ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ



МЕТОДИКА ПРОГРАММИРОВАННОЙ ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ

А.М. Иванов
Московский городской педагогический университет, Москва

Важной составной частью учебно-тренировочного процесса и управления подготовкой высококвалифицированных спортсменов является метод программированного обучения.

Для проведения исследований и обучения спортсменов был разработан тренажерно-исследовательский компьютерный стенд, состоящий из компьютера IBM PC, набора датчиков и написанного программного обеспечения для компьютера.

На тренажерно-исследовательском компьютерном стенде игроки выполняли следующие задания:

- тестирование простой зрительно моторной реакции - 100 раз;

- тестирование в процессе решения моделируемой игровой задачи из двух альтернатив на компьютере - также 100 раз;

- тестирование в процессе решения моделируемой игровой задачи из двух альтернатив, суть которой заключается в выборе направления и передачи мяча сверху двумя руками уже на волейбольной площадке с учетом уровней сложности выполнения игровой деятельности, проводится по 10 раз на каждом уровне сложности решения задачи (интервал предъявления задания уменьшается на 100 мс) из 10 уровней сложности.

После отбора игроков наиболее подходящие из них для роли связующего игрока обучаются на тренажерно-исследовательском компьютерном стенде:

- тестирование простой зрительно моторной реакции - 100 раз;

- обучение в процессе решения моделируемой игровой задачи из двух альтернатив на компьютере выполняется 10 раз и сравнивается с результатом тестирования. Если нет достоверных отличий в выполнении, то компьютер сообщает о хорошем качестве выполнения задачи и предлагает игроку продолжить выполнение задачи и так далее 100 раз. В случае достоверного ухудшения выполнения задания компьютер предлагает игроку сосредоточиться и точнее выполнять задание. Если же игрок не сможет улучшить результат и добиться выполнения задания без достоверных отличий, то ему будет предложено прийти в следующий раз;

- обучение игрока в процессе решения моделируемой игровой задачи из двух альтернатив, суть которой заключается в выборе направления и передаче мяча сверху двумя руками уже на волейбольной площадке, проводится на уровне сложности, выбранном во время тестирования, которое правильно усвоено, быстро и стабильно выполнено. Задание выполняется по 10 раз на каждом из 10 уровней сложности решения задачи (интервал предъявления задания уменьшается на 10 мс). При этом достоверность каждого цикла обучения оценивается и сообщается тренеру, который подсказывает игроку, как он выполняет задание.

После прохождения цикла обучения снова проводится тестирование, и уже потом может быть проведен следующий цикл обучения.

Выводы

1. Разработан и апробирован тренажерно-исследовательский компьютерный стенд для контроля и совершенствования антиципации квалифицированными связующими игроками двигательных действий блокирующих волейболистов.

2. Разработана программа управления экспериментом для компьютера РС с операционной системой MS DOS 6.22 на языке программирования С++ с использованием интегрированной среды BORLAND-C версия 3.1. Программа состоит из файлов: исполнительного, списочного и результатов.

3. Результаты проведенного сравнительного педагогического эксперимента подтверждают высокий прирост показателей правильности антиципации связующими игроками направления перемещений блокирующих волейболистов, который достоверно составил 41,7% (p<0,05), а у испытуемых контрольной группы недостоверно - 9,3% (p>0,05).


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!