УДК 796.8

СПОРТИВНЫЕ И СПОРТИВНО-БОЕВЫЕ ЕДИНОБОРСТВА

Peredelsky.jpgПЕРЕДЕЛЬСКИЙ Алексей Анатольевич

Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма (РГУФКСиТ), Россия, Москва

Тел. 8-499-272-74-13

Заведующий кафедрой философии и социологии доктор педагогических наук, кандидат философских наук, профессор

 

 

Damditsurunov.jpgДАМДИНЦУРУНОВ Вячеслав Анатольевич

Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма (РГУФКСиТ), Россия, Москва

Тел. 8(926) 227-38-64

Руководитель специализации "Служебно-прикладные единоборства" кафедры ТиМ прикладных видов спорта и экстремальной деятельности

 

Ключевые слова: единоборства, спорт, спортивные единоборства, специализация, универсализация.

Аннотация. В статье содержится сравнительный анализ спортивных и боевых единоборств как двух близко родственных, но, тем не менее, принципиально различных исторических типов единоборческих традиций. Критерием отличия выступает отношение к реальности: жизненной или условной, модельной. В современных спортивных единоборствах в связи с этим существуют два доминирующих вектора развития. Один из них направлен на усиление спортивной специализации, а другой на возврат к универсализации единоборства и соответственно на его более тесную ориентацию, на служебно-прикладную и экстремальную практику жизнедеятельности единоборцев.

SPORT AND SPORT-BATTLE COMBAT ARTS

PEREDELSKY Alexey
Russian State University of Physical Education, Sport and Tourism (RSUPES&T) Russia, Moscow
Tel. 8-499-272-74-13
Head of the Department of Philosophy and Sociology Doctor of Education, Doctor of Philosophy, Professor

DAMDINTSURUNOV Vyacheslav
Russian State University of Physical Education, Sport and Tourism (RSUPES&T)), Russia, Moscow
Tel. 8(926) 227-38-64
Head of Specialization service and applied combat sports of Department of applied sport and extreme activities

Keywords: combat sports, sports, specialization, universalization.

Summary. The article contains a comparative analysis of sports and martial combats as two closely related but, nevertheless, fundamentally different types of historical traditions of combat. The criterion of distinction appears relevant to the reality: life or conditional, model

Сравнительный анализ спортивных и боевых единоборств. Анализ истории единоборств как сложной многовекторной эволюционной картины, указывает, что физкультурно-спортивная единоборческая традиция в силу ряда причин, прежде всего, социально-экономического, технологического и политического характера в XVIII-XIX веках набирает силу, становится доминирующей, и вытесняет воинскую или боевую традицию. Но вытеснение не означает уничтожение. Воинская традиция единоборств частично трансформируется в спортивную, а частично продолжает сосуществовать рядом с ней, имея свою социальную базу приверженцев в лице армии и многочисленных полицейских силовых структур, криминальных слоев, различного рода групп, союзов, обществ закрытого или полузакрытого типа, практикующих сознательно или неосознанно, частично или полностью историческую реконструкцию древности и средневекового прошлого. Несмотря на постоянное размывание этой социальной базы, она, вопреки капитализации и урбанизации, все еще находит достаточно адептов из рядов крестьянства, потомственной аристократии и люмпен-пролетариев. И это не говоря о ее самой мощной, армейско-силовой части.

Вместе с тем, спорт в современном мире имеет более обширную общественную нишу, лучше адаптирован к современным экономическим и социально-политическим условиям, являясь по своей сути их прямым порождением. Поэтому процесс трансформации воинских единоборств и их диффузии в мир спорта не ослабевает. Иначе и быть не может, ибо для единоборств коммерческий успех, известность, политические позиции неотделимы от спорта.

Но в спорт боевому единоборству войти не так просто. Как правило, это равносильно потере очень и очень многого и, прежде всего, своей "боевой" специфики. Во-первых, воинское единоборство, становясь спортивной дисциплиной, не сразу, но неукоснительно теряет свой сакральный философско-религиозный смысл, приобретая взамен идеологию спорта.

Наблюдается отход от национальной культуры прошлого, мифология и героика которого до этого питали боевое единоборство. А вместе с этим теряется и стихийное чувство мистического комфорта и защищенности, испытываемое нами в стенах родного дома, как будто и вправду охраняемого добрыми духами, пенатами, домовыми. Нарастает чувство одиночества и тревоги, которые человек не в силах подавить, если он теряет ощущение присущности, принадлежности к этому сакральному единству.

Вместо этого спортивное единоборство, постепенно приобретая интернациональный характер, дарит своим спортсменам присущность, отношение к чему-то великому и неизмеримо большому, дает чувство гордости, но не восполняет утраченного комфорта и душевного равновесия, внутреннего умиротворения, согласия с самим собой, со своим окружением. Адепт превращается в спортсмена. Иными словами, воинское единоборство, являясь по сути военно-религиозным или религиозно-боевым, есть ближайшее, "семейное", интимное оформление жизнедеятельности человека, его самый тесный социальный контур. Спортивное единоборство такую социально-интимную узость теряет. Боевое братство, как почти кровнородственная связь, заменяется на мировое гражданство. Конечно, для очень многих государство, партия, корпорация становятся ближе и дороже семьи, родственников, но вот чувствуют ли они себя от этого менее одинокими и более счастливыми?

Во-вторых, трансформируясь в спортивное единоборство, боевая система вынуждена отказываться и от своей первоначальной морали. Идея благородного и доблестного служения, постоянного самосовершенствования во имя этого служения вроде бы остается, но становится более формальной, внешней, скорее декларируемой, нежели внутренне прочувствованной, интериоризованной. Место конкретного вождя заменяет институт, символ, абстракция. Не случайно многие спортсмены, не довольствуясь пусть и величественным, но пустым звуком, начинают служить тренеру, команде, самим себе.

В-третьих, внутренняя мотивация, превалирующая в боевых единоборствах, уступает место соревновательной и внешней мотивациям, как преобладающим в единоборстве спортивном. Ориентация на сам процесс постижения боевого искусства, с целью его совершенного освоения диктуется для бойца, практикующего ту или иную военно-прикладную систему, жизненной необходимостью в буквальном смысле слова. Недостаток мастерства может привести к гибели воина. Поэтому и тренировка, и само боевое единоборство, как парный поединок, закономерно должны восприниматься воином с радостью, восторгом, граничащим с экстазом или трансом. Такое отношение является для него единственной возможностью жить славно и достойно.

Спортсмен-единоборец также ориентирован на победу, но для него поражение реально сопряжено не со смертью, а победа - не с выживанием, (хотя часто и в спорте встречается внутренняя мотивация, особенно у чемпионов), а с внешним для его личной жизни или смерти результатом, например, с медалью, титулом, вознаграждением. Иными словами, если использовать фразу героя А. Дюма мушкетера Портоса: "Я дерусь просто потому, что дерусь!", то внешне мотивированный спортсмен-единоборец сказал бы иначе: "Я дерусь для того, чтобы победить. И не просто победить, а получить признание и почести, символизируемые медалью или кубком". Не об этой ли мотивационной подмене думал Пьер де Кубертен, выдвигая свой великий тезис: "Главное не победа, а борьба за нее!".

Сам девиз Олимпийских игр, призывающий быть выше, быстрее, сильнее, олицетворяет собой соревновательную мотивацию. Вдумаемся. Предлагается быть "превосходнее" не самому по себе, а по сравнению с другими. Опять происходит смещение акцента с человека, но теперь уже не на внешний результат, а на сам соревновательный процесс. Жизненная необходимость, целесообразность подменяется демонстрацией, публичным показательным выступлением. "Добры молодцы" хотят "себя показать"! Совершенно разный настрой бойца перед смертельной схваткой и у спортсмена перед очередным раундом. В боевом единоборстве нет лазейки, места для лени, трусости, сомнения, неуверенности. В спортивном единоборстве такая лазейка всегда присутствует, ибо проще отказаться от победы во имя медали, чем от победы во имя жизни. Поэтому среднее звено единоборцев от спорта бьются не для того, чтобы быть лучше, а для того, чтобы выглядеть лучше или, в конце концов, не хуже других.

В-четвертых, спортивное единоборство - это модель, игровой заменитель реальной боевой ситуации. Следовательно, имеет место некое нормативное предписание, ограничение свободы действий тщательно проработанными правилами. В спортивном бою побеждают не любой ценой, а в соответствии с правилами, условиями. Побеждает не лучший, а признаваемый лучшим. Вспоминаются иронические слова нашего известного киноактера о том, что в беге в мешках побеждает не тот, кто лучше бегает, а тот, кто лучше бегает в мешке. То есть перед нами уход от реальности в сторону условности.

Интегрирование в современный спорт таких боевых систем, как каратэ, тхэквондо, дзюдо, заставило их отказаться от множества эффективных боевых приемов и техник. Свободный волк превратился в домашнего пса.

Нет, конечно же, не одни минусы ждут воинские единоборства в спорте. Их ждут систематизация, широкая социализация, интеграция в современное общество, адаптация к экономическим, политическим, правовым институтам и многие другие блага цивилизации. Но ценой этих благ станет потеря реальности, боевого характера единоборства и связанного с ним универсализма, комплексного использования в одной системе, естественного сочетания друг с другом борьбы, рукопашного боя и работы с оружием. Кроме того, стоит задуматься, что когда мы говорим о потере тем или иным боевым единоборством своей духовности, реальной личностной ориентированности, не связано ли все это с сильным влиянием на спорт государства и бизнеса как сфер отчуждения сущностных сил человека, как мира формализованности, утилитарности, карьерного роста и коммерческого успеха? Не следует ли вспомнить сентенции Людвига Фейербаха о религиозном отчуждении, "Экономическо-философские рукописи 1844 года" Карла Маркса, где он рассуждает об отчуждении в экономической сфере, и где напрашивается экстраполяция теории отчуждения на политическую сферу общественной жизни?

Современный спорт в качестве института современного общества есть явление одного порядка, что и современная капиталистическая частная собственность, государство, церковь. В нем, как и в них, отражаются и преломляются системообразующие, интегративные свойства, характеристики современного социума со всеми его позитивными и негативными особенностями и последствиями для отдельно взятого, конкретного человека. Поэтому, прославляя спорт, воспевая его идеалы, делая его объектом искусства и преклонения, нельзя забывать и о его социальной природе. Спорт может дать много, но не следует требовать от него невозможного. Другое дело, что взаимодействие конкретных людей, спорта и общественной системы можно и нужно исследовать с точки зрения диалектики единичного, особенного и общего, а сам институт спорта - с позиции диалектической связи возможного и действительного, необходимого и случайного. Этим мы хотим сказать, что общественные законы суть законы - тенденции, а закономерности развития и функционирования института спорта также представляют собой многовекторные величины. Потенциал спорта велик, но то или иное проявление данного потенциала всегда зависит от режима функционирования того общества, в которое он интегрирован. Зависят указанные проявления (хотя и в меньшей степени) и от усилий отдельных общественных спортивных лидеров и деятельности социальных групп. Достаточно еще раз вспомнить о просветительской деятельности основателя современного Олимпийского движения Пьера де Кубертена и его сподвижников. Но главное в том, что самыми определяющими для спорта факторами являются его собственные основные, базовые законы и правила, по сути, и позволяющие ему быть, а не только называться спортом, то есть быть некой условной, усредненной, типовой моделью, матрицей, игровым заменителем реальной действительности, предписывающим всему человечеству усредненные, типовые, равные возможности, равные условия игры и раскрытия своего человеческого потенциала. Поэтому совершенно не случайно бурное развитие и процветание спорта в том обществе, которое декларирует равенство и равные возможности для каждого гражданина.

В свете сказанного интересно рассмотреть статью Р. М. Загайнова "К проблеме уникальности личности спортсмена-чемпиона". Опекая на протяжении 30 лет в качестве личного психолога ряд выдающихся олимпийских чемпионов и чемпионов мира в разных видах спорта, Загайнов предлагает усредненную личностную характеристику выдающихся и, в силу этого, нестандартных спортсменов. Так что же, по его мнению, отличает лучших представителей спорта высших достижений?

- Боязнь поражения, или точнее сказать непобедимость как результат боязни поражения.

- "Абсолютная пожизненная мотивированность" как генетически заложенная ориентация на победу.

- Воля, волевое усилие как определяющее, ведущее к успеху начало.

- Такие суперкачества, как абсолютная и постоянная концентрация, достигаемая ценой самоизоляции, добровольного одиночества, отшельничества, закрытости для людей и общества, исполнения искусственной, имиджевой роли, раздвоенности личности и жизни.

- Вера в магию, высшие силы, темное воздействие, требующее формирования личных "ритуалов" психологического настроя; абсолютная суеверность и вера в Бога, как средство обретения покоя и уверенности в себе.

- Профессиональная стабильность.

При этом сам Загайнов признает, что все эти, на его взгляд, превосходные личностные качества отсутствуют у обычных спортсменов, то есть, как правило, как воспитанная спортом норма не наблюдаются. Отсюда он делает вывод о том, что "Спортсмен - чемпион, украшающий спорт и, без преувеличений, - жизнь, всегда индивидуален, уникален и одинок (переживание одиночества, по признанию самих чемпионов, самое значимое из всех типичных переживаний человека спорта). Его личность представляет собой уникальный сплав уникальных личностных качеств. И, повторяем, иллюзия - думать, что чемпионом может быть любой человек... И еще... путь к большой победе без "попутного ветра" (без поддержки "свыше", без везения) практически нереален" [2].

Но позвольте! Если отвлечься от первой и назойливой мысли, что чемпионы - это страдающие от массы неврозов, обрекаемые на лишения и тотальное одиночество люди, то возникает устойчивое впечатление, будто они не находят в спорте и воссоздают сами, по-своему, все то, что делает их чемпионами. И второе. Не напоминают ли приведенные личностные характеристики чемпионов те же факторы, которые теряют религиозно-боевые единоборческие системы в процессе трансформации в спортивные единоборства?

Простой логический силлогизм, состоящий всего из двух посылок, позволяет заключить: выдающийся спортсмен - это не результат системы, а исключение из правила, отклонение от нормы. Кто-то из великих сказал, что демократия - это власть середняков, посредственностей. Не является ли такой же уравниловкой и спорт?

Специализация и универсализация - две тенденции в развитии спортивных единоборств. Как бы то ни было, в современном мире единоборств борются две четко выраженные тенденции. Одна из них фиксирует регулярно имеющее место (при интеграции боевого единоборства в спорт) стремление избавиться от универсальности, "жесткости", подчиниться правилам и законам, диктуемым самой природой, назначением спорта в качестве модели, условного заменителя и ограничителя реальности. Назовем эту тенденцию стремлением к "чистоте" или "спортивной чистоте" единоборства.

В оппозиции к "чистым" единоборствам, якобы, растерявшим боевое содержание и чувство реальности, выступает движение за возврат или утверждение в спорте универсальных единоборств (панкратион, бой без правил, армейский рукопашный бой, бойбо). Сторонники универсализма, не до конца понимая, видимо, природу спорта, или, наоборот, видя в ней еще не реализованные возможности и резервы, настаивают на том, что "чистота" единоборства, равноценная однобокости, ущербности, общественному обману, должна быть замещена универсальностью, то есть реставрированной боевой единоборческой традицией. Например, С. В. Липатов - автор книги "Современный панкратион: становление универсального бойца - единоборца", пишет: "Попытки вернуться к первоначальной сущности единоборства как боевого искусства с его прикладным характером, построенного на многоборческой основе, а также придание этому движению спортивной направленности всегда существовали и сопровождались определенными трудностями. Это связано с тем, что в процессе эволюции многие боевые искусства нашли свое спортивное выражение. В итоге произошло их искусственное разделение на составные части, где за основу был взят тот или иной способ ведения поединка по правилам с определенными ограничениями и критериями победы. Так сформировались широко известные спортивные направления, которые можно разделить по виду используемой техники на ударные и бросковые. Это разделение (или другими словами - спортивная специализация) привело к тому, что критерии победы в ударных и бросковых видах единоборств стали диаметрально противоположными, в определенной степени искусственными и недостаточными для свободных поединков" [3].

Выводы

Итак, нам продемонстрировано еще одно подтверждение тенденциозности, нелинейности исторического развития единоборств. Если отвлечься от тактико-технического анализа преимуществ и недостатков узкоспециализированных, чистых спортивных единоборств или универсальных многоборческих систем, то встает очень непростой вопрос: "Является ли универсализм очередной волной вторжения в спорт со стороны воинских, боевых единоборств или он выступает новой фазой в эволюции спортивной единоборческой традиции?" Если первое, то, явление и дальнейшая судьба многоборчества должны рассматриваться по уже приведенному историческому сценарию. Если же второе, то необходимо понять - возможен ли свободный поединок в спорте вообще, насколько он соответствует природе спорта. Наконец, есть третий вариант; то есть, может ли быть найден компромисс и налажено ли устойчивое мирное сосуществование в сфере спорта специализированных спортивных единоборств и универсальных единоборческих систем?

"Честолюбие и гордыня - обманчивое возбуждение духа. Стоит это возбуждение унять, как проступают истинные свойства натуры. Страсти и заботы проистекают из суетности сознания. Побори суетное сознание и в тебе проявится сознание истинное" [1]. Это высказывание древнего философа как нельзя лучше подходит в качестве поучения или предупреждения для тех, кто превращает спорт, спортивные единоборства в объект политических манипуляций, националистической пропаганды и давления, в объект удовлетворения личных амбиций. Современная мода на единоборства, на наш взгляд, уже перенасытила этот фрагмент рынка услуг, но ажиотаж продолжает расти, хотя и не такими темпами как раньше. Создаются и предлагаются все новые боевые и псевдобоевые системы, успех которых зависит не столько от степени их приближения к реальной жизненной ситуации и эффективности решения ее задач, сколько от влиятельного покровителя и объема финансовых вливаний в рекламную компанию. Не пора ли, наконец, перейти от политиканства и абстрактного морализаторства к реальной практике современных единоборств?

Список литературы

1. Афоризмы старого Китая. - 2-е изд., испр. - М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991. - 79 с.

2. Загайнов Р.М. К проблеме уникальности личности спортсмена-чемпиона / Р.М. Загайнов // Спортивный психолог. - 2005. - № 1. - С. 4-16.

3. Липатов С.В. Современный панкратион: становление универсального бойца-единоборца / С. В. Липатов. - Иваново: Талка, 2006. - 288 с.

4. Передельский А.А. Единоборства, спорт, управление / А. А. Передельский. - М.: Научно-издательский центр "Теория и практика физической культуры и спорта", 2007. - 126 с.

5. Передельский А.А. Философия, педагогика и психогогика единоборств: монография / А.А. Передельский. - М.: Физическая культура, 2008. - 168 с.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме 

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!