УДК 796.8 МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ СОСТЯЗАНИЙ ПО НАЦИОНАЛЬНОЙ ТАДЖИКСКОЙ БОРЬБЕ ГУШТИНГИРИ
METHOD OF ORGANIZATION OF COMPETITION FOR THE NATIONAL SPORT FIGHT OF TAJIKS - GUSHTINGIRI
Актуальность исследования. В Федеральной целевой программе "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы" (ФЦП) отражена постоянно повышающаяся потребность в увеличении количества занимающихся физической культурой и спортом. Проблема эта сложна и требует комплексного решения. Одним из направлений в реализации ФЦП может быть использование методик, традиционно обеспечивающих высокую массовость занимающихся физической культурой и спортом. Такие методики имеются в национальных видах спорта. Одним из них является таджикская борьба гуштингири, которая до сих пор остаётся высоко популярным видом спорта в Республике Таджикистан. Так в Рушанском районе республики, в Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО) гуштингири занимаются более 90 % мужского населения. Изучение и использование положительного опыта национальных единоборств является перспективным направлением исследования. Цель - изучить положительный опыт методики организации спортивных состязаний по таджикской борьбе гуштингири. Организация и методы исследования Для изучения борьбы гуштингири и состязательной культуры народов Республики Таджикистан Академией спортивных и прикладных единоборств и Фондом содействия развитию спорта и культуры мира была сформирована научная экспедиция, состоящая из профессорско-преподавательского состава РГУФКСМиТ и представителей общественных организаций. Работа экспедиции продолжалась с 08.03.2012 по 27.03.2012. Были посещены празднования Навруз, на которых традиционно проходят состязания по гуштингири в следующих населённых пунктах: г. Душанбе (республиканский и международный Навруз), г. Хорог (Навруз Горно-Бадахшанской автономной области), селение Рушан (Навруз Рушанского района), кишлак Вознавд (Навруз с участием спортсменов кишлаков Вознавд, Савноб, Шидз). Проводились фото и видеосъёмка состязаний, беседы со спортсменами, тренерами, ветеранами спорта и профессорско-преподавательским составом Таджикского института физической культуры, с представителями федерации гуштигири и комитета по делам молодёжи спорта и туризма Республики Таджикистан, представителем национального олимпийского комитета Республики Таджикистан, осуществлялись наблюдения с целью использования в педагогической работе. Обсуждение результатов исследования Гуштингири - национальная таджикская борьба, имеющая древнюю историю и вековые традиции [1,6]. В учебнике "Спортивная борьба", 1968 [5] гуштингири классифицирована как "Борьба в стойке с действием ногами без захватов ниже пояса" и обозначены следующие особенности правил: "Костюм - национальный халат с мягким поясом. Захваты выполняются за любое место пояса, отворота халата и рукава. Захватывать ниже пояса не разрешается. Разрешаются броски через ноги. Победитель тот, кто бросит противника спиной вниз (хотя бы на одну лопатку). Время схватки 10 мин.". В Энциклопедии традиционных видов борьбы народов мира [4] описаны различия в региональных правилах и методах организации соревнований. В том числе и разночтения в определении победителя в различных территориальных областях Таджикистана. На сегодняшний день существуют спортивные и традиционные правила гуштингири (табл. 1). Традиционные правила используются при проведении состязаний на народных праздниках, а спортивные - при проведении официальных соревнований [2]. Спортивные состязания проводятся, как правило, по системе "с выбыванием" или (как её часто называют) "олимпийской" с учётом весовых категорий соперников и ограничения времени. Традиционные состязания проводятся по оригинальной схеме - с выбыванием по микрогруппам. Весовые категории и время схватки не учитываются. В последнее время для увеличения зрелищности время схватки ограничивается 5 минутами, и если победитель не определился, то объявляется ничья. Общее руководство состязаниями (и принятием решений по всем спорным вопросам) осуществляют либо судейская коллегия, либо совет из социально значимых людей, либо непосредственно "староста селения" халиф. Для проведения соревнований формируется призовой фонд, в котором призы ранжированы по их значимости. Первым разигрывается наименее значимый приз. Борцы по желанию "заявляются" на схватку и ожидают определения соперника. Соперники (из желающих) выбираются судьёй (при этом учитывается желание спортсмена, в равнинных районах спортсмен может отказаться от встречи с конкретным соперником, в областях Памира такое не характерно). После схватки проигравший теряет возможность продолжать участие в состязаниях. В случае ничейного результата возможность продолжать борьбу теряют оба соперника, что значительно стимулирует активность спортсменов. Выигравший остаётся для продолжения схваток и после трёх выигранных схваток получает приз. Выставляется следующий по значимости приз и схема повторяется. Главный приз объявляется особо, в конце состязаний, и победитель борьбы за главный приз считается чемпионом. В случае, если никто из соперников не решается бросить вызов претенденту, то возможна такая ситуация, когда приз ему не присуждается. Из правил возможны исключения по решению судейской коллегии или халифа. Данные решения являются средством сохранения, как говорят памирцы, "философии гуштин" в случае, если буква правил ей противоречит. Состязания, как правило, носят командный характер, и борцы одного селения не встречаются друг с другом в схватках. В результате бесед со спортсменами, тренерами и ветеранами спорта выяснилось что из опрошенных 68 человек 54 (79%) считают, что такие организационные особенности традиционных состязаний позволяют повысить эмоциональность спортивного события, увеличивая его привлекательность как для спортсменов, так и для зрителей. Таблица 1
Выводы Выявленные различия в методиках спортивного и традиционного подходов к организации состязаний по национальной таджикской борьбе гуштингири позволяют усовершенствовать организацию спортивных праздников за счёт увеличения эмоциональности спортивных состязаний. Кроме того особенности народных состязательных традиций могут позволить решать и сугубо прикладные задачи, например, подготовки групп с неоднородным контингентом [3]. Литература 1. Абрамов Я.Ю. Таджикская народная спортивная борьба: автореферат / Я.Ю. Абрамов. - Л., 1950. 2. Абрамов Я.Ю. Таджикская борьба: правила соревнований / Я.Ю. Абрамов. - Сталинабад: Таджикгосиздат, 1939. - 35 с. 3. Ермаков А.В. Основные направления в преподавании учебной дисциплины "Теория и методика служебно-прикладных единоборств" / А.В. Ермаков // Теория и практика прикладных и экстремальных видов спорта. - 2011. - № 1. - С. 41-43. 4. Мандзяк А.С. Энциклопедия традиционных видов борьбы народов мира / А.С. Мандзяк, О.Л. Артеменко. - Минск, 2010. - 562 с. 5. Спортивная борьба (Классическая, вольная, самбо) / под общ. ред. Н.М. Галковского, А.З. Катулина. - М., 1968. - 584 с. 6. Торопов Н.И. Национальные виды спорта и игр в Таджикистане / Н.И. Торопов. - М.: Физкультура и спорт, 1944. - 78 с. |
На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!
Реклама:
|