НАРОДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА


Abstract

CONCEPT OF TRADITIONAL FAMILY PHYSICAL EDUCATION OF NATIVE PEOPLES OF SIBERIA

V.P. Krasilnikov, Dean of faculty of physical culture, Ph. D., associate professor

The Russian state professional-pedagogical university, Ekaterinburg

Key words: traditional physical culture, traditional games and competitions, concept of traditional physical education, native peoples of Siberia.

In all times the purpose of the traditional family physical education of the native peoples of Siberia was training to traditional crafts: hunting, deer farming, fishery, collecting; education of spirituality, morals, knowledge of the culture. The basic means of the family traditional physical education were national games and competitions of these ethnoses. But in the last decades in connection with the rough industrial development of Siberia there was a threat of the disappearance of the original physical culture of the native Siberians. In this connection the new concept of the traditional family physical education of the natives of Siberia is offered.


КОНЦЕПЦИЯ ТРАДИЦИОННОГО СЕМЕЙНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КОРЕННЫХ НАРОДОВ СИБИРИ

Декан факультета физической культуры, кандидат педагогических наук, доцент В. П. Красильников
Российский государственный профессионально-педагогический университет, Екатеринбург

Ключевые слова: традиционная физическая культура, традиционные игры и состязания, концепция традиционного физического воспитания, коренные народы Сибири.

Физическое воспитание в семье - важнейшая проблема современного образования в России. Особенно остро эта проблема стоит перед коренными народами Сибири, традиции которых в области семейного физического воспитания в последние годы быстрыми темпами уходят из их обихода, забываются, считаются архаичными и устаревшими.

Актуальность возникшей проблемы подтверждается появлением программы "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2011 года", в которой предусматривается создание необходимых условий для сохранения традиций национального воспитания [9].

Изменить создавшееся негативное положение может построение научной концепции традиционного семейного физического воспитания коренных народов Сибири, теоретическое обоснование которой дается в разработанной нами модели "Становления и формирования традиционных игр и состязаний коренных народов Сибири", где определяются основные пути и средства воспитания совершенного человека, сохранени я коренных сибирских этносов [1].

Центральное место в концепции занимает методология семейного физического воспитания, где делается упор на исторический опыт создания оздоровительно-образовательной и воспитательной среды. В такой воспитательной среде условно выделяют: а) индивидуальную (личностную); б) локальную (на уровне семьи); в) региональную (на уровне семьи и общины). Нами предлагаются новые методологические положения теории и практики традиционного семейного физического воспитания, которые в большинстве своем прошли многовековую проверку жизнью народов Сибири.

Жизнедеятельность коренных народов тесно связана со средой обитания, она определяется историческим опытом выживания в экстремальных условиях, закономерностями развития личности, миропонимания, формирования психики и коллективного сознания. Поэтому традиционное семейное физическое воспитание - процесс субъективн ый по своим конкретным проявлениям, однако по социальным основаниям, глубинным корням подчиняется объективным законам и закономерностям, а именно: во-первых, социальной обусловленностью целей, содержания и методов обучения; во-вторых, взаимосвязью и взаимообусловленностью образовательной и воспитательной деятельности. Данные законы служат основой для достижения главной цели - формирования народного идеала совершенного человека, умеющего выживать в экстремальных условиях жизнедеятельности коренных народов Сибири. По нашему мнению, только благодаря исторически сложившейся системе традиционного семейного физического воспитания коренные народы Сибири смогли выжить и сохранить свое культурное наследие. Для соединения теоретических представлений с практикой нами разработаны методология и принципы традиционного семейного физического воспитания, которые специфичны для коренных народов Сибири. При этом принципы выступают как инструментарий педагогических законов, позволяющи й использовать их в качестве нормативных положений для практики.

Методология традиционного семейного воспитания включает в себя следующие специфические принципы :

- единства целей традиционного семейного физического воспитания и государственной политики в сфере национального образования;

- всеобщей физической подготовки в семье (от начинающих ходить детей до стариков);

- контрастности воспитательных воздействий - раннего вовлечения детей в промысловую деятельность, а значит, и физической подготовки к ней с помощью таких средств, как традиционные игры и состязания, физические упражнения. Все это связано с тем, что надо было выживать в экстремальных климатических условиях;

- игрового характера используемых средств и методов (традиционные игры и состязания играют главенствующую роль в семейном физическом воспитании;

- прикладной направленности средств и методов физического воспитания - подготовка к труду (в основном к промыслам), военная подготовка;

- опоры на самовоспитание детей, подростков, молодежи (все свободное время они посвящают физической подготовке, для того чтобы стать хорошим промысловиком: охотником, оленеводом, рыбаком);

- постоянного контроля физического развития, физической подготовленности детей, подростков, молодежи со стороны родителей, старейшин семьи, общины;

- гармоничности развития личности коренного сибиряка: стремление к физическому совершенствованию; воспитание любви к своему отечеству, духовно-нравственных качеств, стремления к прекрасному.

Предлагается следующее определение традиционного семейного физического воспитания - это самобытный целенаправленный процесс передачи от старшего к младшему поколению знаний, умений, навыков физической подготовки к будущей промысловой деятельности, военной подготовке; культурных и духовных ценностей, нравственности, любви к своему народу, что обеспечивает в конечном итоге необходимое воспитание, образование, умение выживать в суровых климатогеографических условиях Сибири.

Особенность традиционного семейного физического воспитания заключается в том, что оно проходит непосредственно в процессе совместной трудовой деятельности с родителями (промыслов, собирательства, быта). В этом смысле уместно высказывание К. Д. Ушинского: "...напрасно мы хотим выдумать воспитание: оно существует в ... народе столько же веков, сколько существует сам народ" [10].

По нашему мнению, с целью сохранения коренных сибирских этносов необходимо выделение родовых угодий (кое-где это уже происходит) под территориальные заповедники.

В предполагаемых территориальных заповедниках появляется возможность осуществить переход к традиционному воспитанию в рамках семьи, которая становится главным местом оздоровления организма, воспитания и образования подрастающего поколения. По данным наших исследований, дети в семьях коренных народов будут поэтапно воспитываться и проходить обучение в различных "школах", а именно: материнской, семейной, общинной [7].

Организация семейного и общественного оздоровления и образования основывается на прогрессивном многолетнем опыте традиционного физического воспитания коренных народов. Государство в таком процессе оказывает всемерную поддержку, совершенствуя научные подходы, разрабатывая дидактические материалы, средства и методы базовой части учебных программ, которые способствуют познанию мировой культуры.

Наши полевые этнопедагогические исследования и изучение специальной литературы показали, что традиционное семейное физическое воспитание имеет ряд ценных самобытных приемов, методов, средств, которые не потеряли актуальности и в наше время [2, 3, 5, 6,]. Его целью являлась физическая, военная и психологическая подготовка к выживанию в тяжелейших климатических условиях Сибири. И на их основе - освоение промысловой деятельности (охоты, рыболовств а, оленеводств а, коневодств а, собирательств а), ведение боевых, оборонительных действий в условиях войны. Задачами традиционного физического семейного воспитания во все времена были: обучение закаливанию, обучение быстрой и бесшумной ходьбе, бегу с различной скоростью и на большие расстояния, ходьбе и бегу на лыжах ("голицах", подбитых мехом, "ракетных" и др.), меткой стрельбе из лука (позже винтовки) из любых положений и даже на бегу, управлению собачьей, оленьей упряжкой, лошадью, управление лодками различного типа (маленькими, большими), различным прыжкам, борьбе, метанию копья, бола, пращи; укрепление здоровья; развитие жизненно важных физических качеств; воспитание упорства и настойчивости в промысловой и военной деятельности, умения в течение длительного времени преследовать добычу, быстро и решительно действовать в условиях единоборства со зверем или противником, умение терпеть холод и голод (часто длительное время - до нескольких недель). Основным средством , методом, формой традиционного семейного воспитания коренных народов Сибири были народные игры и состязания, которые были выявлены нами в процессе этнопедагогических полевых исследований. И, как оказалось, их существовало большое количество (несколько сотен) для разных возрастных групп коренных сибиряков [4, 7].

Что касается здоровья, то забота о его сохранении начиналась еще до рождения. Рожали детей по старинным обычаям в специальных помещениях (особых чумах, шалашиках), температура в которых часто была не на много выше, чем на улице. Роженица с ребенком имела право возвращаться в постоянное жилище (чум, ярангу, юрту) не ранее чем через 6-7 дней. Как только ребенок начинал ходить, его сразу же привлекали к легкому труду, а значит, и физическим упражнениям, традиционным играм и состязаниям, вначале несложным по содержанию (игры в куклы, игры палочками, камешками и т. д.). По мере взросления его приучали к длительным переходам, брали с собой в лес (за хворостом, собирать ягоды, травы). Часто посылали к родственникам с различными поручениями, иногда за несколько десятков километров. Подростков взрослые брали с собой на промыслы (охоту, рыболовство), где они выполняли подсобную работу и учились устанавливать капканы, ловушки, морды, сети и другие приспособления. В свободное от работы время устраивались традиционные игры, состязания в прыжках, беге, борьбе, перетягивании палки, стрельбе из лука и пр.

В материнской, семейной, общинной "школах" используется народный опыт закаливани я и укреплени я здоровья организма детей с обязательным контролем врача, который живет вместе на поселении. С этого момента используют опыт и разработки по воспитанию детей в семье.

Положительная эффективность такого воспитания на дому, в семье известна в Республике Саха (Якутия), где в настоящее время действуют несколько моделей современных образовательных учреждений: кочевые школы, общинные школы, гувернерские школы, таежные школы, стационарно-кочевые школы. Основное их достоинство в том, что они позволяют не отрывать современный образовательный процесс от традиционного уклада жизнеобеспечения различных коренных сибирских этносов.

Для Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов характерно обучение детей в государственных национальных школах, и только в каникулярный период они под руководством родителей овладевают знаниями и навыками промысловой деятельности, что, несомненно, отрицательно сказывается на приобщении детей к националь ной культуре, совершенствованию родного языка, традиционным играм и состязаниям.

В разработанн ую нами концепцию традиционного семейного физического воспитания органически включаются игры и состязания, которые путем постепенного применения выполняют свои основные функции - оздоровления, обучения, воспитания, образования, прикладной, спортивной подготовки , ритуальные, культовые обряды во время проведения традиционных игр и состязаний. В территориальных заповедниках традиционные игры классифицируются по следующим основным группам: оздоровительные, образовательные, воспитательные (религиозно -обрядные), прикладные, спортивные, комбинированные.

Этнопедагогические исследования предлагают для традиционного физического семейного воспитания весь спектр и набор традиционных игр и состязаний. Например, оздоровительные игры, которые проводятся в любую погоду (состязания в беге с палкой и без нее, в беге на лыжах, традиционные состязания силового характера - перетягивание палки, борьба, различного характера прыжки, поднимание и переноска тяжестей и т. д.). Настольные игры (игры с косточками, палочками, камешками и пр.). Воспитательные: ритуальные, религиозные (традиционные игры и состязания, проводимые на "святых" местах", на "медвежьих", "лосиных", сезонных праздниках). Промысловые игры и состязания (в начале и в конце промысловой деятельности - перед выездом на рыбалку, охоту, угоном и пригоном оленьих стад, убоем оленей и пр.). Большую помощь в этом случае могут оказать "народные" программы, в которых сконцентрированы цели, содержание, средства народного контроля, народные приемы семейного воспитания. Широко используются коллективные традиционные игры и состязания: оленьи гонки - бег - борьба (чукчи, эвенки, ханты, манси и др.); собачьи бега - игры с метанием колец - ритуальное состязание с медведем (нивхи, нанайцы и др.); конные скачки - бег - борьба - стрельба из лука, праздники "Стрельбы" (буряты, тувинцы и др.), которые приемлемы как для группы людей в одном поселении, так и для межобщинных, родовых традиционных игр и состязаний.

Необходимо отметить существование системы контроля и коррекции народных "нормативов" (см. схему), а также показателей физической подготовленности к трудовой, физической, воинской деятельности, которые осуществлялись старшим поколением (родителями, старейшинами, старшими братьями и сестрами), часто в процессе промысловой деятельности и традиционных игр и состязаний в частности. Существовала определенная система поощрения и награждения, получения почетного имени, прозвища, которые имели только лучшие представители племени или рода. Например, добившись определенных успехов в той или иной части показателей традиционного физического воспитания, дети, подростки, молодежь получали поощрение чаще всего в виде похвалы, скромных призов (клыки медведя, моржа). Но самой ценной наградой считалось получение орудий промысловой деятельности у юношей и набора для рукоделия у девушек. Победившие на традиционных состязаниях общины, рода мужчины, как гласят предания, получали почетные богатырские прозвища ("Отыр", "Хон", "Урт", "Эрымчин" и т. д.).

На наш взгляд, учитывая важность общения различных народов, можно проводить современные фестивали коренных народов России. Это не спортивные мероприятия, а праздники взаимодействия различных культур, интернационального воспитания.

На современном этапе педагогическая концепция объясняет и показывает, как может развиваться традиционное семейное физическое воспитание. При этом традиционные игры и состязания остаются основной базой содержания обучения, воспитания духовности, религиозных, нравственных, этических основ у коренных народов Сибири, и без них невозможно сохранение
этнических особенностей физической культуры, совершенствование современного физического воспитания коренных сибиряков.

Предлагаемая педагогическая концепция ставит вопрос о сохранении коренных сибирских этносов. Богатство культурного наследия должно принадлежать всем народам и будущим поколениям России.

Литература

1. Ким В.В., Красильников В.П. Концепция становления и формирования традиционных игр и состязаний коренных народов Сибири // Теория и практика физ. культуры. 2004, № 4, с. 17.

2. Красильников В.П. Игры и состязания в традиционном физическом воспитании хантов. - Екатеринбург: изд-во РГППУ, 2002. - 120 с.

3. Красильников В.П. Проблемы подготовки специалистов в области физической культуры и спорта для Урало-Сибирского региона // Совершенствование подготовки кадров в области физической культуры и спорта в условиях модернизации профессионального образования в России: Тез. докл. конф., Москва 13-14 марта 2003 г. М., 2003. - 234 с.

4. Красильников В.П. Роль традиционных игр в физическом воспитании подрастающего поколения хантов // Проблемы физического воспитания школьников Сахалинской обл.: Тез. докл. науч.-практ. конф. Хабаровск 18-20 апреля 1993 г. Хабаровск, 1993, с.17-19.

5. Красильников В.П. Традиционные средства физического воспитания хантов // Седьмые Виноградовские чтения: Тез. докл. науч.- практ. конф. Екатеринбург, 14-17 июня 1993 г. Екатеринбург,1993, с. 257-259.

6. Красильников В.П. Фольклор и национальные традиции физического воспитания детей у народов Сибири // Место и значение фольклора и фольклоризма в национальных культурах: история и современность. Челябинск, 1998, с. 160-161.

7. Красильников В.П. Игры и состязания в воспитательном процессе финно-угорских и самодийских народов. - Екатеринбург: изд-во РГППУ, 2002, с. 11.

8. Красильников В.П. Этнопедагогические условия использования народных игр традиционного физического воспитания хантов: Автореф. канд. дис. Екатеринбург, 1994. - 18 с.

9. Постановление правительства РФ от 27 июля 2001 г. № 564, с. 34.

10. Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 8 т. М., 1990, т. 5, с. 234.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!