УДК 796.011.1/.3 ЭКСТРЕМАЛЬНОСТЬ И ГУМАНИЗМ В СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: НАУЧНО-ФИЛОСОФСКИЙ ОЧЕРК
EXTREME ACTIVITY AND HUMANISM IN SPORTS: RESEARCH AND PHILOSOPHY ESSAY
Какова бы ни была этимология слова "экстремальность", "экстремальное", "экстрим", интуитивно ясно, что экстремальное - это нечто экстраординарное по сравнению с обычным, привычным, нормальным. Причем эта экстраординарность сопровождается сверхнормативным повышением опасности для жизни и здоровья агентов экстремальной деятельности, а возможно, и других людей, случайно оказавшихся рядом в роли сторонних наблюдателей и не включенных в процесс самой деятельности с повышенной степенью опасности. С такой точки зрения спорт выступает одновременно и как экстремальная и как неэкстремальная деятельность. Спорт относительно экстремален. А принцип относительности здесь носит не механический и метафизический, а диалектический характер, вызванный близостью не к физической теории покоящихся систем или систем, движущихся прямолинейно и равномерно, а родством с общей и специальной теорией относительности Альберта Эйнштейна. Принцип относительной экстремальности спортивной деятельности выглядит следующим образом: чем выше степень требующейся концентрации психофизических сил, способностей, навыков, умений спортсменов в процессе преодоления влияния физических законов взаимодействия силы, массы, скорости, инерции движения, тем сложнее технико-тактические характеристики этой деятельности, напряженнее психофизическая подготовка к ней и соответственно опаснее, экстремальнее процесс и результат учебно-тренировочной и соревновательной практики. Вместе с тем по мере освоения спортсменами очередной технико-тактической программы, по мере привыкания к очередным условиям проведения соревнований спортивный процесс теряет (смягчает) свою экстремальность. То есть с ростом показателей практического спортивного опыта или "интеллекта", выражающего степень скорости, точности, силы, адекватности условно-рефлекторной моторики двигательных действий спортивный процесс нормализуется, воспринимается как нормальный, хотя и сохраняющий свою экстремальность и напряженность. Но это - лишь для подготовленных и опытных спортсменов. Для неподготовленных людей он по-прежнему остается экстраординарным, следовательно, не в меру экстремальным. Зрителями и болельщиками экстремальность спорта воспринимается в качестве абсолюта. Самими спортсменами, тренерами, судьями - как относительная категория, как абстракция конкретного воплощения, проявления которой можно избежать за счет лучшего тренинга. Диалектика абсолютного и относительного, абстрактного и конкретного в не меньшей степени характерна для гуманизма - одного из главных философских оснований современного спорта. Гуманизм, зародившийся как философско-просветительское течение еще в эпоху Возрождения, в современной культуре превратился в абстракцию, всем хорошо известное слово с мало кому понятным смыслом и значением. Как правило, политики и общественные деятели с гуманизмом автоматически и без каких-либо сомнений отождествляют абсолютное человеколюбие, человечность, рассматривая современный спорт в качестве одного из наиболее ярких воплощений гуманистической идеи. Для спортсменов и тренеров, способных подняться до высоты абстрактного и рефлексивного мышления (что бывает крайне редко), гуманизм в спортивной деятельности всегда конкретен, а значит, относителен. Абстрактный гуманизм воспринимается, скорее, в виде досадной помехи, препятствия, тормозящего внешнего вмешательства в напряженную учебно-тренировочную работу, в процесс дозированно, умеренно опасной спортивной соревновательной практики, привычной уже настолько, что меру напряжения и опасности перестают замечать, игнорируют или принимают как фактическую данность, то есть без раздумий и сомнений. А, между прочим, совершенно зря, поскольку в правильном (грамотном) осознании конкретного, относительного гуманизма спорта заложены также неиспользованные резервы и потенциальные возможности, которые позволяют предположить перспективу не только количественных изменений результативности, но и качественной метаморфозы самой природы современного спорта. Что же мы имеем в виду под понятием качественной метаморфозы спорта? Конретно-гуманистический подход к спортивной деятельности, при должном раскладе приводящий к минимализации временных, энергетических, финансовых потерь, уменьшению психофизического травматизма, снижению степени вероятности летальных исходов, росту мастерства и эффективности технико-тактического исполнения, стабилизации побед и рекордов, оптимизации двигательных действий - все это, пусть далеко не сразу и не всем, но все же понятно, доступно измерению, сравнению и обсуждению. А как быть с туманно-мистической метаморфозой качественного облика спортивной деятельности? Тут одними эмпирическими методами не обойтись. Здесь требуется теория, причем не какая-нибудь описательная, рожденная математической индукцией и обобщением, а гипотетико-дедуктивная, исходящая из научно-философского анализа, привлекающая в качестве доказательств историческое, социологическое и иное фактическое и идеальное знание (знание об идеальных объектах). Если рассматривать спорт идеально, как идеальный объект, результат идеализации или крайнего абстрагирования, принимая в расчет лишь его религиозно-магическое происхождение и последующую социально-политическую эволюцию, то, как убедительно показывает в своих работах А.А. Передельский, становятся ясноразличимыми гетерогенность, многослойность или многосторонность его социальной природы. Спорт изначально содержал и по сей день содержит в себе религиозное, художественное, политическое, экономическое и иные начала. В различные периоды истории человечества он проявлялся своими различными гранями, но всегда отличался проявлением свободы, небывалой, немыслимой для политики, но слишком ограниченной, недостаточной для искусства [1]. Различные виды и направления физического воспитания, развиваясь в качестве ярких проявлений свободного творчества, искусства, посвященного самосовершенствованию человека, достижению мастерства, прежде всего в области двигательной активности, становясь видами спорта, должны были пройти несколько стадий эволюции. Реальная универсализация, спортивная специализация, художественно-эстетическая универсализация - вот эти стадии, или фазы, все вместе составляющие процесс спортогенеза или спортивной эволюции системы, направления, вида физического воспитания, двигательного действия [2]. Системообразующим фактором, свойством этого процесса выступает принцип состязательности, спортивное соревнование в единстве его основных характеристик. Направлением, вектором всего спортогенеза является увеличение иллюзорно-игровой, но конкретно-гуманистической степени соперничества и связанной с ней степени проявления и развертывания свободного активного творчества спортсменов на пике мастерства, совершенства выполнения (применения) двигательных действий, комбинаций психофизических упражнений и манипуляций. Развитие от фазы к фазе спортогенеза иллюзорно-игрового, конкретно-гуманистического характера спортивной деятельности не отменяет ее экстремальности, напряженности, опасности, но существенно ограничивает фактор деструктивной неожиданности проявления указанных содержательных аспектов за счет формы, оформления, формальных правил и принципов, ставящих эти нежелательные аспекты под все более и более строгий контроль. Можно сказать, что наряду с поднятием "планки" в спорте высших достижений совершенствуются условия, нормы, правила, принципы оформления, направления, обеспечения спортивной деятельности. Спортивная экипировка и оборудование становятся более прочными и "интеллектуальными"; спортивная техника - более изощренной, надежной; спортивные площадки, трассы, дистанции, трамплины - более отлаженными, продуманными и, как ни странно, более безопасными, несмотря на увеличение степени сложности. Экстремальность содержания уравновешивается гуманистическим оформлением. Спортогенез в самом общем виде представляет собой развивающееся диалектическое противоречие, борющиеся противоположности которого составляют единство. Но диалектическое прочтение ситуации спортогенеза предполагает не только борьбу и единство, но и взаимопереход, взаимопревращение противоположностей. Поэтому вопрос о том, как превратить экстремальное содержание в гуманистическую форму, вернее как заставить экстремальную сущность проявляться гуманистически, находит достойный ответ лишь на третьей, заключительной, стадии спортогенеза, в фазе спортивного искусства. В фазе спортивного искусства художественная составляющая доминирует над религиозной, политической, экономической и иными сторонами гетерогенной природы спорта, обеспечивая спортсменам одновременно и возможность наиболее свободной реализации своего творческого замысла, и условия его наименее экстремального воплощения. Правда, здесь возникает много "но"! Во-первых, такая возможность требует совершенства, высшего мастерства от всех вовлеченных в общее действие спортсменов. Во-вторых, указанная конкретно-гуманистическая перспектива является далеко не единственной: вполне вероятны как рецидивы экстремальности, так и обратная метаморфоза (из абстрактного гуманизма - в конкретный антигуманизм). Явление шоуизации (по выражению В.П. Моченова) современного спорта дополняется его коммерциализацией, правильнее сказать, развивается на коммерческой основе. С этой, коммерческой, точки зрения фаза спортивных искусств, или стадия художественной универсализации, может оказаться не только малопривлекательной, но и вообще нежелательной, а объективный ход спортогенеза будет искусственно сдерживаться массовой потребительской культурой. Все эти обстоятельства следует учитывать в процессе практического внедрения различных моделей так называемого "ветеранского спорта", одной из которых выступает боевое (прикладное) движение, или fighting motion (FM). Литература 1. Передельский А.А. Спорт и иллюзия спорта: методические материалы для магистрантов и аспирантов физкультурно-спортивных вузов / А.А. Передельский [и др.]. - М. : Физическая культура, 2011. - 64 с. 2. Передельский А.А. Философия, педагогика и психогогика единоборств: учеб. пособие /А.А. Передельский. - М. : Физическая культура, 2008. - 240 с. |
На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!
Реклама:
|