УДК 796.015 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРИНЦИПЫ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ И ПРИКЛАДНЫХ ВИДОВ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
METHODOLOGICAL FOUNDATIONS AND PRINCIPLES OF EXTREME AND APPLIED SPECIES OF SPORTS ACTIVITY
В жизни современного нам общества спорт - явление сложное, не поддающееся однозначной оценке, во-первых, в силу гетерогенной (неоднородной) сущности, во-вторых, по причине разного социального, национального, культурного контекста, заказа и сопровождения. Историко-философский анализ доказывает, что в современном спорте сочетаются религиозные, политические (в том числе военные), художественно-эстетические основания. Эти составляющие социальной природы современного спорта в различных культурных, национальных, государственно-политических условиях могут порождать самые невероятные модели, казалось бы, всем известных и давно привычных видов спорта. К примеру, американский и российский бейсбол, корейское и испанское тхэквондо, бразильский и немецкий футбол, несмотря на формальную принадлежность каждой пары к одному и тому же виду спорта, между тем фактически представляют собой особые модели, связанные с совершенно различными особенностями национального характера, менталитета, политического режима, темперамента жителей той или иной страны. Все это существенно влияет не только на субъективное понимание и переживание спортивной деятельности, ее целей, задач, социальных функций, но и на такие гораздо более объективные параметры, как стратегия, тактика, оперативный стиль, технические ключи и приемы игрового спортивного процесса. Поэтому, рассуждая об экстремальности и прикладности одних и тех же видов спорта, следует помнить, что в разных странах они могут быть принципиально различными. Как говорится, "в чужой монастырь со своим уставом не суйся" или "что не угодно Богу, то угодно черту". О какой общей степени или общем понимании экстремальности в спорте может идти речь, если за похожее поражение в одних странах человек может лишиться славы и перспектив, в других - состояния, а в третьих - жизни? Если не все, то очень многое зависит от социального контекста спортивной деятельности. То же самое с прикладностью. Например, Гитлер в гандболе видел идеальную систему физической и тактической подготовки солдат. В гимнастике, футболе, боксе, плавании британцы усматривали основу физического воспитания бойцов и офицеров колониальных корпусов. С той же гимнастикой (но с другим составом элементов) немцы позиционировали систему воспитания молодежи для объединения Германии, а некоторые славянские народы с ней же связывали надежду на победу национально-освободительного движения. Вот объяснение того на первый взгляд совершенно необъяснимого факта, что современная художественная гимнастика содержит в себе гораздо более серьезную основу боевого искусства, чем многие из современных спортивных единоборств. Большое расхождение в степени экстремальности и прикладности у одного и того же вида спорта наблюдается не только из-за специфики исторических или современных социокультурных условий его культивирования, но и из-за того, на какой стадии спортогенеза или спортивной эволюции он находится. Дело в том, что, становясь видом спорта, любое направление, любой вид, любая система двигательного действия подвергается серьезным формальным и содержательным изменениям, как правило, снижающим и экстремальность, и потенциальную прикладность данной деятельности. Пик такого снижения приходится на момент максимальной спортивной специализации. Возьмем тхэквондо. В первой фазе своего становления в виде спортивной деятельности эта система единоборства совершенно серьезно рассматривалась в качестве чуть ли не боевой. По крайней мере именно так ее позиционировали в Северной и Южной Корее (в каждой из этих стран культивировалась своя система), Великобритании, Италии, Испании, Турции. Сегодня ситуация в корне изменилась, хотя инерция еще сохраняет позиции тхэквондо в Южной Корее и таэквондо - в Северной Корее. Изменение ситуации продиктовано тем, что движение по пути спортивной специализации с позиции прикладности обесценило эту систему, особенно в ипостаси тхэквондо. Вместе с тем ряд видов спорта совершенно не имел ни экстремальности, ни прикладности с самого начала. Это касается тех спортивных дисциплин, которые были придуманы, а не эволюционировали из производственно-бытовых условий, например кёрлинга. Другие виды спорта в связи с уходом в прошлое некоторых обычаев и традиций уже не имеют своей бывшей широкой прикладности, хотя и сохранили довольно высокую степень экстремальности, как это произошло со скачками, фехтованием, регби. Наконец, у ряда видов спорта, прошедших пик спортивной специализации и утративших вследствие этого широкую социальную базу, наблюдается стремление к универсализации вида, неизбежно сопровождающейся увеличением степени экстремальности и потенциала прикладности. Таковы, к примеру, боевое самбо или новомодные версии каратэ. Итак, экстремальность и прикладность далеко не всегда идут нога к ноге, но всегда зависят от фазы, стадии спортогенеза и от конкретно-исторических, социокультурных, социально-политических условий практикуемой спортивной деятельности. Поэтому само состояние в качестве экстремальных и/или прикладных видов спорта у них обусловлено тем, что они еще или уже не находятся на стадии