ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ



КУЛЬТУРНЫЕ НОРМЫ СПОРТА: СОДЕРЖАНИЕ И ПРОБЛЕМА ТРАНСФОРМАЦИИ

М.А. Захаров, кандидат педагогических наук
Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, Смоленск

Спорт как социокультурный феномен и сфера социальных отношений обладает специфическим нормативным содержанием. Культурно-нормативное поле спорта мы рассматриваем как единое целое, состоящее из четырех сфер, включающих в себя определенную совокупность норм. Эти сферы не изолированы друг от друга, они взаимосвязаны, образуя сложную систему, регулирующую и направляющую поведение спортсмена, придавая его действиям различное культурное содержание.

1. Нормы спортивной конкуренции. Конкуренция - существенная черта многих видов деятельности, в которых происходит столкновение интересов (политика, экономика, наука, и другие), однако лишь спорт является той социальной сферой, где конкуренция существует не как следствие социальных отношений, а как их основная форма.

Человек, участвующий в спортивном состязании, неизбежно принимает нормы спортивной конкуренции, в соответствии с которыми даже лучший в повседневной жизни друг обретает статус противника, соперника, конкурента, и поведение в отношении него подчинено единой цели - одержать победу. Субъекты спорта в данном случае формируют статусную систему "соперник - оппонент", и именно данные статусы направляют взаимодействие индивидов на спортивной арене, придавая четкую и ясную форму социальным отношениям внутри игрового мирка.

В несоревновательном спорте (альпинизм, одиночное плавание, различные формы рекреации - например массовый туризм, оздоровительная гимнастика) нормы спортивной конкуренции уступают место иным нормами, суть которых связана с принципами укрепления здоровья, правилами техники безопасности (например, в альпинизме), нормам человеческого общения и взаимопомощи в экстремальных ситуациях.

2. Институциональные нормы спорта выражаются в обычаях и традициях, а также в разработанных уставах спортивных организаций, правилах и регламентах соревнований, дисциплинарных кодексах и т.д. Их сущность, как правило, сводится к статусным взаимодействиям "игрок-судья", что предполагает позицию подчинения или неподчинения, согласия или несогласия, но не является делом нравственного выбора участников спортивных состязаний. Даже следуя институциональным нормам, спортсмен часто не расстается с идеей уклониться от их выполнения в ситуации, когда внешний контроль за его поведением ослаблен.

3. Принципы Фэйр Плэй имеют форму личных моральных обязательств, за невыполнение которых спортсмен может не быть подвергнут санкциям, а их исполнение является скорее нравственной прерогативой, нежели формальным предписанием.

Принципы Фэйр Плэй объединяют общечеловеческую мораль с нормами спорта, а возникающее в результате поведение является позитивным с точки зрения гуманизма, и при этом не противоречит идее победы в состязании . Они существуют на стыке институциональных норм, требующих неукоснительного соблюдения и нравственных норм, являющихся делом личного выбора спортсмена.

4. "Надспортивные" нравственные нормы, сущность которых точно выразил В.С. Родиченко. Выходя за рамки спортивной конкуренции в пространство нравственно-этических принципов человеческого сообщества, спортсмен, по его мнению, сталкивается с общечеловеческими этическими императивами. И в этой ситуации проверяются нравственно-этические убеждения не человека играющего, а человека общественного . Например, вступает в действие нравственный запрет на возникшую возможность воспользоваться ошибкой судьи или травмой соперника.

Социокультурная эволюция преобразует условия совместной деятельности людей. Поэтому некоторые нормы перестают удовлетвор ять потребнос тям членов общества, становятся неудобными или бесполезными. Спорт не изолирован от других сфер жизни. Меняясь вместе с обществом, новое значение обретают его важнейшие культурные нормы: под воздействием социальных изменений трансформируются установленные правила спорта, пересматривается отношение к основным нравственным концепциям, в результате меняется и сам спорт. Познание сущности и причин социокультурных трансформаций современного спорта, изучение норм и ценностей, которые регулируют деятельность спортсменов, болельщиков, спортивных врачей, тренеров и всех тех, кто имеет отношение к данному социальному институту, должно стать одним из приоритетных направлений социологии спорта как теоретической дисциплины.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!