ПСИХОЛОГИЯ СПОРТА


Abstract

SPORTS-IMPROVING ACTIVITY OF PUPILS IN ASPECT OF A.ADLER'S INDIVIDUAL THEORY OF PERSONALITY

O.Yu. Malozyomov, Ph. D., associate professor

The Ural state pedagogical university, Ekaterinburg

Key words: A. Adler's theory of personality, physical culture, health-preservation of studing youth.

The principal propositions of the
A. Adler's theory of personality were considered in the article to substantiate the aims of using the means of physical culture in the educational health-preservation practice. There is made the conclusion that the sphere of physical culture covers all the essential elements, proposed by A. Adler. So it must be the basic component in the educational health-preservation practice of the youth.


ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В АСПЕКТЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ А. АДЛЕРА

Кандидат педагогических наук, доцент О. Ю. Малозёмов
Уральский государственный педагогический университет, Екатеринбург

Ключевые слова: индивидуальная теория личности, физическая культура, здоровьесбережение учащейся молодежи.

В настоящее время считается доказанным, что ценностный потенциал физической культуры - важнейшее материальное, интеллектуальное и духовное средство оздоровления, воспитания всесторонне развитой, социально активной личности [1-5 и др.]. Тем не менее в науке и общественном сознании до сих пор не сформировалось целостного представления о путях реального использования креативных возможностей этого феномена современной культуры для самосовершенствования и самооздоровления личности молодого человека. Поскольку важнейшим условием освоения новых теоретических подходов к исследованию физической культуры и спорта является интеграция различных областей научного знания [8], позволим себе обратиться к теоретическим основам психологии личности.

В настоящее время в психологии нет какой-либо единственной общепринятой теории личности, но создано много различных концепций и моделей личности. Поэтому для рассмотрения вопроса о здоровьесбережении средствами физической культуры мы вправе обратиться к одной из наиболее известных теорий - индивидуальной теории личности А. Адлера, отрицающей пансексуализм, присущий психоанализу, и рассматривающей человека как существо социальное. Сущностные основы теории А. Адлера связаны с такими понятиями [7], как: 1) фиктивный финализм, 2) стремление к превосходству, 3) чувство неполноценности и его компенсация, 4) социальный интерес, 5) стиль жизни, 6) креативное Я.

В аспекте затронутой тематики рассмотрим данные концептуальные положения. Первое из них - фиктивный финализм. Согласно воззрениям А. Адлера, только финальные цели могут объяснить человеческое поведение. Основные цели человека, то есть те цели, которые и определяют направление жизни личности, являются фиктивными - их соотнесённость с реальностью невозможно проверить. Однако несмотря на их фиктивность (идеальное представление), именно наличие таких финальных целей играет для человека роль реального стимула его активности и объясняет мотивы вполне конкретного устойчивого поведения [7]. С общих позиций жизнедеятельности здоровьесбережение является задачей со многими неизвестными факторами, переменными условиями, величинами и слабопредсказуемым результатом. Более того, невозможно эмпирически проверить или доказать, что один и тот же человек, активно занимающийся самооздоровлением с помощью физкультурных средств, проживает свою жизнь более счастливо и качественно, чем если бы он не уделял внимания двигательной деятельности. Можно только ориентироваться на усредненный опыт других людей, когда адекватная двигательная активность в целом способствует лучшему психофизическому самочувствию. Однако современная действительность часто демонстрирует обратные варианты, когда люди, игнорирующие соблюдение психофизических гигиенических требований (в силу внутриличностных или внешних факторов), достигают значительного положения в социальной структуре общества, в истории. Более того, внешние факторы, социализирующие молодого человека, зачастую весьма далеки от физкультурно-оздоровительной сферы, а здоровьезатратная деятельность и вредные для здоровья привычки становятся наиболее значимыми социализирующими субкультурными факторами для молодежи.

Таким образом, сама по себе забота о сохранении и повышении индивидуального здоровья не гарантирует молодому человеку длительной и полноценной жизни, социально-экономического преуспевания. В случае, если даже образовательная сфера нацеливает и воспитывает учащегося в режиме здоровьесбережения, то это следует воспринимать не более как подтверждение концептуального положения о фиктивном финализме. В данном случае фиктивное убеждение может звучать так: лучше быть психофизически здоровым и менее социально-экономически успешным (богатым), нежели наоборот. Можно выразиться проще: "было бы здоровье, а остальное будет".

У подростков и юношей (девушек), как правило, в целом не накоплен опыт болезней, поэтому здоровье не замечается и сохранение его пока не является целью жизнедеятельности. При этом социально-статусное и экономическое положения для них актуальны и рассматриваются ими в виде целей, которых еще надо достичь. Поэтому неудивительно, что многие молодые люди избирают для себя иные финальные цели (весьма далекие от сохранения здоровья), которые к тому же ситуативно предохраняют их от экзистенциального вакуума. При наличии же такого вакуума личность становится просто нежизнеспособной.

По нашему мнению, у учащегося всегда есть и будет сохраняться элемент недоверия и малозначимости при навязывании ему старшими (учителями, родителями) принципов здорового образа жизни. В этом и заключается основная сложность формирования здоровьесохранного поведения у молодежи, поскольку, как финальная (не забываем, что в данном случае она же одновременно и фиктивная) жизненная цель - здоровьесбережение - в молодом возрасте зачастую не работает. Следовательно, в приложении к физической культуре образовательная сфера в качестве финальных целей для молодого человека должна избирать социально значимые (сопряженные, естественно, с сохранением потенциала здоровья), но несколько завуалированные (от прямых призывов к здоровому образу жизни) цели. Например, средствами двигательной деятельности возможно развитие специальных способностей, внешней привлекательности, креативности, оптимистичности, коммуникативных качеств, самостоятельности, психологической устойчивости, повышения уверенности в себе и т. п.

Второе концептуальное положение (стремление к превосходству) понимается как общее стремление к росту, движение в направлении "снизу вверх". Таким образом, стремление к превосходству может выражаться огромным числом различных способов, и каждый человек реализует его по-своему [7]. Данное положение теории личности А. Адлера, по нашему представлению, может наиболее эффективно содействовать здоровьесбережению именно у молодежи. Например, стремление к превосходству в каком-либо виде физкультурно-спортивной деятельности, в формировании своего телесного, соматического статуса наиболее актуально именно для молодых людей. Поэтому возможности образовательной сферы и физической культуры здесь могут оказаться неоценимыми. Проблемы, конечно, тоже существенны и видятся прежде всего в организации разностороннего валеопедагогического процесса, цели которого - наибольший охват всех половозрастных групп учащихся, учет их индивидуально -групповых, морфофизиологических, ценностно -ориентационных особенностей в сфере физкультурно -оздоровительной деятельности. Проще говоря, каждый учащийся должен иметь реальную возможность проявлять себя (с позиции превосходства) в физкультурно -оздоровительной деятельности. В современной образовательной практике по физическому воспитанию наработано уже достаточное количество методик, способствующих этому. Необходимо лишь задействовать творческий потенциал преподавателей по физической культуре в нужном направлении, что в масштабе страны представляется достаточно серьезной проблемой.

Следующее - третье - концептуальное положение - чувство неполноценности и его компенсация - возникает в связи с переживанием личностью собственной социальной
или психологической несостоятельности. По существу, оно присуще практически любому человеку, а в основе всего, что делают люди, лежит стремление к преодолению ощущения собственной неполноценности и упрочению чувства превосходства. Данное чувство является причиной совершенствования человека, но при определенных обстоятельствах (прежде всего социально-педагогических) может приводить к формированию комплекса неполноценности либо, наоборот, к компенсаторному комплексу превосходства. В аспекте здоровьесбережения и мотивации к физкультурно-оздоровительной деятельности важно, что сама эта деятельность способна компенсировать неполноценность учащегося как в кондиционно -физической сфере, так и в другой. Например, при занятиях различными видами двигательной деятельности не только улучшаются двигательные показатели (хотя и это актуально для молодого человека), но и усиливаются его внешние социально привлекательные качества, повышается статус в референтной группе, самооценка. Иногда появляется и материальная заинтересованность в результатах спортивной деятельности, социально-экономические перспективы и др. С психолого-педагогических позиций педагогам, родителям важно не упустить эти моменты, дать возможность им развиться в компенсаторный комплекс молодого человека (девушки), основанный на творческой, личностно развивающей физкультурно-оздоровительной деятельности.

Четвертое концептуальное положение в индивидуальной теории личности А. Адлера - социальный интерес (или чувство общности) - включает в себя стремление к кооперации, к идентификации с группой, к проявлению эмпатии и т. п. Данное чувство - врожденное, так как люди - социальные существа по своей природе. Однако, для того чтобы эта природная предрасположенность оформилась и проявилась в должной мере, необходимы определенные условия и усилия, прежде всего социальные и воспитательные. В аспекте затронутой проблематики учащимся лучше всего подходит именно физкультурно-спортивная деятельность (особенно командная игровая), которая пробуждает интерес, эмпатию и соучастие в жизни сверстников, приводит к взаимопомощи, сплочению коллектива, учит считаться с мнением коллег, уважать противника и мн. др. Не зря одним из неофициальных лозунгов физкультурно -оздоровительного движения, спортивно-массовых мероприятий является следующий: "Главное - не победить, главное - участвовать". Массовые спортивные соревнования в большинстве случаев - одновременно и спортивные праздники, объединяющие различные поколения. Их традиции уходят историческими корнями в народную физическую культуру и имеют существенную временнyю и этнокультурную специфику [9]. Таким образом, на понятийном уровне не пропадает преемственность поколений в вопросе использования физкультурной деятельности в здоровьесбережении, появляются лишь инновационные виды физкультурно -спортивных увлечений.

Следующее - пятое-положение (жизненный стиль), с одной стороны, наиболее затруднительно для его однозначного определения, а с другой - яркая характерная особенность индивидуальной теории личности А. Адлера. Жизненный стиль включает в себя уникальное соединение черт, способов поведения и привычек, которые в совокупности определяют неповторимую картину существования индивида. Всё поведение человека определяется его жизненным стилем. Один человек старается обрести превосходство, развивая свой интеллект, другой видит этот путь в физическом совершенствовании [7]. Предполагается, что жизненный стиль есть компенсация конкретной неполноценности. В этой связи уместно вспомнить, что у многих людей, усиленно занимающихся самооздоровительной двигательной деятельностью и достигающих в ней значимых успехов, первопричиной были именно проблемы со здоровьем. Классические феноменологические примеры самооздоровления с помощью двигательной деятельности - П. Брегг, Н. Амосов, В. Дикуль, А. Суворов, В. Леви и др. В образовательной практике также отмечается, что зачастую именно острые и хронические заболевания "приводят" учащихся и их родителей к мыслям и действиям, связанным с занятиями физической культурой (лечебной, рекреационной и др.).

Конечным и главным элементом в теории личности Адлера является концепция креативного Я, согласно которой человек сам творит свою личность. Наследственность, субъективный жизненный опыт оказываются материалом для строительства собственной личности, а стиль жизни подчинен творческим способностям личности. Таким образом, каждый человек может свободно создавать свой собственный стиль жизни, а креативность является первопричиной личности, определяющей развитие социального интереса, жизненных целей и способов их достижения [7]. Что касается самооздоровительной деятельности применительно к данному положению, то безусловно человек, вставший на путь самоисцеления, использует свой индивидуально-личностный творческий потенциал. Индивидуальное здравотворчество проходит онтогенетически и стадию молодости, когда воспитательные функции общества и его институтов невозможно переоценить. Те стороны образовательной среды, которые способствуют раскрытию творческого потенциала, вызывают наибольший интерес учащихся. Физкультурно -оздоровительную деятельность, по нашему мнению, можно отнести к одной из основных по показателю творческих проявлений учащихся в ней. Сама физкультурно -оздоровительная деятельность - это задача "открытого" типа, "предполагающая по своей сути полную самостоятельность в выборе способа решения и большое число ответов" [6, c.17]. Данные факторы - основные требования, предъявляемые к социальной среде, для развития креативности личности учащегося. Поскольку сфера физической культуры обширна, учащиеся могут самостоятельно и достаточно легко решать проблему выбора своего места и роли в ней с помощью поисковой активности. Но выбор - это одна из фундаментальных категорий бытия, следовательно, и здоровья, поскольку здоровье -производное бытия. Такая лёгкость и произвольность наблюдаются далеко не во всех сферах человеческой деятельности.

В сфере физической культуры, физического воспитания каждый человек может найти для себя подходящую экологическую нишу. Это могут быть качественно различные уровни физкультурной деятельности - от лечебного, реабилитационного, рекреационного до спортивно ориентированного. Если учащемуся дают возможность на занятиях по физической культуре пробовать себя в как можно более широком диапазоне собственных психофизических возможностей, то он непременно найдет наиболее оптимальные формы и средства физической культуры для целей личностного развития. Подобный поиск - это и есть творческий процесс, следовательно, процесс, повышающий потенциал здоровья. Более того, всесторонне актуализированное пространство физической культуры - идеально для формирования в нем оптимальной самореализации личности [8].

Психическая сфера и телесность оказываются слабыми звеньями в структуре личности современного молодого человека, поскольку на него активно воздействуют не только два вида цивилизационного стресса (информационный и гиподинамический), но и третий - стресс социализации. Молодому человеку (старшему школьнику, студенту) еще только предстоит вхождение в сообщество взрослых, создание семьи, материальное самообеспечение, получение образования и др. Следовательно, сфера физической культуры должна способствовать снижению у учащихся последствий не только гиподинамического и информационного стресса, но и стресса социализации, то есть избирательно повышать потенциал здоровья, психологическую устойчивость на индивидуальном уровне.

В связи с вышеизложенным можно сформулировать вывод о том, что сфера физической культуры органично распространяется на все сущностные элементы личности, выделяемые индивидуальной психологией А. Адлера. Поэтому физкультурная деятельность может и должна являться базовым компонентом в образовательной практике здоровьесбережения учащихся.

Литература

1. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. - М.: ФиС, 1988. - 208 с.

2. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодёжь и современность // Теория и практика физ. культуры. 1995, № 4, с. 29-31.

3. Быховская И.М. Человеческая телесность в социокультурном измерении: традиции и современность. - М.: РИО, ГЦОЛИФК, 1993. - 168 с.

4. Визитей Н.Н. Физическая культура и спорт как социальное явление (философские очерки). - Кишинев: Штиинца, 1986. - 162 с.

5. Лубышева Л.И. Физическая и спортивная культура: содержание, взаимосвязи и диссоциации // Теория и практика физ. культуры. 2002, № 3, с. 11-14.

6. Обухова Л.Ф., Чурбанова С.М. Развитие дивергентного мышления в детском возрасте. - М.: МГУ, 1994. - 80 с.

7. Реан А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 416 с.

8. Филимонова С.И. Выявление основных формирующих детерминант пространства физической культуры и спорта для самореализации личности // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2005, № 2, с. 12-16.

9. Ягодин В.В. Социально-педагогическая роль народной физической культуры: Монография / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2004. - 262 с.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: