УДК 796.071.4

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ТРЕНЕРА ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ

Balykin.jpgБАЛЫКИН Александр Иванович

ООО Академия Развития Способностей "Гармония", Россия, Москва

Тел.: 8 (916) 801-17-32, e-mail:b2000s@yandex.ru,

Генеральный директор, соискатель кафедры ТиМ прикладных видов спорта и экстремальной деятельности РГУФКСиТ

 

Balykina-Milushkina.jpgБАЛЫКИНА-МИЛУШКИНА Тамара Викторовна

ООО Академия Развития Способностей "Гармония", Россия, Москва

Тел.: 8 (916) 801-17-18, e-mail:b2000t@yandex.ru

Практический психолог

 

 

Ключевые слова: творчество, творческое мышление, тренер высокой квалификации, креативность, творческий потенциал, творческое состояние, спортивное творчество.

Аннотация. Автор в своей работе дает подробный анализ теоретических аспектов понятий творчества, сущности творческой деятельности, творческого состояния, творческого мышления и дивергентной ее составляющей, креативности и ее этапов в педагогической, психологической и спортивной литературе.

THEORETICAL ASPECTS OF THE CREATIVE POTENTIAL OF HIGHLY QUALIFIED COACHES

Balykin Alexander
Ltd. Development Academy of Powers "Harmony", Russia, Moscow
Tel.: 8 (916) 801-17-32, e-mail: b2000s@yandex.ru,
Director-General, Applicant of Department of Applied sports and extreme activities.

Balykina-Milushkina Tamara
Ltd. Development Academy of Powers "Harmony", Russia, Moscow
Tel.: 8 (916) 801-17-18, e-mail: b2000t@yandex.ru
Practical psychologist

Keywords: Creativity, creative thinking, trainer of highest qualifications, creativity, creative mood, sporting art.

Summary. Author's work provides a detailed analysis of the theoretical aspects of the concepts of creativity, the essence of creative activity, creative state, creative thinking and divergent part of it, creativity and its stages in the educational, psychological and sports literature.

Актуальность. Сложившиеся в стране и мире тенденции развития спорта высших достижений обусловлены высоким уровнем требований, предъявляемых спортивной деятельностью к личностным, функциональным и адаптационным возможностям субъектов спортивной деятельности. Поэтому в качестве одного из приоритетов в подготовке спортсменов высокой квалификации становится активация творческого потенциала личности тренера, с ярко выраженной активной субъектной позицией, способной быстро адаптироваться в изменяющихся условиях жизни и влиять на высокие спортивные достижения своих воспитанников. Однако в сфере спорта, включая спортивно-педагогический процесс в качестве его сущностного звена, тема творчества тренера высокой квалификации освещается в единичных работах. Творческий потенциал тренера высокой квалификации анализируется в специальных работах на высоком уровне обобщения, как правило, безотносительно к особенностям конкретного вида спорта.

Цель исследования. Уточнить основные теоретические понятия, сущность и содержание творческого потенциала личности тренера высокой квалификации в научной и спортивной литературе.

Методы исследования: анализ и синтез; обобщение; сравнительно-сопоставительный; терминологический; абстрагирование; моделирования и др.

Быстроменяющиеся условия в спорте требуют от тренера продуктивных методов деятельности, нестандартных решений, и поэтому важным предназначением тренера высокой квалификации становиться его способность справиться со сложными задачами, возникающими в спортивно-соревновательной практике, обусловливаемые квалификацией, опытом, психолого-энергетическими ресурсами его личности, а также творческим потенциалом. Тренер, вместо традиционно отводившейся ему роли руководителя спортивно-соревновательного процесса, согласно принципам гуманистической педагогики, становится наставником и проводником в развитии личности спортсмена, его творческого мышления и потенциала.

Существует ряд теоретических соображений по поводу понимания творческой деятельности, понятия "творчества", "творческого потенциала", "творческого мышления". Так, Б.Г.Ананьев считает, что творчество - это процесс объективации внутреннего мира человека, а творческое выражение является выражением интегральной работы всех форм жизни человека, проявлением его индивидуальности. Термин "творчество" указывает на деятельность личности и создание ею ценностей, которые из фактов ее персональной судьбы становятся достоянием культуры [2].

Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Петровский, О.М. Дьяченко и др. в основе любого творческого процесса выделяли способность к образному мышлению. Творческое мышление охватывает мыслительные процессы, приводящие к получению решений, созданию необычных и оригинальных идей, обобщений, теорий, а также художественных форм. [3]

С.Л. Рубинштейн указывал на особенности изобретательского творчества: "Специфика изобретения, отличающая его от других форм творческой интеллектуальной деятельности, заключается в том, что оно должно создать вещь, реальный предмет, механизм или прием, который разрешает определенную проблему. Это нечто существенно иное, чем разрешить теоретическую проблему, в которой нужно учесть ограниченное количество абстрактно выделенных условий. Этим определяется общее направление и специфический характер различных звеньев в процессе изобретения" [14].

В.Н. Дружинин отметил, что "формирование креативности как личностной характеристики в онтогенезе проявляется сначала на мотивационно-личностном, затем на продуктивном (поведенческом) уровне" [7]. Н.Д. Левитовым изучалась взаимосвязь творчества и психического состояния творца. Психическое состояние относится к явлениям, имеющим временный, а часто и ситуационный характер и влияет на результат реализации определенного потенциала личности [10].

Спонтанность возникновения творческой идеи кроется в источнике, ее генерировавшем - в бессознательном, интуитивном и авторы описывают проявление этого импульса: в форме "побочного продукта действия" (Я.А. Пономарев), "подсказки" (Б.М. Кедров) или "инстинктивной видовой программы" (В.М. Вильчек).

Г.А. Альтшуллер и Р.Б. Шапиро в отношении научно-технического творчества высказывали идеи, что психология изобретательского творчества становится понятной только при глубоком знании законов развития техники [1].

Концепция С. Медника о сути творчества состоит в способности преодолевать стереотипы на конечном этапе мыслительного синтеза, в широте поля ассоциаций. Чем из более отдаленных областей ассоциаций взяты элементы проблемы, тем более креативным является процесс решения. Тем самым дивергенция заменяется актуализацией отдаленных зон смыслового пространства.

Исследованиями творческого мышления и потенциала личности занимались и за рубежом (Л. Терстоун, Д. Гилфорд, Е. Торранс, К. Тейлор, Г. Груббер, И. Хайн, А.Б. Шнедер, Д. Роджерс). Большинство этих исследователей делали акцент на определении креативности, на особенностях и качествах творческой личности, на различиях дивергентного и конвергентного мышления.

Л. Терстоун обратил внимание на разницу между творческими способностями и способностями к обучению, а также на значение в творческой активности темперамента [17]. В свою очередь Д. Гилфорд предпринял попытку математического построения модели творческой личности и создал "кубическую модель интеллекта", в которой представил три измерения: операции, содержание, результаты. Он полагал, что креативность и творческий потенциал могут определяться как совокупность способностей и других черт, которые способствуют успешному творческому мышлению. В основе его концепции креативности лежит принципиальное различие между двумя типами мыслительных операций: конвергенцией и дивергенцией. Д. Гилфорд считал операцию дивергенции основой креативности, которую объяснял как "тип мышления, идущего в различных направлениях".

Д. Гилфорд выделил также четыре параметра креативности: 1) оригинальность - способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы; 2) семантическая гибкость - способность выявить основное свойство объекта и предложить новое свойство его использования; 3) образная адаптивная гибкость - способность изменять форму стимула так, чтобы увидеть в нем новые признаки и возможности для использования; 4) семантическая спонтанная гибкость - способность к продуцированию разнообразных идей в нерегламентированной ситуации [4].

Англичанин Грэм Уоллес выделил четыре стадии творческого мышления и описал их: 1) подготовка - формулирование задачи и попытки ее решения; 2) инкубация - временное отвлечение от задачи; 3)озарение - появление интуитивного решении; 4) проверка - испытание или реализация решения.

Е.П. Торранс под креативностью понимал способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, дисгармонии и т.д. Он считал, что творческий акт делится на восприятие проблемы, поиск решения, возникновение и формулировку гипотез, проверку гипотез, их модификацию и нахождение результата [7].

Исследование творчества в спортивной сфере относится к началу 80-х гг. и открывается книгой А.А. Деркача и А.А. Исаева, специально посвященной творчеству тренера [6]. Далее научная мысль о творчестве спорта развивается в работах связанных с подготовкой тренеров по фигурному катанию, в которой разрабатываются методические основы формирования творческого отношения к будущей профессии; с разработкой модели творчества преподавателя-тренера как основы специального творческого развития студентов физкультурного вуза; с содержанием и структурой изобретательского творчества в сфере физической культуры и спорта, а также влияние на него социально-организационных факторов.

Методологическое значение для понимания проблем творчества в спорте имеют работы В.И. Столярова, в которых анализируется природа спортивного творчества, показаны его основные отличия от художественного творчества. Также автором прослеживаются различные взгляды исследователей на проблему эстетических проявлений в спорте и таких эмоционально-психологических состояний, специфичных для разных видов спорта, как "чувство мяча" в футболе и т.п., близкие, по мнению В.И. Столярова, к эстетическим переживаниям, которые он рассматривает в контексте творчества в спорте [15]. Весьма значимой также предстает проблема общения в творческой деятельности ее субъектов, - тренера и спортсмена. Общение понимают как процесс, порождаемый потребностями совместной деятельности, и различают в нем три стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную.

В.Б. Коренберг к существу творческого процесса относил решение спортивно-двигательных задач, путем координированного участия в нем двух сторон тренера и спортсмена. [9]. Исследователи P.A. Пилоян [11], В.Н. Платонов [12], В.А. Сальников, [14] и др. отмечали, что невозможно добиться высоких спортивных результатов только за счет возрастания объема и интенсивности тренировочных нагрузок и поэтому, особую актуальность приобретает поиск резервов дальнейшего повышения спортивного мастерства, поиски инновационных подходов; а также уравнительные подходы в использовании средств и методов подготовки спортсменов высокой квалификации приемлемы тем меньше, чем ближе подходят запросы спортивной деятельности, к границам функциональных и адаптационных возможностей.

Подготовка спортсменов высокой квалификации является центральным вопросом в науке о спорте. Как показывает анализ литературных источников, в его разработке можно выделить три направления. Первый характеризуется активным обобщением эмпирического опыта, накопленного в педагогической практике тренеров и практиков-психологов, таких как A.B. Алексеев, С.М. Вайцеховский, В.Ф. Василенко, Л.Д. Гиссен и др.[5]. Второе направление, характеризуется осознанием специалистами того, что спортивный результат зависит от совершенствования учебно-тренировочного процесса посредством оптимизации методики обучения спортсменов; моделирования тренировочного процесса на разных этапах подготовки спортсменов; разработки теоретических основ и методов спортивно-педагогической диагностики; формирования технического и тактического мастерства спортсменов (В.П. Валегов; С.М. Гордон; Д.Е. Каунсилмен [8] и др. Третий подход характеризуется проникновением в науку о спорте системных воззрений о комплексном подходе к системе подготовки спортсменов на всех этапах его профессиональной карьеры с максимальной реализацией его индивидуальных возможностей (Б.А. Вяткин; Н.Б. Стамбулова; Б.П. Яковлев [16] и др.).

Заключение

Спорт - это сжатая модель жизни. В нем, благодаря экстремальности условий, можно обнаружить все богатство проявлений человеческой натуры. Он, более чем другие виды деятельности, формирует разносторонние адаптационные возможности человека, связан со вскрытием человеческих резервов, выявлением максимальных возможностей человека. Поэтому процесс реализации творческого потенциала тренера высокой квалификации - это есть системное, ситуационное, функциональное, синергетическое, деятельностное, информационное развитие, и осуществляется оно с целью повышения результативности воспитанников на мировых соревнованиях. Важнейшими показателями эффективности творческого потенциала тренера высокой квалификации являются креативность, дивергентное мышление, коммуникативность, самоорганизация, использование всех возможных мотивов творческой деятельности, качество организационной структуры и управленческой деятельностью учебно-тренировочного и соревновательного процесса.

Однако современные социокультурные условия и факторы диктуют необходимость совершенствования существующей системы социального управления развитием творческого потенциала тренера. От эффективности этой системы зависит качество подготовки спортсменов и их конкурентоспособность на мировых соревнованиях. Необходимы психолого-педагогические принципы развития творческого потенциала тренера высокой квалификации, основанные на концепции управления учебно-соревновательным циклом, общих закономерностях, принципах административного и социально-психологического воздействия, основных управленческих функциях и стратегической целью - достижение воспитанниками высоких результатов на мировых соревнованиях.

Список литературы

1. Альтшуллер Г.С. Психология изобретательского творчества / Г.С. Альтшуллер, Р.Б. Шапиро // Вопросы психологии. - 1956, № 6. - С. 37-49.

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - СПб.: Питер, 2001.

3. Выготский Л.С. К вопросу о психологии творчества актера. Ч. 2 / Л.С. Выготский // Собр. соч. - М., 1984. - с.321.

4. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта / Дж. Гилфорд // Психология мышления. - М.: Прогресс, 1969.

5. Гиссен Л.Д. Время стрессов / Л.Д. Гиссен.  - М., 1990.

6. Деркач А.А., Исаев А.А. Творчество тренера / А.А. Деркач, А.А. Исаев. - М.: Физкультура и спорт, 1982.

7. Дружинин В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2002. - С. 166.

8. Каунсилмен Д.Е. Спортивное плавание: пер. с англ. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 208 с.

9. Коренберг В.Б. Принципиальные положения и ключевые понятия деятельностной концепции решения двигательных задач / В.Б. Коренберг // Принципиальные вопросы биомеханического анализа спортивных двигательных действий. - Малаховка, 1987.

10. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека / Н.Д. Левитов. - М., 1964.

11. Пилоян Р.А. Научный и практический смысл понятия "Модель спортсмена" / Р.А. Пилоян // Спортивная борьба. 1985. - С. 69-71.

12. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте / В. Н. Платонов // Общая теория и ее практические приложения: учебник тренера высшей квалификации. - М.: Советский спорт, 2005. - 820 с.

13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2005. - С. 551.

14. Сальников В.А. Талант, одаренность и способности в структуре спортивной деятельности / В.А. Сальников // Теория и практика физ. Культуры, 2002. - N 4. - С. 16-20.

15. Столяров В.И. Методологические принципы определения понятий в процессе научного исследования физической культуры и спорта / В.И. Столяров. - М.: ГЦОЛИФК, 1984. - 98с.

16. Яковлев Б.П. Психическая нагрузка в спорте / Б.П. Яковлев // Теоретические и практические аспекты: монография. - Великие Луки, 2002. - 193с.

17. Thurstone L. Leon "Primary Mental Abilities", 1938.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме 

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Реклама: