ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ


Abstract

GENERAL THEORY AND METHODOLOGY OF PHYSICAL CULTURE: CONTOURS OF NEW - HUMANITY DIMENSION

Yu.M. Nikolayev, Dr.Hab., professor

State P.F. Lesgaft's university of physical culture, Saint-Petersburg

Key words: sports education, priority of human, theory and methodology, categorical apparatus, basic contents.

The article is devoted to the role of physical culture in a comprehensive person's development in all the fullness of his essential powers. The defining role of physical culture activities in the formation of a personality's physical culture is shown from the positions of the culture's general theory, and a content analysis of comprehensively developed personality. The necessity of the theoretical-
methodological interpretation of the physical culture's essence, connected with its spiritual and socio-cultural sense's discovering and its realization in practical activities is underlined.


ОБЩАЯ ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ: КОНТУРЫ НОВОГО - ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ИЗМЕРЕНИЯ

Доктор педагогических наук, профессор Ю.М. Николаев
Государственный университет физической культуры им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Ключевые слова: физкультурное образование, приоритет человека, теория и методология, категориальный аппарат, основное содержание.

Повышающиеся качественные требования к человеку в связи с процессами научно-технической революции обуславливают появление нового теоретического знания, предлагаемого ему в системе образования, где особую значимость приобретает методологический потенциал информации. Это требует переосмысления и коренного реформирования в системе высшего и среднего профессионального физкультурного образования основных учебных дисциплин, и особенно такой общепрофилирующей, как теория и методика физической культуры (Т и методика ФК), которой было предложено дать название "Общая теория и методология физической культуры" (ОТ и методология ФК) [15]. В основе данной теории должен лежать кардинальный переход от системы мышления о сущности физической культуры в связи с развитием в ее сфере физических способностей человека, формированием его двигательных умений и навыков к другой, где во главу угла будет поставлено формирование целостного человека.

ОТ и методология ФК должна предвосхитить пути развития физической культуры на ближайшее и более отдаленное будущее. Это может быть реализовано при ее построении только с опорой на базовые концепции философско-культурологического уровня знания, служащие для нее методологической основой и выполняющие по отношению к ней мировоззренческую и теоретико-познавательную функции. Основные из этих концепций: понимание единства культуры и многоаспектности ее содержания; рассмотрение человека как целостности, интегральной индивидуальности; биосоциокультурной сущности человека; приоритета духовного над телесным в человеке; всестороннего и гармонического развития личности; взаимосвязи деятельности и потребностей в процессе ее формирования.

ОТ и методология ФК как самостоятельная теория (а не совокупность теорий) должна носить, таким образом, социокультурный характер, исходить из приоритета человека как самосозидающего, творческого существа во всем многообразии ведущих стимулов человеческой деятельности (потребностей, мотивов и интересов; норм, ценностей и ценностных ориентаций; знаний, способностей, отношений). Она должна выразить смену парадигм теоретического знания в образовательном пространстве физической культуры, способствуя тем самым включению людей в новую для них сферу методологической мыследеятельности и реальной здоровьесберегающей жизнедеятельности в связи с более глубоким раскрытием ее духовно-физической сущности, ибо именно в мысли заключена величайшая сила человека, преобразующая и творящая людей [18].

Это должно найти отражение в новых подходах (отличающихся от существующих в учебниках и учебных пособиях по теории физического воспитания (ТФВ) и Т и методике ФК) к осмыслению основополагающего категориального аппарата (объекта, предметной области и предмета исследования; системы основных понятий, ее целей, задач, принципов) и основного содержания (средств, методов, принципов обучения двигательным действиям, развитию физических способностей, формированию личности). Очертим эти контуры фрагментарно, ибо во многом их обоснование дано ранее [12 - 15 и др.].

Объектом ОТ и методологии ФК является физкультурная деятельность, формы и виды физической культуры человека и общества; ее предметная область - формирование физической культуры (и ее видов) как вида культуры человека и общества; предмет - теоретико-методологическое обоснование особенностей (закономерностей) развития, познания и функционирования физкультурной деятельности и ее видов в практике (процессе) формирования физической культуры (и ее видов и форм) человека, как предпосылки его физкультурного совершенствования и всестороннего гармонического развития, дальнейшего прогресса общества. Именно человек, прогрессивное преобразование (и познание) его природы (как физической - телесной, так и духовной) посредством воздействия на него (или освоения им) физкультурной деятельности - главная установка физической культуры. Наиболее полно она реализуется в рамках деятельностного подхода к развитию его физического потенциала, что не только неотделимо от совершенствования духовных качеств человека, но с позиции культуросообразности и определяется ими. Воспроизводство духовности личности - одна из важнейших функций системы образования и общей культуры.

Система основных понятий. Формулировка объекта, предметной области и предмета исследования ОТ и методологии ФК делает необходимым переход на новый уровень понятий и терминов в ее сфере, где целесообразно выделение следующих их блоков, связанных с рассмотрением: а) человека; б) основных категорий культуры; в) физической культуры, ее форм (компонентов), физкультурной деятельности; г) вспомогательных понятий, помогающих глубже осмыслить физкультурную деятельность и сам феномен физической культуры. Это обусловлено теоретическим базисом гуманитарного образования, включающего компоненты: философский, культурологический, психологический, социологический [7].

Блок А. Категории: человек, природа, общество, культура; целостность человека; уровни его организации; биосоциокультурная сущность человека; биологическое и социальное, телесное и духовное в человеке; единство социокультурного и соматопсихического в человеке; онтогенез человека; всестороннее развитие личности; понятия: здоровье, здоровый образ жизни, культура здоровья, основные сферы жизнедеятельности человека и общества.

Блок Б. Культура: материальная и духовная культура, культурная деятельность, процесс культурного развития, содержание культуры, ее структура, функции, ценности, закономерности развития.

Блок В. Система физической культуры; физическая культура: общества, человека, личности; физкультурная деятельность; физкультурное совершенство, физкультурные упражнения; формы (компоненты) физической культуры (физкультурное образование, физкультурная спортизация, физкультурная рекреация, физкультурная реабилитация, физкультурная адаптация), виды физкультурной деятельности (образовательная, спортивная, рекреационная, реабилитационная, адаптивная) и соответствующие им виды физической культуры, включая профессионально -прикладную.

Блок Г. Структура физкультурной деятельности; понятия: потребность, мотив, интерес, ценностные ориентации; структура физической культуры, ее функции, ценности, закономерности развития.

Перечисленные понятия и термины ОТ и методологии ФК - это только ее основной каркас, который будет дополняться понятийным аппаратом теорий и методик видов физической культуры. Это связано с процессами гуманитаризации физкультурного образования, тенденцией усиления дифференциации различных сфер культуры (где физическая культура - не исключение), увеличением потребностей, удовлетворяемых человеком в ее сфере.

Цель системы физической культуры: всемерное содействие формированию человека с гармоническим развитием физических и духовных сил (способностей) на основе всестороннего развития его личностных способностей в процессе физкультурной деятельности (и ее видов) как основы формирования физической культуры человека, являющейся предпосылкой (условием) его непрерывного физкультурного совершенствования на всех этапах онтогенеза, что необходимо для полноценной индивидуальной жизнедеятельности и прогресса общества в целом.

Именно потребность быть всесторонне подготовленным и образованным человеком, полезным обществу - наиболее преобладающий мотив у старшеклассников (юношей и девушек) - выпускников школ по отношению к значимости предмета "физическая культура" [10].

Задачи системы физической культуры:

1. Создание и развитие в сфере физкультурного совершенствования людей материальных и духовных ценностей, необходимых для их всестороннего физического и духовного развития.

2. Освоение, совершенствование, поддержание, восстановление и приспособление материальных и духовных ценностей в сфере физкультурного совершенствования человека по самореализации его духовных и физических способностей, связанных с их самоценностью и выполнением обязанностей в обществе.

3. Обеспечение передачи материальных и духовных ценностей в сфере физкультурного совершенствования людей следующим поколениям с целью сохранения преемственности и прогресса в развитии физической культуры общества и личности.

