НАЗАД

СОДЕРЖАНИЕ

ДАЛЕЕ


ВЗАИМОСВЯЗЬ НАГРУЗКИ И ПОТРЕБНОСТИ В УСЛОВИЯХ МЫСЛЕННОГО ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ ТАНЦА

Петер Блазер, Анита Хёкельман
Великолукская государственная академия физической культуры и спорта, Великие Луки

Большой интерес для науки, изучающей движение, представляет вопрос о степени отражения танцевального опыта в воображении танцоров. Знания о танце могут быть извлечены из так называемой эксплицитной памяти и затем усилены посредством сенсорных элементов эмоциональной памяти. Мысленная оценка результатов может отражаться, кроме всего прочего, как на нервной мозговой деятельности, так и на физиологических функциях сердечной и респираторной деятельности (Roth, 2001). В нейропсихологии воспроизведение в сознании такого явления, как танец, известно как репрезентация. Дамасио (2000) применяет этот термин как синоним воображения и нервных паттернов. Как воображение репрезентация проявляется в когнитивных процессах, как нервные паттерны - в нервных связях. Техника танца с ее пространственно-временной и динамичной структурой является одним из примеров объекта репрезентации такого типа. Знания техники при необходимости можно извлечь из памяти. При наличии многих параллелей между когнитивными и нервными процессами процессы, происходящие в мозгу, которые ассоциируются с мышлением, воображением и вниманием, можно увидеть благодаря электрической активности задействованной нервной сети. Интенсивное воспроизведение опыта также оказывает влияние на другие физиологические функции, которые становятся еще одним признаком высших психических процессов. Учитывая все вышесказанное и более общий вопрос, поставленный в начале статьи, мы можем, таким образом, задать следующий более узкий вопрос: "Приводит ли процесс многократного мысленного воображения танцевальной хореографии к изменениям в кортикальной и нервной деятельности танцоров в результате связанной с этим процессом потребности ЦНС и в какой степени это воспроизведение влияет на сердечную, респираторную и мышечную системы?"

Полезной теоретической исходной точкой при ответе на этот вопрос является концепция потребности и нагрузки физиологии труда Ромера (1984). По этой концепции нагрузка является причиной потребности. В 1991 г. на конференции Немецкой ассоциации спортивной науки Уиллимсик Даугз и Оливье предложили применить эту концепцию в области спортивной науки движения. Ссылаясь на Лаурига, авторы привели хорошо известный в науке о труде феномен увеличения потребности при неменяющейся нагрузке и уменьшении психических и физических ресурсов по причине утомления. В последующие годы их предложение существенно повлияло на процессы подготовки и тренировки. Шнабель (2003), например, также предложил, что во время тренировочной нагрузки потребность изменяется, что, в свою очередь, вызывает утомление. Таким образом, увеличение отклонения от гомеостаза иногда сопровождается снижением результативных способностей. Это вызывает ослабление концентрации, реакции и регуляции движений, что приводит к ослаблению контроля за действиями и к сокращению позитивной регуляции и энергетической мобилизации.

Следующая временная модель мысленного воспроизведения танцевальной хореографии может быть взята за основу для объяснения этих предположений (рис. 1):

Рис. 1. Взаимосвязь нагрузки и потребности в условиях мысленного упражнения

Как считает Шопнфлуг (1987), потребность можно рассматривать как использование ограниченной по силе функции. Активация функции памяти во время мысленных ассоциаций требует для выполнения данной задачи определенной части этой функции. Следовательно, для других видов деятельности функция может использовать только свою оставшуюся не задействованной часть. Снижение функциональной способности наблюдается ограниченный период времени, в зависимости от интенсивности и продолжительности потребности. Что касается проблемы данного исследования, то нас интересовала психическая (когнитивная) потребность.

Методы. Субъектами исследования являлись 7 танцоров труппы. Они получили задание мысленно, в воображении, с закрытыми глазами воспроизвести танец. Для всех танцоров использовалась одинаковая хореография. Продолжительность каждого периода нагрузки была равна продолжительности танца, а именно 120 с. Всего было предусмотрено 8 периодов нагрузки с 5-минутными перерывами между ними. Для исчисления общей потребности в первом периоде нагрузки, требующем наибольшей концентрации, применялась средняя величина. После эксперимента танцоры описали свои ощущения потребности.

В качестве показателя потребности ЦНС была выбрана кортикальная поверхностная активность. В научных исследованиях, описывающих эксперименты в области науки труда, приводится много примеров реакции на различных частотах ЭЭГ в зависимости от отношения величины нагрузки к скорости и сложности задания (Luczak, 1987). Для регистрации поверхностной активности использовалась система приборов КАТЭЭМ (компьютерной топографической электро-энцефалометрии) компании "МедиСист" (рис. 2).

Для измерения электрической активности большого числа нервных клеток во время ЭЭГ применялись поверхностные электроды на теменной области (Cooperetal, 1984; Muhlau, 1990; Ebe, Homma, 1994). Субкортикальные процессы невозможно зарегистрировать непосредственно с помощью ЭЭГ. При использовании ЭЭГ распространение возбуждения в церебральном кортексе во время когнитивного воспроизведения может быть с точностью выражено временными показателями. С помощью системы КАТЭЭМ также можно измерить параметры сердечной, респираторной и мышечной активности в качестве дополнительных показателей психофизической потребности и совместить их с кортексной активностью.

Рис. 2. Схема снятия биоэлектрического сигнала с теменной области

Система КАТЭЭМ производит измерения 4-секундными интервалами по принципу минимизации артефакта. С учетом 120-секундной продолжительности нагрузки это означает, что для оценки каждого танцора смогли использовать 30 измерительных периодов. Данные измерений были затем обработаны по всем 7 танцорам и 8 сериям нагрузки с помощью наглядной статистики. И, наконец, с помощью заключительного статистического метода было исследовано значение различий между периодами измерений в условиях повышенной (для каждого начального периода нагрузки) и пониженной концентрации, вызванной увеличением потребности. Полученные данные использовались в рамках потребности при нормальном распределении.

Результаты . В условиях одинаковой нагрузки по возросшей потребности соответствующая карта содержит больше цветовых оттенков низких частот. Это указывает на снижение концентрации во время задания. Диаграммы отдельных участков мозга дают более точное представление о значении концентрации и утомления.

Как указывалось в начале статьи, состояния психической и физической потребности можно рассматривать как результат и следствие нагрузки. Чтобы установить физиологические характеристики психофизической потребности, обычно опираются на концепцию нагрузки потребности. Так как сама потребность не может быть непосредственно выражена количественно, необходимо учитывать показатели потребности. Это означает, что системные измерения определяют то, что мы называем психофизической потребностью (Luczak, 1987). Эксперимент, описанный в статье, относится к категории экспериментов по психической (когнитивной) потребности, которые предполагают наличие у тестируемых знаний танцевальной хореографии. Эти знания, в частности, включают наряду с сознательным чувственным восприятием событий внешнего и своего внутреннего мира такую психическую активность, требующую эмоциональных и мотивационных сил, как мышление, воображение и запоминание. Такого рода активность выражает суть сознательных действий. При процессах мышления и запоминания внимание особенно усиливает конкретные состояния сознания, которые проявляются также в усилении электрической активности нейронов на бета-частотах. Это прослеживалось у всех танцоров и проявлялось одинаково. Данные состояния сознания регенерируются в тесном взаимодействии кортикальных и лимбических структур и полностью зависят от функции нервных центров. На указанные функции влияет не только внешнее возбуждение: они также возбуждают друг друга и сочетаются с другими паттернами когнитивного возбуждения, такими как память, ощущения, восприятие и воображение. В то же время психические состояния влияют на другие вегетативные функции, такие как сердечная, респираторная и мышечная активность.

Возвращаясь к вопросу, поставленному в начале статьи, можно констатировать, что выявленные тенденции подтверждают аналогичные исследования, доказывающие, что мысленное воспроизведение моторных действий воздействует на все ассоциативные поля кортекса, несмотря на исключение выполнения реальных движений. Так как существует большое число нервных кортикальных связей, можно предположить, что при мысленном воспроизведении цепочки действий (например, танца) появляется замкнутое ассоциативное поле, в котором сложные структуры танцевальных движений ясно проявляются в виде повышенной бета-активности. Более того, усиление нервной активности в результате психической концентрации приводит также посредством соответствующих вегетативных связей к изменению сердечной, респираторной и мышечной активности. Таким образом, события, пережитые в прошлом, могут вызывать психические и вегетативные реакции, аналогичные реакциям в условиях реального танца. По мере увеличения психической потребности физиологические реакции возвращаются к более низкому уровню по причине утомления. Однако интенсивность реакций предположительно зависит от индивидуальных особенностей участников эксперимента. Ситуации психической нагрузки нельзя вызвать и воспроизвести изолированно: в дальнейшем они неизбежно переплетаются с вопросами социоэмоционального характера и вопросами энергообеспечения.

Рис. 3. Цветовая карта воображения в условиях концентрации и утомления


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: