УДК 796.015.079.1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СПОРТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

БАРИНОВ Сергей Юрьевич

Московский государственный университет международных отношений МИД РФ

Кандидат педагогических наук, доцент, завкафедрой физического воспитания

Ключевые слова: спорт, спортивная культура личности, формирование спор-тивной культуры личности, теоретические основы.

Аннотация. В статье излагаются основные положения разработанной автором теории формирования спортивной культуры личности: вводится понятие этой культуры, дается характеристика ее структуры и форм, места воспитания спор-тивной культуры в процессе ее формирования и структуры этой педагогической деятельности.

THEORETICAL FOUNDATIONS OF DEVELOPMENT SPORTS CULTURE OF PERSONALITY

BARINOV Sergey
Moscow State University of International Relations
Ph.D., Associate Professor, Head of Department of Physical Education

Keywords: sports, sports culture of personality, personality development of sports culture, theoretical frameworks.

Summary. The article outlines main features of the author’s theory of formation of the individual sports culture: author introduce concept of culture, a characteristic of its structure and forms, places of education of sports culture in the process of its for-mation and structure of this educational activity.

Введение

По мнению многих специалистов, важное место в современной системе воспитания детей и молодежи должна занимать педагогическая деятельность по формированию у них спортивной культуры. Но эффективная организация этой деятельности возможна лишь на основе научнообоснованной теории этой педагогической деятельности. В работах авторов [1, 2, 4, 5] предпринята попытка разработать эту теорию. В данной статье кратко излагаются ее основные положения.

Понятие, структура и формы спортивной культуры личности

При разработке теории формирования спортивной культуры личности автор опирается на характеристику понятия, структуры и форм этой личности в работах В.И. Столярова [3, 4, 5 и др.].

Спортивная культура личности понимается как такое ценностное отношение индивида к спортивной деятельности, компонентами которого являются:

- знания, умения, навыки, необходимые для занятий спортом;

- идеалы, нормы, культурные образцы поведения, на основе которых индивид оценивает (в суждениях, мнениях, эмоциях, реальных действиях и т.п.), определенные компоненты, функции, разновидности спорта как значимые, важные, т.е. как ценности, обосновывает (объясняет) эту оценку, включается в спортивную деятельность, в ходе нее ставит и решает определенные задачи;

- результаты этой деятельности.

В качестве ценностей для индивида могут выступать разные аспекты спортивной деятельности. Привлекательность этой деятельности для индивида может состоять, например, в том, что она позволяет ему формировать и совершенствовать свои физические кондиции, укреплять и сохранять свое здоровье, содействовать гармоничному развитию личности. Индивид может рассматривать спорт также как важное средство достижения материальных благ, славы, демонстрации своего превосходства над другими, решения других задач - экономических, политических, националистических и т.п. Значит, спортивная культура личности может иметь разную направленность (ориентацию) - прагматическую, негуманную (антигуманную), гуманистическую.

В связи с этим данная культура может выступать как спортивнопрагматическая, негуманная (антигуманная) и спортивногуманистическая.

Спортивнопрагматическая культуру личности характеризует ярко выраженная утилитарная направленность. Имеется в виду, что наиболее значимыми в спорте для индивида являются сугубо утилитарные, технологические, прагматические ценности. Ярким примером в этом плане является такая ценность, как возможность зарабатывать на спорте деньги, приобретать материальные блага и т.д. Именно такая ценностная ориентация на спорт характерна, например, для спортсменов в профессиональном спорте.

Главная особенность антигуманной спортивной культуры личности состоит в том, что она включает в себя такие связанные со спортом нормы и ценности, которые не совпадают с общекультурными ценностями. Спорт выступает для индивида как ценность на основе того, что дает возможность продемонстрировать свое превосходство над другими, реализовать свои националистические идеи, проявить свою агрессивность и т.п.

Основу спортивногуманистической культуры личности составляет позитивное ценностное отношение индивида к спорту, к различным его компонентам (спортивной тренировке, спортивным соревнованиям и др.), видам, разновидностям, их аспектам, функциям и т.д. с позиций гуманизма, с точки зрения его идеалов и ценностей - целостного развития личности и гуманных отношений к другим людям, нациям, культурам, верованиям. Формирование такой спортивной культуры личности - центральная задача спортивной работы с детьми и молодежью в настоящее время.

Спортивногуманистическая культура личности может выступать в разной форме в зависимости от того, каким образом конкретизируются те общие гуманистические идеалы и ценности, на которые она ориентирована. Основными формами этой культуры являются олимпийская и спартианская разновидности [3, 4, 5].

В структуре спортивной культуры личности можно выделить два ее элемента - базис и надстройку.

Под базисом спортивной культуры личности понимается общее содержание спортивнопрагматической, негуманной и спортивногуманистической культуры личности: а) наличие у индивида исходных знаний, умений, навыков относительно спорта; б) его позитивное отношение к спорту, к тем или иным его компонентам, видам, разновидностям и т.д. Такого рода знания, умения, навыки и отношение позволяют причислять все эти формы культуры личности именно к спортивной, а не к какойто иной культуре (например, физической, интеллектуальной, эстетической и др.).

Надстройка спортивной культуры личности - это специфическое содержание различных форм спортивной культуры личности, которое определяется тем, какие аспекты, функции спорта индивид учитывает при его оценке, на основе каких критериев (с каких позиций, на основе каких идеалов, норм поведения, культурных образцов и т.д.) оценивает их, какие задачи ставит и решает в спортивной деятельности и соответственно к формированию каких качеств и способностей, какого поведения, стиля (образа) жизни, характера взаимоотношений с другими людьми вся эта активность приводит.

Процесс формирования спортивной культуры личности

Приобщение человека к ценностям спортивной культуры осуществляется в ходе социализации. В определенной степени это происходит под стихийным, спонтанным воздействием на индивида социальной среды - как общей (общение с родителями, друзьями и т.д.), так и непосредственно связанной со спортом (спортивные тренировки, соревнования, зрелища, чтение спортивных газет и журналов и т.д.).

Наиболее важное значение, однако, имеет педагогическая деятельность - сознательная, целенаправленная деятельность с использованием определенных педагогических средств с целью сформировать спортивную культуру личности или внести в нее желательную коррекцию. Определенную роль в этом плане играет общая система образования, обучения и воспитания. Но наиболее значимым является спортивное воспитание, т.е. воспитание, связанное со спортом.

Спортивное воспитание предполагает два тесно связанных между собой, но все же относительно самостоятельных направления педагогической деятельности:

1) приобщение индивида к спорту: воспитание позитивного отношения к спортивной деятельности, содействие в формировании тех знаний, умений, интересов, потребностей, норм поведения, которые необходимы для включения в эту деятельность, и реальное включение в активные и регулярные занятия спортом;

2) решение воспитательных задач (применительно к спортивной деятельности и посредством этой деятельности, "через спорт"), затрагивающих все направления личностного развития (телеснофизическое, когнитивное, эмоциональное, психосоциальное, нравственное и др.), а также социальные отношения.

При этом важно учитывать, что спортивное воспитание может приобретать различные формы и модификации в зависимости от того, на какие идеалы и ценности ориентируются его организаторы при определении целей, задач, принципов, форм и методов этой педагогической деятельности [1, 3].

Структура педагогической деятельности по формированию спортивной культуры личности

Педагогическая деятельность по формированию спортивной культуры личности включает в себя ряд взаимосвязанных элементов.

Первый элемент этого процесса - формирование базиса спортивной культуры личности (базисное спортивное воспитание). Оно играет важную роль в процессе формирования спортивной культуры личности: призвано воспитать у человека такие знания, умения, навыки, убеждения, интересы, потребности, ценностные ориентации, другие качества и способности, которые характеризуют общее позитивное ценностное отношение к спорту (к тем или иным его видам, разновидностям и т.д.).

Такое отношение личности к спорту предусматривает:

• разнообразные формы спортивно ориентированной деятельности;

• различные формы (рациональную, мотивационную, эмоциональную, деятельностную) позитивной оценки спорта;

• ее обоснование (осмысление и объяснение);

• результаты деятельности по усвоению, сохранению, реализации и развитию связанных со спортом ценностей - сформированные качества личности и ее образа (стиля) жизни, правила поведения, социальные роли, нормы и образцы социальных отношений и т.п.

Вместе с тем это не единственная, как чаще всего полагают, а всего лишь исходная цель в формировании спортивной культуры личности, исходное направление этой педагогической деятельности. Ведь индивид может рассматривать в качестве ценностей различные аспекты спортивной деятельности, и потому возможны несколько разновидностей спортивной культуры личности: спортивнопрагматическая, антигуманная и спортивногуманистическая, которая может выступать как олимпийская и как спартианская культура.

Значит, формирование базиса спортивной культуры (базисное спортивное воспитание) должно дополняться другими компонентами и направлениями этой педагогической деятельности. В первую очередь имеется в виду спортивное воспитание личности, ориентированное на воспитание такой направленности ее спортивной культуры, которая в наибольшей степени отвечает социальным потребностям общества в современных условиях. Такой разновидностью спортивной культуры является спортивногуманистическая культура и две ее формы - олимпийская и спартианская.

Для эффективной организации педагогической деятельности по формированию спортивной культуры личности важное значение имеют результаты предварительной диагностики этой культуры. Эта процедура позволяет определить уровень сформированности у индивида спортивной культуры, различных ее компонентов и форм, те недостатки (пробелы) в этом плане, которые требуют педагогической коррекции, а также уточнить те формы и методы, которые целесообразно использовать для этого и т.д. [1, 2].

Литература

1. Баринов С.Ю. Педагогические основы формирования спортивной культуры личности: монография / С.Ю. Баринов. - М.: Анкил, 2009. - 210 с.

2. Баринов С.Ю. Диагностика спортивной культуры личности: монография / С.Ю. Баринов. - М.: Издательство "КДУ", 2010. - 96 с.

3. Столяров В.И. Теоретическая концепция спортивногуманистического воспитания детей и молодежи // Гуманистическая теория и практика спорта. Вып. 3: Сб. ст. - Москва-Сургут: Гуманитарный Центр "СпАрт" РГАФК, 2000. - С. 21-79.

4. Столяров В.И. Спортивная культура личности: учеб. пособие для студентов / В.И. Столяров, С.Ю. Баринов. - М.: Издво "Университетская книга", 2009. - 128 с.

5. Столяров В.И. Теоретические основы спортивной культуры студентов: монография / В.И. Столяров, С.Ю. Баринов; 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство "Университетская книга", 2011. - 234 с.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме 

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!