УДК 796.8

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ КАК ФИЛОСОФСКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ОСНОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА "БОЕВОЕ (ПРИКЛАДНОЕ) ДВИЖЕНИЕ"

КОРМОЗЕВА Ирина Борисовна

Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва

Преподаватель кафедры философии и социологии

 

 

 

Ключевые слова: гуманизм, инновация, технология.

Аннотация. В статье представлены результаты комплексного философско-педагогического исследования проблемного взаимоотношения абстрактных и конкретных начал гуманистических оснований подготовки специалистов в сфере единоборств.

HUMANISTIC THEORY AS A PHILOSOPHICAL AND SOCIOLOGICAL BASEMENT OF INNOVATIVE EDUCATIONAL PROJECT "COMBAT MOVEMENT"

KORMOZEVA Irina

Russian State University of Physical Culture, Sport, Youth and Tourism (GTSOLIFK), Moscow

Lecturer of Philosophy and Sociology

Keywords: humanism, innovation and technology.

Abstract. In this work the authors present results of a comprehensive philosophical and pedagogical research of problematic relationship between abstract and concrete began humanistic bases of training in martial arts.

Гуманизм есть многоуровневый феномен, далеко не всегда поддающийся однозначно позитивной оценке.

1. Анализ исторической эволюции гуманизма доказывает, что гуманизм, традиционно считающийся одним из важнейших философских оснований современного спорта (как сферы воплощенного гуманизма), на самом деле может рассматриваться лишь в качестве абстрактно-аксиологической, а отчасти и иллюзорно-компенсаторной его основы, то есть в качестве морально-идеологического механизма пропаганды спорта. Ответ на вопрос о реальном и конкретном влиянии гуманизма на столь же реальный и конкретный спортивный процесс, практику спортивной деятельности исторический анализ гуманизма не выявляет и даже не обозначает.

2. Структурно-функциональный анализ реальной степени гуманизации современного спортивного процесса, конкретной тренировочной и соревновательной деятельности по целому ряду видов спорта показывает следующее:

- подтверждается факт обширного абстрактно-морализаторского, политико-идеологического использования гуманизма, его положений и терминологии на уровне официальной пропаганды спорта;

- опровергается факт наличия существенного позитивного практического влияния гуманистических принципов на конкретную организацию и проведение как тренировочной, так и соревновательной спортивной деятельности, а также на деятельность по идее обслуживающего спортивный процесс, а на самом деле доминирующего над ним и управляющего им с политико-коммерческих позиций административно-хозяйственного аппарата;

- однако не отрицается, а скорее, наоборот, предполагается и, более того, конструктивно прописывается возможность конкретно-гуманистического позитивного влияния, признается роль гуманистического потенциала в оптимизации и эффективности спортивной деятельности;

- в частности, дается указание на конкретные меры, введение которых позволило бы не только ликвидировать или значительно уменьшить количество антигуманных проявлений в современном спорте, но и фундаментально стабилизировать, а возможно, и усовершенствовать спортивные достижения, например, значительно сократить процент травматизма; на порядок увеличить уровень преемственности между детско-юношеским и взрослым спортом; добиться стабильно высокого уровня выступления отечественных команд по футболу, хоккею и другим, наиболее престижным и коммерчески состоятельным видам спорта; уменьшить процент оттока ведущих тренерских кадров за рубеж;

- главным системообразующим фактором дегуманизации в соревновательной деятельности является несоблюдение принципа цикличности подготовки спортсменов и, соответственно, необоснованное самим тренировочным процессом, зато коммерчески и политически обусловленное завышение частоты ежегодных соревнований в 3-5 и более раз. В тренировочной деятельности основным дегуманизирующим фактором выступает отчасти реальная, отчасти вынужденная, искусственно вызванная некомпетентность часто сменяемого (завышенная частота ротации кадров) и постоянно понукаемого сверху (административно-командный стиль руководства) тренерского состава. Прежде всего указанная некомпетентность проявляется в неполном учете, а иногда и в целенаправленном игнорировании половозрастных особенностей тренируемого контингента и связанной с этими особенностями методической и технологической специфики планирования, организации и ведения тренировочного процесса.

Структурно-функциональный анализ современного, в частности отечественного, спортивного процесса доказывает фактическую ограниченность, недостаточность и даже наличие закамуфлированного абстрактной идеологической подменой сознательного бойкота включения в практику спорта и успешного функционирования в ней конкретно-гуманистических методолого-методических принципов и технологических механизмов. Предположительно это происходит по соображениям политической конъюнктуры и коммерческой выгоды. Системообразующими факторами конкретной дегуманизации спорта выступают: нарушение принципов цикличности и внутренне обоснованной частоты соревновательной деятельности; прогрессирующие некомпетентность и несамостоятельность тренерского состава, а также вызванная этим обстоятельством выключенность из тренировочного процесса половозрастной спортивной педагогической методики и технологии.

3. Сравнительный системный анализ спортивного Регламента нескольких претендующих на технико-тактическую комплексность, даже на определенную универсальность видов и версий спортивных единоборств доказывает, что основными факторами, препятствующими конкретной и реальной гуманизации этого направления современного спорта выступают:

- во-первых, все та же некомпетентность и поверхностная идеологизированность, прикрытые абстрактно-гуманистическими положениями, а по сути обусловленные прямыми или косвенными коммерческими интересами;

- во-вторых, крайне негативную для спортивного гуманизма роль играют так или иначе связанные с указанными интересами явные и недопустимые для профессиональных спортивных деятелей злоупотребления, среди которых выделяются следующие: понижение возрастного порога участников контактных соревнований до 9-10 и даже до 6-7 лет, разрешение выступлений друг против друга спортсменов из разных весовых категорий, увеличение диапазона весов в одной весовой категории свыше трех килограммов, необоснованное включение в таблицу соревнований с полным контактом девочек, девушек, женщин. Эффективную борьбу с этими и другими злоупотреблениями в спорте сильно затрудняют в первую очередь абстрактно-гуманистические лозунги, апелляции к свободе выбора спортсмена, равноправию полов, равенству шансов и возможностей, демократизации вида спорта и так далее;

- в-третьих, настоящим "нервным узлом", центром сосредоточения и борьбы гуманистических и антигуманистических устремлений и возможностей являются разделы Регламента соревнований, в наибольшей степени влияющие на результат поединка и на определение победителя. Здесь в погоне за внешней зрелищностью, популярностью, финансовой обеспеченностью, собственно, и проявляются основные или интегративные антигуманные моменты: недостаточно профессионально обоснованная и жестко проработанная система штрафов и, главное, не имеющая прочного основания в спортивной единоборческой практике или даже целенаправленно подтасовывающая ее система начисления очков.

Выборочный сравнительный системный анализ спортивного Регламента доказывает, что в Правилах организации и проведения соревнований по единоборствам содержится множество лазеек для антигуманных построений и, наоборот, препонов для реализации конкретно-гуманистических принципов. Абстрактно-гуманистические декларации в полной мере присутствуют и здесь, создавая "дымовую завесу", мешающую разглядеть действительное положение вещей и скрытые корыстные интересы. Но главным результатом процесса целевого рассмотрения Правил организации и проведения соревнований по спортивному единоборству является вывод о том, что конкретный спортивный гуманизм не закладывается Регламентом, а лишь корректируется им в том или ином направлении. Гуманистическая основа единоборства закладывается гораздо раньше. Она формируется уже на уровне системной идеи и ее технико-тактической разработки, закрепляется, утверждается далее в процессе превращения этой разработки в автоматические, бессознательные моторные навыки, качества, способности. Именно моторика обеспечивает качество и стабильность результата, гуманность или антигуманность его достижения в единоборствах. Иначе говоря, получается, что конкретный спортивный гуманизм единоборства в меньшей степени связан с Регламентом, с соревнованием, со спортом, чем с доспортивной культурной системной идеей - концепцией единоборства и ее закреплением на уровне разработанной системы моторных навыков, условных рефлексов.

4. Следующий вывод нашего исследования касается непосредственно проблемы разработки инновационной спортивной единоборческой системной технологии, изначально содержащей в себе конкретно-гуманистические принципы и предусматривающей максимально беспрепятственное развертывание гуманистической методологии и методики, а также Регламент соревнований, надежно препятствующий абстрактно-гуманистическому искажению и торможению данного процесса. Системность разработанной частично автором, а частично ее коллегами инновационной гуманистической технологии боевого (прикладного) движения как гарантия комплексного включения гуманистических принципов и положений во все относительно автономные, но тесно взаимосвязанные разделы (части) образовательной программы, неизбежно подразумевает охват следующих моментов:

- базирующейся на специфике двигательного действия подсистемы постановки правильного дыхания;

- подсистемы опорно-двигательных положений (стоек) и перемещений (степа);

- технической подсистемы постановки одиночных ударов (приемов), серийных атак и контратакующих приемов;

- тактической подсистемы и принципов ее оперативной разработки.

Системообразующим фактором технологии боевого (прикладного) движения становится принципиально новый для спортивных единоборств, но давно практикуемый в парных сложнокоординационных видах спорта метод двигательного психофизического согласования, взаимодействия, сотрудничества, отнюдь не являющийся жесткой альтернативой принципу спортивной борьбы, а придающий этой борьбе инновационно-гуманистическое качество. Такое качество эксклюзивно позволяет объединить соревновательную методику с методикой боевого (прикладного) тестирования и реконструировать на базе ряда олимпийских видов спорта самую древнюю и всеобщую единоборческую традицию - традицию спортивно-боевых танцев. Соответственно, существенным изменениям подвергается и Регламент. В осуществлении связи, взаимодействия с другими относительно автономными системными традициями единоборческой и спортивной культуры проявляется третья и последняя характеристика системности технологии боевого (прикладного) движения, позволяющая ей продуктивно обмениваться теоретико-практической методолого-методической информацией с любым другим аналогичным образованием, сохраняя относительно завершенный, но при этом открытый прогрессирующий характер.

Лабораторным путем доказано, что сравнительный исторический, структурно-функциональный и, главное, системный анализ позволяет разработать инновационную единоборческую модель, имманентно содержащую в себе достаточно завершенный комплекс конкретно-гуманистических принципов и положений. Условием появления, существования и успешного развития такой гуманистической технологии единоборства выступает ее естественный и системный характер. Естественность означает, что несмотря на факт лабораторной разработки такая технология, во-первых, выступает преемником и механизмом частичной синтетической реконструкции самых влиятельных исторических единоборческих типов, традиций (то есть возникает не на пустом месте), во-вторых, она учитывает и заимствует методику и практику сразу нескольких олимпийских видов спорта (иными словами, развивается не в стороне от основной магистрали спортивного движения), в-третьих, эта технология ориентируется на все более расширяющуюся целевую социальную базу, аудиторию, частично состоящую из спортсменов различного профиля (то есть обусловлена устойчивой социальной динамикой).

5. Результаты педагогического эксперимента, проведенного с целью проверки истинности исторических и теоретических выкладок исследования, условий и возможностей эффективного внедрения технологии боевого (прикладного) движения в существующую физкультурно-спортивную практику, доказывают, что:

- во-первых, профильная подготовка студентов и даже некоторых преподавателей физкультурно-спортивных вузов, с точки зрения гуманистических принципов (методик, технологий), явно недостаточна как в плане самой технологии двигательного действия, так и в плане ее научно-методического, тренировочно-соревновательного и административно-хозяйственного сопровождения;

- во-вторых, действующая система спортивной деятельности на уровне сознательных действий, решений и на уровне бессознательных, моторных условных рефлексов, будучи вполне естественной, системно-завершенной, самодостаточной, отторгает или сильно тормозит распространение конкретно-гуманистических принципов, методов, технологий, ограничиваясь признанием абстрактно-гуманистических, не затрагивающих сам спортивный процесс деклараций;

- в-третьих, реальность распространения конкретно-гуманистических технологий в спорте связана с созданием инновационных спортивных видов, моделей, а возникновение последних, в свою очередь, должно быть обусловлено изменением производственно-экономических и социально-политических условий.

Таким образом, напрашивается доказанный экспериментальной практикой вывод, что действующие виды спорта и спортивных единоборств в методолого-методическом смысле в гуманистической философии и педагогике не нуждаются, более того, в своем современном состоянии они во многом несовместимы с ней как на сознательном, так и на бессознательном, моторном уровнях. Успешное и востребованное внедрение гуманистических спортивно-педагогических методик и технологий, по всей видимости, обусловлено динамикой коренных социальных изменений и может быть практически связано только с инновационными физкультурно-спортивными моделями, дисциплинами, видами, направлениями, являющимися порождением указанных социальных изменений.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме 

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!