МЕТОДОЛОГИЯ СПОРТИВНОЙ НАУКИ


Abstract

PRINCIPLES OF DIALECTICS: METHODOLOGY OF DEVELOPMENT OF VIEWS ON PERSON’S PHYSICAL CULTURE AND ITS FORMATION

Kh.Z. Khubbiev, Dr. Hab., professor

The A.I. Gertsen’s Russian state pedagogical university, Saint Petersburg

Key concepts: person’s physical culture, formation of person’s physical culture, principles of dialectics.

In the article the methodology of development of views on person’s physical culture and its formation is considered. Thus the main attention is paid to the consideration of the principles of dialectics: the principle of development, the principle of general connection and the principle of integrity. It is shown, that the realization of each of them is connected with the reference to the laws of dialectics - the laws of unity and conflict of opposites, transition of quantitative changes in qualitative and denying of denying. It is also connected with the concept of the parity of the biological and social side in the person’s development, the concept of levels and forms of the matter movement and the universal law of necessary variety.


ПРИНЦИПЫ ДИАЛЕКТИКИ: МЕТОДОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ВЗГЛЯДОВ НА ФИЗИЧЕСКУЮ КУЛЬТУРУ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ

Доктор педагогических наук, профессор Х. З. Хуббиев
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург

Ключевые понятия: физическая культура личности, формирование физической культуры личности, принципы диалектики.

Физическая культура личности (ФКЛ) - комплексная научная проблема, поэтому она должна быть предметом всех составляющих целостной науки о физической культуре (ФК). В центре ФК как социальной сферы находится человек - природное и социальное существо. В нем нашли свое проявление все виды материи и соответствующие им уровни и формы ее движения. Человек развивается согласно всеобщим принципам и законам диалектики, определяющим прогрессивные изменения природы и общества, в том числе мышления.

Проблема ФКЛ привлекает внимание многих ученых (В. К. Бальсевич, 1995; И. М. Быховская, 1993, 1996; Н. Н. Визитей, 1985, 1989; М. Я. Виленский, 1990; В. М. Выдрин, 2004; Ю. Ф. Курамшин, 2004; Л. И. Лубышева, 1992, 1994, и др.). Вклад этих и других ученых в формирование концепции ФКЛ значителен.

Однако в теории ФК, как и в науке в целом, не может быть раз и навсегда установленных истин. Истина изменчива адекватно научному прогрессу, а степень приближения к ней определяется полнотой и глубиной проникновения в суть явлений, вооруженностью исследователей надежным инструментарием и методологией их познания.

Таким образом, уровень фундаментальности в решении проблемы ФКЛ определяется тем, какова методология этого процесса. Очевидно, серьезные исследования в этом направлении позволят перейти от концептуальных основ ФКЛ к построению ее целостной теории.

Такой переход базируется на методологии развития взглядов на ФКЛ, в основе которой, в частности, лежат диалектические принципы: принцип всеобщей связи, принцип развития и принцип целостности.

Реализация этих принципов в русле развития взглядов на ФКЛ и ее формирование предполагают учет законов единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные и отрицания отрицания, а также вытекающих из их толкования концепции соотношения биологического и социального в развитии человека (Б. Ф. Ломов и др., 1977), концепции уровней и форм движения материи (В. В. Орлов, 1972), кибернетического закона необходимого разнообразия (У. Эшби, 1962).

Принцип всеобщей связи. Все явления и процессы материального мира закономерно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Известна мысль В. И. Ленина: ".... чтобы действительно знать предмет, надо охватить, изучить все стороны, все связи и опосредования...." (ПСС.,5-е изд., т. 26, с. 55).

Учитывая позицию В. И. Пернацкого (1981), отметим, что в соответствии с этим принципом познание ФКЛ базируется на всестороннем подходе к изучению всех взаимосвязей человека с предметами, процессами и явлениями окружающего мира. Они исследуются в движении, в развитии. Рассмотрение ФКЛ строится с учетом категорий диалектики, прежде всего необходимости и свободы, сущности и явления, содержания и формы.

Полагаясь на взгляды Ф. Энгельса (1955) и В. И. Ленина (ПСС,5-е изд., т. 26, с. 55 и т. 29, с. 317), основываясь на законе единства и борьбы противоположностей, социальное и биологическое в человеке, его взаимодействие со всеми проявлениями внешней среды, а также противоречивость процессов, определяющих функционирование и развитие его организма и психики, следует рассматривать как проявления противоположностей, которые, будучи доведенными до крайности, могут взаимопроникать и превращаться друг в друга. Иначе говоря, следует соблюдать оптимум, чтобы при формировании ФКЛ избежать противоположных эффектов. То есть педагогика ФК должна влиять на человека с учетом действия закона перехода количественных изменений в качественные, а также того, что формирование личности сопровождается столкновением различных сил и тенденций как противоположностей, которые системно взаимосвязаны и характеризуются соотношением моментов их единства и борьбы, т. е. мерой, отражающей его количественно-качественную оценку.

Для нас важно учесть, что как источник самодвижения противоречие выражается оптимальным соотношением между вертикальными и горизонтальными составляющими структуры личности, представленными как единство противоположностей, и в этом основа его адекватного разрешения. В мере противоречия, очевидно, заключены главные предпосылки, делающие обычное движение развитием, а развитие - идущим по оптимальной траектории восхождением. С этим согласуется принцип дополнительности Н. Бора, из которого следует, например, что социальное и природное в человеке не исключают друг друга, но взаимодополняются на основе их гармонизации в рамках целостной личности. Каждому отдельному человеку в различных обстоятельствах присуща своя мера единства и борьбы противоположностей, составляющих его личность. Она зависит от структуры и содержания свойств личности как неких противоположностей и условий разрешения их противоречивого характера. Нарушение этой меры делает развитие невозможным, в результате чего оно не выходит за пределы обычного движения, т. е. восхождение личности в своем развитии не имеет места.

Таким образом, развитие взглядов на ФКЛ и ее формирование наталкивается на противоречие между сущностным (социальным) и природным (биологическим) человека. Его разрешение в итоге определяет онтогенез и эволюцию человека. Противоречивое развитие человека - условие его "поуровневого" продвижения к вершинам ФКЛ. Очевидно, это может стать предметом и акмеологии.

В ходе широких исследований проблемы ФКЛ можно ожидать выявление механизмов ее естественного и педагогически управляемого развития. При этом важно установление механизмов преобразования личности на стыках - при ее восхождении от уровня к уровню.

Согласно концепции уровней форм развития материи ФКЛ надо представить как иерархическую структуру, целостность, способную к установлению, поддержанию и развитию многообразных связей, взаимодействий и взаимоотношений человека с природной и социальной средой. ФКЛ как составляющая всестороннего и гармоничного развития человека должна формироваться в условиях непрерывного единения человека с природой и обществом. Тогда он приобретает свойства, адекватные его индивидуальным особенностям, социальным и природным условиям жизни и соответствующим видам его деятельности (бытовой, досуговой, профессиональной, творческой и др.).

С этим положением согласуется кибернетический закон необходимого разнообразия (У. Эшби, 1962): для нормального функционирования управляемой системы, обеспечивающего полное использование ее потенциала, требуется, чтобы разнообразие управляющей системы было не меньше разнообразия управляемого объекта. Нормальное функционирование означает и устойчивое поведение, и пребывание в состоянии гомеостазиса, и целеустремленное развитие, а разнообразие - степень свободы личности. Очевидно, что формирование ФКЛ должно основываться на учете бесконечного многообразия постоянно изменяющихся условий природы и социума, сопровождающих жизнь и деятельность человека. Следует учитывать состояние и перспективы развития данного человека, этноса, всего человечества, использовать ценностный потенциал семейного, общественного и общечеловеческого физического воспитания. Человек должен быть приобщен к ценностям ФК, созданным современниками и предыдущими поколениями людей.

При формировании ФКЛ недопустимо ее ограничение в потребности познавать движение как феномен: ведь оно несет в себе огромный потенциал ее биологического, психического, социального и духовного развития. В современных школьных и вузовских программах по ФК "заложены" ограничения физической активности учащихся. Так называемые авторские программы также ограничивают развитие двигательных способностей учащихся. Негативную роль играют и модные системы физической активности. Способствуя регулярной двигательной активности, они вместе с тем сужают возможности приобщения людей к миру человеческих движений. Все это не содействует формированию ФКЛ.

Физическое воспитание должно обеспечить человеку доступность ко всему разнообразию движений, посредством которых возможно свободное развитие его личности.

ФКЛ можно рассматривать в широком и узком смысле. В первом случае она отражает универсальные свойства личности, приобретенные при освоении ценностей ФК, а во втором - эти же свойства, но преобразованные под влиянием индивидуальных особенностей и специфических социокультурных условий жизни и деятельности человека.

Разнообразие в проявлениях ФКЛ обусловлено диалектическим взаимодействием природного и социального в онтогенезе и филогенезе человека.

Известное положение К. Маркса о сущности человека как совокупности всех общественных отношений не отрицает индивидуального, своеобразного в ФКЛ. Чем полнее и активнее реализуется им своя сущность при усвоении социального и культурного опыта, тем большие возможности он имеет для развертывания неповторимого богатства индивидуальных дарований и способностей в физкультурной деятельности. Сверхзадача ФК состоит в предоставлении личности условий для самосовершенствования, самореализации и самовыражения на всех уровнях ее развития в социокультурном и образовательном пространствах.

Принцип развития. Источником самодвижения материального мира, его развития является диалектическое противоречие. Диалектика не устанавливает ничего безусловного. На всем лежит печать неизбежного падения, и ничто не может устоять перед ней, кроме непрерывного процесса возникновения и уничтожения, бесконечного восхождения от низшего к высшему. Она сама является лишь простым отражением этого процесса в мыслящем мозгу (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч.,2-е изд., т. 21, с. 276). Здесь показано действие законов единства и борьбы противоположностей и отрицания отрицания, опора на которые может позволить корректно построить педагогическую систему поэтапного формирования ФКЛ.

В. И. Пернацкий (1981) пишет о развитии как едином процессе прогрессивных изменений и превращений действительности, проходящем через фазы: природа и общество и мышление. На наш взгляд, эти же фазы в своем развитии проходит и ФКЛ. Ее структура формируется из "слоев" природного, психического и социального, которые, органически скрепляясь, выстраиваются в целостность. Наша позиция согласуется с взглядами на структуру личности Б. Г. Ананьева (1968), Н. П. Дубинина (1977, 1986), А. Н. Леонтьева (1974, 1981, 1983), Б. Ф. Ломова (1977), Н. Н. Визитея (1985, 1989), И. М. Быховской (1993, 1996), Б. А. Вяткина (1993), М. С. Кагана (1996).

Главное содержание процесса развития, по В. И. Пернацкому (1981), есть восхождение от простого к сложному, от низшего к высшему, от старого к новому. Законы диалектики, раскрывающие механизм развития с разных сторон, отражают эту направленность. Как было сказано ранее, источником развития личности в ходе физкультурной деятельности являются не только единство и борьба противоположностей, но и их своеобразная гармонизация

Следуя взглядам В. В. Орлова и др. (1972), отметим, что восхождение ФКЛ от низшего (природного) посредством психики к высшему (социальному) происходит при условии, если второе связано с первым генетически и актуально. При этом социальное в ее структуре не отбрасывает природное, а включает его в себя в качестве своей основы, развивается в тесной связи с прогрессом природного. Каждое продвижение социального адекватно развитию природного. В то же время в прогрессе социального важна роль прогресса не только природного, но и в известной мере самого социального. Существенно, что определяющим условием развития биологического в структуре личности является способность социального к безграничному прогрессу, а это, в свою очередь, обусловливает безграничный прогресс биологического. Все это, однако, не означает возможности коренных изменений биологии человека. Ее безграничный прогресс заключается в совершенствовании и развитии в пределах биологического вида. Очевидно, что это следует понимать как диалектику бесконечности и ограниченности в формировании и развитии ФКЛ.

Согласно В. В. Орлову и др. (1972), потенциал развития биологии человека обусловлен тем, что человеческая биология - высшая, обобщенная биология. Она - продукт материального обобщения биологических структур и приспособлений в ходе эволюции живого; в эволюционном плане у человеческой биологии - не узкая специализация, а универсальная приспособительная пластичность, фонд развития, сопоставимый с бесконечным фондом развития социального; в анатомофизиологическом плане структура и функции организма человека - универсальны. Его двигательный аппарат - высшая биомеханическая система, своеобразное обобщение механики живого. Он весьма функционально подвижен и обеспечивает непрерывный целесообразный выбор движений. Человек может выполнять двигательные задачи практически любой сложности в силу универсальной организации и функций его биологии; в экологическом плане человек характеризуется потенциальной неограниченностью его ареала, универсальностью его среды обитания.

Все это можно рассматривать как потенциал безграничного развития человека и ФК его личности.

Исходя из диалектики соотношения высших и низших форм движения материи, активную роль биологии человека в его социальном развитии невозможно переоценить. Она по праву занимает свое важное место в структуре личности (Б. Г. Ананьев, 1968; К. К. Платонов, 1982), и, очевидно, поэтому в структуре ФКЛ.

В. В. Орлов и др. (1972) полагают, что в историческом развитии влияние биологии на развитие общества в абсолютном плане может возрастать. В русле этой тенденции можно, видимо, рассматривать введение во всем мире в новый паспорт человека биометрических параметров для установления его личности: отпечатков пальцев, сетчатки глаза и др. Возможно, эта тенденция окажет соответствующее влияние и на формирование ФКЛ, а также ее проявления в процессе жизни и деятельности человека.

Таким образом, формирование ФКЛ согласно принципу развития прежде всего предполагает учет диалектики человеческого биологического и социального. В онтогенезе их соотношение неодинаково. На его различных этапах своеобразно взаимодействуют процессы, определяющие развитие организма, развертывание психической деятельности, освоение человеком социальных норм, ценностей ФК, становление его как гражданина, полноправного члена общества.

Особо надо сказать о законе отрицания отрицания, лежащем в основе принципа развития. По Ф. Энгельсу (1955), развитие на основе разрешения противоречия, или отрицание отрицания, - спиральная форма развития.

В.И. Ленин (ПСС.,5-е изд., т. 26, с. 55) характеризует развитие как повторение уже пройденных ступеней, но иначе, на более высокой базе ("отрицание отрицания"), по спирали, а не по прямой линии. Развитию присущи скачкообразность, катастрофичность, революционность, "перерыв постепенности".

Согласно этому закону при восхождении человека на более высокие уровни ФКЛ может происходить не простое отрицание биологического, а его снятие социальным. При этом первое не исчезает, а занимает свое место в структуре личности, став неотъемлемым взаимодействующим звеном в системе физкультурного образования человека.

Основными противоположностями, действующими в механизме закона отрицания отрицания, являются старое и новое. Он показывает, что является конечным результатом развития и как этот результат соотносится с результом на предыдущих ступенямх развития. Результатом развития - восхождением становится отрицание старого качества и утверждение нового качества. Поэтому закон раскрывает взаимосвязи и взаимопереходы противоположностей - отрицания и утверждения. Старое корень и основание всякого развития. Оно подготавливает и всецело обусловливает развитие нового, рождаемого старым, и в самом старом (В. И. Пернацкий, 1981).

Учитывая вышеизложенное, можно сказать, что формирование ФКЛ происходит по нелинейной спиралевидной траектории. В ней выделяются свои циклы, стадии, которым отрицание отрицания придает законченный повторяющийся, круговой характер. Очевидно, поэтому ему следует придать ступенчатый характер, осуществляя восхождение от уровня к уровню, в социальном и в биологическом плане, по мере накопления соответствующего потенциала физкультурно-личностной компетентности. Восхождение по иерархии ФКЛ здесь надо понимать как системное обогащение человека влиянием на нее мира движений и всего того, что с ним связано.

Принцип целостности. И. Кант полагал, что целое и сущность взаимосвязаны. Согласно Г. Гегелю, истинное "целое выступает прежде частей", обусловливает способ их существования и деятельности, и поэтому является не их суммой, а внутренним единством. Познание целого связано с выявлением его как единства многообразия (Цит.: по Н.Т. Абрамовой, 1974, с.17).

В рамках ФКЛ как целого количество и качество взаимосвязаны как ее внешняя и внутренняя стороны и дополняют друг друга. Несмотря на наличие у целого своей структуры, его сущность, по В. И. Пернацкому (1981), не исчерпывается количественным составом элементов и свойств, а представляет собой строго определенное их взаимоотношение и взаимосвязь.

Очевидно, новизна, привнесенная целостной ФКЛ по отношению к ее составляющим, заключается в наличии связей между ними, что и является главным условием ее целостности. Достижение целостности ФКЛ возможно на основе ее разностороннего и гармоничного развития в процессе физического воспитания и спортивной подготовки, построенных с учетом комплекса факторов физической, биологической и социальной природы, определяющих прогрессивное развитие организма, психики и социальных свойств человека.

Все это достижимо при условии, если структура, содержание, организация, методика и технология физкультурной деятельности соответствуют принципу оптимальности, а затраты образовательных ресурсов позволяют накопить потенциал, необходимый для перехода личности на более высокий "физкультурный уровень" развития.

Очевидно, целостность ФКЛ заключается в единстве многообразия социальных и природных свойств, проявления которых отличаются многоуровневостью и многообразностью. Это в полной мере согласуется с концепцией психологической структуры личности З. Фрейда, Б.Г. Ананьева (2000), С.Л. Рубинштейна (1976), К.К. Платонова (1982) и др.

Если учесть, что единство многообразия - гармония (В. Т. Мещеряков, 1981), то можно сказать, что в понятии ФКЛ заложен потенциал разносторонности и гармоничности развития человека.

Понимание диалектики биологического и социального благоприятствует правильным представлениям о структуре, содержании, динамических характеристиках ФКЛ. А это, в свою очередь, служит дальнейшему развитию теории физического воспитания и спорта.

По Б.Ф. Ломову и др. (1977), Ю. П. Лисицыну и др. (1992), В.П. Петленко (1996, 1997), развитие организма опосредуется социальными условиями существования человека. Но его социальные качества формируются не вне организма и не помимо процесса биологического развития. Поэтому структура ФКЛ заключается в единстве биологической и социальной форм движения материи. Состояние организма определяет установки, мотивы и ролевые функции личности. Биологическое может расстроить социальные подструктуры личности вплоть до ее полного распада. Социальное же, в свою очередь, может благоприятствовать функционированию и развитию организма. Социальное в личности генетически детерминировано. Человек, вобравший в себя эволюцию тысяч поколений живого, имеет дело с запрограммированными в нем биологическими предпосылками. Определить их ценность или вред можно, изучив эволюции социального поведения всех живых существ. Время для этого, по E. Wilson (1975, 1984), наступило. Об этом свидетельствуют достижения современной биологии. Выяснить же надо не столько саму генетическую обусловленность социального поведения, сколько степень и характер ее проявления.

C. Darlington (1964, 1969) и A. R. Jensen (1972) установили, что биологические факторы доминируют в организации поведения индивидуума, что объясняется свойствами индивидуальных генов и генотипов. Генетически детерминированы моральные качества, мотивы познания и интеллект человека. Учитывая, что поведение человека детерминировано биологически и социально, важно знать степень его зависимости от гена и среды.

По Ю. П. Лисицыну и В. П. Петленко (1992), без генетической детерминации нет и психической надстройки. Эволюция мозга оказывается эволюцией разума, значит разум - генетически предопределен структурой мозга. Ведь каждого человека отличают его специфическая походка, манера поведения, темперамент и другие черты, во многом генетически обусловленные.

Б. Ф. Ломов и др. (1977) отмечают, что социальное поведение особей имеет целью максимизацию их генетического вклада в последующие поколения. В этом он видит генетический императив социализации человека.

Все эти положения указывают на то, что ФКЛ должны составлять и социальное, и биологическое. И их учет весьма важен при рассмотрении структуры ФКЛ и разработке путей ее формирования. Важность этого положения для педагогики ФК определяется тем, что некоторые исследователи, определяя компонентный состав ФКЛ, представляют главным образом ее социально-психологические составляющие. Безусловно, именно в них в большей мере внешне проявляется личность. Но все же глубинные основы ФКЛ лежат в биологии человека. В известной мере корректным будет утверждение о том, что окультуренное движение влияет на развитие психического и социального в человеке через изменение его биологического.

Наша позиция о правомерности включения биологического в структуру ФКЛ подкрепляется взглядами классиков психологии. Так, по З. Фрейду структурными компонентами личности являются "Оно", "Я", "Сверх-Я". В общем смысле "Оно" рассматривается как биологическая, "Я" - психологическая и "Сверх-Я" - социальная составляющая личности (Келвин С. Холл, Гарднер Линдсей, 1970).

Б. Г. Ананьев полагает, что структура личности строится по двум принципам одновременно: иерархическому, при котором более сложные и более общие социальные свойства личности подчиняют себе более элементарные и частные социальные и психофизиологические свойства; координационному, при котором взаимодействие осуществляется на паритетных началах, допускающих ряд степеней свободы для коррелируемых свойств, т.е. относительную автономию каждого из них.

По К.К. Платонову (1982), общую структуру личности образуют следующие четыре основные группы особенностей: социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества); биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты, простейшие потребности); опыт (объем и качество имеющихся знаний, навыков, умений и привычек); индивидуальные особенности различных психических процессов. Взаимосвязь между этими группами особенностей при ведущей роли социально обусловленных свойств образует структуру личности, являющуюся, таким образом, наиболее высоким уровнем интеграции в сфере явлений личности.

Я.Л. Морено (Цит.: по Б. Г. Ананьеву, 2000) представляет структуру личности как набор фундаментально значимых ролей со следующими первичными ролевыми категориями: соматические (или психосоматические), определяемые физиологическими потребностями и эмоциями; психические, возникающие уже в социальной матрице и расширяющие сферу переживаний человека; социальные, задаваемые структурой социальных отношений, в которых участвует человек; интегративные, в которых человек совершает имманентную присущую миру интеграцию и приходит к общему взгляду на мир. Элементами психологической структуры личности являются ее психологические свойства и особенности - черты, распределяемые по уровням: 1) низшим уровнем личности является биологически обусловленная подструктура, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа и темперамента; 2) следующая подструктура включает в себя индивидуальные особенности психологических процессов человека, т. е. индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущений, мышления, способностей, зависящих как от врожденных факторов, так и от тренировки, развития, совершенствования этих качеств; 3) далее уровнем личности является ее индивидуальный социальный опыт, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки. Они формируются прежде всего в ходе обучения и имеют социальный характер; 4) высшим уровнем личности является ее направленность, включающая влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения, мировоззрение, особенности характера, самооценку. Направленность личности наиболее социально обусловлена, она формируется без влияния воспитания в обществе.

Как иерархическая и многогранная целостность ФКЛ может проявляться посредством присущих ей свойств на биологическом, психологическом и социальном уровнях развития. Известно, что каждому из этих уровней присуща своя структура. Все это важно понимать для вовлечения человека в процесс освоения ценностного потенциала ФК. Учитывая все это, при формировании ФКЛ следует руководствоваться кибернетическим принципом обратной связи. Это позволит задействовать механизмы управления и самоуправления физическим совершенствованием человека, адекватным образом технологически стимулируя прогрессивные изменения как на социальном, социопсихическом, биопсихическом, нейрофизиологическом и биохимическом уровнях структуры ФКЛ каждого компонента, так и на уровне ее целостности.

Принцип целостности определяет диалектику биологического и социального в развитии человека. Эта проблема разрабатывается исследователями разных областей науки (Б.Ф. Ломов и др., 1977; И.Т. Фролов, 1979, 1982, 1988; С. А. Никольский, 1987; Ю.П. Лисицын и В.П. Петленко, 1992; В.П. Петленко, 1996, 1997).

Н.Н. Федосеев полагает, что проблема биологического и социального упирается в общефилософскую трактовку единства мира и качественного своеобразия уровней, проявлений его сфер. Уровни и сферы бытия подчиняются всеобщим законам, и вместе с тем на каждом уровне бытия действуют специфические закономерности. Отсюда вытекает важный вывод о том, что реализация диалектического принципа целостности в процессе формирования ФКЛ должна учитывать законы общего и частного характера, описывающие явления и процессы неживой и живой природы, общества и мышления.

Между уровнями и компонентами ФКЛ имеют место сходство, преемственность, связь и вместе с тем их качественное своеобразие, различие. Продолжая эту мысль с учетом взглядов Б.Ф. Ломова и др. (1977), подчеркнем роль физико-химических закономерностей в детерминации биологических явлений, хотя этого еще недостаточно для познания жизни. Физиологические, вообще биологические закономерности абсолютно необходимо знать и учитывать для понимания уже психических процессов.

Здесь уместно обратиться к Дж. Гейто (Цит.: по Н.Т. Абрамовой, 1974). Исходя из его рассуждений, понимание свойств целостной ФКЛ основано на принципе редукции, позволяющем выявить ее элементы, их взаимосвязи и взаимодействия, которые определяют внутренний механизм управления поведением человека. Представление о поведении человека основано на принципе иерархичности сопоставления поведенческих реакций, проявляемых на психическом, нейрофизиологическим и биохимическом уровнях, и установления их взаимосоответствия. При этом на каждом уровне изучаются одни и те же процессы, но в каждом случае они выявляются применительно к новому специфическому качеству. Так, на психическом уровне детерминируются нейрофизиологические и биохимические процессы. Но психологические процессы - новая своеобразная форма проявления нейрофизиологических закономерностей, специфически проявляющихся в законах психологии. Таким образом, в структуре ФКЛ, как ранее указывалось, имеет место не только социальная составляющая. Она действительно многоуровневое и многогранное явление, поскольку сам человек - гармоничное единство всех форм движения материи. Человек - носитель черт индивида (более биологического) и личности (более социального) - и только более социального, так как, снимая биологическое, оно включает в себя и все биологическое.

Материализуются результаты преобразований человека на основе опосредований и гармонизации биологического и социального в его телесности. С этим согласует позиция И. М. Быховской (1993, 1996), представленная в концепции: "биологическое тело - социальное тело - культурное тело".

Социальное в структуре ФКЛ - качественно новый, высший уровень регуляций, обеспечивающих выгодные режимы функционирования и развития организма и психики человека, которые, в свою очередь, лежат в основе экономизации его физической активности.

В русле реализации принципа целостности при развитии взглядов на ФКЛ и ее формирование целесообразно учитывать психологический принцип единства сознания и деятельности, разработанный Б.Г. Ананьевым, А.Н. Леонтьевым, С. Л. Рубинштейном, В.М. Тепловым. Согласно ему психические процессы и свойства, в частности способности, не только проявляются, но и формируются в деятельности.

Полагаясь на взгляды данных исследователей, отметим, что согласно этому принципу все биосоциальные свойства человека системно взаимосвязаны в личности. В процессе физкультурной деятельности они определенным образом взаимодействуют, отражая специфику физической активности данной личности. Исходя из этого принципа, важно показать, как "ведут" себя все уровни личности в отдельности и в рамках целостной личности. На каждом новом этапе совместной общественно полезной деятельности, по мере получения новых общественно значимых результатов такой деятельности, человек поднимается на качественно новую ступень своего психического развития, т. е. развития способностей, характера и т. д. Значит, психическое развитие человека обеспечивается органическим единством биологического и социального в процессе физкультурной деятельности.

Таким образом, диалектические принципы всеобщей связи, развития и целостности представляют собой методологическую основу исследований в области ФК. Решение проблем этой социальной сферы, основанное на реализации всеобщих принципов, позволяет расширить и углубить наши представления о ФКЛ. Уровень фундаментальности в решении проблемы ФКЛ возрастет, если это будет осуществляться на основе современных достижений естественных и гуманитарных наук, интерпретированных в ходе реализации всеобщих принципов диалектики.

Очевидно, ФКЛ следует представлять системно связанным многоуровневым и многоаспектным образованием. Ее структуру, видимо, составляют следующие уровни: биологический (биохимический, морфологический, нейрофизиологический, биопсихический); психологический (социопсихический, социально-психологический); социальный (социальное бытие, социальная деятельность). Все эти уровни и их составляющие взаимосвязаны, взаимодействуют и взаимообусловлены. Физкультурная деятельность, направленная на формирование ФКЛ, пронизывает все ее уровни, наполняя их и в целом личность духом, смыслом, содержанием, структурой этой деятельности, и способствует формированию компетентности человека в области физической культуры. Все это соответствующим образом, отражается на стиле жизни, ее качестве, а также деятельности человека, в том числе его двигательной деятельности.

Представления о ФКЛ, основанные на принципах диалектики, служат фундаментом для построения технологии физического воспитания и спорта, призванной создать условия для стимулирования биохимических, морфологических и нейрофизиологических процессов, биопсихических и социопсихических функций, вхождение человека в социально значимые нормы поведения и деятельности, его духовно-нравственное развитие. В результате формируется социально-биологическое образование, каждая "клетка" которого пронизана и "пропитана" "духом и плотью" окультуренного движения, а сознание и составляющие его уровни (подсознание, сознательная деятельность, сверхсознание); аспекты (эмоции, интеллект, воля, потребности, интересы, мотивы) наполняются ценностным потенциалом ФК. Итогом таких трансформаций, сопровождающих развитие человека, является приобретение им нового системного свойства - физической культуры личности.

Литература

1. Абрамова Н. Т. Целостность и управление. - М.: Наука, 1974. - 248 с.

2. Ананьев Б. Г. Общая и экспериментальная психология. Общие вопросы психологии. Изд 2-е. - СПБ.: ПИТЕР, 2000. - 272 с.

3. Бальсевич В. К., Лубышева Л. И. Физическая культура: молодежь и современность // Теория и практика физ. культуры, 1995, № 4, с. 2 - 8.

4. Биологическое и социальное в развитии человека / Отв. ред. Б. Ф. Ломов. - М.: Наука, 1977. - 228 с.

5. Быховская И. М. Человеческая телесность в социокультурном измерении: традиции и современность. - М.: РИО ГЦОЛИФК, 1993. - 180 с.

6. Быховская И. М. "Быть телом" - "иметь тело" - "творить тело": три уровня бытия "homo-somatis" и проблемы физической культуры // Теория и практика физ. культуры. 1993, № 7, с. 2-5.

7. Быховская И. М. Физическая культура как практическая аксиология человеческого тела: методологические основания анализа проблемы // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996, № 2, с. 6-9.

8. Визитей Н. Н. Спортивная деятельность как социальный феномен: Автореф. докт. дис. М., 1985. - 38 с.

9. Визитей Н. Н. Физическая культура личности (Проблема человеческой телесности: методологические, социально-философские, педагогические испекты / Н. Н. Визитей. - Кишинев: Штиинца, 1989. - 110 с.

10. Виленский М. Я. Формирование физической культуры личности учителя в процессе его профессиональной подготовки: Автореф. докт. дис. М., 1990.-54 с.

11. Выдрин В. М. Физическая культура личности и общества (Опыт историко-методологического анализа проблем) / В. М. Выдрин. - СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 2004. - 153 с.

12. Вяткин Б. А. Спорт и развитие индивидуальности человека (опыт системного исследования) // Теория и практика физ. культуры. 1993, № 2, с. 1-5.

13. Дубинин Н. П. Биологические и социальные факторы в развитии человека // Вопр. философии, 1977, № 2, с. 46-57.

14. Дубинин Н. П. Новое в современной генетике. - М.: Наука, 1986. - 221 с.

15. Каган М. С. Философия культуры / М. С. Каган. - СПб.: ТООТК Петрополис, 1996. - 416 с.

16. Келвин С. Холл, Гарднер Линдсей. Теории личности / Пер. И.Б.Гриншпун, C.S.Hall, G.Lindsey. Theories of Personality New York: John Wiley and Sons, 1970. М.: "КСП+", 1997. Терминологическая справка В.Данченко К.: PSYLIB, 2005.

17. Курамшин Ю. Ф. Современные подходы к структуре физической культуры личности // Актуальные проблемы теории и практики физической культуры: Межвузовский сборник / Под общ. ред. В. И. Григорьева. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2004, с. 68-73.

18. Леонтьев А. Н. Личность и деятельность // Вопросы философии, 1974, № 4, с. 97.

19. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. М.: Изд-во МГУ, 1981. - 584 с.

20. Леонтьев А. Н. Начало личности - поступок / Избранные психологические произведения. - М.: Педагогика, 1983, т. 1, с. 381-385.

21. Лисицын Ю. П., В. П. Петленко. Детерминационная теория медицины: Доктрина адаптивного реагирования. - СПб.: Гиппократ, 1992. - 416 с.

22. Лубышева Л. И. Концепция формирования физической культуры человека. - М.: ГЦИФК, 1992. - 120 с.

23. Лубышева Л. И. Социальное и биологическое в физической культуре человека в аспекте методологического анализа // Теория и практика физ. культуры. 1996, № 1, с. 2-4.

24. Никольский С. А. Социобиология и комплексное изучение человека // Общественные науки. 1987, c. 116-122.

25. Пернацкий В. И. Основные законы диалектики. - М.: Знание, 1981. - 64 с.

26. Петленко В. П. Валеология человека. Здоровье - любовь - красота. В 5 томах. Т. 1. Валеология и мудрость здоровья. - СПб.: Петроградский и Ко, 1996. - 304 с.

27. Петленко В. П. Валеология человека. Здоровье - любовь - красота. В 5 т. Т. 2. Экологическая Валеология и Питание. - СПб.: Петроградский и Ко. - Минск: Оракул, 1996. - 360 с.

28. Петленко В. П. Валеология человека. Здоровье - любовь - красота. В 5 т. Т. 3. Физическое и психическое здоровье. - СПб.: Петроградский и Ко. - Минск: Оракул, 1996. - 350 с.

29. Петленко В. П. Валеология человека. Здоровье - любовь - красота. В 5 т. Т. 4. Красота и Валеология любви. - СПб.: Петроградский и Ко. - Минск.: Оракул, 1996. - 367 с.

30. Петленко В. П. Валеология человека. Здоровье - любовь - красота. В 5 т. Т. 5. Гармония Чувств и Образ Жизни. - СПб.: Петроградский и Ко. - Минск: Оракул, 1997. - 360 с.

31. Платонов К. К. Система психологии и теория отражения. - М.: Наука, 1982. - 310 с.

32. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. - М.: Педагогика, 1976. - 415 с

33. Фролов И. Т. Перспективы человека: Опыт комплексной постановки проблемы, дискуссии, обобщения. - М.: Политиздат, 1979. - 336 с.

34. Философия пограничных проблем науки: Ученые записки / Отв. ред. В. В. Орлов. Вып. V. 1972. - 182 с.

35. Фролов И. Т. Социология и этика познания жизни человека // Природа. 1982, № 9.

36. Фролов И. Т. Философия и история генетики. - М.: Наука, 1988. - 412 с.

37. Фролов И. Т. Перспективы человека: Опыт комплексной постановки проблемы, дискуссии, обобщения. - М.: Политиздат, 1979. - 336 с.

38. Энгельс Ф. Диалектика природы. - М.: Политиздат, 1955. - 328 с.

39. Энгельгарт В. А. Интегратизм - путь от простого к сложному в познании явлений жизни // Вопросы философии, 1970, № 11, с. 108.

40. Эшби У. Р. Конструкция мозга (Происхождение адаптивного поведения). - М.: ИЛ, 1962. - 398 с.

41. Darlington C. Genetics and man. N. Y., 1964.

42. Darlington C. The Evolution of man and society. L., 1969.

43. Jensen A. R. Genetics and education. L., 1972.

44. Wilson E. Sociobiology: The new synthesis. - Cambridge (Nass.), 1975.-P.548.

45. Wilson E. Biophilia. - Cambridge (Nass.): L., 1984. - P. 19.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: