УДК 799.322.2 ВОСТОЧНЫЕ ЕДИНОБОРСТВА КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
EASTERN MARTIAL ARTS AS A MEANS OF MAINTAINING SPIRITUAL AND MORAL SECURITY OF RUSSIA
Актуальность данной статьи обусловлена необходимостью расширения вовлечения молодых людей в занятия восточными единоборствами как одного из реальных способов повышения духовно-нравственной безопасности страны посредством позитивного изменения самоотношения молодёжи. Постановка проблемы. Современное состояние мира характеризуется нестабильностью по целому ряду взаимосвязанных направлений: социальному, экономическому, политическому, идеологическому и др. На фоне стремительной cтратификации общества развивается идеологическая нестабильность, которая характеризуется острым дефицитом социально привлекательных идей, способных объединить людей вокруг духовно-нравственных ценностей. Сложилась такая ситуация, когда социальные институты государства, либо изменив направление своей деятельности, либо ввиду отсутствия средств, не в состоянии в достаточной мере обеспечить формирование ценностно-смысловой сферы личности молодого человека, а соответственно не способны отслеживать процесс развития будущего поколения страны и управлять им. В условиях, когда государство и общество стоят перед необходимостью модернизировать страну, большое социальное и политическое значение приобретает стремление различных социальных институтов страны, в том числе и таких, как дополнительное образование детей и молодёжи, к достижению современного национального воспитательного идеала, который обозначен в Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников как "высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа". Цель, методы и организация исследования. Цель нашего исследования состояла в том, чтобы установить наличие позитивного влияния длительных занятий молодежи восточными единоборствами на их духовно-нравственную сферу. В ходе исследований использовались такие методы, как теоретический анализ психолого-педагогической и специальной литературы, совокупность процедур системно-деятельностного подхода, констатирующие и формирующие составляющие эксперимента, непосредственного и опосредованного наблюдения, анкетирования и др. Результаты исследований. Анализ многочисленных публикаций по проблеме воспитания молодежи, занимающейся восточными единоборствами, показал, что во многих случаях остаётся вне поля зрения их наставников и тренеров роль систематических занятий по формированию социально ценных человеческих качеств. С другой стороны, было установлено, что в последние годы на постсоветском пространстве происходит активное взаимовлияние различных субкультур, под воздействием которого существенно изменяется процесс формирования ценностных ориентаций молодых людей, занимающихся спортивно-оздоровительной деятельностью. Как отмечают в своих исследованиях ряд отечественных учёных (Р.В. Крючков, Д.О. Труфанов и др.), диалог Россия-Восток усилил тенденции влияния восточной культуры в различных сферах общественных практик, в том числе, в сфере физической культуры и спорта. Одним из проявлений такой тенденции является повышенный интерес молодёжи к восточным культурам: а именно к позитивному образу жизнедеятельности со специфическим восточным восприятием окружающего мира, особенностями ценностных установок, отношениями между людьми и правилами поведения в различных бытовых, социальных и профессиональных ситуациях. Чаще всего реализация такого интереса осуществляется через изучение восточных единоборств, которые при правильной, научно обоснованной постановке вопроса значительно обогащают не только спортивную практику, но и внутренний мир личности спортсмена. Нами установлено, что молодые люди, занимаясь, например, ушу под руководством высококвалифицированных тренеров, совершенствуются не только и не столько в физическом, сколько в духовном аспекте посредством приобщения к нравственным нормам и традициям привлекательного в своей экзотичности Востока. Одновременно происходит формирование позитивного отношения к нравственным нормам и традициям российского общества, вырабатывается новое позитивное и созидательное отношение к самому себе, к окружающим людям, к социуму, к стране, стоящей на пути всестороннего обновления. Этим процессам в немалой степени способствует возросшее внимание государства и общества к обеспечению духовно-нравственной безопасности страны, которая понимается как система условий, позволяющая обществу сохранять свои жизненно важные параметры (прежде всего культурного, этического и интеллектуального характера) в пределах исторически сложившейся нормы. Кроме того, в рамках национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" Правительство РФ поручило соответствующим государственным структурам "разработать новые физкультурно-оздоровительные технологии и методику адаптивной физкультуры, основанные на индивидуализации параметров физических нагрузок и способствующие восстановлению нарушенного здоровья и формированию мотивации к занятиям физической культурой и спортом". На этом благоприятном фоне занятия восточными боевыми искусствами, как любая целенаправленная деятельность, в которую включен её субъект, обусловливает те или иные изменения в структуре его личности, которые определяются спецификой осуществляемой деятельности и, как правило, имеют чётко выраженную динамику, связанную с длительностью занятий этой деятельностью, и характеризуются изменением мотивов и мировоззрений человека, занимающегося, к примеру, ушу. Специфическим фактором, влияющим на формирование ценностных ориентаций у людей, занимающихся восточными боевыми искусствами, является их приобщение к духовно-нравственным ценностям не только нашей страны, но и богатого традициями Китая, представленных в виде ритуалов, кодексов поведения, правил, регламентирующих тренировочные процессы и т.д., целью которого - не только и не столько физическое, сколько духовно-нравственное совершенствование, достижение гармонии человека с самим собой и с окружающим его миром. Сегодня успех социализации подрастающего поколения во многом зависит от процесса самоопределения молодёжи (то есть самооценки уровня притязаний молодого человека, потребности в достижении моральных, духовных, профессиональных ценностей, умения чувствовать себя и правильно оценивать ситуацию бытия, наконец, способности к борьбе за достижения, которые, казалось бы, на сегодняшний момент невозможны), правильной постановке которого целесообразно уделить ведущее место в системе физкультурно-оздоровительной работы с населением. Национальные интересы России в области духовной жизни, культуры и науки заключаются в духовном обновлении общества, сохранении его нравственных ценностей, утверждении в обществе идеалов высокой нравственности, патриотизма и гуманизма, развитии многовековых духовных традиций Отечества. В Концепции духовно-нравственного воспитания формулируются цели и задачи воспитания и социализации обучающихся, раскрывается система базовых национальных ценностей, лежащая в основе учебно-воспитательного процесса, определяются основные формы и методы духовно-нравственного развития гражданина России в процессе урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в партнерских отношениях с семьей, институтах гражданского общества, конфессиях. Выводы Опыт практической реализации программы "Содружество воинских духовных традиций", разработанной нами в Центре изучения традиционного боевого искусства Шаолиньского монастыря, наглядно показал, что у молодых людей, занимающихся по системе ушу, формируются такие человеческие качества, как: уважение, настойчивость, смелость, ответственность, решительность, сознательность, достоинство, доблесть, честь. С другой стороны, в основу организации учебно-воспитательного процесса в системе российского образования, как это предусмотрено Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников, закладывается национальный воспитательный идеал, понимаемый как высшая цель образования, высоконравственное представление о человеке, воспитание, на обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных организаций. Есть основания считать, что вхождение восточных единоборств как специфического социального института в российскую культурно-образовательную среду может не только оказать действенное влияние на физическое совершенствование, достижение различных уровней спортивного мастерства, но и играть существенную роль в формировании ценностных ориентаций, способствовать более осмысленному освоению российской молодёжью высоконравственных представлений о человеке и его роли в духовно-нравственном и физическом самосовершенствовании. Литература 1. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников (разработана колл. авторов под рук. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова и Л.П. Кезиной) http://mon.gov.ru/pro/fgos/noo/. 2. Рогов В.М. Физическая культура и спорт в контексте общекультурного и нравственного воспитания студентов: труды IV Всероссийской научно-практической конференции / В.М. Рогов ; под ред. В.Н. Буяновой и др. - Ульяновск, 2006. - С. 184-189. 3. Указ Президента России "О Концепции национальной безопасности Российской Федерации" от 10 января 2000 года №24. |
На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна! |