УДК 796.8

СПОРТИВНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ЕДИНОБОРСТВА КАК ОСНОВА ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Bleer.jpgБЛЕЕР Александр Николаевич

Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма (РГУФКСиТ), Россия, Москва

Тел. 8-499-166-54-99

Доктор педагогических наук, профессор, заслуженный тренер России, ректор

 

 

Peredelsky.jpgПЕРЕДЕЛЬСКИЙ Алексей Анатольевич

Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма (РГУФКСиТ), Россия, Москва

Тел. 8-499-272-74-13

Заведующий кафедрой философии и социологии, доктор педагогических наук, кандидат философских наук, профессор

 

Ключевые слова: Государственный Образовательный Стандарт по физической культуре; спортивные и прикладные единоборства; физкультурное образование; целостная личность.

Аннотация. Рассматривается вопрос о создании Государственного образовательного стандарта по физической культуре. Авторы статьи обосновывают целесообразность построения российского ГОС по физической культуре на базе единоборств, способной, по их мнению, не только вернуть на уроки физической культуры интерес и сильную мотивацию учащихся к занятиям, но и обеспечить нашей молодежи возможность получения физкультурного образования, формирующего целостную личность.

SPORT AND APPLIED COMBATS AS A BASE NATIONAL STANDARD FOR PHYSICAL CULTURE

BLEER Alexander
Russian State University of Physical Education, Sport and Tourism (RSUPES&T), Russia, Moscow
Tel. 8-499-166-54-99
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Honored Trainer of Russia, Rector

PEREDELSKY Alexey
Russian State University of Physical Education, Sport and Tourism (RSUPES&T) Russia, Moscow
Tel. 8-499-272-74-13
Head of the Department of Philosophy and Sociology Doctor of Education, Doctor of Philosophy, Professor

Keywords: State educational standards for physical education, sport and applied combat sports, sports and education, integrated personality.

Summary. The article is dedicated of the question of establishment of State educational standard of physical culture. The authors substantiate the expediency of Russia's traditional construction on physical culture based on combat sports, capable, in their view, not only back on the lessons of physical culture and a strong interest in the motivation of students for classes, but also to ensure our young people the possibility of physical training education, forming a coherent identity.

Актуальность системной перестройки действующего Государственного Образовательного Стандарта (далее - ГОС) по физической культуре, давно уже утратившего свое былое значение и эффективность, не вызывает сомнений уже почти два десятилетия. Наряду с другими важными причинами, позволяющими сделать такой неутешительный вывод, следует назвать, прежде всего, частичный разрыв физической культуры как школьной учебной дисциплины с изменившимися условиями общественно-производственной практики россиян. Физическая культура перестала восприниматься в качестве важного фактора или направления социализации личности, поскольку школа перестала ориентироваться на армию. Пропала былая мотивация занятий физической культурой, а разделы этой учебной дисциплины, прежде системно связанные единой целевой и ценностной ориентацией, стали восприниматься как эклектическое, случайностное собрание программ по ознакомлению с различными видами спорта и начальной спортивной подготовке. С другой стороны, упала престижность труда учителей по физической культуре и соответственно резко понизился их профессиональный уровень.

Создалась проблемная ситуация, в которой учащиеся не видят целесообразности и не хотят заниматься физической культурой, а школьные учителя не могут (в силу своей некомпетентности или из-за плохой оснащенности школьных спортивных залов) дать системное представление о предмете. В лучшем случае дело ограничивается получением определенных знаний и навыков в каком-то виде спорта.

Цель же физического воспитания состояла и состоит в том, чтобы не просто привить комплекс неких психофизических умений и навыков, а дать системное, социально востребованное физкультурное образование, сформировав при этом целостную сильную личность, способную успешно функционировать в социоприродном пространстве и решать поставленные задачи даже в особо неблагоприятных, экстремальных, враждебных условиях.

Учитывая значительную индивидуализацию общественного сознания россиян, прошедших две мировые войны, революцию, перевороты и перестройку, а также ориентирующую на индивидуальный успех капитализацию социально-экономических отношений, наиболее объективно востребованной и субъективно осознаваемой ценностью и целью в занятиях физической культурой стала выступать способность лично защитить себя и своих родных, проявить бойцовские качества в противоборстве с враждебным (или просто недружественным) окружением.

Объект исследования. Наиболее адекватной базой построения учебных программ по физической культуре стали единоборства. Единоборства, которые в силу своего комплексного влияния на личность формируют ее духовную, психическую и физическую целостность одновременно и взаимосвязано. Единоборства, которые своим повышенно экстремальным тренингом закаляют личность, ориентируют ее на выживание в экстремальных ситуациях и поэтому требуют особенно профессионального, совершенного и завершенного освоения необходимого комплекса психофизических приемов.

Такая комплексность и профессиональная ориентация поднимает единоборства на уровень эффективного направления устойчивой социализации формируемой личности. А статус типа или вида социализации и профессионализации миллионов граждан Российской Федерации заставляет рассматривать единоборства в качестве массовой образовательной системы.

Подавляющее большинство современных видов спорта и физкультурно-спортивных дисциплин имеют общее протокультурное происхождение, историко-генетическое родство. Они разрабатывают несколько отличающиеся друг от друга по задействованным группам мышц, но в целом принципиально сходные, перекрещивающиеся между собой комплексы двигательных действий, а также их духовно-психическое сопровождение и оформление. В наиболее явном, четком, системно организованном виде указанное оформление опять же характерно для единоборств с их более явной воинской индивидуальной и общесоциальной ориентацией и целеполаганием.

Поэтому сквозь призму единоборств можно и даже целесообразно рассматривать такие дисциплины ГОС по физической культуре как гимнастика, развивающие и спортивные игры, легкая атлетика, плавание, лыжная подготовка. Соотнесенность с базовой единоборческой основой придает и им новый, более глубокий системный смысл. Если единоборства выступают как системообразующий фактор физического воспитания и образования, то указанные дисциплины включаются в общую систему физкультурной подготовки в качестве ее важных составных и относительно самостоятельных компонентов.

Относительная автономность, самодостаточность и, вместе с тем, суммарная комплексность указанных компонентов настолько велики, что, говоря об обновленном ГОС по физической культуре, есть возможность ограничить инновационную работу исключительно вариативной частью, затрагивая базовый компонент лишь постольку, поскольку старые дисциплины высвечиваются под новым углом зрения, под углом зрения их вспомогательной роли в общей системе единоборческого физкультурного образования. Таким образом, можно с достаточным основанием утверждать, что построение ГОС по физической культуре на базе единоборств на самом деле, по существу, является инновационным обновлением и переосмыслением действующего ГОС.

В пользу высказанной точки зрения свидетельствуют и другие философско-культурологические, социально-политические, психолого-педагогические аргументы.

Историко-теоретическая справка. Критические заметки к пояснительной записке действующей комплексной программы физического воспитания учащихся I - XI классов.

Главным недостатком действующей комплексной программы физического воспитания учащихся I - XI классов, на наш взгляд, является ее абстрактный характер, отсутствие ориентации на конкретные виды (типы) общественно-производственной практической деятельности.

Отсутствие практического мерила и критерия истинности программных утверждений и высказываний делает их слишком общими, размытыми, схоластическими, оторванными от жизни. Только реальная конкретная практика, ориентация на определенные виды социальной деятельности и отношений способны научно обоснованно установить нормативные границы того, что предлагается считать "основами физической культуры", "крепким здоровьем", "хорошим физическим развитием", "оптимальным уровнем двигательных способностей, знаний и навыков в области физической культуры".

Кроме того, сама область физической культуры слишком широка и многообразна, чтобы ее можно было целиком уложить в единую систему, гарантирующую равное качество освоения разных разделов. Бессистемное же обучение практически исключает возможность действительно качественного усвоения материала, предполагающего доведение степени подготовки учащихся до уровня автоматического, нейрофизиологического обеспечения исполнения той или иной опорно-двигательной манипуляции, процедуры, до уровня ее духовного осмысления и переживания как элемента социального опыта.

На бессистемном уровне добиться от учебного предмета формирующего личность образовательного эффекта или комплексного, объединяющего обучение и воспитание педагогического воздействия не представляется возможным.

Поэтому, вместо того, чтобы рассматривать физическую культуру в целом лишь как дополнительное средство, отдельную сторону формирования всесторонне развитой личности, на наш взгляд, было бы более корректно внедрить несколько конкретных образовательных моделей физической культуры, системная организация которых обеспечивает их самодостаточный характер в деле комплексного формирования целостной (цельной) личности. Такой характер делает физкультурные образовательные модели незаменимыми как для общей социализации личности, так и для последующего конкретного профессионального выбора. При указанном подходе декларируемые принципы гуманизации и инновационности образования в области физической культуры получат, наконец, реальную практическую основу и конкретное социально-производственное подтверждение.

Политико-идеологический аспект проблемы. Давно известно, что людей воспитывают и объединяют не идеи, а совместная деятельность по воплощению этих идей в жизнь. Поэтому в политике идеология важна не сама по себе, а как идеологическое обоснование некой практической программы действий. Только в процессе своей ратификации программные цели и задачи овладевают массами, становятся их внутренним убеждением, превращаются в реальную политику - специфическую сферу деятельности и отношений.

В основе любой политики всегда находится вопрос о власти. Этим же вопросом регламентируется и идеологическое оформление политических доктрин. А, учитывая, что в центре политической организации общества всегда стоит государство, то вопрос о власти неизбежно уточняется, превращаясь в вопрос о государственной власти. Соответствующим образом видоизменяется и уточняется идеологический вектор.

Какой должна быть молодежная идеология и политика в России, чтобы удовлетворять государственному интересу? Какое место в этой политике и идеологии занимают физическая культура и спорт? Вот два вопроса, которые определяют решение проблемы создания российского Государственного Образовательного Стандарта в области физической культуры и спорта. Отметим, что речь идет о предельно широкой социальной базе, то есть фактически обо всем молодом населении России. Соответственно, имеется в виду и массовый спорт или спорт для всех, который, если и служит основой для спорта высших достижений, на данном уровне не является средством сохранения и повышения политического престижа государства.

Поэтому политическими целями, прилагаемыми к такой широкой социальной базе в сфере физической культуры и спорта, могут быть лишь цели подготовки и использования данного социального сообщества как такового. Например, подобной целью может выступать обеспечение и сохранение психофизического здоровья нации, представители которой, с одной стороны, имеют четкое представление о дисциплине и самодисциплине, с другой - обладают ярко выраженными лидерскими качествами, способностью к принятию ответственных решений и их творческому выполнению.

Указанный тип личности является, с точки зрения политологии и политической философии, идеальным носителем (исполнителем) политических функций, поскольку воплощает в себе диалектику свободы и необходимости, команды и подчинения, принятия и исполнения решений.

Какая модель физической культуры и спорта имеет наибольшие шансы выполнить задачу обеспечения указанных целей? Представляется, что наиболее приемлемым кандидатом, способным осуществить данную миссию являются единоборства.

Философско-культурологический аспект проблемы. Единоборства - это единоличный или парный поединок с одним воображаемым или реальным противником, протекающий на физическом, психическом и духовном уровнях с целью нанесения сопернику максимального реального или условного ущерба (вплоть до его реального или условного уничтожения).

Существование единоборств (определяемых подобным образом) в мировом историческом процессе носит глобальный или универсальный характер. Единоборства возникли в ходе антропосоциогенеза как один из важнейших вторичных факторов социализации человеческих индивидов. Становление единоборств в качестве составных элементов религиозной, военной, празднично досуговой деятельности превратило их в неотъемлемую часть культурной традиции многих народов. Прочно срослись единоборства с институтами спорта и образования. С последним социальным институтом их связывают многовековые традиции, заложенные еще в Древнем мире, красной нитью проходящие через эпоху Средневековья, Нового времени. В XIX-XX веках единоборства, несмотря на явное преобладание физкультурно-спортивной модели (типа), не утратили своей актуальности в качестве системы обучения и воспитания, формирования и социализации личности, ориентированной на работу и службу в церковных, государственных и армейских институтах.

Присущность единоборств различным социальным институтам, связь с различными типами родовой человеческой деятельности и отношений позволяют рассматривать их как закономерную и характерную черту общественного бытия и общественного осознания. Следовательно, система образования, отвечая за воспроизводство социального бытия и сознания в поколениях, заслуженно и по праву исследует и использует единоборства в качестве общекультурной образовательной модели.

В данном смысле не должна являться исключением и современная образовательная система России. Наша национальная культура существенно основывалась в своем развитии на различных единоборческих традициях. Например, военно-религиозная традиция единоборческих судебных и закладных поединков, поединков чести и славы активно и широко развивалась на Руси представителями варяжского военно-религиозного братства Перуна, живущими, соответственно, по законам Варяжской Правды.

Народная праздничная традиция единоборств, зародившись в Новгороде и, возможно, Пскове в виде кулачной стеношной потехи, со временем распространилась по многим русским городам, а позднее практиковалась в российских губерниях и уездах как территориальные поединки "стенка на стенку".

Ярмарочная, цирковая или балаганная традиция единоборств способствовала становлению российской физической культуры и спорта, например, классической греко-римской борьбы, которую в то время называли "французской".

Наша национальная история и литература полна сюжетами героического эпоса, связанными с единоборческой практикой, будь то богатырские былины и сказы (типа сказа о купце Калашникове). Или упоминания о реально имевших место судьбоносных поединках (князи Мстислава Удалого и хасожского князя Редеди; князя Александра Ярославовича, в последствии прозванного "Невским" и ярла Биргера; инока Пересвета и монгольского богатыря Челубея).

Кстати, попытка на примерах Пересвета и Осляби доказать, что Русская Православная церковь являлась кузницей единоборцев-богатырей, исторически несостоятельна. Русская Православная церковь в силу своей религиозной (молитвенной) и исторической специфики специально не препятствовала развитию единоборств как феномена, связанного с языческими племенными и национальными культами, но и не поощряла их развитие, основываясь на задаче замаливания земных грехов, а не на задаче их размножения. Просто, вплоть до XV века попасть в русский православный монастырь могли только те русские, которые имели возможность пожертвовать монастырю крупный земельный надел, то есть только князья и бояре. Иными словами, получившие фундаментальную воинскую подготовку "старшие дружинники". Таким образом, в отличие от католичества, ислама и буддизма русское православие исторически не было связано с пропагандой и практикой развития единоборств, остававшихся на нашей национальной культурной почве чисто языческим явлением, как у привилегированных сословий, так и у простого народа. Православие и единоборство на протяжении ряда веков мирно уживались друг с другом потому, что культура единоборств постепенно, но неуклонно теряла свою ритуально-обрядовую специфику, все больше и больше превращаясь в разновидность интернациональной физической культуры. В этом и сила, и слабость нашего отечественного единоборства. Сила в том, что его интернациональный характер соответствовал многонациональной социальной базе, разноплеменному населению российского общества. Слабость же проявилась в отрыве от своих исконных исторических корней, что и привело, в конечном счете, к забвению русских единоборческих традиций, не поддержанных ни церковью, ни государством. Русское единоборство не вписалось в российскую цивилизацию.

Поэтому к XIX веку Россия представляла собой незанятую нишу, готовую принять чужие восточные и западные единоборства и боевые искусства. Что, в общем и целом и произошло. Силой пришельцев стала не только слабость нашей отечественной единоборческой культуры, но и их философско-психологическая завершенность. Философско-психологической основой восточных единоборств стали йога, даосизм и чань (дзэн) - буддизм, имеющие достаточно интернациональную основу для успешной интеграции с российской и западной культурой. Западные единоборства пришли к нам как продукты физкультурно-спортивного и Олимпийского движения, основывающегося на философии прагматизма, экзистенциализма, на философии жизни и психоанализа, достаточно близких к своим более древним и глубоким восточным аналогам.

Что же остается на долю России? Чтобы ответить на данный вопрос, прежде всего, следует понять, что жесткой демаркационной линии, разделения культуры на восточную и западную в их корневой, "генетической" основе не существует. Древнегреческая культура, ставшая колыбелью европейской цивилизации, до Платона и Аристотеля черпала знания и образы у Востока, была полна индокитайских заимствований. Не случайно, многие известные в будущем греческие философы, для получения фундаментального образования, ехали через страны Ближнего Востока по Великому Шелковому Пути в Китай и Индию.

Не позволяет говорить о коренном различии Востока и Запада и мировая религия. Ведь Христианство первоначально - это тоже восточный, а точнее иудейский культ. Основываясь на сходстве мировых религий, развивается и Экуменическое движение, движение за объединение Церкви. В XX веке ускоренными темпами развивается диалог культур Востока и Запад, притирающихся, адаптирующихся друг к другу на основе процессов социально-экономической интеграции и политической глобализации.

Что касается России, то она даже по своему географическому положению всегда играла роль своеобразного моста между Востоком и Западом, вылившуюся в противостояние, например, между славянофилами и западниками. Многонациональный и многоплеменной состав населения Московского Княжества, вокруг которого сформировалось российское государство, уже изначально определяет существенные отличия Русского православия от Православия Византийского или, скажем, Болгарского. Глубинный анализ литературной философии России, начиная от творчества друга Пушкина Чаадаева, до наследия Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, В. Соловьева, не говоря уже о других мыслителях, заставляет обоснованно предположить, что красной нитью, лейтмотивом нашей отечественной философии являлись не идеи революционного разночинства, представленные в трудах Герцена, Добролюбова, Чернышевского, а духовные искания смысла жизни, очень близкие (как это не странно звучит), созвучные чань (дзэн) - буддизму. Это сходство не прошло незамеченным и для самих российских и для зарубежных литераторов, философов, политических деятелей, высказывавшихся на данный счет совершенно определенным образом.

Итак, культурное наследие и сформировавшийся на его основе за последние несколько веков менталитет россиян позволяют принимать и рассматривать европейские спортивные и восточные заимствования не как однозначно чужие и чуждые, а как взаимодополняющие друг друга и находящие свой действительно глубокий плодотворный синтез на почве именно российской культуры и ментальности.

Данное обстоятельство позволяет с достаточным основанием утверждать о возможности создания современной общероссийской системы единоборств как об общеупотребительной модели физической культуры, способной служить физическим образованием в средних общеобразовательных школах. Фундаментальность такого образования подтверждается его завершенностью, объединенностью охвата физического, психологического и духовного уровней личности.

Психолого-педагогический аспект проблемы. Если отвлечься от специфики различных единоборческих философий и ограничить рассмотрение лишь их общим инвариантным идейным ядром, то сразу же привлекает внимание личностная и практическая ориентированность этого типа философии. Здесь теории уделено очень мало места, зато метод изложен крайне подробно.

Вся философская теория единоборств заключается в представлении о том, что человеческая жизнь может протекать в двух состояниях: в состоянии заблуждения, когда человек в своей повседневной суете и спешке, погоне за сиюминутными мелочными выгодами забывает об основном, об истинных ценностях бытия; и в состоянии осознания человеком своих настоящих интересов, связанных с гуманизацией его жизни. Осознавая, что именно человек является мерой всех вещей, самоцелью и самоценностью процесса развития, он обращает, наконец, внимание на себя самого и ищет метод, позволяющий ему перейти от внешней и соревновательной мотивации, от ориентации на внешние и чужеродные ценности, к внутренней мотивации, к ценностной ориентации на свое комплексное самосовершенствование. Как говориться, если хочешь исправить мир - начни с себя самого.

Такой метод, метод творческого самосовершенствования, человек находит в различных видах деятельности в занятиях искусством и в частности, в занятиях единоборствами.

Истина заключена в том, что нас окружает не просто мир, а мир нашей практической деятельности, практическое общественно-производственное бытие. Мы сами, наша личность есть совокупность общественно-производственных отношений, следовательно, постигая себя, мы, тем самым, постигаем и мир. Ведь мы постигаем себя не абстрактно, а в процессе самоформирования, самосовершенствования, занимаясь каким-нибудь конкретным социально востребованным видом деятельности. Иначе говоря, мы познаем себя через деятельность, а наше духовное развитие есть активный результат развития психофизического. Активный в смысле активной обратной связи, духовного воздействия на наш психофизический облик.

Выводы

Итак, философия единоборств, в конечном счете, оказывается гуманистическим психолого-педагогическим учением, предлагающим конкретный метод комплексного, педагогического воздействия. В этом и состоит глобальность единоборств как социокультурного феномена, инвариантность модели их социально-педагогической системы.

Эта система располагает своими формами и содержанием, методами, средствами контрольно-управляющими механизмами и интегративными факторами, которые в сумме оказывают на личность человека формирующее воздействие, обеспечивающее, во-первых, ей цельность или целостность развития физических, психических и духовных качеств; во-вторых, мощный импульс к творчеству, гуманистическую целевую ориентацию, внутреннюю установку на постоянное самосовершенствование; в-третьих, повышенный потенциал и ярко выраженную способность успешного противодействия деструктивным факторам и выживания в условиях неординарной и экстремальной ситуации.

Какой тип личности призвана сформировать социально-педагогическая система единоборств? Какие личностные характеристики она задает?

Первое. Единоборец ищет и находит истину не вне себя, а в себе самом. Всю программу деятельного, активного поиска он развивает сам, творчески формируя, создавая себя из себя и первоначально для себя. На этом этапе единоборец относительно автономен и самодостаточен. Ему не нужен никто, кроме учителя-наставника, во мнении и под контролем которого творчески самовыражается ученик-единоборец. Следовательно, личность единоборца отличается творческим созидательным характером и относительной автономностью, относительной самодостаточностью. Единоборец не потребитель, а продуцент. Он и творец, и материал, и творческое усилие, приложенное к самому себе.

Второе. Из относительной автономности, творческой самодостаточности вытекает уверенность в своих силах, ведь единоборец всего достигает сам естественным путем, путем колоссальных затрат сил, времени, энергии, не требуя и не ожидая подарков от людей или от высших сил. То умение, те навыки, которые он приобретает благодаря своему учителю-наставнику, являются его неотчуждаемым достоянием, поэтому их нельзя потерять или отнять. Следовательно, единоборец уверен в своих благоприобретенных возможностях, то есть его личность характеризуется уверенностью.

Из этой уверенности единоборец черпает спокойствие и уравновешенность. Причем он уверен не только в имеющемся, но и в перспективах, поскольку ориентирован на процесс, а не на результат. Поэтому для него результат неизбежен как часть процесса, а не как что-то внешнее, постороннее, чужеродное этому процессу.

Третье. Жизнедеятельность единоборца - это бесконечный процесс самосовершенствования или Путь. Таким образом, его личность отличается активностью и целеустремленностью, заданной вектором развития.

Четвертое. Руководствуясь процессуальным целеполаганием, единоборец собран и дисциплинирован. Он целеустремлен и поэтому не распыляется на отвлекающие факторы, жестко и целесообразно регламентирует и регулирует свою жизнедеятельность, четко отделяет главное от второстепенного.

Пятое. Творя себя, единоборец творит свой мир, свое окружение, свою среду существования. Он увлекает своей целеустремленностью, цельностью своей натуры других людей. Он увлекает их силой своего собственного примера, не заставляя, не насилуя, не приказывая, не предписывая. Он не стремится убедить, и потому убедителен. Он просто самовыражается через других людей, становясь для желающих, в свою очередь учителем-наставником. Его личность отличается деликатностью и ненавязчивостью, с одно стороны, ярко выраженной силой и убедительностью - с другой.

Уважая и культивируя свободу личности в себе, он уважает ее и в других. Он на своем опыте узнал, что человека нельзя заставить творчески самосовершенствоваться. Этот процесс требует внутренней установки, проявления свободы воли. Поэтому единоборец терпим к чужому мнению, суждению, выбору, доброжелателен и гуманен.

Вот перечень основных личностных качеств единоборца, делающих его полезным обществу и государству, но не позволяющих превратить его в марионетку, в слепого исполнителя чужой воли, учитывая, что его искусство позволяет ему наиболее эффективно противостоять такому принуждению.

Мы убеждены, что именно единоборческой образовательной модели как наиболее массовой (наряду с футболом) и самоокупаемой, предстоит стать одним из наиболее вероятных направлений вывода физкультурно-спортивной сферы из кризисной полосы, одним из эталонов построения единой спортивно-образовательной двухзвенной системы "школа - клуб".


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме 

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!