РОФЕС-
СИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ


Abstract

DESIGN OF CONTENTS OF EDUCATION ON PHYSICAL CULTURE IN CONTEXT OF HUMANISTIC PARADIGM

V.A. Streltsov, Ph. D., professor

N.V. Peshkova, Ph. D., associate professor

V.V. Apokin, Ph. D., associate professor

The Surgut state university, Surgut

Key words: humanistic paradigm, physical culture, education contents, integral activity design, value-semantic attitude to physical culture.

The modern approaches to designing the contents of education on physical culture in high school are examined in the article with the purpose of the most full realization of its humanistic potential. The basis of design is the four-component structure of culture: knowledge, ways of activity, creative experience, emotional - integral relations. The training providing integral mastering all the culture components represents original education, i.e. it develops and brings up.

In the context of the humanistic paradigm the teacher's personal features were proved to be important in the process of constructing teaching material.


ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В КОНТЕКСТЕ ГУМАНИСТИЧЕКОЙ ПАРАДИГМЫ

Кандидат педагогических наук, профессор В. А. Стрельцов
Кандидат педагогических наук, доцент Н. В. Пешкова
Кандидат педагогических наук, доцент В. В. Апокин

Сургутский государственный университет, Сургут

Ключевые слова: гуманистическая парадигма, физическая культура, содержание образования, проектирование целостной деятельности, ценностно-смысловое отношение к физической культуре .

В последние годы произошли серьезные изменения в осмыслении физической культуры, которая в настоящее время рассматривается не только как самостоятельный социальный феномен, но и как качество личности. В культуре физической определяющей выделяют человекотворческую функцию, ведущей стороной которой является духовная. В этом на современном этапе находит отражение тенденция сознательного примата духовной культуры над материальной в процессе построения ее гуманистической концепции [1, 4 - 9, 12, 13, 14].

Гуманистическая модель физической культуры актуализирует поиск путей повышения развивающего и воспитательного эффекта образования, его личностную ориентацию. В работах представителей отечественной школы дидактов отмечается, что строительным материалом, источником созидания личности служит мировая культура, отражающая все богатство накопленного человечеством опыта. Задачи созидания личности требуют, чтобы в процессе обучения человек овладел ведущими элементами этого опыта, включился в реальный процесс его воссоздания и приумножения (И. К. Журавлев, Л. Я. Зорин, В. С. Ильин, В. В. Краевский, В. С. Леднев, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин, В. С. Цетлин и др.).

В теории И. Я. Лернера выделены четыре вида опыта: опыт применения так называемых "готовых знаний" для ориентировки в жизненно-практических и познавательных ситуациях, опыт применения установленных способов выполнения различных видов человеческой деятельности, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностного отношения к миру. Обучение, обеспечивающее целостное овладение всеми видами опыта, дает подлинное образование, т. е. развивает и воспитывает [11].

Анализ специальной литературы и опыта работы показывает, что практика построения содержания образования по физической культуре включает прежде всего освоение первых двух видов опыта. Становление опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения происходит, как правило, стихийно. В традиционной системе физкультурного образования, указывает С. В. Дмитриев, большую роль играет формирование вербализованных знаний, формализованных умений и навыков и несоразмерно малую роль - формирование духовно-ценностного сознания и творческого, креасофического стиля мышления, ориентированного на целостное видение мира, объединяющего семантический мир с миром физических явлений [9].

Значимость ценностно-смысловой направленности содержания образования обусловлена тем, что оно ориентирует образовательный процесс на формирование индивидуального стиля жизни и мышления, социокультурного и мировоззренческого самоопределения каждой личности. Важно целостно овладевать миром культуры. В этом суть поворота от решения частных проблем физического воспитания, ориентированного на развитие физического потенциала человека, к решению проблем собственно физической культуры, обращенной к целостному человеку в его телесно-духовном единстве.

Цель учебного процесса в соответствии с гуманистической парадигмой образования должна заключаться не в том, чтобы "наградить" обучающегося социально значимым багажом знаний, умений и навыков. Важным представляется создание условий для формирования внутренне мотивированной личностной активности, предопределяющей путь к расширению своего культурного (физкультурного) опыта.

Можно предположить, отмечает Ю. М. Николаев, что отсутствие у многих молодых людей культуры физической, несформированность потребностей в ней и связаны с тем, что в процессе физкультурной деятельности недостаточно затрагивается духовная сфера человека, дающая возможность самореализации, саморазвития, проявления творчества. Акцент смещен на двигательный компонент. В силу этого данная сфера деятельности лишается ее истинно культурного содержания, связанного с приоритетом духовных начал [13].

Для проектирования действительно целостной деятельности необходимо выйти за пределы ее пооперационного, алгоритмического, в определенном смысле узкотехнологического понимания в сферу психологии сознания и личности, в сферу мотивов, интересов, эмоций, установок, в сферу совместной деятельности людей [10].

Особенность освоения ценностей физической культуры состоит в том, что это не может быть традиционное присвоение путем "вербального" способа речевого обмена: преподаватель рассказал - учащийся воспроизвел; это даже не может быть просто действие учащегося, но исключительно содействие студента и преподавателя. С этой точки зрения обучение выступает как творческое общение, как процесс совместного поиска и действия, в результате которого, с одной стороны, у студентов формируется ценностное сознание, с другой - развивается профессиональное мастерство педагога.

В гуманистически ориентированном образовании важен не только прагматический результат, например - овладеть движением, но и процесс его освоения. Важно, чтобы учащиеся усвоили смысловую структуру движения, получили опыт его построения на основе свободного проявления своих творческих сил. Речь идет не об отказе от "эффективного", ориентированного на конечный внешний результат обучения, а о правильном понимании его сущности, когда мы говорим о культурном образовании, качественно отличном от функционального, технократического. Гуманистически ориентированное образование - это процесс движения к цели, наполненный творческим поиском, совместной деятельностью, общением, эмоциональными переживаниями. Технократическое обучение - это стремление достичь той же цели посредством жесткой регламентации действий.

Простое копирование, действие по заданному образцу, как показывает практика, не дает желаемых результатов. Учащиеся разучиваются думать, принимать самостоятельные решения, не могут оторваться от шаблонной, знакомой ситуации. Обучение без произвольности низводит образовательную ситуацию к жанр у директивного воздействия и пассивного реагирования. Поэтому важнейшее требование относительно существа гуманизации содержания образования по физической культуре - необходимость непосредственной обращенности преподавателей к формированию мотивационно-потребностной сферы учащихся.

Традиционная нацеленность на результат, а не на процесс исключает самодеятельность из физкультурно-спортивной деятельности, поскольку последняя становится регламентированной и совершается по принуждению извне или самопринуждению. Негативный эффект - потеря интереса к физической культуре, особенно это проявляется в студенческом возрасте, сенситивный период которого - учебно-исследовательская деятельность. Ориентация на процесс обучения, его осознание освобождают учебную деятельность от заданности и переводят в сферу творчества [14].

Учебная деятельность может считаться тем более эффективной, чем полнее вовлекаются в нее все способности и силы человека. Более того, в полной мере эффективной может считаться только такая деятельность, которая способствует воспроизводству и умножению сущностных сил человека, развивает его личностные качества, способности. Кроме того, именно такая деятельность приносит максимальное удовлетворение. Субъективно это выступает как удовлетворенность деятельностью.

Содержание в гуманистической парадигме связано не с самим познавательным предметом как таковым, а со способом его постижения. Личностная ориентация образования не меняет содержания образовательного стандарта и учебной программы. Меняются лишь интерпретация и композиция содержания образования, устанавливается приоритет личностно ориентированных компонентов содержания образования по отношению ко всем остальным. Реконструкция учебного материала в его личностно развивающей ориентации предусматривает использование гуманистического потенциала физической культуры, связанного с его внутренней диалогичностью, креативностью, эстетическими свойствами. "Двигательные действия, - отмечает С. В. Дмитриев, - наряду с моторно-исполнительными (операционными) механизмами включают познавательные, проектно-смысловые и эмоционально-оценочные. Построение двигательных действий можно рассматривать как процесс решения задачи, который подчиняется общим закономерностям принятия человеком творческого решения о том, что он должен делать, как и ради чего" [9].

В реальной физкультурной практике при изучении двигательных действий в большинстве случаев акцент смещается на функциональную цепочку: "цель", "средство", "результат" (не уделяя должного внимания потребностно-мотивационному компоненту). Педагог чаще всего акцентирует внимание занимающихся на операционной стороне (указывая, что и как необходимо сделать), оставляя без внимания причинно-следственные связи (почему необходимо сделать именно так) и ценностно-смысловые ориентиры (ради чего). Тем самым студент осваивает систему движений на уровне операций (цель и средства ее достижения заданы и рефлексии не подлежат). Это не способствует эффективности процессов обучения и воспитания, которые во многом определяются принципом осмысленности движений [13].

Личностная активность ученика возникает лишь в том случае, если содержание образования вводится в учебную ситуацию в виде задачи, обладающей для него смысловой значимостью; если и содержание, и процесс его усвоения приобретают форму диалога субъектов; если учебная деятельность реализуется как саморазвивающаяся, как игра (контекстная задача актуализирует функции смыслообразования и ответственности, диалог - рефлексии и автономности поведения, игра - креативности, произвольности, самореализации). Технологическая триада "задача диалог-игра" отражает сущностные инвариантные характеристики образовательных технологий [15].

Опыт работы показывает, что студенты проявляют интерес не столько к очкам и баллам, которые они зарабатывают в процессе сдачи нормативных и технических требований, сколько к процессу построения движений, моделированию игровых ситуаций, к процессу живого общения и коммуникации, к дискуссии, проблематизации, критике, к поиску решений. Такие интересы характеризуют социокультурный и коммуникативный (интерсубъективный) механизмы активности. Мотивы такой деятельности в первую очередь ориентированы на процесс постижения смысла этой деятельности, а не на сдачу нормативных требований.

Обобщая теоретические исследования по данной проблеме, можно утверждать, что становление индивидуального сознания, продуктивное использование задатков человека и их развитие, а также формирование его как личности протекает лишь при его максимальной включенности в деятельность. В процессе деятельности должны быть задействованы все сущностные силы человека (интеллектуальные, психоэмоциональные, физические) как неделимой целостности.

Содержание образования по физической культуре в контексте гуманистической парадигмы - это понимание образования как культурного процесса, все компоненты которого наполнены человеческими смыслами и служат человеку, свободно проявляющему свою индивидуальность, способность к культурному саморазвитию и самоопределению в мире культурных ценностей. Человек не выдумывает смысл, а находит, выбирает его среди ценностей культуры. Однако только после того, как эти ценности пережиты личностью, приняты эмоционально, смысл становится ее достоянием. Смыслы человек проживает и порождает сам: в своих мыслях, переживаниях, намерениях, поступках, отношениях, творческих делах и других "смысловых единицах жизни", которые должны быть включены в содержание обучения и воспитания [3].

Литература

1. Бальсевич, В. К. Физическая культура: молодежь и современность / В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. - 1995. - № 4. - С. 2-8.

2. Бондаревская, Е. В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования / Е. В. Бондаревская // Педагогика. - 1997. - № 4. - С. 11-17.

3. Бондаревская, Е. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: учеб. пособие / Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич. - М. - Ростов н/Д, 1999. - 560 с.

4. Быховская, И. М. "Человек телесный" в социокультурном пространстве и времени (очерки социальной и культурной антропологии) / И. М. Быховская. - М.: ФОН, 1997. - 209 с.

5. Визитей, Н. Н. Физическая культура и спорт как социальное явление / Н. Н. Визитей. - Кишинев: Штиинца, 1986. - 162 с.

6. Виленский, М. Я. Студент как субъект физической культуры / М. Я. Виленский // Теория и практика физ. культуры. - 1999. - № 10. - С. 2-5.

7. Выдрин, В. М. Неспециальное (непрофессиональное) физкультурное образование студентов / В. М. Выдрин // Теория и практика физ. культуры. - 1995. - № 5.- С. 15-17.

8. Гагин, Ю. А. Становление и реализация индивидуальности субъектов педагогического процесса в образовании и спорте: дис. ...докт. пед. наук / Ю. А. Гагин. - СПб., 1996. - 430 с.

9. Дмитриев, С. В. Магия духовного мира в двигательных действиях человека / С. В. Дмитриев // Теория и практика физ. культуры. - 1997. - № 12 - С.44-50.

10. Зинченко, В. П. Человек развивающийся. Очерки российской психологии / В. П. Зинченко, Е. Б. Моргунов. - М.: Тривола, 1994. - 304 с.

11. Лернер, И. Я. Философия дидактики и дидактика как философия / И. Я. Лернер. - М., 1995.

12. Лотоненко, А. В. Молодежь и физическая культура / А. В. Лотоненко, Е. А. Стеблецов. - М.: ФОН, 1996. - 317 с.

13. Николаев, Ю. М. Теоретико-методологические основы физической культуры в преддверии XXI века: монография / Ю. М. Николаев. - СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1988. - 217 с.

14. Пономарчук, В. А. Физическая культура и становление личности / В. А. Пономарчук, О. А. Аяшев. - М., 1991. - 123 с.

15. Сериков, В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В. В. Сериков - М.: Издательская корпорация "Логос", 1999. - 272 с.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: