой целью применяемые локальные отягощения (сообразно с технической структурой данного упражнения) закрепляются на центрах масс основных "звеньев тела" (мышечных блоков) таким образом, чтобы, во-первых, обеспечить максимально возможную свободу движений, во-вторых, не искажать межмышечную координацию, в-третьих, не превышать общую массу отягощений более чем до 6-8 % от массы тела спортсмена;

- обеспечить приоритетность "задачи по формированию ритмо-скоростных компонентов двигательного навыка" с последующим "подтягиванием" силового компонента двигательного навыка до требуемых значений. Обратная последовательность рассматривается как тупиковая, поскольку учитывается, "что силовая подготовка лишь до определенных пределов положительно влияет на быстроту движений" [3, с. 312-313].

Таким образом, в общем и целом Г.И. Попов предлагает внедрять экспериментальную искусственную управляющую среду, на наш взгляд, напоминающую силовой кокон, который подобно второй коже пропорционально мышечной структуре "обтягивает", покрывает тело спортсмена, внося в естественный план его движений лишь завышенные условия силы тяжести (гравитации), попутно стимулируя нужные мышцы и функциональные системы организма.

Кроме предложенного Поповым существуют и другие методолого-методические варианты разрешения проблемы "предотвращения консервативной стабилизации" двигательных навыков, например вариант введения "избыточности разнообразия" воздействия упражнений болгарского ученого М. Бычварова. Но в своем большинстве эти концепции - биомеханические. Они исходят из того, что без создания искусственной управляющей среды невозможно или крайне затруднительно достичь желаемого прогресса в деле существенного повышения функциональных и биомеханических двигательных уровней, максимумов.

В биомеханических вариантах решения интересующей нас проблемы совершенно закономерно проявляется некоторая методологическая ограниченность, связанная с локализацией внимания ученых именно на биомеханических технологиях. Во-первых, в процессе рассуждения о частичной или полной замене или искусственном подкреплении, усилении воздействия естественных условий на формирование и совершенствование двигательных навыков, из поля зрения подчас ускользает задача более рационального использования управляющих возможностей самой естественной среды. Во-вторых, как правило, игнорируется психофизический подход, который способен по-своему успешно формировать спортивно-педагогическую технологию. В-третьих, не используются более древние, чем современный спорт культурные телесные, двигательные методологии и методики, столь же традиционные, как метод подражания, но построенные на иных, не метафизических, а диалектических принципах. Речь идет о восточных психологических технологиях, до сих пор практически не используемых в современном спортивном процессе.

Управление формированием и совершенствованием двигательных комплексов в естественных условиях: психофизический подход. Итак, в поле нашего анализа попали: естественная среда формирования и совершенствования двигательных навыков, психологический подход к созданию спортивно-педагогической технологии, древние культурные телесные (двигательные) методики, а в довершение к ним - диалектическая методология.

Можно ли где-нибудь найти (или создать) продуктивный синтез всех вышеперечисленных моментов для использования в сфере физической культуры и спорта с целью решения проблемы "предотвращения консервативной стабилизации" двигательных навыков? Рискнем сразу же ответить на поставленный вопрос положительно, а затем постараемся привести доказательное объяснение столь оптимистичной позиции. Начнем с самого сложного, общего и абстрактного, а именно с диалектики.

На первый взгляд кажется, что применить в конкретной практике физкультурно-спортивной деятельности предельно всеобщие и абстрактные диалектические законы и принципы невозможно. По крайней мере, традиционная идеалистическая и материалистическая диалектика западного образца требует введения посредника, например в лице науки. Всеобщие законы и принципы, воплощаясь в общих, а затем в частных научных положениях, все больше и больше конкретизируются и через научную многопластовую операционализацию в конце концов достигают реальной, к примеру спортивно-педагогической, практики. Так, в основном принято считать в западной философии и науке. Однако существуют философские доктрины, которые рассуждают не о науке, а об искусстве конкретно-практической психофизической, телесно-двигательной интерпретации диалектических идей. Таковы даосские и чань (дзэн)-буддистские религиозно-философские доктрины, находящие все большее сочувствие, понимание, выражение в современной американо-европейской философии и науке, например в психологии.

Адепты даосской и дзэнской культуры проповедуют принцип естественного существования, веря, что только сохраняя естественность жизнедеятельности, поведения, можно постичь сущность мира, обрести характерную для нее вещественную энергетическую мощь. Причем они ищут эту мощь не вне себя, а в себе, разрабатывая психофизические технологии активизации скрытых телесных, биосоматических ресурсов, резервов быстроты, силы, выносливости. Базовой частью этих технологий выступает восточная диалектика, положения и принципы которой раскрываются непосредственно через двигательную активность. Даже если на первый взгляд для непосвященных все это выглядит как пропаганда пассивности и недеяния, в своей сущности эти учения чрезвычайно продуктивны именно как методолого-методические выходы на рекордные результаты и максимальные показатели в использовании двигательных навыков. Попробуем представить себе краткую развертку усредненной для указанных доктрин восточно-диалектической телесно-двигательной технологии применительно к сфере спорта.

Все проблемы, утверждает восточная диалектика, связанные с неадекватным функционированием человека в окружающей среде, вызваны его неверным самочувствованием, самоощущением. Эта неправильность и присущая ей дискомфортность рождены противопоставлением себя всему остальному, противоположностью "Я" и "не-Я". Будучи противопоставленным внешним обстоятельствам своей деятельности, человек воспринимает их как чужеродность, как помеху. Пытаясь преодолеть помеху, он борется с ней, отторгает ее, становясь заложником своего личностного замысла. Испытывая сложности в реализации своего замысла, достижении своей цели за счет отбрасываемой и, соответственно, непонимаемой общей ситуативной закономерности, человек испытывает различные деструктивные эмоции. Эмоции способствуют нейрофизиологической, а значит, и мышечно-двигательной дисфункции, дестабилизации. Дисфункция еще больше затрудняет функционирование и усиливает негативный характер противостояния личности и обстоятельств. Получается замкнутый круг, выход из которого, как уже отмечалось ранее, видится лишь в стереотипной процедуре идеального расчленения целостных обстоятельств на простейшие составляющие и в попытках найти средство эффективной борьбы с каждым элементом в отдельности. Вырабатывается обманчиво продуктивная, а по сути, иллюзорная технология. Несостоятельность этой технологии обнажится сразу же, как только человек попытается применить ее в естественных условиях, где в борьбе со сложной и непонятной целостностью он вновь столкнется со всей совокупностью внешних и внутренних помех. Что же делать? Остается искусственно изменить сами внешние обстоятельства, придать им характер понятного схематичного стереотипа. Создать искусственную или культурную деятельностную ситуацию, адаптированную под стереотипно упрощенные двигательные навыки. Таким образом создается искусственный (культурный) контур овеществленной, опредмеченной информации, позволяющей в строго ограниченных рамках использовать столь же искусственные в своем упрощенном и регламентированном виде навыки. Но естественный (даже максимально окультуренный) пласт деятельности невозможно полностью загнать в Регламент. Всегда остается люфт неучтенного, незапланированного, внезапного, непредсказуемого.

Если задуматься, то в сказанном легко распознать природу традиционной спортивной деятельности, спортивного Регламента и спортивной методики. Так же легко проследить вектор культурного развития или специализации видов спорта и увидеть бесперспективность попыток применения спортивных навыков в практике реальной жизнедеятельности.

Чем старше вид спорта, тем он специализированнее, следовательно, дальше от реальности, естественности практического существования. Получается, что не только традиционная методика устаревает, но и сам спорт эволюционирует и приспосабливается под методику консервативного упрощения двигательного навыка. Но не до конца. Определенная свобода естественности, недоступная стереотипу, остается. Именно в ней заключена вся прелесть, квинтэссенция привлекательности спорта. Именно она и требует прогрессивной психофизической методики и одновременно нуждается в ней.

Прогрессивной психофизической методикой, с точки зрения даосской и дзэнской методологии, в данном случае служит психогогический (имеется в виду применяемое для решения педагогических задач знание психических явлений и процессов) метод достижения истинного видения, незамутненного или прояснённого сознания. С целью прояснения зрения (сознания) последователями даосизма и приверженцами дзэн-буддизма была разработана целостная деятельностная, двигательная технология, в основе которой лежал отказ от противопоставления "Я" и "не-Я". Вместо противоположности субъекта и объекта предлагалось воспринимать и принимать ситуацию в целом, где человек и обстоятельства выступают взаимосвязанными элементами, частями единой и неделимой системы. Система как бы развивается по своим естественно разворачивающимся закономерностям, познать которые можно единственным способом - интуитивно сливаясь с ними, причем не умом, а биосоматической и психофизической целостностью, проще говоря, телом, воплотив, впитав их с помощью интуиции нейрофизиологической программы. Таким образом, закономерности не осознавались, а буквально создавались. Процесс активизации творческой интуиции, превращения ее в постоянно действующий фактор сопровождала и обеспечивала специальная активно-двигательная психофизическая процедура. Личность как бы растворялась в активном творческом деятельностном акте, становясь его неотъемлемой частью. Причем не только в настоящем, но и в прошлом и в будущем.

Адепты "чань" ("чань-на", школы медитации) достигали этого посредством опережающего результат интуитивного предвидения, даосские мастера - за счет воплощения диалектических мысле-образов.

Сливаясь с ситуацией своего действия, человек как бы "плыл по течению", выражал своим поведением общую динамику изменения целого, подчинял свою активность естественному ходу развития процесса. Неверное или недостаточно адекватное действие при этом исключалось. Например, стрелок из лука не мог промахнуться, выстрелить мимо мишени, ведь он, его лук, стрела и мишень были единым взаимосвязанным целым, одной неразделимой реальностью. Любые задачи переставали угрожать своей сложностью, воспринимались и ситуативно разрешались как простые.

Восточная интуитивно-диалектическая психофизическая технология совершенного двигательного действия может быть представлена совокупностью взаимосвязанных, вытекающих друг из друга психофизических образных состояний. Интересно, что эти состояния не рядоположены, а одновременны. Они присутствуют друг в друге подобно многослойной капусте или луку, что очень напоминает русскую игрушку - матрешку. Но для удобства освоения их можно условно расписать как последовательность ряда этапов.

Первое - этап вхождения в состояние "несознания". На основе максимально полного телесного расслабления, по дзэнской методике, внимание концентрируется на мысле-образе пустоты. Через идентификацию личности с пустотой гасятся мысли, чувства, эмоции. Сознание становится пустотным. Другой, уже даосской, методикой является процедура "отстраненности". Личность, "Я" как бы отстраняется сама от себя и созерцает себя со стороны. Дух воспаряет и извне, отстраненно, наблюдает за телом.

И в первом, и во втором методическом варианте целью указанных психофизических процедур выступает достижение и сохранение невозмутимости, спокойствия духа при расслабленном, лишенном закрепощенности теле. "Главное состоит в том, чтобы соблюдать спокойствие", - учат даосы [1, с. 124]. При этом решаются сразу две задачи. Во-первых, "То, что спокойно, легко сохранить" [1, с. 134]. Спокойная уверенность обеспечивает безусловную долговременную стабильность в воспроизведении двигательных навыков, гарантируя их максимальное качество, а значит, и результативность, гибкую вариабельность, чуткую адаптивность в условиях изменяющейся ситуации. "Кто содержит в себе совершенное дэ, тот похож на новорожденного... Кости у него мягкие, мышцы слабые, но он держит дао крепко... Он кричит весь день и гармоничен [1, с. 131].

Во-вторых, исключаются излишняя суетливость, ненужная поспешность и эмоциональная насыщенность, волевой произвол решений и действий. Бдительность не притупляется, ситуация контролируется, лишняя активность не выматывает, незначимые факторы не отвлекают и не утомляют. Ровно и мощно функционирует наработанная заранее нейрофизиологическая программа, отточенная двигательная моторика. "Умелый воин не бывает гневен" - считают даосы [1, с. 135]. "Те, кто, совершая дела, спешит достигнуть успеха, терпят неудачу", - добавляют они [1, с. 134].

Решение последней задачи знаменует собой наступление второго этапа - этапа уравновешивания, гармонизации с окружающей средой, этапа "победоносного недеяния". Ситуация (ее развертывание) определяет поведение человека. Человек действует не по своему произволу, а сообразно с закономерностью развития ситуативной целостности. Это по-восточному и означает "практиковать недеяние" [5, с. 280-283].

Чтобы научиться успешно осуществлять недеяние, а точнее, "деяние-через-недеяние", надлежит воплотить в жизнедеятельности третье состояние, выйти на этап "следования естественности". Именно так следует понимать призывы даосов вернуться к природному существованию, к естественному течению жизни [5, с. 257, 274].

Привычка следовать естественности рождает "естественную мудрость", интуитивное понимание истинной природы совершаемого и ложности, иллюзорности искусственных построений, основанных на неполном вербальном знании. Опора на полный набор форм человеческой коммуникации, а не только на "слова и писания", активизирует состояние (этап) естественного (полноценного, полнокровного, целостного) общения, информационного обмена. В указанном смысле следует трактовать даосские и чаньские высказывания типа "разбей свое знание"; "смотри прямо бессмысленным взором"; постиг тот, "кто не знает", близок к постижению тот, "кто забыл, что он знал"; "совершенен тот, кто умеет остановиться на том, что ему не известно" [5, с. 280, 279, 278, 258].

Все этапы - состояния ("несознания" и "отрешенности" - стабилизации навыка, "победоносного недеяния" - гармонизации со средой, "следования естественности" - развития интуитивной мудрости), будучи использованы в спортивной подготовке, открывают спортсменам путь к достижению безотносительного мастерства.

Такое мастерство означает относительное кондиционное завершение работы по накоплению соревновательного опыта, доведенного до уровня привычки, нормы жизни, когда силовые, скоростные, координационные, технические, тактические и иные навыки имеются в достатке, даже в избытке. Но практикуются эти навыки, раскрываются способности только по мере необходимости, ситуативно, что также приходит лишь со спортивной зрелостью.

Поэтому можно сделать следующий вывод: если биомеханический подход в основном удовлетворяется телесностью, физическим и физиологическим тренингом, то психофизический подход достигает своих целей через психику, через комплексное воспитание личности спортсмена.

В таком прочтении становится понятно, что указанные подходы не исключают друг друга и даже друг другу не противоречат, но имеют разное, неравноправное значение. Биомеханический тренинг прекрасно укладывается в систему рекордной тренировки двигательных навыков в составе психофизического воспитания как важная составная часть последнего. Кроме того, от психофизического технического мастерства открывается прямая дорога к тактическому совершенствованию, становящемуся следующим закономерным шагом по пути "следования естественности".

Подводя обобщающую итоговую черту под материалами, посвященными проблемному исследованию оптимального управления двигательными действиями в тренировочно-соревновательном процессе, целесообразно отметить, что диалектический подход к решению проблемы предотвращения консервативной стабилизации двигательных навыков, мешающей добиться устойчивого роста спортивных результатов, в частности, и в велоспорте, имеет две четко выраженные, взаимодополняющие интерпретации.

Первая - биомеханическая - связана с управлением совершенствованием двигательных действий и функциональных систем через создание искусственной управляющей среды, стимулирующей наработку новой моторной программы, ориентированной на приоритетное решение задачи формирования ритмо-скоростной компоненты двигательного навыка.

В качестве условий экспериментального внедрения той или иной искусственной управляющей среды (например, отягощений, закрепленных на центрах масс основных звеньев тела) в практике велоспорта должны выступать:

- сохранение максимально возможной свободы функционально существенных для велоспортивной деятельности движений;

- запрет на искажение естественной и важной для спортсмена-велосипедиста координации мышц-разгибателей и сгибателей спины, бедра, голени, стопы.

Вторая - психофизическая - интерпретация диалектического подхода к решению указанной выше проблемы основана на использовании восточной диалектики даосской и дзэн-буддистской культур, разрабатывающих психофизическую методологию и методику обретения максимально возможных телесно-физических, энергетических, двигательных результатов путем последовательного проведения в жизнь принципа естественного существования. Сходство доасской и дзэн-буддистской технологии личностного самоусовершенствования заключается в фундаментальном практическом учете всех, прежде всего невербальных, коммуникативных форм, позволяющих управлять мышечным каркасом тела и функциональными системами организма за счет достижения максимальной психической концентрации.

Концентрируясь на мыслеобразе пустоты и предельно физически расслабляясь, человек, применяющий указанные технологии, способен блокировать процессы торможения и дисфункцию периферической нервной системы, снизить темп нарастания мышечной усталости и крепотуры. При этом он управляет своим сознанием и телом, проводя их через несколько взаимосвязанных психотренинговых этапов:

- вхождения в состояние "несознания", возвращающее спокойствие и уверенность, сообщающее отрешенность от отвлекающих факторов;

- вхождения в состояние "победоносного недеяния", дающее чувство гармонизации, слияния с окружающей средой;

- актуализации "естественной мудрости", интуитивного понимания (видения) истинной картины, рисунка происходящего, предохранения от иллюзорной эффективности искусственных, субъективно-волевых управляющих решений.

Все перечисленные этапы-состояния, будучи использованы в спортивной подготовке, направлены на управление естественным избыточным (экстремальным) накоплением соревновательного опыта и достижением рекордных результатов предельного уровня совершенствования двигательных, функциональных способностей и навыков, то есть на управление формированием избыточно-экстремальной моторной программы, реализуемой по мере необходимости, ситуативно.

Совершенно очевидно, что и искусственный биомеханический и естественный психофизический диалектические подходы к разрешению проблемы предотвращения консервативной стабилизации двигательных навыков одинаково открыты для экспериментальной педагогической практики велосипедного спорта. Какая технология окажется продуктивнее, в каких соотношениях применение указанных технологий наиболее эффективно - эти и другие моменты можно прояснить только путем организации соответствующего педагогического эксперимента.

Литература

1. Дао-дэ цзин. Древнекитайская философия: собр. текстов. В 2 т. Т. 1. - М., 1972. - 327 с.

2. Передельский А.А. Философия, педагогика и психогогика единоборств: учеб. пособие / А.А. Передельский. - М. : Физическая культура, 2008. - 240 с.

3. Попов Г.И. Искусственная управляющая среда для формирования и совершенствования двигательных действий в спорте / Г.И. Попов // Наука о спорте. Энциклопедия систем жизнеобеспечения. - М.: ЮНЕСКО, Издательский Дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2011. - С. 304-319.

4. Судзуки Д.Т. Лекции по Дзэн-буддизму / Д.Т. Судзуки: пер. с анг., вступ. ст. М.А. Мамоновой, А.В. Иванова. - М.: Ассоциация молодых ученых, 1990. - 112 с.

5. Чжуан-цзы. Древнекитайская философия: собр. текстов / Чжуан-цзы, в 2 т. Т. 1. - М.: Мысль, 1972. - 375 с.


  На главную    В библиотеку    Обсудить в форуме 

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!