УДК 796.082 АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИНАМИКА ЕДИНОБОРСТВ В РОССИИ С 80-х ГОДОВ ДО НАШИХ ДНЕЙ ПЕРЕДЕЛЬСКИЙ Алексей Анатольевич Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма (РГУФКСиТ), Россия, Москва Тел. 499-166-53-60, 166-14-84 Заведующий кафедрой философии и социологии, доктор педагогических наук, кандидат философских наук, профессор
ДАМДИНЦУРУНОВ Вячеслав Анатольевич Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма (РГУФКСиТ), Россия, Москва Тел.499-166-54-81, моб.8-926-227-38-64 Руководитель специализации "Служебно-прикладные единоборства" кафедры ТиМ прикладных видов спорта и экстремальной деятельности
Ключевые слова: аксиология; ценности; ценностная ориентация; мотивация; спорт; единоборства.Аннотация. В статье рассматривается зависимость мотиваций и ценностных ориентаций единоборцев от социально-политического и производственно-экономического влияния на институт единоборств в России за последние несколько десятилетий.AXIOLOGICAL DYNAMICS OF MARTIAL COMBATS IN RUSSIA FROM 80-S TO NOWADAYS
Единоборческая деятельность, как и любая другая, подразумевает характерную для нее мотивационную основу и ценностную ориентацию. На последние существенным образом влияет также социальный контекст функционирования института единоборств и типы общественной деятельности, отношений, с которыми тесно переплетается единоборческая деятельность. Непреложным фактом является наличие у единоборств, как у сферы социальной деятельности и общественных отношений, своей особенной иерархии ценностей и ценностных ориентаций. Не вызывает сомнений также и то обстоятельство, что единоборческая аксиологическая (ценностная) программа всегда пересекалась с общечеловеческими, общекультурными ценностями, формировалась на их базе и согласовывалась с ними. Диалектика общего и особенного в полной мере воплотилась в единоборческой аксиологии, иными словами, в теории, изучающей процессы возникновения, изменения и развития системы человеческих ценностей (в данном случае ценностей, связанных с единоборческой деятельностью). Определив человеческие ценности как то, что имеет бесспорное и существенное значение для жизнедеятельности человека, отвечает его потребностям и интересам, - обратим внимание на сложность человеческого существа. Человек есть существо разумное и биосоциальное, то есть сочетающее в себе биологическую и социальную природу. Соответственно, его ценности отличаются закономерным разнообразием, даже вполне обоснованной противоречивостью. Тем не менее, бытие - существование любого человека необходимо предполагает разумно устроенную систему, иерархию ценностей, позволяющую ему жить в определенном согласии с окружающей средой, с миром. Этот внутренний комфорт, согласие со средой, которые обеспечивает человеку его метущийся разум, относительны и зависят от изменений и колебаний ценностной ориентации. Характер ценностной ориентации поведения, значение и роль организатора и вдохновителя человеческого поведения, обеспечивающего устойчивое устремление, направленность поступков, ценности приобретают лишь после прохождения процедуры интериоризации, то есть включаясь в план внутренней, идеальной жизни личности, превращаясь в ее внутренние установки и убеждения. На весь далеко не простой механизм создания ценностей и ценностных ориентаций накладывает отягощающий отпечаток проблема сосуществования реальных и мнимых, действительных и иллюзорных ценностей. Ценности, действительно играющие существенную роль для жизнедеятельности человека, и фиктивные ценности, навязанные ему тем или иным социальным институтом или лидером - манипулятором, не просто сосуществуют. Они перемешаны между собой настолько, что степень их реальности стала трудноразличимой, а истинность утратила былую бесспорность и воспринимается с большими сомнениями и многочисленными оговорками. Приведем классический пример из области психологических исследований. Экспериментаторы, останавливая на улице случайных прохожих, предлагали им поиграть в якобы простую игру - набросить обручи на закрепленный в отдалении стрежень. Постепенно переходя от одобрения и поощрения к укорам и насмешкам, они доводили людей до исступления, до психических срывов и истерики. Многие из подопытных, увы, так и не сумели успокоиться и трезво оценить фактическую значимость, вернее полную незначимость испытания для жизнедеятельности. При этом иллюзорные ценности могут иметь и сплошь и рядом имеют, если так можно выразиться, социальный мандат, статус общественного признания и доверия гораздо больший, нежели реальные, действительные ценности индивидуального бытия - существования человеческой личности. Не будем засорять и так сложную проблему еще более сложными рассуждениями о разных уровнях бытия-реальности. Остановимся лишь на том, что при нашей многоуровневой общественной практике более-менее четкий критерий, отделяющий реальное от мнимого, действительное от иллюзорного, можно найти (или принять) только применительно к конкретному, определенному виду деятельности. При таком подходе научный анализ проникает в пласт рассмотрения основных мотиваций деятельности: внешний, соревновательный, внутренний. Поясним данное положение на примере спортивной деятельности. Если спортсмен борется за медаль, за денежное и иное вознаграждение - это мотивация внешняя. Если все его устремления, усилия направлены на то, чтобы переиграть, победить соперника, - это соревновательная мотивация. Наконец, если для него спорт есть способ жизнедеятельности, самовыражения, образ жизни, если он борется потому, что иначе не мыслит своего существования, - это четкая внутренняя мотивация поведения спортсмена. Указанные мотивации на практике редко встречаются в таком "чистом" виде. Тем не менее, они не являются равноценными, рядоположенными. Их значение для достижения, например, высшего спортивного результата, как показывают многочисленные исследования, различно. Ни внешняя, ни соревновательная мотивация не обеспечивают устойчивого, гарантированно стабильного первого места. Мотивацией чемпионов, рекордсменов, победителей признанно служит лишь внутренняя мотивация как мотивация доминирующая. Именно поэтому так сложен для выдающихся спортсменов уход на пенсию. Именно поэтому уход из спорта становится для них тяжким испытанием, трагедией. Ведь им приходится фактически переосмысливать смысл жизни, искать и заново выстраивать для себя значимые ценностные конструкции и ориентиры. Воспользуемся представленной методологией для исследования заявленного предмета. Рассмотрим аксиологическую динамику единоборств в России с 80-х годов до наших дней, то есть за последние три десятилетия. На иерархию ценностей и ценностных ориентаций единоборств и единоборцев определяющее влияние оказывают три группы факторов: • факторы, связанные с перспективами трудоустройства и социализации единоборцев в рамках применения и использования полученных ими единоборческих навыков; • факторы, основанные на реальном уровне общественной (гражданской) безопасности и правопорядка или, наоборот, на уровне и объеме развития криминальной сферы в стране, что обуславливает частоту и степень возникающих экстремальных ситуаций, вызывающих необходимость использования единоборческих навыков; • факторы общекультурного характера, обосновывающие связь занятий единоборствами с наличием в стране устойчивых историко-культурных традиций единоборств, которые отражается как в менталитете, так и в показателях национального характера населения. К этой же группе факторов относятся и общекультурные парадигмы, предполагающие/исключающие единоборства как образ жизни и вид деятельности или индифферентные к ним. В сложные для страны периоды ослабления или, наоборот, чрезмерного усиления централизованной власти на единоборства усиливает свое влияние вторая группа факторов. Это довольно легко объяснить. При ослаблении централизованной власти усиливается криминальная сфера, произвол "на местах", что, как правило, приводит к росту социальной напряженности, конфликтности. Как следствие последнего выступает рост социальных столкновений и экстремальных ситуаций. В данном случае в основу аксиологии единоборств автоматически закладывается стремление к обеспечению собственной безопасности или в ряде случаев стремление к доминированию. Причем единоборствами активно начинают заниматься и те, и другие категории населения. Чрезмерное усиление централизованной власти, усиление авторитарных тенденций отправления власти также влечет за собой подъем интереса к занятиям единоборствами. Только при таком раскладе на шкалу ценностей оказывает влияние стихийный протест личности против властного произвола. Таким образом, определяющей ценностной ориентацией становится стремление к сохранению свободы и автономности личности. Когда же указанные процессы накладываются друг на друга, происходит что-то похожее на явление резонанса, сопровождающееся резким массовым взрывом интереса к занятиям единоборствами, который лишь усиливается при попытках силового, правового, политического давления. Именно такой резонанс единоборческого увлечения испытала на себе Россия в 80-90-е годы XX века. Заметим, что в этот период преобладала внутренняя, то есть самая эффективная мотивация, породившая тысячи и десятки тысяч специалистов, воспринимавших единоборства в качестве смысла существования, образа жизни. В современный период основным "поставщиком" ценностных ориентаций для единоборцев стала спортивная деятельность, спорт. Спортивная сфера или отрасль, являясь внутри себя сложной и разветвленной социально-экономической системой, представляет единоборствам широкие возможности трудоустройства и разно-образной, хотя и специфической социализации. Доминирующими при этом выступают для разных половозрастных категорий населения все три основные мотивации. Если у детей и молодежи в массе превалирует внешняя и соревновательная мотивация, то у взрослых людей с определенным социальным статусом и материальным достатком основополагающей служит внутренняя мотивация. В основе ценностных ориентаций у взрослых людей со сложившейся карьерой заложено не стремление к получению социальных и экономических благ (ведь у них эти блага уже имеются), а стремление к самореализации с примесью общеоздоровительных целей и задач. Весь рассматриваемый, почти тридцатилетний промежуток времени в России наблюдался переход, движение от первичного "чистого" состояния единоборств (80-90-е годы) к их нынешнему, вторичному состоянию или положению в качестве единоборств спортивных. Интересно, что на определенном этапе бокс, борьба, фехтование для большинства населения России с единоборствами вообще не отождествлялись. Точно так же сейчас для очень многих совершенно непонятно, как эти единоборства могут существовать вне спорта. И дело тут не только в статусе, но прежде всего в различии, даже противоположности ценностных ориентаций. Не последнюю роль в указанном превращении сыграли коренные изменения социально-экономических отношений в стране, ставшей на рельсы частной собственности и рыночных отношений. "Первую скрипку" в оркестре стали играть ценности и ценностные ориентации, связанные с бизнесом, обогащением, с товарно-денежными отношениями и, что вполне объяснимо и естественно, с проблемой перманентного выживания и борьбы за экономическое существование и благополучие. Такой ценностный зигзаг отразился на единоборствах весьма существенно, приведя к сокращению и резкому омоложению их социальной базы. Наличие (или отсутствие) собственно российских национальных историко-культурных единоборческих традиций - тема также далеко не простая. Ее актуализация вызвана двумя процессами: • социально-политическим движением протеста против засилья "восточных единоборств", призывающим к пробуждению национального самосознания, к реставрации самобытных национальных единоборческих славяно-варяжских традиций; • процессом адаптации единоборств к спорту, их спортизации или спортогенеза, то есть в конечном счете процессом культурной интеграции и глобализации. Благодаря указанным процессам интерес к единоборствам сегодня поддерживается на двух уровнях: • на глобальном уровне интернациональной спортивной деятельности; • на уровне национальной культурно-исторической реконструкции. О ценностных ориентациях и мотивациях спортивной деятельности уже говорилось выше. Что же касается приверженцев русской старины, разработчиков и последователей реконструируемых традиций русских, татарских, скандинавских и других боевых и народных систем народов России, то в основе их ценностей и ценностных ориентаций меньше всего лежат политические или экономические мотивы (хотя и это тоже). Здесь скорее следует рассуждать об усталости от серых, заполненных борьбой за выживание будней, о пожелании праздника, не связанного с деньгами и с политикой, наконец, о ностальгии по прошлому, по героике "Золотого века", по сказке и в конечном счете стремлении к весьма своеобразной, но понятной самореализации. У людей, увлекающихся русской единоборческой и культурно-исторической реконструкцией явно пока преобладает внутренняя мотивация, но процесс нарастающей коммерциализации и спортизации этой специфической области уже сопровождается усилением мотивации внешней. Выводы Итак, подведем итоги. Первое. Аксиологическая динамика единоборств в России трех последних десятилетий явно имеет место. Второе. Несмотря на многогранность и сложность аксиологических изменений в сфере единоборств четко прослеживается некая тенденция, связанная с влиянием спорта, с одной стороны, частной собственности, рыночных отношений - с другой. Нельзя сказать, чтобы эта динамика очень радовала глубинной внутренней мотивацией или гражданственностью ценностных ориентаций. Скорее она указывает на развитие космополитичности и на рост бездуховности в среде современных российских единоборцев. Однако с этой тенденцией приходится считаться как с объективной данностью. Не поставив правильного диагноза - не вылечишь болезнь. Список литературы 1. Передельский А.А. Единоборства, спорт, управление / А.А. Передельский. - М.: Научно-издательский центр "Теория и практика физической культуры и спорта", 2007. - 126 с. 2. Передельский А.А. Философия, педагогика и психогогика единоборств: монография / А. А. Передельский. - М.: Физическая культура, 2008. - 168 с. |
На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!
|