ЮБИЛЕЙ НАШИХ КОЛЛЕГ


Abstract

ACTIVITY OF URAL BUSINESS PEOPLE IN DEVELOPMENT OF EDUCATION AND STRENGTHENING OF HEALTH OF YOUNG LABOR (second half of XIXth - beginning XXth< century)

T.I. Kruzhkova, Ph.D., lecturer

The Russian state professional-pedagogical university, Ekaterinburg

Key words: Ural, education, health, business world, shelter, religiousness.

The activity of the most known representatives of the business world of Ural on the development of education, strengthening of health, the organization of leisure of the young labor is considered in the article.

The business people of the region paid the big attention to the financing of shelters, hospitals, training of personnel in the considered period. They did not regret means for opening of craft classes, the organizations of courses where the training of workpeople on different specialties was carried out.


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ДЕЛОВОГО МИРА УРАЛА ПО РАЗВИТИЮ ОБРАЗОВАНИЯ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ МОЛОДЫХ РАБОЧИХ КАДРОВ 
(вторая половина XIX - начало ХХ в.)

Кандидат исторических наук, доцент Т.И. Кружкова
Российский государственный профессионально-педагогический университет, Екатеринбург

Ключевые слова: Урал, образование, здоровье, деловой мир, приют, религиозность.

Возрастающий в настоящее время среди общественных и научных кругов интерес к истории делового мира выявил целый ряд проблем, не нашедших пока отражения в историографии Урала. Одна из них - проблема воспитания и образования нового поколения, развитие духовности и укрепление здоровья нации.

Во второй половине XIX в. владельцы производственных предприятий, фирм, торговых домов были заинтересованы в подготовке молодых квалифицированных работников, способных освоить современное оборудование, новые методы управления. Вследствие этого ряд прогрессивно мыслящих представителей делового мира Урала увеличивали средства на финансирование образовательных и медицинских учреждений. При этом особое внимание уделялось формированию и развитию духовного здоровья человека, повышению уровня его социально-психологической культуры.

Э. Фромм в свое время писал, что определить болезнь нации крайне трудно. По его мнению, целью является не приспособление человека к внешним условиям среды его обитания, а оптимальное развитие личностных способностей [4], то есть необходимо гармоничное развитие души и тела человека.

Это внутреннее единство - важнейший фактор здоровья всей нации и каждого отдельно взятого человека.

Особое чувство ответственности перед будущими поколениями, религиозность, стремление оставить добрую память способствовали деятельности уральских купцов в области воспитания и сохранения здоровья детей, улучшения быта рабочих кадров.

Большую известность в регионе в изучаемый период имел торговый дом "Братья Злоказовы", объединявший капиталы трех братьев: Петра, Николая и Федора. Это предприятие являлось полным товариществом, члены которого должны были нести ответственность всем своим имуществом. Создание торгового дома "Братья Злоказовы", организованного по семейному принципу, отвечало традициям российского предпринимательства в XIX в., что подтверждается названием других торговых домов, в частности "Братья Агафуровы", "Братья Березовы", "Братья Каменские", "Братья Макаровы" и т.д.

Торговый дом "Братья Злоказовы" возглавлял Петр Алексеевич. Он был деловым человеком, как тогда называли в России - "делец", обладал недюжинным умом, проницательностью, а также жестким и волевым характером. В начале 60-х гг. XIX в., после отмены крепостного права, семья Злоказовых выгодно вложила первоначальный капитал в виноторговлю, прибыльность которой была хорошо известна в России в то время и в современных условиях.

Деловая хватка, предприимчивость, быстрое реагирование на изменяющиеся условия рынка позволили П.А. Злоказову превратить торговый дом во вторую по значению фирму в области винокурения Урало-Сибирского региона.

В 1895 г. по инициативе министра финансов С.Ю. Витте была введена государственная монополия на продажу спиртных напитков. Эта мера со стороны государства негативно отражалась на прибыльности предприятий, специализировавшихся в области винокурения. Торговый дом "Братья Злоказовы" сокращает данное производство и активно вкладывает средства в другие, наиболее перспективные отрасли. В 1879 г. Злоказовы купили бездействующую мануфактурную фабрику в Екатеринбурге, и с этого времени основным направлением в их деятельности становится развитие металлургического, текстильного и химического производства. Приоритетным было текстильное производство, годовой объем которого в 1885 г. составил 954 тыс. руб.[2]. Выпуск твина, сатина, мильтона являлся монопольной продукцией торгового дома.

Развивая производство, Злоказовы проявляли постоянную заботу о здоровье, быте рабочих кадров. При текстильной фабрике они построили рабочее общежитие на 450 мест, баню для всех работников, заводскую больницу на 45 коек [2]. В целях духовного развития, особенно молодежи, была открыта библиотека, создан рабочий театр, осуществлялась организация досуга. Обязательным условием при приеме на работу являлось страхование рабочих от несчастных случаев на производстве и разных заболеваний в акционерных страховых комитетах, так как Злоказовы считали, что здоровье - это телесное и духовное благосостояние человека.

Рациональное отношение представителей делового мира к здоровью, как телесному, так и душевному, быту рабочих кадров было характерно и для других уральских предпринимателей (Макаровых, Рязановых, В. Логинова и др.).

В силу определенных религиозных традиций, особенно присущих купечеству, выделялись средства на создание в регионе приютов, богаделен, больниц, ночлежных домов и т.д.

Необходимость открытия подобных социальных учреждений была обоснована низким уровнем жизни большей части уральцев, частыми эпидемиями, высокой смертностью среди детей.

27 декабря 1894 г. купцом г. Камышлова Н.Д. Салтыковым совместно с женой была открыта городская богадельня. Салтыковы и купец И.О. Серебряков пожертвовали на ее открытие 9100 р. В дальнейшем богадельня содержалась на проценты с вложенного капитала, средства, поступавшие от Камышловского уездного земства (по 60 р. ежегодно на каждого призреваемого), добровольные пожертвования предпринимателей деньгами, вещами, продовольствием, а также на купеческие сборы.

В середине 90-х гг. XIX в. в этом учреждении находили приют в среднем 29 человек в день из числа неимущих жителей города и уезда. Стоимость содержания в богадельне одного человека ежемесячно составляла примерно 3 р. 35 коп.[3]. Через богадельню низкооплачиваемым рабочим оказывалась бесплатная медицинская помощь.

Забота о детях, лишенных семьи, также была характерна для деятельности уральских представителей делового мира. Некоторые купцы по завещанию оставляли денежные средства и имущество для детских приютов.

Например, на средства екатеринбургского купца С.А. Петрова согласно его завещанию в городе был открыт сиротско-воспитательный дом, который содержался на проценты с капитала умершего купца. Совет попечителей разработал Устав, регламентирующий деятельность этого приюта. В него принимались круглые сироты в возрасте до 10 лет и подкидыши. Из отчета попечительского совета видно, что в воспитательный дом им. Петрова за 25 лет было
принято 1620 человек. Из-за слабого здоровья, недостаточного медицинского обслуживания, скромных финансовых возможностей приюта 950 детей умерли. Из оставшихся в живых 317 детей были взяты на воспитание в обеспеченные семьи, 137 человек обучались разным ремеслам, в том числе 13 человек получили "интеллигентские профессии" (11 мальчиков стали письмоводителями, а 2 девочки - продавцами) [1] .

Не меньшей известностью в Екатеринбурге пользовался приют, открытый 23 апреля 1857 г. купцом М.А. Нуровым, который завещал этому социальному учреждению свой полукаменный дом, полукаменный флигель, в верхнем этаже которого разместилась приютская больница, а в нижнем - ремесленные классы, сад. На содержание и развитие приюта М.А. Нуровым также был завещан денежный капитал. Распоряжалось всеми средствами и процентами с них екатеринбургское городское общество. Эта организация постоянно искала дополнительные источники финансирования приюта, широко привлекая частные пожертвования и денежные взносы почетных членов общества. Контингент детей, находящихся в приюте, постоянно менялся. Например, в 1890 г. там воспитывалось 152 ребенка [1].

Таким образом, к началу ХХ в. на Урале действовало большое количество социальных учреждений: приютов, богаделен, бесплатных столовых, ремесленных школ и т.д., которые в основном содержались на средства представителей делового мира. При этом благотворительные средства распределялись по адресам сословных и других общественных организаций, обязанных расходовать деньги только на те цели, которые указывались благотворителями.

Деятельность предпринимателей Урала во второй половине XIX - начале ХХ в. по развитию образования, укреплению здоровья молодых рабочих кадров имела огромное значение, так как это являлось основой благосостояния и развития общества.

Данная проблема имеет особую актуальность и в современных условиях, так как от здоровья, духовности молодежи во многом зависит интеллектуальный потенциал России. Поэтому современные предприниматели должны продолжить исторические традиции, заботясь не только об образовании, но и о духовном воспитании, здоровье молодежи.

Литература

1. "Вечерний Свердловск". 1990, 25 августа.

2. Государственный архив Свердловской области Ф. 13, оп. 1, д. 41, л. 1; д. 24, л. 1; Ф. 13, оп. 1, д. 24, л. 222.

3. Памятная книжка и адрес-календарь Пермской губернии на 1892 г. Пермь, 1892, с.126, 130.

4. Фромм Э. Психоанализ и религия / Сумерки богов. М., 1989, с. 193.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!