спортивной специализации, не растеряли своей универсальности и потенциала широкого неспортивного применения. Однако здесь нас поджидает еще одна очень серьезная методологическая ошибка, связанная с переоценкой собственно прикладности спортивных видов. Выступая в той или иной степени игровыми моделями, суррогатными заменителями реальной экстремальной общественно-производственной практической деятельности, экстремальные и прикладные виды спорта имеют уже не столько реальный, сколько иллюзорно-компенсаторный характер. Именно так их и следует рассматривать. Не стоит надеяться, что подготовка людей по данным видам спорта может оказаться достаточной для профессионального использования спортивных навыков в реальной производственно-экстремальной ситуации, будь то военная, политическая акция или что-то иное, сопровождающееся реальной угрозой жизни и здоровью. Подтверждением данного тезиса являются многочисленные боевые потери высококвалифицированных в прошлом спортсменов, случаи дорожных происшествий с участием опытных гонщиков, неудачная охота дипломированных стрелков, неудачные заплывы в штормовую погоду спортсменов-пловцов и многое другое. Спорт - это одно, жизнь - принципиально другое. Давно уже пора осознать эту очевидную истину и не претендовать на подмену одного другим. В связи с вышесказанным предлагаем к обсуждению формулировки нескольких понятий и принципов, имеющих существенное значение для практики учебно-тренировочной и соревновательной деятельности в прикладных и экстремальных видах спорта. Спорт - совокупность моделей, видов условного, в определенной степени (в зависимости от фазы спортогенеза и социокультурного контекста) игрового соперничества, протекающего на биосоматическом, психофизическом и духовно-интеллектуальным уровнях; - соперничества, характеризующегося максимальной концентрацией внимания, сил, способностей, навыков, умения в интересах напряженного (и в силу этого экстремального) преодоления различного рода преград для достижения высшего результата (рекорда или условной победы); - соперничества, разворачивающегося на основе системно регламентированного и нормативно оформленного принципа соревновательности. Нетрудно заметить, что данное определение спорта делает упор на атрибутивные (существенные) характеристики спортивной деятельности и включает в себя несколько известных подходов, типичных для научно-литературной полемики, в частности комплексно обоснованное определение спорта В.И. Столяровым [1, с.40]. Физическая культура - термин, вошедший в употребление в самом конце XIX - начале XX вв. и отражающий не очень удачную (с точки зрения концептуальной зрелости, оформленности) попытку заменить понятие физического воспитания. Если понятие "физическое воспитание" с момента своего зарождения в Древней Греции и Древнем Риме, а также на протяжении своей более чем двухтысячелетней истории означало, главным образом, систему воинской подготовки молодежи, разворачивавшуюся в семье, общественных учебных заведениях и в воинских подразделениях, то термин "физическая культура" теряет объемную и содержательную четкость, становится абстрактным и неопределенным. Атрибутивными характеристиками современного понятия "физическая культура" принято считать: - гуманистическую направленность на укрепление физического (телесного) здоровья человека; - педагогический смысл и содержание процесса и результата физического воспитания, обучения и образования, целью которых является приобщение к физической (телесной) культуре человечества; - индивидуальный, некомандный характер приобщения к физкультурной практике и соответственно доминирование внутренней мотивации, преобладание внутренней потребности в занятиях физической культурой; - отсутствие соревновательности и четкого регламента как системообразующего фактора; - отсутствие явно выраженных официальности и легитимности занятий физической культурой. В самом общем виде физическую культуру можно охарактеризовать как довольно эклектичное собрание различных комплексов двигательного действия, активности, практикуемых индивидуально с целью поддержания и улучшения телесной формы и здоровья. В указанном смысле физическая культура в практике прикладных и экстремальных видов спорта отсутствует, зато в этой практике фундаментально присутствует физическое воспитание в традиционном понимании этого явления, относящегося к военному делу. При анализе указанного пула видов спорта обращают на себя внимание следующие принципы или имеющие директивное значение нормативные требования: - принцип условно-игровой ограниченности степени спортивной экстремальности; - принцип относительной, модельной прикладности; - принцип соревновательности или спортивно-состязательного соперничества, предполагающий наличие жесткого спортивного регламента, правил его выполнения и судей-контролеров, ответственных за соблюдение регламента. Отсутствие или частичное игнорирование указанных выше принципов автоматически вычеркивает прикладные и экстремальные дисциплины из списков видов спорта. Литература 1. Столяров В.И. Спартианская социально-педагогическая технология оздоровления, рекреации и целостного развития личности: пособие для специалистов учреждений социальной защиты населения и организаторов досуга детей и молодежи / под ред. Е.В. Стопникова. - М.: Центр развития спартианской культуры, 2006. - 248 с. |
На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!
|