Данные задачи системы физической культуры сообразуются с сущностной стороной процесса культурного развития человека и общества, связанной с производством (освоением, созиданием), распространением (обеспечением) и сохранением материальных и духовных ценностей [6]. При этом 1-я и 3-я задачи в большей мере связаны с реализацией ее идейных, научно-методических, программно-нормативных и организационных основ, а также с условиями ее функционирования. Вторая задача непосредственно связана с педагогическими реалиями, отражая основные сущностные черты организационных форм (компонентов) физической культуры, а также непрерывность физкультурного совершенствования человека на протяжении всего его индивидуального жизненного пути.

Реализация цели и задач (особенно педагогических) в системе физической культуры возможна только при сформированности у занимающихся устойчивой, осознанно-духовной потребности в освоении физической культуры (и ее видов) на основе руководства в практической деятельности (с использованием ее средств и методов) следующими ее общими принципами :

1) целостности человека, его соматопсихического и социокультурного единства, интегративного воздействия на него физкультурной деятельности и ее основного элемента - физических упражнений;

2) реализации физического как личностного в процессе непрерывного использования видов физкультурной деятельности в связи с формированием физической культуры личности на различных возрастных этапах (периодах) ее жизнедеятельности;

3) взаимообусловленности и взаимосвязи физической культуры и ее видов со всеми видами культуры в процессе физкультурного совершенствования человека.

Именно вышеперечисленные принципы являются ведущими в образовательно-педагогической деятельности в сфере физической культуры. Действительно, осваивать и созидать культуру, в том числе и физическую, человек не может какой-то отдельной своей частью (например, физической): он осваивает ее всеми своими сущностными (духовными и физическими) силами, ибо культура едина, а человек в культуре целостен. При этом обязателен приоритет духовности в формировании физических кондиций человека.

Сформулированный категориальный аппарат ОТ и методологии ФК требует внесения существенных коррективов в обоснование ее средств и методов.

Средства. Основным и специфическим средством формирования физической культуры человека в рамках ОТ и методологии ФК (в отличие от ТФВ и современной Т и методики ФК, где таковым всегда считалось физическое упражнение) становится уже физкультурная деятельность и ее виды (физкультурно-рекреационная, физкультурно -образовательная, физкультурно-спортивная, физкультурно -реабилитационная, физкультурно-адаптивная), где физические упражнения - только главные их элементы [12].

Этот переход обусловлен изменением целевых установок физической культуры на формирование целостного человека, расширением многообразия удовлетворяемых им потребностей в ее сфере посредством появления специфических видов деятельности. В результате возникает сложная взаимосвязь между интегральной индивидуальностью человека (в его соматопсихическом и социокультурном единстве), сущностным содержанием физкультурной деятельности, имеющей внутреннюю (идеальную) и внешнюю (наглядно воспринимаемую - двигательную) стороны, и ее результативной стороной - физической культурой человека (и ее видами), имеющей также сложную духовно-физическую сущность. В каждом из этих явлений имеется весь спектр компонентов перехода от физического к духовному, что позволяет решать в едином педагогическом процессе актуальнейшую для сферы физической культуры проблему одновременного как физического, так и (обязательно) духовного развития человека [16, 17].

Рассмотрение физкультурной деятельности в качестве средства формирования физической культуры человека открывает перспективы для создания общей классификации ее средств (или хотя бы их существенной систематизации) на основе единого человеческого критерия - потребностно -деятельностного подхода, базирующегося на концепциях целостности человека, его биосоциокультурной, деятельностной сущности, приоритета духовного над телесным и др. В ней, вероятно, найдут свое системное место (в зависимости от преимущественной принадлежности к специфическим классификационным группам: физкультурно-рекреационной, физкультурно -образовательной, физкультурно-спортивной, физкультурно-реабилитационной, физкультурно -адаптивной) разрозненные, созданные с использованием различных критериев и зачастую биологизированных традиционных классификаций физических упражнений (по качеству, которое упражнение развивает, по структуре движений /биомеханическим признакам/, по направленности на развитие отдельных мышечных групп /по анатомическому признаку/, по интенсивности /мощности/ работы и т.д.), ранее рассматриваемых в рамках ТФВ, а в настоящее время механически переносимых в учебники и учебные пособия по Т и методике ФК. Ведь именно так ставил вопрос А.Д. Новиков, говоря об "Общей систематике физических упражнений" применительно к системе физического воспитания и их "частных систематиках" (классификациях), исходя из психофизической сущности человека, единства в нем физического и духовного, в своей работе "Физическое воспитание" (1949), не потерявшей своего методологического значения до сегодняшнего дня.

Данный подход к классификации средств формирования физической культуры человека, исходящий из ведущих социокультурных стимулов человеческой деятельности во взаимосвязи с его соматопсихическим компонентом, позволяет научно раскрывать "воспитательные возможности, общие закономерности отдельных групп, принципы развития и образования новых форм физических упражнений" [16, с. 93] в рамках физкультурной деятельности. Однако в этом отношении предстоит проделать определенную теоретико -методическую работу.

Методы. Должны быть существенно модернизированы и методы формирования физической культуры человека. В ТФВ и существующей Т и методике ФК физическое упражнение рассматривается не только как основное специфическое средство, но и как метод, важнейшим признаком которого считается его повторяемость, направленная прежде всего на обучение и совершенствование двигательных действий и развитие физических способностей человека (хотя в теоретическом плане и отмечается его воздействие на духовную сферу человека). Основное средство формирования физической культуры человека - физкультурную деятельность (и ее виды) - также можно рассматривать как метод. Однако в основе ее как метода (в отличие от физического упражнения) должно лежать прежде всего ее качественное, процессуальное своеобразие, базирующееся на специфической взаимосвязи ее духовного (потребностно -мотивационного, ценностно-ориентационного, познавательного и т.п.) и двигательного компонентов.

Исходя из понимания метода, означающего "каким способом" использовать данное средство (в нашем случае - физкультурную деятельность и ее основной элемент - физическое упражнение) для решения задач и достижения поставленной цели (связанной с всемерным содействием формированию целостного человека с гармоничным развитием физических и духовных сил) в ОТ и методологии ФК, можно говорить о методах: физкультурно -рекреационных, физкультурно-образовательных, физкультурно-спортивных, физкультурно -реабилитационных, физкультурно-адаптивных и других, наиболее полно отвечающих человеческой сущности и направленных на формирование целостного человека. Это дает возможность не только упорядочить (с позиций создания более общих классификаций) существующие в ТФВ и Т и методике ФК методы, преимущественно направленные на физическое образование и физическое развитие человека (то есть на его соматопсихический компонент, что представляется несколько односторонним), но и подойти к методам формирования физической культуры человека также и с позиции его социокультурного компонента, активизирующего мыслительную, творческую деятельность занимающихся. Большую роль в решении этого вопроса будут играть методы, связанные с рефлексивной организацией самосознания личности, смыслового осознания двигательного действия, диалогичности процесса обучения [5] и т.п., ибо методы слова, наглядности в сегодняшнем их представлении далеко не полностью решают эти проблемы. А это требует анализа, упорядочения и создания новых методов и методических приемов, исходя из понимания интегративной духовно-физической сущности физической культуры, широты ее культурно-образовательного пространства.

В реализации цели, педагогических задач системы физической культуры, на основе использования ее общих принципов, средств и методов (среди их большого разнообразия) большое место отводится ряду ее взаимосвязанных концепций: единства интеллектуального, социально-психологического и двигательного компонентов [8], возрастной эволюции моторики человека и методов стимуляции двигательной функции [1], единства функционально-ценностно-деятельностного и результативного аспектов ее содержания [14]. Именно их учет как в учебно-воспитательном процессе, так и в условиях самодеятельности занимающихся наиболее полно выявляет человекотворческую, духовно-физическую, развивающую сущность физической культуры, которая должна отчетливо проявляться в процессах обучения двигательным действиям, развития физических способностей и формирования личности занимающихся.

Обучение двигательным действиям. Содержание данного процесса в ТФВ и существующей Т и методике ФК традиционно рассматривается в связи с формированием у человека знаний, двигательных умений и навыков (понятие "физическое образование"), их характеристикой, взаимодействием (переносом) навыков, структурой процесса обучения и т.п. Однако в такой парадигме данный процесс в основном касается психосоматического и частично - психосоциального компонентов структуры личности человека и, следовательно, не может стать основой организации структуры педагогического процесса, в частности применительно к практике по курсу "Физическая культура" в общеобразовательной школе [10]. Это подтверждается тщательным анализом материала школьных программ за 1960 -1999 гг. по разделам "Теоретические сведения" и "Обучение двигательным действиям". В то же время содержательный анализ материала этих разделов, касающийся конкретно формируемых знаний, используемого перечня двигательных действий, свидетельствует об их ограниченности для разностороннего психосоциального и социокультурного в развитии физической культуры занимающихся, что не способствует их всестороннему и гармоническому развитию. Таким образом, традиционная система физкультурного образования, отводя чрезмерно большую роль (как в теоретическом, так и в прикладном аспекте) формированию вербализированных знаний, формализованных умений и навыков, неизмеримо малую роль в процессе их освоения отводит формированию духовно-ценностного сознания и творческого стиля мышления человека [4].

Вместе с тем под образованием понимается прежде всего процесс и результат творческого развития человека (ребенка), активное освоение непосредственно им культурных ценностей как в педагогически организованных, так и в самодеятельных формах, и именно процесс освоения предмета физкультурной деятельности как основного средства и метода формирования физической культуры человека, сочетающий в себе при рациональных занятиях соматопсихический и социокультурный компоненты (а следовательно, формирование и удовлетворение как духовных, так и материальных потребностей), может служить основой физкультурного образования [10, 12], в том числе и при обучении школьников двигательным действиям. В процессе обучения важно не просто осваивать требуемые стандартами образования знания, умения, навыки (как педагогом-тренером, так и занимающимися), но и "создать возможности достижения человеком вершин своего развития (используя методы акмеологического проектирования, аффирмации, смысловой диверсификации и рефлексивной организации самосознания личности). Необходимо создать пространство "развивающего общения" [5, с. 3]. В связи с этим в процессе обучения двигательным действиям важно в более полном объеме взять на вооружение разработанные теории: поэтапного формирования действий и понятий (П.Я. Гальперин), формирования ориентировочной основы двигательных действий (М.М. Боген) и ряд других, которые в учебниках и учебных пособиях за редким исключением [11, 9, 20] отражаются еще недостаточно, хотя они тесно связаны с личностно ориентированным, развивающим образованием. При этом ведущую роль в этом процессе должна играть социокультурная составляющая, показывающая определяющую роль сознания, мышления в формировании двигательных действий.

Развитие физических способностей. В физкультурном образовании чрезмерно биологизируется (помимо обучения двигательным действиям) и развитие физических способностей (качеств). Действительно, в Т и методике ФК они рассматриваются прежде всего в связи с морфологическими и психофизиологическими свойствами человека [11, 9, 19 и др.]. И хотя в отдельных случаях отмечается, что определенную роль в проявлении, например, силы (силовых способностей) "играют также эмоционально-волевые качества человека, мобилизующие его усилия" [9, с. 130], или "личностно-психические факторы" [11, с.183], все же надо признать, что развитие физических способностей человека (как в теоретическом, так и в прикладном аспекте) сводится преимущественно к его функциональной, двигательной подготовке. За их развитием зачастую не видно самого человека с его индивидуально-психологическими особенностями, самореализацией, творчеством по построению самого себя. Поэтому вполне оправданно проводится грань между эффективной функциональной (физической) подготовкой человека, достигнутой посредством двигательной деятельности (физических упражнений) и его истинно физической культурой [2, 3]. Это свидетельствует о разрыве интегральной индивидуальности человека при развитии физических способностей прежде всего между его соматопсихическим и социокультурным компонентами. При всей важности подхода, акцентирующего внимание на природной (биологической) стороне их развития, следует заметить, что он, "во-первых, не отвечает специфике гуманитарного интереса к объекту (интереса педагога, психолога, социолога, философа), а во-вторых (и это лишь иная сторона первого), является недостаточным, ибо не позволяет решать проблему всесторонне и гармонически развитой личности" [3, с. 36].

Вместе с тем при преобразовании человеком собственной (биологической) природы - развитии физических качеств, формировании двигательных умений и навыков - необходимо освоение данной реальности (осмысление потребностно-мотивационного компонента, раскрытие ценностей и ценностных ориентаций, познание их основных свойств, выявление анатомо-физиологических /телесно-двигательных/ особенностей и направленности их развития - цели, задач, средств, методов и т.п.) и реализации всего этого на практике. К сожалению, в учебной литературе в разделах, посвященных развитию физических способностей (качеств), большинству этих компонентов (особенно первым трем - социокультурным) не уделяется должного внимания. В этой связи заслуживает внимания взгляд на физические качества как на определенную структурную целостность [10] (связанную с единством психосоматического, психосоциального и социокультурного в человеке), включающую в себя: психосоматические свойства человека, его физические способности, физические качества личности, воспитание которых рассматривается через акцентированное воздействие физкультурной деятельностью преимущественно на тот или иной их компонент исходя из целостности их структуры.

Сегодня перед теоретическим и методическим знанием в сфере физической культуры стоит проблема более глубокого обоснования гармонизации физического и духовного в человеке в процессе развития его физических способностей (качеств) при определяющей роли духовного компонента. Это действительно так, ибо о культуре физической в полном смысле этого слова можно говорить лишь на уровне "творить тело", связанном с одухотворением телесного, рассмотрением физического
как личностного, введением их в социокультурное пространство [2]. При решении этого вопроса важно учитывать взаимосвязь между интегральной индивидуальностью человека, содержанием и структурой физкультурной деятельности и физической культуры личности в ее современном понимании.

Формирование личности занимающихся в ТФВ и Т и методике ФК традиционно раскрывается через взаимосвязь физического воспитания (а позднее и физической культуры) с другими видами воспитания (идейно-патриотическим, интеллектуальным /умственным/, нравственным, эстетическим, трудовым и т.п.), где важная роль в развитии духовных способностей человека отводится педагогу, коллективу, его самовоспитанию. Это служило отражением объективно проявляемого единства между различными видами воспитания в интересах всестороннего и гармонического развития личности. Однако данный воспитательный аспект при всей его правильности чаще всего рассматривался лишь как фактор, сопутствующий главному - формированию двигательных умений и навыков, развитию физических качеств человека (что подтверждается и малым объемом его содержания, размещением в конце учебной литературы), что методологически не совсем точно.

С позиций культуросообразности духовное в культуре (в том числе и физической) является определяющим по отношению к материальному, а культурная деятельность - это прежде всего смысло-ценностно ориентированная активность человека [2, 7 и др.]. Следовательно, в единстве духовного и физического в человеке применительно к формированию его личностной физической культуры духовное (социокультурное) должно быть приоритетным при преобразовании физического (соматопсихического). Поэтому уже сам процесс физкультурного совершенствования, построенный и проводимый с учетом этих методологических позиций, должен непосредственно и органически (а не сопутствующе, содействующе, косвенно) участвовать в формировании личности человека. Для реального осуществления этого уже сегодня требуется разрабатывать новые как теоретические (уже сами по себе являющиеся мыслеформирующим фактором), так и методические основы формирования человека с гармоническим развитием физических и духовных сил в процессе освоения ценностей физической культуры, которые позволят в едином педагогическом процессе одновременно решать задачи как физического совершенствования, так и (обязательно!) духовного развития занимающихся. Ведущее место в этом должно отводиться качественной стороне физкультурной деятельности, где необходимо единение ее идеальной (духовной) и практической (двигательной) сторон, что во многом зависит от уровня подготовленности педагога и активности самих занимающихся, которые должны стремиться к самореализации.

Таким образом, ОТ и методология ФК, являясь высшим и основополагающим уровнем развития знания в ее сфере, должна выполнять функцию методологии, переосмысления, понимания, осознания, а также формирования мировоззрения, мыследеятельности людей и рационализации их практической жизнедеятельности в отношении данного вида культуры. Именно этого так не хватает сегодня в образовательном пространстве физической культуры.

Разработка ОТ и методологии ФК не устраняет ранее полученного теоретического знания, которое в большинстве случаев будет рассмотрено под иным, социокультурным, углом зрения, в других - в преобразованном виде найдет отражение в теориях меньшей степени общности (в частности, в теориях и методиках ее видов), а что-то, возможно, и отпадет как не прошедшее проверку временем и практикой.

В настоящее время одна из важнейших проблем в сфере физической культуры - написание нового поколения учебников и учебных пособий, аккумулирующих новое качество теоретического знания, в том числе и по данной дисциплине. Это очень важно, ибо эта теория позволяет:

- осознать сущность физической культуры как явления духовно-физического, предоставляющего большие возможности для раскрытия и реализации творческо -созидательного потенциала личности;

- включить людей, функционирующих в сфере физической культуры, в новую для них форму организации методологической мыследеятельности и рациональной здоровьесберегающей жизнедеятельности;

- переориентировать систему физкультурного образования на формирование и воспроизводство целостного человека, обладающего личностной физической культурой;

- создать более основательную методологическую базу для развития исследований в науках о человеке в сфере физической культуры, в том числе в теориях и методиках ее видов;

- скорректировать пути совершенствования функционирования физической культуры в основных сферах жизнедеятельности человека и общества (образовании, труде, досуге) с учетом прогрессивных тенденций их развития.

Литература

1. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. - М.: ФиС, 1988. - 208 с.

2. Быховская И.М. Человеческая телесность в социокультурном измерении: традиции и современность. - М.: РИО ГЦОЛИФК, 1993. - 168 с.

3. Визитей Н.Н. Физическое совершенство как характеристика всесторонне и гармонически развитой личности // Физическая культура и современные проблемы физического совершенствования человека: Сб. науч. тр. М., 1985, с. 35-41.

4. Дмитриев С.В. Отражение духовного мира в двигательных действиях человека / Современные проблемы теории и практики физической культуры: взгляды, пути, концепции: Сб. науч. тр. - СПб., 1997, с. 103-105.

5. Дмитриев С.В. Антропные принципы в современной науке и образовательных технологиях физической культуры // Теория и практика физ. культуры. 2004, № 12, с. 2-9.

6. Ешич М.Б. Культура в системе общества // Культура в общественной системе социализма: Сб. науч. тр. - М.: Наука, 1984, с. 8-54.

7. Запесоцкий А.С. Образование: философия, культурология. Политика. - М.: Наука, 2002. - 448 с.

8. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. - М.: ГЦОЛИФК, 1992. - 120 с.

11. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин-тов физ. культ. - М.: ФиC, 1991. - 543 с.

10. Матвеев А.П. Теоретико-методологические основы формирования учебного предмета "Физическая культура" в общеобразовательной школе: Докт. дис. М., 1997. - 70 с.

9. Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры: Учеб. пос. М., 2001. - 320 с.

12. Николаев Ю.М. О культуре физической, ее теории и системе физкультурной деятельности // Теория и практика физ. культуры. 1997, № 6, с. 2-10.

13. Николаев Ю.М. К проблеме развития теории физической культуры // Теория и практика физ. культуры. 2001, № 8, с. 2-10.

14. Николаев Ю.М. Теория физической культуры: базовые концепции и основополагающий категориальный аппарат // Теория и практика физ. культуры. 2002, № 3, с. 15-20.

15. Николаев Ю.М. Общая теория и методология физической культуры как отражение потребности в модернизации физкультурного образования // Теория и практика физ. культуры. 2002, № 4, c. 2-11.

16. Новиков А.Д. Физическое воспитание. - М.: ФиC, 1949. - 134 с.

17. Пуни А.Ц. О некоторых фундаментальных проблемах перспективного плана научно-исследовательской работы в области физической культуры и спорта // Теория и практика физ. культуры. 1985, № 6, с. 10-13.

18. Сафронов И.А. Человеческий интеллект и новая парадигма научного знания // Актуальные проблемы теории и практики физической культуры: Межвуз. сб. науч. тр. / Под общ. ред. В.И. Григорьева. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2004, с. 134-149

19. Теория и методика физической культуры: Учебник. / Под ред. Ю.Ф. Курамшина. - М.: Советский спорт, 2003. - 464 с.

20. Теория и организация адаптивной физической культуры: Учебник. - Т.1. / Под общ. ред. С.П. Евсеева. - М.: Советский спорт, 2002. - 448 с.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: