УДК 796

ИСКУССТВО ЕДИНОБОРСТВ: БОЕВЫЕ ТАНЦЫ КАК СПОРТИВНОЕ И ПРИКЛАДНОЕ ЕДИНОБОРСТВО

Peredelsky.tifПЕРЕДЕЛЬСКИЙ Алексей Анатольевич

Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Россия, Москва

Тел. 8 (499) 272-74-13

Завкафедрой философии и социологии, доцент, кандидат философских наук

 

Ключевые слова: единоборства, искусство, древнейшая ритуальная, обрядовая практика, боевые, или воинские, танцы, олимпийский спорт, система искусства единоборств.

Аннотация. В статье анализируется одна из древнейших форм организации единоборческой практики - боевые, или воинские, танцы. Кратко рассматриваются история и география их существования, причины вырождения и возможности возрождения на базе современного олимпийского спорта. Приводятся авторские разработки относительно состава, структуры, основных организационных и технико-тактических принципов функционирования спортивно-боевых танцев как современной спортивно-прикладной системы искусства единоборств.

Объект исследования: искусства единоборств.

Предмет исследования: перспективы и основные принципы организации и технико-тактического функционирования современной единоборческой системы "спортивно-боевые танцы".

Метод исследования: историческая реконструкция, анализ и синтез.

Введение. Одним из основных выводов моей докторской диссертации "Становление социально-педагогический системы единоборств и ее развитие в современных условиях" было положение о едином трехфазном эволюционном процессе, связывающем универсальные единоборческие системы, специализированные спортивные единоборства и искусства единоборств. Последняя фаза рассматривается в качестве дальнейшей специализации и гуманизации спортивных единоборств.

Учитывая, что одной из пяти основных исторических форм организации единоборческой деятельности, о чем также говорится в диссертации, выступали боевые, или воинские, танцы, я вижу серьезные перспективы в воссоздании их как современной спортивно-прикладной единоборческой системы, максимально тесно смыкающейся с искусством.

Обсуждение результатов. Одной из самых близких к искусству форм организации исторической единоборческой практики по праву являются воинские, или боевые, танцы. Имея древние ритуальные корни, основываясь на древнейших магических, анимистических, фетишистских и тотемистических обрядах, воинские танцы закономерно служили в качестве одной из форм военно-прикладного единоборства. Не исключено, что именно они и стали исторической колыбелью, прародителем единоборств вообще, поскольку практиковались еще тогда, когда древнейшая первобытная протокультура человечества в силу своей неразвитости функционировала как единый нерасчлененный конгломерат отношений и деятельности, из которого лишь впоследствии предстояло выделиться, отпочковаться политике, религии, искусству и другим сферам общественной жизни. В пользу такого предположения можно найти множество подтверждений и свидетельств. К ним относятся: фрагменты наскальной живописи и рисунки на предметах культового, бытового и иного назначения, найденных археологами; старинные манускрипты и свитки, содержащие описание древнейших обрядов и ритуалов; высказывания восточных мудрецов, философов и историков Греции и Рима; этнографические исследования и открытия.

Сегодня нам отлично известны китайские боевые танцы - гимнастики, воинское танцевальное единоборство бразильских негров, танцевальные боевые разминки тайцев. Но не менее широко воинские танцы практиковались и на Западе. Интересный материал по данному вопросу в своей книге "Боевые искусства Европы" приводит А. С. Мандзяк. Он отмечает, что воинские танцы с оружием еще в глубокой древности были популярны у кельтов, шотландцев, народов Крымского полуострова, балканских и критских греков, албанцев, румын, венгров, болгар и македонцев. Среди прочих называются такие древние и средневековые танцы с разнообразным оружием, как "морриска" (изображал битву мавров и христиан), "пирриха" (исполнялся спартанцами с оружием и в доспехах), "пендозалис" (исполнялся критскими мужчинами, высоко подпрыгивающими в полном вооружении), "цамикос" (греческий танец с топором как состязание мужчин в наиболее технически сложных приемах), танец с кинжалом или ножом (который киприоты вырывали зубами из земли во время очередного кувырка), единоличный или парный албанский танец с ятаганами или заменяющими их палками (включавший фрагменты фехтовального поединка на ножах, ятаганах, палках), танец венгерских пастухов "ботоло" (и аналогичный румынский танец с фехтованием мечами, саблями, палками).

В книге "Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима" Л. Винничук приводит высказывание греческого философа Платона насчет пиррического танца, исполняемого воинами-спартанцами. По словам Платона, "пирриха" - это "вид серьезной пляски, который воспроизводит движения красивых тел и мужественной души на войне или в тягостных обстоятельствах... Путем уклонений, отступлений, прыжков в высоту и пригибаний она воспроизводит приемы, помогающие избегать ударов и стрел; пытается она воспроизводить и движения противоположного рода, пускаемые в ход при наступательных действиях, то есть при стрельбе из лука, при метании дротика и при нанесении различных ударов.

Кстати, упоминания об этом древнем крымском танце до его заимствования греками встречаются еще у Страбона.

Несмотря на свою близость к искусству боевые танцы, много веков служившие в качестве прикладного единоборства, широкого распространения в качестве танцевального жанра в современный период не получили, хотя в балетном жанре известны "Танец восставших басков" и "Танец с саблями". Не дошли воинские танцы до наших дней и как единоборческие системы. Если я не ошибаюсь, их даже никто не пытается рассматривать и восстанавливать в таком качестве. Версия "балета таэквондо" Джуна Ри и тайбо как разновидность аэробики не в счет. Во-первых, их трудно назвать единоборством, во-вторых, никаких исторических корней у них не прослеживается.

В чем же причина такого забвения? Очевидно, все дело в том, что с исторической арены давно ушли социальные профессиональные группы, для которых боевые танцы были актуальны как искусства единоборств, люди давно перестали практиковаться во владении характерным холодным оружием. Да и техническая сложность стала непреодолимым фактором. Гораздо проще лишь реконструировать древний доспех и кое-как, поверхностно освоить азы владения историческим оружием. Но самое главное - "канула в Лету" древняя и средневековая ритуальная, обрядовая культура, воспроизводившая в поколениях боевые танцы как неотъемлемую составную часть национальных народных праздников.

Вместе с тем в современный период вновь появилась массовая (хотя и не до конца осознанная) социальная потребность в развитии боевых, или воинских, танцев. Если не в качестве жанра искусства, то хотя бы в качестве искусства единоборств. На мой взгляд, это объясняется двумя основными причинами.

Первое. Благополучная, достаточно состоятельная публика в больших городах уже не желает рисковать своим здоровьем в единоборческих контактных поединках - спаррингах. Ей достаточно лишь верить в свою непобедимость и подкреплять эту веру не очень опасными, разумными по временным и трудовым затратам, необременительными занятиями. Но вот чего такой публике действительно не хватает в силу её относительно высокого уровня образованности и относительно широкого кругозора, так это яркой эстетической формы и интеллектуальной насыщенности, философской глубины тренировочного процесса, то есть как раз того, что могут и должны давать искусства единоборств.

Второе. Развитие единоборств как видов спорта с их чистотой и отточенностью технических приемов, с узкой специализацией, все больше и больше отходящей от условий реального применения технического арсенала в сторону его условного применения, ограниченного и жестко предопределенного спортивными правилами, - все это ведет к тому, что на определенном уровне достигнутого индивидуального мастерства спорт перестает удовлетворять спортсменов высших достижений как область творчества и самосовершенствования. Уходят молодость и здоровье, приходят травмы и болезни. Уже не хочется продолжать ломать себя и других одними и теми же, десятки лет практикуемыми приемами. А потребность в самореализации все возрастает. Возрастает глубина и системность понимания любимого единоборства. А сферы приложения своего творческого "Я" уже нет. Нет той сферы, которой могли бы стать и, что характерно, становятся искусства единоборств, боевые танцы как одна из форм обширной единоборческой практики.

На Востоке подобная практика синтеза единоборств и искусства развивалась культурой у-шу. А на Западе? А в России? Ещё Петр I доказал, что истинно русскими могут быть не только элементы наследия "старины глубокой", но и привнесенные на национальную почву лучшие образцы иностранных заимствований. Но если при нем ещё не были развиты глобализм, универсализация, культурная интеграция, то в наше время всё это демонстрирует олимпийский спорт. Вот откуда следует брать не только образцы для подражания, но и материал для творческого заимствования. Хотите универсальную отточенную техническую базу энергичного спортивного танца, - обратите внимание на художественную гимнастику. Хотите фрагменты высокой техники ударов ногами, столь подходящие для балерин и гимнастов, - обратитесь к тхэквондо. Желаете получить серьёзные навыки работы с холодным оружием, - нет ничего лучше фехтования.

Конечно, из нескольких теоретических набросков новую систему прикладного, а тем более спортивного единоборства построить трудно, но можно. Причем можно создать такую систему, в которой бы снималось противоречие между прикладным и спортивным единоборством, между реальным применением техники в условиях экстремальной ситуации и её условным применением в области спорта.

Эта современная система спортивно-боевого танца или вида искусства единоборств ещё не имеет имени, но ее состав и структура уже четко просматриваются. Данная единоборческая система включает три части:

1) танцевальную программу с сюжетами поединка, основанного на ударной и органично сочетаемой технике ног и рук;

2) танцевальную программу с сюжетами поединка безоружного бойца с вооруженным ножом противником;

3) танцевальную программу с сюжетами боя на ножах.

Все части дополняют друг друга, создавая завершенную классическую единоборческую систему, и одновременно все технические элементы и разделы безоружного и "оружного" боя основываются на единых стратегических, тактических и технических принципах, уже неоднократно излагаемых мною в других статьях и монографиях. Повторим их ещё раз.

Первый принцип касается дистанционной теории ведения контактного поединка. Он гласит, что технический арсенал и тактика спарринга определяются дистанцией между соперниками. Изменение дистанции соответственно переводит бойцов в пласт другой техники и тактики.

Второй принцип относится к комбинаторике, то есть к комбинационному использованию технических элементов относительно физического центра тяжести и оси симметрии спортсмена. Речь идет о необходимости уравновесить в атаках и контратаках левые и правые, верхние и нижние конечности.

Третий принцип предупреждает о необходимости единой ключевой основы при использовании различных технических систем и блоков. Иначе вместо стройной завершенной единоборческой системы получится лишь эклектическое (неестественное, неэффективное) объединение принципиально несоединимых элементов, исключающее возможность их комбинационного применения.

Четвертый принцип распространяется на атакующие действия в контактном поединке и базируется на требовании максимального разброса (траекторного разнообразия) атакующих приемов. Эффективность серийной атаки зависит от умения спортсмена-единоборца манипулировать своим объектом - противником, в процессе реализации атаки создавать открытые для неё зоны и выводить соперника из состояния равновесия.

Пятый принцип утверждает эффективность опережающей контратаки - самого продуктивного метода защиты. Опережающая контратака основывается на учете векторного и оптического анализа, то есть разрешающей способности человеческого глаза. Правило опережающей контратаки формулируется так: начинаю действие вторым, а заканчиваю, достаю противника первым.

Наконец, шестой принцип касается асимметрического воздействия на соперника. Соблюде-ние данного принципа позволяет не только максимально избежать травм, но и максимально усилить эффективность противодействия, пропуская вектор атаки в пустоту или, наоборот, используя силу атакующего соперника против него же самого. Понимать данный принцип следует так: если тебя атакуют в верхней зоне, контратакуй в средней или нижней; на атаку руками отвечай ногами, и наоборот; дезорганизуй противника, ломай его тактический замысел, сбивай его наступательный порыв, рви установленную им дистанцию.

Естественно, все перечисленные принципы в обязательном порядке должны разъясняться и доказываться в спарринговом учебно-тренировочном и соревновательном процессе сугубо конкретно и ситуативно.

Заключение

Изложив основные принципы создания, организации и технико-тактического функционирования системы искусства единоборств - "спортивно-боевые танцы", я здесь лишь упоминаю об их, одновременно, спортивной и прикладной эффективности. Детально этот аспект будет анализироваться в другом материале, посвященном соотношению спортивной деятельности и поведению в экстремальной ситуации.

Список литературы

1. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима / Л. Винничук. - М., 1988.

2. Мандзяк А.С. Боевые искусства Европы / А. С. Мандзяк. - Минск.: Соврем. слово, 2005.

3. Страбон. География. - М., 1994.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме 

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Реклама: