МЕТОДОЛОГИЯ СПОРТИВНОЙ НАУКИ


Abstract

GENERAL THEORY AND METHODOLOGY OF PHYSICAL CULTURE AS REFLECTION OF NEED FOR MODERNIZATION OF SPORTS EDUCATION

Yu.M. Nikolaev, Dr. Hab., professor

The St.-Petersburg state P.F. Lesgaft's academy of physical culture, Saint Petersburg

Key words: sports education, theory, methodology, conceptual bases, object and subject of research, problematics.

The author is a well-known expert of the theory of physical training in Russia, gives a brief representation of substantial problematics of the general theory and methodology of physical culture in the article. By virtue of a methodological function of the given theory, the author offers more careful study and research of the questions connected with theories and techniques of various kinds of physical culture. In these theories the basic orientation of their contents will carry not only theoretical-methodological, but also theoretical-methodical character.

According to the author's opinion, nowadays the general theory and methodology of physical culture as a scientific and especially an educational subject is extremely necessary in the system of sports education (especially professional one in higher and comprehensive educational institutions) with the purpose of an expansion of an outlook and a change of a professional thought of the pedagogical staff, strengthening of their world outlook, the methodological and general-theoretical preparedness.


ОБЩАЯ ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ОТРАЖЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В МОДЕРНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Доктор педагогических наук, профессор Ю.М. Николаев
Санкт-Петербургская государственная академия физической культуры 
им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Ключевые слова: физкультурное образование, теория, методология, концептуальные основы, объект и предмет исследования, проблематика.

Смена образовательных парадигм на рубеже столетий (переход от репродуктивно-педагогической цивилизации к цивилизации креативно-педагогической) связывает цели образования с изменением качества человека, который в реально обозримом будущем должен воплощать идеал подлинного единства его духовных и физических сил, быть творцом самого себя. Это обусловливает необходимость появления нового содержания знания, предлагаемого ему в системе образования, где особую значимость приобретает методологический потенциал информации [14, 42].

В этой связи правомерна постановка вопроса о модернизации высшего профессионального физкультурного образования [15,16,18,27 и др.], что требует переосмысления и реформирования концептуальной базы его основных учебных дисциплин.

Теория (и методика) физической культуры (ТФК), введенная в учебные планы институтов физической культуры в 1979 г. в качестве общепрофилирующего предмета вместо теории физического воспитания (ТФВ), по своему рангу на данный момент - высшая и основополагающая форма развития научного знания в ее сфере. Однако о полном построении ТФК как в содержательном, так и в структурном плане говорить преждевременно. Данная теория сегодня находится еще на этапе становления, ибо в современный период она заимствует значительное количество сведений из курса ТФВ, основная проблематика которого - преимущественно выявление общих закономерностей обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств (способностей) человека в единстве с направленным формированием личности в общей системе воспитания [26], хотя последнему уделяется чрезвычайно малое внимание. Это свидетельствует об отсутствии до настоящего времени достаточно обоснованной, четкой и самостоятельной методологической концептуальной базы ТФК.

Как известно, научная теория (где ТФК исключением не является) развивается в зависимости от степени познания глубинной сущности объекта, которую наиболее полно можно выразить через новое, ранее не познанное явление более сложного характера [13, 38]. Именно таковым, не познанным явлением для физической культуры, в силу родо-видового соотношения и общефилософского принципа системности, около 30 лет назад была культура. Но уже в начале 70-х гг. ХХ в. впервые в нашей стране с использованием системного подхода (в его структурном, историческом, функциональном аспектах) было проведено исследование физической культуры как составной части общей культуры [28].

В дальнейшем многие теоретико-методологические положения, идеи этой работы нашли отражение в разнообразных аспектах исследования физической культуры и ряде публикаций. Так, например, вопросы, связанные с многоаспектным пониманием физической культуры, ее структурой, социальными функциями (общекультурными и специфическими), рассмотренными во взаимосвязи с ее формами (компонентами), раскрыты в одном из первых учебных пособий и учебнике по ТФК [6, 35]. Однако несмотря на это принципиально нового методологического видения ТФК, опирающейся на свои специфические концептуальные положения, существенно отличающие ее от ТФВ, в них не было. Об этом свидетельствует и обозначенная структура ТФК как учебной дисциплины: введение в ТФК; общие основы ТФВ; характеристика типичных направлений и форм использования физической культуры; научно-прикладные основы использования физической культуры в различные периоды жизни человека [6 и др.], и несколько другой вариант терминологии: введение в общую ТФК; теория (и методика) физического воспитания; теория (и методика) спорта, теория (и методика) физической рекреации; теория (и методика) физической реабилитации [8 и др.]. То есть, по существу, ТФК рассматривалась как совокупность ее частных теорий, не объединенных их предметно-содержательной основой, была построена на их механическом объединении (суммировании). С позиций же системности, методологии становления научных теорий она должна характеризоваться принципиально иным, новым содержанием, базироваться на других мировоззренческих установках и представлять интегративно целостную, самостоятельную теорию деятельности в сфере физической культуры.

Фактически данная структура ТФК как учебной дисциплины не претерпела никаких существенных изменений до сегодняшнего дня. В ней не произошло качественно нового, концептуально методологического приращения знания, имеет место разнохарактерное изложение материала, а акцент традиционно смещается в большей мере на двигательную (физическую) сторону человека при существенной недооценке больших потенциальных возможностей физической культуры в формировании духовно-ценностной стороны человека. Это подтверждает содержание выпущенных учебных пособий и учебников по ТФК последних лет [19, 23, 24, 40, 41 и др.].

Таким образом, до настоящего времени о ТФК, как сформировавшейся научной и учебной дисциплине, в силу недостаточной разработанности ее теоретико -методологических основ, говорить нельзя. ТФК сегодня - это определенный симбиоз общих основ ТФВ, других типичных направлений и форм использования физической культуры в жизни человека и общества, дополненных в общей структуре ее предмета разделом "Введение в ТФК", а также указанием на систему физической культуры, логический переход к которой был обоснован в значительно более ранний период [28]. Раздел же "Введение в ТФК", ввиду явно недостаточной методологической базы, объема содержания, архитектоники построения, мало что прибавляет к претендующей на истинный статус теории ТФК. Он лишь в некоторой мере обозначает (зачастую интуитивно) отдаленные перспективы в развитии данной теории. В связи с этим Л.П. Матвеев справедливо отмечал, что ТФК (общие основы) в настоящее время (в обозначенном структурном видении) служит как бы переходным курсом от ТФВ к более полной системе знаний о физической культуре [6, 24].

При переходе на новый, более высокий, уровень теоретического знания (в нашем случае от ТФВ к ТФК), согласно методологии построения теорий (А.Г. Здравомыслов, Б.М. Кедров, С.Б. Крымский, Г.И. Рузавин, В.С. Стёпин, В.С. Тюхтин, Ю.Г. Юдин и др.), должна быть определена новая концептуальная база формирующейся теории, раскрыто принципиально новое ее программное содержание, сформулирован иной основополагающий категориальный аппарат. К сожалению, реальный уровень разработки и осмысления этих положений применительно к ТФК (фактически определяющих ее специфическую направленность и отличие от ТФВ) в настоящее время оставляет желать лучшего. Кроме того, должен видоизмениться и структурный каркас создаваемой теории, в частности уточнено место ТФК среди методологических уровней знания, иерархия теорий в образовательном пространстве физической культуры. Важность этого обусловлена тем, что ранее исходной единицей анализа традиционно выступала отдельно взятая теория в ее отношении к опыту. Сегодня же в связи с интенсивным развитием теоретического знания таковой является уже научная дисциплина, определяемая системной, уровневой организацией теорий разной степени общности, их взаимоотношениями между собой с учетом взаимосвязей с основаниями науки (философскими) и опытом (эмпирикой).

Анализ предшествующего опыта формирования ТФК в системе физкультурного образования дает основание говорить о том, что нельзя, видимо, плодотворно решать ее вопросы: реально не опираясь на многообразие современных гуманистических концепций общей теории культуры, теорий деятельности (философской, педагогической, психологической и др.), понимание человека как главного объекта и субъекта культурной деятельности; не учитывая прогрессивных путей развития основных сфер жизнедеятельности человека и общества; отдавая предпочтение в исследовании физической культуры аналитическому подходу в противовес интегративному, системному; не принимая в расчет основных логико-методологических принципов построения теорий (в частности, "сшивки" сосуществующих в данный момент теорий /принцип соответствия/, соотношения конкурирующих теорий /принцип дополнительности/, отношения к теориям большей степени общности, функциональной специфике теорий и т.п. [9]; не учитывая основополагающей значимости методологических уровней знания; не обосновав объект и предмет данной теории и новую систему ее понятийного аппарата; "замыкаясь" на внешних формах (компонентах) физической культуры (физическом воспитании, спорте, физической рекреации, физической реабилитации и т. п.) и уж тем более считая их видами физической культуры; смещая акцент преимущественно на развитие двигательной (физической) сферы занимающихся; не ориентируясь на реальное удовлетворение запросов практики. Без опоры на эти методологические положения дальнейшее развитие ТФК представляется весьма проблематичным.

Вместе с тем переход к интегративной ТФК, как общепрофилирующей и самостоятельной научной дисциплине, обладающей большим потенциалом модернизации современного физкультурного образования, вполне закономерен и подготовлен многими объективными предпосылками [32], связанными с научно-техническим прогрессом, а также всей логикой развития теоретического знания в сфере физической культуры в нашей стране. Об этом, в частности, свидетельствуют фундаментальные обзоры его генезиса с выделением соответствующих этапов, выполненные Л.П. Матвеевым [22], а также знаковые публикации в центральном журнале "Теория и практика физической культуры", явившиеся основанием для серьезных дискуссий.

На страницах журнала общая тенденция формирования и осмысления проблем ТФК в 60-80-х гг. ХХ в. просматривается достаточно отчетливо: от осмысления физического воспитания как общественного явления (Н.И. Пономарев, 1960), создания предпосылок перехода от ТФВ к ТФК (А.Д. Новиков, В.М. Зациорский, 1970), попыток обоснования ТФК с позиции обобщения знаний (Л.П. Матвеев, 1975, 1978, 1980, 1982), установления взаимосвязей физической культуры с общей культурой (В.М. Выдрин, Ю.М. Николаев, 1974, 1979; В.М. Выдрин, Г.А. Решетнева, 1978; В.М. Выдрин, 1986) до рассмотрения вопросов ее объекта и предмета исследования (В.И. Столяров, 1985). Анализ материалов, опубликованных в журнале как непосредственно перед представительной Всесоюзной научно-практической конференцией (май, 1986, Москва), подытожившей рассмотрение этих вопросов, так и по результатам ее проведения, показал, что интегративнный аспект знания (а не их суммация) в осмыслении путей построения данной теории все более рельефно выходил на одно из ведущих мест. При определении предмета исследования ТФК справедливо подчеркивалась важность нахождения: того целостно-интегративного, целостно-системного, существенно общего, что позволяет осмысливать всю совокупность основных компонентов, наиболее важных свойств и связей, закономерностей функционирования и развития и т.п. физической культуры [20, с. 69; 21, с.14; и мн. др.]; того подхода (в рамках одной науки), который изучит "...общие свойства и закономерности функционирования и развития, присущие различным видам и формам физической культуры, абстрагируясь от их специфических особенностей" [39, с. 47]. Эти мысли были достаточно актуальными для того времени. Однако что же конкретно является предметом исследования ТФК, так и не становится ясным, а без обоснования этого затруднительно с перспективой на будущее разрабатывать ее содержательные и структурные аспекты. Конференция, безусловно, способствовала более углубленному осмыслению сущности физической культуры, определению более адекватных путей формирования ТФК. В то же время она показала, что многие проблемы в области ТФК разработаны очень слабо или даже не обозначены: нет четкого понимания методологических подходов к ее изучению, неглубоко выяснена сущность физической культуры, и прежде всего с философско -культуроведческих позиций.

О важности осмысления физической культуры с философских позиций при формировании ее теории свидетельствует и анализ уровней знания о ней во взаимосвязи с их методологическими уровнями (философским, общенаучным, конкретно /частно/-научным, отдельного исследования), четко зафиксированных (схематизированных или пунктуально перечисленных) в литературе и содержательно, более полно представленных в специальном исследовании [30]. Из него видно, что в настоящее время ТФК - это система взаимосвязанных на разных уровнях знаний, где нет полного единства мнений ни по поводу их количества (выделяется от 3 до 6 уровней), ни тем более содержания. Вместе с тем исходя из методологических уровней общенаучный уровень методологии чаще всего связывается с формированием ТФК, частно-научный - с частными ее теориями, отдельного исследования - с теориями видов спорта и смежными медико-биологическими и общественными дисциплинами. Но главное - во многих исследованиях (за редким исключением - Ю.М. Андреев, 1978; Л.П. Матвеев, 1984; В.И. Столяров, 1984; В.К. Бальсевич, 1988, 1991, и др.) вне поля зрения остается философский уровень методологии /знания/ или на него только указывается, но в содержательном плане он не анализируется.

Однако именно философский (всеобщий) уровень методологии (философские основания науки, картина мира) служит основой, выполняет теоретико-познавательную и мировоззренческую функцию для более глубокого осмысления объектов науки, формирования их теорий различной степени общности [38], в том числе и сущности физической культуры, становления ее теоретических основ. В этом отношении наиболее предпочтительным относительно проблемы формирования уровней знания в сфере физической культуры, безусловно, является подход В.К. Бальсевича, который рассмотре л ее с позиции более высокого, философского, уровня знания, в аспекте раскрытия компонентов социального и биологического, неразрывной связи физкультурного знания с человеческими знаниями вообще, физической культуры с общей культурой в процессе физкультурного воспитания человека (отражающих систему представлений о сущности физической культуры) [3, 4]. Рассмотрение современных проблем ТФК сквозь призму методологических уровней знания показывает, что их осмысление на данном этапе ее формирования должно строиться преимущественно - и главным образом - "сверху вниз", с позиций макроструктуры (философского уровня знания, теории культуры и т.п.), а не только "снизу вверх", от обобщения практики. Только в этом случае данная теория будет выполнять, как справедливо отмечает В.К. Бальсевич, функцию организатора и создателя физкультурного знания, а не собирателя его крупиц в различных областях человеческого знания. Это подтверждается и методологией построения теорий [38]. Методологические уровни знания позволяют и более логично структурировать в сфере физической культуры отражающие ее теории, а также показать, что ТФК по своей направленности имеет преимущественно философско-культуроведчески-педагогический характер (где интегративно отражены и другие аспекты знаний о физической культуре как естественных, так и гуманитарных наук), находится на стыке философского и общенаучного уровня знания.

После 1986 г. и до середины 90-х гг. ХХ в. фактически и шло особенно интенсивное осмысление физической культуры с философско -культуроведческих позиций (философского принципа системности; человекотворческой функции культуры; концепции единства культуры и многоаспектности ее содержания; понимания человека как целостности, интегральной индивидуальности; биосоциокультурной, деятельной сущности человека; онтогенеза человека во взаимосвязи с основными сферами его жизнедеятельности; взаимосвязи теорий деятельности и социальных потребностей в процессе формирования человека и многих других аспектов), создавая тем самым новые мировоззренческие подходы (основания) как для ее анализа, так и для их последующего системного объединения с позиции более высокого уровня.

Это позволило выполнить по отдельным блокам изучения физической культуры ряд важных работ теоретико-методологического направления, носящих интегративно -концептуальный характер и способствующих дальнейшему, более углубленному , исследованию вопросов ТФК. Среди них как особо важные следует отметить следующие концепции: о соотношении биологического и социального, телесного и духовного в человеке в сфере физической культуры (Н.Н. Визитей, 1985; Н.И. Пономарев, 1985, 1996; В.К. Бальсевич, 1988, 1991; И.М. Быховская, 1993; Л.И. Лубышева, 1996, и др.); возрастной эволюции моторики человека и методов стимуляции развития двигательной функции в процессе физического воспитания, спортивной тренировки и самостоятельных физкультурно-спортивных занятий (В.К. Бальсевич, 1988); формирования физической культуры личности (В.К. Бальсевич, 1988; В.А. Пономарчук, 1991; М.Я. Виленский, 1991; А.П. Матвеев, 1997; В.И. Столяров, И.М. Быховская, Л.И. Лубышева, 1998; Ю.М. Николаев, 1998, и др.), единства ее интеллектуального, социально -психологического и двигательного компонентов (Л.И. Лубышева, 1992), развитие ее в онтогенезе с выделением соответствующих периодов: формирования, становления, стабилизации и профилактики (Б.И. Новиков, 1983), ее роли во всестороннем и гармоническом развитии человека (А.Ц. Пуни, 1985; Н.Н. Визитей, 1985; Ю.М. Николаев, 1998, и др.); единства функционально-ценностно деятельностного и результативного аспектов содержания физической культуры (Ю.М. Николаев, 1976, 1998; Л.П. Матвеев, 1983, и др.), ее ценностного (аксиологического) аспекта (Ю.М. Николаев, 1976, 1998; В.М. Выдрин, 1979; В.К. Бальсевич, 1988, 1996; В.И. Столяров, 1995; Л.И. Лубышева, 1996, 1997; Ю.Ф. Курамшин, 1996, и др.); интегративной сущности физических упражнений, связанной с их моторной и неизменно духовными сторонами (С.В. Дмитриев, 1988; Д.Д. Донской, 1996; И.М. Козлов, 1996, и др.); обоснования физкультурной деятельности (с ее потребностно-мотивационным компонентом) как основы формирования физической культуры (Ю.М. Николаев, 1996; А.П. Матвеев, 1997; С.В. Малинина, 2000, и др.); определения главных направлений развития физической культуры в основных сферах жизнедеятельности человека и общества (Ю.М. Николаев, 1998) и др.

Именно эти базовые концепции, давшие основу для создания достаточно значимых интегративных блоков теоретического знания ("систем знаний") о физической культуре, позволили более целостно представить объект изучения, а в дальнейшем и глубже обосновать теоретико-методологические основы формирования физической культуры человека как вида общей культуры с позиции: взаимосвязи процесса культурного развития и ее организационных форм, базирующихся на системе разнообразных видов физкультурной деятельности и физической культуры; взаимообусловленности физкультурной деятельности и этапов онтогенеза человека; интеграции многоаспектного знания о физической культуре; понимания единства культуры и человека как целостности; приоритета духовности в процессе развития телесно-двигательных качеств человека (Ю.М. Николаев, 1976, 1998; Н.Н. Визитей, 1986, 1989; В.К. Бальсевич, 1988; М.Я. Виленский, 1990; В.А. Пономарчук, 1991; Л.И. Лубышева, 1992; Н.И. Пономарев, 1996; А.П. Матвеев, 1997, и др.). В них достаточно четко прослеживается общая тенденция к смещению акцентов (приоритетов) в понимании физической культуры в большей мере с соматопсихического на социокультурный в человеке, не умаляя вместе с тем их равноценной значимости.

Появление вышеуказанных исследований значительно активизировало публикацию статей в журнале "Теория и практика физической культуры" непосредственно по вопросам дальнейшего развития ТФК (В.М. Выдрин, Ю.Ф. Курамшин, Ю.М. Николаев, 1996; Л.И. Лубышева,1997; Ю.М. Николаев, 1997, 1998, 1999, 2001, 2002, и др.; М.Г. Бердус, 2001; В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева, 2003; Л.П. Матвеев, 2003; Г.Г. Наталов, 2002, 2003, и др.), где все более находили отражение знания интегративного, системного характера. Применительно к данной теории рассмотрена взаимосвязь базовых концепций философского уровня и сферы физической культуры, определены концептуальные подходы к ее формированию, сформулирован основополагающий категориальный аппарат ТФК (объект и предмет данной науки, понятийный аппарат, ее цель, задачи, принципы и т.п.), скорректированы подходы к обоснованию ее средств и методов и другим аспектам ее содержания [29, 31, 32], существенно отличающие ее от ТФВ и материала, имеющегося в современных учебниках и учебных пособиях по ТФК [19, 23, 24, 40, 41]. В частности, показано, что центральным блоком в разработанной системе понятий является логическая цепочка: формы (компоненты) физической культуры - специфические для них виды физкультурной деятельности и их результативная сторона - виды физической культуры, а основным средством формирования физической культуры человека - физкультурная деятельность (где физическое упражнение в отличие от физического воспитания будет выступать только ее главным элементом). Объектами же ТФК являются физкультурная деятельность, формы и виды физической культуры человека и общества; ее предметная область - формирование физической культуры (и ее видов) как вида общей культуры человека и общества; предмет - теоретико-методологическое обоснование особенностей (закономерностей) развития, познания и функционирования физкультурной деятельности и ее видов в практике (процессе) формирования физической культуры (и ее видов и форм) человека как предпосылки к его физкультурно му совершенствовани ю и всесторонне му гармоническо му развитию, дальнейше му прогрессу общества. Именно человек, прогрессивное преобразование его природы (как физической - телесной, так и духовной) посредством воздействия на него физкультурной деятельности является главной установкой физической культуры, наиболее полно реализуемой именно в рамках деятельностного подхода к развитию его физического потенциала, что не только неотделимо от совершенствования личностных качеств человека, но с позиций культуросообразности и определяется ими.

В физкультурной деятельности человека (с учeтом ее существенной специфики в зависимости от возрастных периодов его развития) и общества, объективируемой в ее результативной стороне - видах и формах физической культуры, и будет, по нашему мнению, заключаться то "целостно -интегративное", "целостно-системное", "существенно общее", что позволяет осмыслить всю совокупность основных компонентов, наиболее существенных свойств и связей, закономерностей функционирования и развития, объединения различных сторон, составления целостной картины и т.п. физической культуры, что неоднократно отмечалось Л.П. Матвеевым при попытках определения предмета исследования ТФК [20, с. 69; 21, с.14; и мн. др.). И только в значительно более поздней публикации [25] автор, говоря о центральной проблематике интегративной ТФК, справедливо отмечает уже более конкретно, что она сводится в целом к проблемам познания общих закономерностей процесса системного воздействия на человека физкультурной деятельности с целью благотворных изменений в состоянии индивида, в развитии его жизненных свойств и т.п., фактически во многом повторяя наше видение предмета ТФК, изложенное в более ранний период [29], что только подтверждает его правомочность.

Исследование и изложение сущности физкультурной деятельности, ее особенностей, закономерностей, состава, структуры, функций, форм, условий и способов ее использования и активизации в процессе воздействия на человека (или освоения ее им) с целью формирования у него физической культуры (и ее видов), способствующей его дальнейшему прогрессирующему развитию, по всей вероятности, и будет составлять основное содержание ТФК. Система связей и отношений между различными сторонами объекта, предмета и предметной области знаний ТФК и образует ее структуру. Круг проблем здесь чрезвычайно обширен и в более развернутом виде будет обозначен в конце статьи. Однако отметим, что определяющей линией развития ТФК все более будет выступать формирование культуросообразного педагогического мышления в ее сфере, связанного с выявлением закономерностей гармонизации физкультурной деятельности с целью единовременного решения в ее процессе задач как физического, так и духовного развития человека в целом, направленных на его всестороннее и гармонического развитие (с учетом данных биологических и социальных наук). Духовная сторона в этой теории должна занимать ведущее место.

Таким образом, в физкультурной деятельности проявляется единство человека, как биологического, социального и культурного существа как основы для интеграции всех аспектов знания о физической культуре. Поэтому раскрытие методологических и теоретических вопросов физкультурной деятельности - важное условие формирования предмета обобщающей науки в сфере физической культуры (ТФК), одновременно выступающей и связующим интегративным звеном между различными научными дисциплинами, ее изучающими.

Физкультурная деятельность (связанная с освоением, совершенствованием, поддержанием, восстановлением, приспособлением и т.п. ценностей в сфере физкультурного совершенствования человека по самореализации его духовных и физических сил) и будет тем общим основанием, определяющим формирование физической культуры человека в его телесно-духовном единстве, объединяющим ее различные формы и виды. Именно в процессе этой деятельности на всех этапах онтогенеза человек формируется и в культурном отношении. Физические качества, двигательные умения, навыки, спортивные достижения и т.д. (несомненно, важны сами по себе) есть лишь предметная, внешняя форма физической культуры. Их ценность определяется и достигнутым уровнем развития внутреннего мира самого человека, его личности, в том числе и по отношению к ценностям физической культуры. Связь культуры физической и ее видов (образовательной, спортивной, рекреационной, реабилитационной, адаптивной и др.) с физкультурной деятельностью и ее видами (физкультурно-образовательной, физкультурно-спортивной, физкультурно-рекреационной, физкультурно-реабилитационной, физкультурно-адаптивной и др.) становится понятной тогда, когда последняя раскрывается как условие производства не только предметных форм физической культуры, но и человека во всей целостности его существования. Это предъявляет высочайшие требования к содержательной стороне физкультурной деятельности, особенно в системе образования.

В связи с этим в современн ом периоде необходимо кардинальное изменение психологии мышления людей относительно сущности физической культуры. Только взгляд на нее с позиций качественно нового знания - приоритета духовности, одухотворения физического, рассмотрения физического как личностного [1, 5, 7, 10, 17, 32] может способствовать: реальному приобщению людей к освоению ее многообразных ценностей, упрочению авторитета физической культуры в системе общей культуры, приданию нового импульса развитию ее теоретических основ. Ведь сущность культуры связана с формированием духовно-целостной личности человека во всей всесторонности его существования, а культурная деятельность - это прежде всего смысло-ценностно ориентированная активность человека [11, 12]. Это требует переориентации системы физкультурного образования на формирование и воспроизводство целостной сущности человека.

В настоящее время крайне целесообразно наличие в образовательном пространстве физической культуры целостной, интегративно-культуросообразной теории, способной раскрыть с теоретико -методологических позиций все величие ценностного потенциала этого социального явления и его влияние (наряду с телесно-двигательными качествами) на формирование мировоззрения человека, его духовности с целью пробуждения в нем воли к самостроительству, интереса к самопознанию и самоопределению в связи с освоением многообразных духовно-физических ценностей физической культуры. Отсутствие такой теории значительно снижает потенциал системы физкультурного образования. Ведь обучение, игнорирующее духовно-нравственную сущность человека, ориентированное только на передачу максимального объема знаний и освоение технологии, сегодня не способно обеспечить его всестороннюю самореализацию [11], в том числе и в сфере физической культуры. Данная теория и будет являться отражением объективно назревшей потребности в модернизации физкультурного образования.

Поэтому ТФК как научная и учебная дисциплина (в отличие от ТФВ, смещающей акцент преимущественно на телесно-двигательную сторону человека, т.е. фактически на его физическую подготовку) должна исходить из: приоритета человека как самосозидающего и саморазвивающегося существа, его биосоциокультурной, деятельной сущности; понимания единства культуры и человека как целостности в его соматопсихическом и социокультурном единстве; приоритета духовности в процессе формирования физических кондиций. При ее формировании важен учет ведущих стимулов человеческой деятельности: потребностей, мотивов, интересов, норм, ценностей и т.п. В связи с этим в физической культуре, как и в культуре вообще, ведущей будет ее человекотворческая функция, связанная с самореализацией (как важнейшим феноменом культуры) сущностных сил человека.

ТФК неправомерно отождествлять ни с совокупностью ее частных теорий, ни с интегративным обобщающим снизу началом изложенного в них знания, ни с развитием в ее сфере только физических (двигательных) способностей занимающихся (ибо только данный подход не дает ощутимых результатов в формировании у человека подлинной физической культуры). Это вполне самостоятельная теория, формируемая преимущественно с позиции более высокого (философско -культурологического) методологического уровня знания, ориентирующаяся на человека (как формирующуюся и формируемую личность) во всем многообразии его потребностей, способностей, отношений. Она должна содействовать осознанию важности и необходимости освоения ценностей физической культуры для успешной самореализации духовно-физического потенциала, заложенного в каждой личности. Вместе с тем она выступает в роли организатора и создателя "нижележащих" уровней физкультурного знания [3], то есть несет по отношению к ним методологическую функцию.

ТФК можно представить как интегративную дисциплину, базирующуюся на стыке философского и общенаучного уровней методологии, отражающую современные знания о закономерностях гармонического развития духовных и физических способностей человека как самоопределяющейся личности, посредством интегративно-преобразующего информационного воздействия на него (или освоения им) физкультурной деятельности (и ее основного элемента - физических упражнений) и ее видов в связи с формированием и удовлетворением его многообразных развивающихся потребностей (связанных с освоением, созданием, поддержанием, восстановлением и т.п. физкультурных ценностей) в организованных формах-компонентах (пространствах) физической культуры, на основе возрастной эволюции моторики человека и методов стимуляции развития двигательной функции во взаимосвязи с воспроизводством культурного развития с целью формирования физической культуры (и ее видов) человека в ее современном понимании как предпосылки к его физкультурно му совершенствовани ю и всесторонне му, гармоническо му развитию.

Переход от ТФВ к ТФК не устраняет первой. ТФВ, являясь наиболее разработанной теорией, остается в образовательном пространстве физической культуры наряду с другими интенсивно развивающимися и постепенно отпочковывающимися (в силу многообразия потребностно-деятельного отношения человека к своей телесно-духовной сущности, а также тенденции дифференциации различных сфер культуры на базе интеграции способов воздействия на человека) теориями ее форм-компонентов (спорта, физической рекреации, физической реабилитации, физической адаптации и др.), специфическими для них видами физкультурной деятельности и их результативной стороной - видами физической культуры. Последние, приобретая с позиции культуросообразности все более определенную концептуальную организацию в виде частных теорий и методик физической культуры (образовательной, спортивной, рекреационной, реабилитационной, адаптивной и др.), зачастую развиваются обособленно, не имея на сегодняшний день единой (общей) методологии их познания и развития на уровне разработанной теории. Эту функцию методологии и понимания, а также формирования мировоззрения людей и рационализации их деятельности и должна выполнять ТФК, которую более правильно будет назвать "Общая теория и методология физической культуры" (ОТ и методология ФК). Фактически данная теория заменяет совершенно недостаточный в методологическом отношении раздел "Введение в ТФК". Правомерность введения в название данной теории термина "методология" обусловлен а тем, что она понимается сегодня в более широком смысле - как форма организации мыследеятельности и жизнедеятельности людей, как необходимый компонент практической деятельности в любой сфере, становящейся предметом осознания, обучения, рационализации, переосмысления, в том числе и современной культурной проблематики. Употребимы и понятия "общей методологии" (связанной с обоснованием общих подходов и концепций, схем деятельности, новых понятий и т.п. в дисциплине) и "частной методологии", направленной на методологическое обеспечение конкретных видов деятельности в данной дисциплине [2, 33, 34, 37, 43, 44].

Данная дифференциация теорий в сфере физической культуры на ОТ и методологию ФК и теории и методики ее видов обусловливается: объективной тенденцией формирования структуры знаний научной дисциплины, определяемой сегодня уровневой организацией теорий разной степени общности - фундаментальных и частных и их взаимоотношениями между собой [38]; логическим переходом от системы физического воспитания (однако не исключающим ее) к более широкой системе физической культуры, являющейся закономерным итогом ее развития [28]; как следствие этого появлением все более разнообразных форм-компонентов (социальных институтов) физической культуры, специфичных для них видов физкультурной деятельности и физической культуры; соотносимостью различных видов физкультурной деятельности с этапами онтогенеза человека.

Таким образом, образовательное пространство физической культуры представляет себой совокупность теорий различных уровней: I уровень - общая теория и методология физической культуры; II уровень - частные теории и методики физической культуры (или теории и методики ее видов): образовательной, спортивной, рекреационной, реабилитационной, адаптивной, профессионально-прикладной и др.; III уровень - теории и методики разновидностей частных теорий физической культуры; IV уровень - теория и методика физической культуры в различные периоды жизни человека. Не исключено, что содержание теории IV уровня, возможно, целесообразно будет отразить в теориях и методиках II и III уровней. При этом ОТ и методология ФК будет являться высшим и основополагающим уровнем развития научного знания в ее сфере. Именно она уже на первом этапе обучения в вузе дает возможность реализовать принцип "опережающего обучения", хорошо зарекомендовавший себя в подготовке кадров, когда конкретная дисциплина вначале осваивается "нацело", в общем плане (создавая установку на освоение ряда смежных дисциплин учебного плана), а в дальнейшем уточняюще-специализированно [16], на базе овладения всем комплексом "вспомогательных дисциплин". Только данная теория будет иметь право на такое название и служить методологической основой для нижележащих теорий, прежде всего II уровня, но это будут уже частные теории и методики по отношению к ОТ и методологии ФК.

ОТ и методология ФК должна раскрывать мировоззренческие основы физической культуры как социального явления, всемерно содействовать формированию как общественного мнения, так и ценностно-нормативной сферы сознания людей относительно величайшей ее значимости, способствуя тем самым включению их в новую сферу методологической мыследеятельности и жизнедеятельности в связи с освоением ее ценностей.

Содержание ОТ и методологии ФК согласно классификации научных теорий [37] целесообразно будет представить в виде двух взаимосвязанных разделов знаний: описательной (феноменологической) теории, связанной преимущественно с описанием данного явления, и объяснительной (нефеноменологической) теории, стремящейся (в отличие от описательной) объяснить его сущность. Раскрытие в данной теории знания о физической культуре в такой последовательности наиболее логично, ибо описание явления всегда предваряет его объяснение, а также более рационально при усвоении учебного материала.

Вместе с тем возможен (особенно на уровне разработки программы и написания учебника) и вариант взаимопроникновения содержательного материала этих теорий, что, не меняя его сущности, только несколько видоизменит архитектонику его представления. Но, вероятно, наиболее целесообразно материал первого раздела рассматривать как "Введение в ОТ и методологию ФК", второго раздела - как собственно сущностное содержание данной теории (безусловно , значительно усиленное), на основе которого будут разрабатываться теории и методики видов физической культуры. При этом, учитывая, что с методологией часто связываются сущностное знание, обобщенные теории, необходимо отметить, что различие между методологическим и теоретическим знанием весьма условно и носит чаще всего не абсолютный, а функциональный характер [2, 34, 44].

Можно концептуально, в предельно сжатом виде, обозначить проблематику основных разделов ОТ и методологии ФК как учебной дисциплины на данном уровне развития знания в сфере физической культуры (где каждый из указанных подразделов, безусловно, может иметь более развернутую детализацию).

Первый раздел. Теоретико -методологические основы физической культуры как общественного явления и вида общей культуры.

Теоретико-методологические подходы к обоснованию проблемы. Предпосылки к переходу от ТФВ к ТФК. Система физической культуры как закономерный итог развития системы физического воспитания. Физическая культура как потребность общественного развития. Научно-техническая революция и этапы развития знаний о физической культуре. Генезис основных аспектов знания о физической культуре (медико-биологический, педагогический, психологический, социологический, теоретико-интегративный, культуроведческий, философский, организационно-управленческий и др.) как проявление интегральной индивидуальности человека.

Воспроизводство человека как целостности и физическая культура . Целостное знание о человеке во взаимосвязи с природой, обществом, культурой. Соматопсихическое и социокультурное единство человека, его биосоциокультурная сущность. Целостность человека и физическая культура. Онтогенез человека и физическая культура. Концепции здоровья, здорового образа жизни и физическая культура. Тенденции развития основных сфер жизнедеятельности человека и общества и состояние функционирования в них физической культуры в контексте понимания человека как целостности.

Интеграция знания о физической культуре - методологическая основа раскрытия ее сущности . Идеи П.Ф. Лесгафта о физическом воспитании (образовании) - прообраз современной физической культуры. Общая характеристика уровней знания в сфере физической культуры. Соотношение биологического и социального, телесного и духовного в физической культуре. Предпосылки к формированию теоретических основ физической культуры. Содержательный и генетический аспекты знания о физической культуре как основа познания ее интегративной сущности.

Теоретические основы физической культуры как социальной системы в аспекте понимания единства культуры . Содержательные характеристики культуры: сущность, понятие, структура функции, ценности, закономерности - как предпосылки к целостному представлени ю о физической культуре. Эволюция взглядов на понятия "культура" и "физическая культура". Подходы к выявлению сущности физической культуры как социальной системы. Системно-компонентный и структурный аспекты интегративной сущности физической культуры. Генезис физической культуры как вида общей культуры. Место физической культуры в системе культуры общества. Сущностные характеристики культуры - основа многоаспектного раскрытия содержания физической культуры.

Теоретические аспекты интегративного содержания и человекотворческой сущности физической культуры . Система социальных функций физической культуры и ее взаимосвязь с другими видами культуры. Физическая культура как ценность и ее место в системе культурных ценностей. Потребностно -деятельностный аспект освоения человеком ценностей культуры физической. Результативный аспект содержания физической культуры в контексте формирования личности. Компонентный состав физической культуры личности. Особенности понятия "физкультурное совершенство". Единство функционально-ценностно-деятельностного и результативного аспектов содержания физической культуры как основа формирования гармонически развитой личности. Роль культуры физической во всестороннем развитии личности.

Теоретико-методологические основы формирования и функционирования физической культуры . Физкультурная деятельность как система и разновидность человеческой деятельности. Содержание, объем и структура физкультурной деятельности. Значение ее потребностно-мотивационного компонента. Классификация потребностей личности и физическая культура. Взаимосвязь деятельности и потребностей - основной механизм формирования физической культуры человека. Характеристика видов физкультурной деятельности и физической культуры. Взаимосвязь физкультурной деятельности с формированием видов физической культуры. Закономерности развития и функционирования физической культуры. Управленческий аспект функционирования физической культуры.

Теоретико-педагогические аспекты совершенствования физической культуры в сфере образования, труда, досуга. Физическая культура и образование, труд, досуг: пути совершенствования. Факторы повышения эффективности функционирования физической культуры в современных условиях.

Второй раздел. Обоснование сущностного содержания ОТ и методологии ФК в контексте понимания единства культуры и человека как целостности.

К проблеме развития ОТ и методологии ФК. Образовательное пространство физической культуры как совокупность теорий разного уровня. ОТ и методология ФК - высший и основополагающий уровень развития научного знания в ее сфере. Предпосылки и некоторые итоги построения ТФК. Концептуальные подходы к формированию ОТ и методологии ФК. Перспективы развития ОТ и методологии ФК как научной и учебной дисциплины, ее взаимосвязь с другими науками.

Методологический аппарат и методы исследования в ОТ и методологии ФК. Методологическая рефлексия и культура физическая. О методологии построения научного знания в сфере физической культуры. Системный подход как методологическая ориентация исследования интегративной сущности физической культуры. Основные методы исследования в ОТ и методологии ФК.

ОТ и методология ФК: базовые концепции и основополагающий категориальный аппарат. Взаимосвязь базовых концепций философско -культурологического уровня знаний и сферы физической культуры. Объект, предметная область и предмет ОТ и методологии ФК, ее источники и основная проблематика. Современные проблемы и тенденции ее развития. Система основных понятий ОТ и методологии ФК. Понятие "физическая культура" как единство социокультурного и соматопсихического в человеке. Физическая культура человека как симбиоз разновидностей личностных физических культур, предпосылка к его физкультурно му совершенствовани ю и всесторонне му развитию. Цель, задачи, общие принципы и основные направления функционирования физической культуры как социальной системы. Обоснование средств и методов физической культуры с позиции ее культуросообразности.

Реализация физического как личностного - ведущий принцип раскрытия основного содержания ОТ и методологии ФК. Приоритет духовного в формировании физической культуры человека. Учет многоаспектного содержания физической культуры в процессе гармонического развития личности. Особенности (закономерности) развития и функционирования физкультурной деятельности как основы формирования физической культуры и ее видов. Взаимосвязь интегральной индивидуальности человека, физкультурной деятельности и физической культуры личности. Инновационные подходы к обучению двигательным действиям и воспитанию физических способностей. Формирование личности в процессе физкультурного совершенствования в сфере физической культуры. Взаимообусловленность физической культуры и других видов культуры в процессе воспитания человека.

ОТ и методология ФК как основа осмысления ее частных теорий и методик. Виды физической культуры как результативная сторона физкультурной деятельности (и ее видов). Возрастание видов физической культуры - объективная потребность развития общества и личности. Общая характеристика основных видов физической культуры (образовательной, спортивной, рекреационной, реабилитационной, адаптивной и др.). Профессионально-прикладная физическая культура как аккумуляция различных видов культуры физической. Подходы к проблеме развития основополагающего категориального аппарата (объект, предметная область, предмет исследования и т.п.) и содержания теорий и методик видов физической культуры (частных теорий).

ОТ и методология ФК как важнейшая основа прогрессивного развития теории и практики физической культуры . ОТ и методология ФК как форма организации мыследеятельности и жизнедеятельности людей в ее сфере. ОТ и методология ФК как основа совершенствования ее частных теорий и методик. Практика физической культуры как объективное отражение развития ОТ и методологии ФК и база для ее дальнейшего формирования. Прогностический аспект развития физической культуры.

Безусловно, данное краткое представление содержательной проблематики ОТ и методологии ФК в перспективе будет расширяться. В силу методологической функции данной теории (и только на ее основе) требуются тщательная проработка и исследование вопросов, связанных с теориями и методиками видов физической культуры. В этих теориях основная направленность их содержания (в отличие от ОТ и методологии ФК) будет носить уже не только теоретико-методологический, но и теоретико-методический характер.

ОТ и методология ФК как научная и особенно учебная дисциплина сегодня крайне необходима в системе физкультурного образования (особенно профессионального в высших и средних учебных заведениях) с целью расширения кругозора и изменения профессионального мышления педагогических кадров, усиления их мировоззренческой, методологической и общетеоретической подготовки.

Литература

1. Андреев А.Н. Культурология. - Минск: Изд-во "Дизайн ПРО", 1998. - 160 с.

2. АНИСИМОВ О.С. Методология: функции, сущность, становление. - М.: Фирма "ЛМА", 1996. - 380 с.

3. Бальсевич В.К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека (к проблеме развития физкультурного знания) // Теория и практика физ. культуры. 1991, №7, с. 37-41.

4. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека. - М.: Теория и практика физической культуры, 2000. - 275 с.

5. Быховская И.М. Человеческая телесность в социокультурном измерении: традиция и современность. - М.: РИО ГЦОЛИФК, 1993. - 168 с.

6. Введение в теорию физической культуры: Учеб. пос. для ин-тов физ. культ. / Под ред. Л.П.Матвеева. - М.: ФиС, 1983. - 128 с.

7. Визитей Н.Н. Физическая культура личности (проблемы человеческой телесности: методологические, социально-философские, педагогические аспекты). - Кишинев: Штиинца,1983. -110 с.

8. Выдрин В.М. Физическая культура и ее теория // Теория и практика физ. культуры. 1986, № 5, с. 24-27.

9. Диалектика познания сложных систем / Под ред. В.С. Тюхтина. - М.: Мысль, 1988. - 316 с.

10. Донской Д.Д. Развитие идей П.Ф. Лесгафта о физическом упражнении как двигательном действии // Теория и практика физ. культуры. 1997, № 2, с. 2-4.

11. Запесоцкий А.С. Образование: философия, культурология, политика. - М.: Наука, 2002. - 456 с.

12. Каган М.С. Философия культуры как теоретическая дисциплина (философия культуры. Становление и развитие). СПб., 1998. - 448 с.

13. Кедров Б.М. О синтезе наук / Вопросы философии. 1973. №3, с.77-97.

14. Колесникова И.А. Образование как фактор изменения человека. Сб.: Образование: будущее России и человечества. СПб., 1993, с.13-17.

15. Концепция развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2005 года // Теория и практика физ. культуры. 2001, № 4, с. 2-8.

16. Кореневский С.А. Научно-образовательный трансфер в системе совершенствования подготовки кадров в вузах физкультурного профиля // Теория и практика физ. культуры. 2003, №12, с.17-22.

17. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. - М.: ГЦОЛИФК, 1992. - 120 с.

18. Лубышева Л.И., Магин В.А. Концепция модернизации процесса профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту (авторский проект) // Теория и практика физ. культуры. 2003, № 12, с.13-16.

19. Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры: Учеб. пос. для студ. высш. учеб. заведений. М., 2001. - 319 с.

20. Матвеев Л.П. О формировании общих теоретико-методологических основ советской системы физического воспитания и проблемах дальнейшего развития обобщающих знаний в сфере физической культуры // Теория и практика физ. культуры. 1978, №3, с. 65-69.

21. Матвеев Л.П. К перспективам разработки общей теории физической культуры и спорта // Теория и практика физ. культуры. 1980, № 12, с. 11-15.

22. Матвеев Л.П. Некоторые итоги и перспективы разработки обобщающей теории физической культуры в СССР / Очерки по теории физической культуры. - М.: ФиС, 1984, с. 9-26.

23. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин-тов физ. культ. - М.: ФиС, 1991. - 543 с.

24. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет: Учеб. для высш. спец. физкульт. учеб. заведений. 3-е изд. - СПб.: Лань, 2003. - 160 с.

25. Матвеев Л.П. Интегративная тенденция в современном физкультуроведении // Теория и практика физ. культуры. 2003, № 5, с. 5-9.

26. Матвеев Л.П., Новиков А.Д. Теория и практика физического воспитания. Т.1. - М.: ФиС, 1976. - 304 с.

27. Наталов Г.Г. С чего начать модернизацию образования? // Теория и практика физ. культуры. 2003, № 12, с. 2-12.

28. Николаев Ю.М. Физическая культура как составная часть социалистической культуры: Канд. дис. Л., 1976. - 253 с.

29. Николаев Ю.М. О культуре физической, ее теории и системе физкультурной деятельности // Теория и практика физ. культуры. 1997, № 6, с. 2-9.

30. Николаев Ю.М. Теоретико-методологические основы физической культуры: Докт. дис. СПб., 1998. - 351 с.

31. Николаев Ю.М. К проблеме развития теории физической культуры // Теория и практика физ. культуры. 2001, № 8, с. 2-10.

32. Николаев Ю.М. Теория физической культуры: базовые концепции и основополагающий категориальный аппарат // Теория и практика физ. культуры. 2002, №3, с.15-20.

33. Новая философская энциклопедия. Т. 2. - М.: Мысль, 2001. - 634 с.

34. Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов. - М. : Изд-во "Скакун", 1998. - 896 с.

35. Основы теории и методики физической культуры: Учеб. для техн. физ. культ. / Под ред. А.А. Гужаловского. - М.: ФиС., 1986. - 352 с.

36. Очерки по теории физической культуры / Под общ. ред. Л.П. Матвеева. - М.: ФиС. 1984. - 248 с.

37. Рузавин Г.И. Методология научного исследования. - М.: ЮНИТИ. 1999. - 317 с.

38. Стёпин В.С. Теоретическое знание.- М.: Прогресс-Традиция, 2000. - 744 с.

39. Столяров В.И. К вопросу о теории физической культуры (методологический анализ) // Теория и практика физ. культуры. 1985, № 7, с. 45-49.

40. Теория и методика физической культуры: Учеб. / Под ред. Ю.Ф. Курамшина. - М.: Советский спорт, 2003.

41. Теория и методика физической культуры (курс лекций): Учеб. пос. / Под ред. Ю.Ф. Курамшина, В.И. Попова. - СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. 1999. - 384 с.

42. Фролов И.Т. Перспективы человека. Опыт комплексной постановки проблемы, дискуссии, обобщения. - М.: Политиздат, 1983. - 350 с.

43. Юдин Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность. - М.: Эдиториал УРСС, 1997. - 445 с.

44. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности: методологические проблемы современной науки. - М.: Наука, 1978.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!