ТЕОРИИ И ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ


Abstract

VIEWS ON GENERAL CONTINUOUS EDUCATION IN FIELD OF PHYSICAL CULTURE IN SPACE OF PEDAGOGICAL ANTHROPOLOGY

V.N. Kurys, Dr. Hab., professor

L.N. Slyadneva, Ph. D., senior lecturer

The Stavropol state university, Stavropol

Key words: education, pedagogical anthropology, physical culture, space.

The purpose of the research was to define a place of education in the field of physical culture in the space of pedagogical anthropology, to understand the essence of its phenomena and processes through features of their interrelation and interference.

The Authors investigated "the Concept of the development of physical culture and sports in the Russian Federation for the period till 2005". According to their opinion, the continuity of physical training and education of various age groups of population is a strategically important element of the state policy reflected in the concept.

According to the authors opinion, the formation of the system of the general continuous education in the field of physical culture in in compliance with " the Concept of the development of physical culture and sports in the Russian Federation for the period till 2005 " will allow to change the educational situation in Russia and to come out to the qualitatively new level of education of the physically and mentally healthy growing up generation.


ВЗГЛЯДЫ НА ОБЩЕЕ НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОСТРАНСТВЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ

Доктор педагогических наук, профессор В.Н. Курысь
Кандидат педагогических наук, доцент Л.Н. Сляднева

Ставропольский государственный университет, Ставрополь

Ключевые слова: образование, педагогическая антропология, физическая культура, пространство.

Завершение двадцатого и начало нового столетия характерно явно выраженным всплеском научного интереса в мировом научном пространстве к феномену человека. Уже в настоящее время общая антропология принимает явные очертания фундаментальной интегрированной человековед.ческой дисциплины. В основу гуманистической концепции, являющейся фундаментом общей антропологии, положено представление о том, что человек является биологическим видом, в котором органично объединены социальные, биологические и нравственно-духовные начала. В этой связи в современной интегративной антропологии отчетливо проявляются такие крупные направления, как философское, биосоциальное и педагогическое.

В свою очередь, педагогическая антропология движется также в трех направлениях развития и систематизации антрополого-педагогического знания [10, 15, 30]. Первое из них связано с приданием педагогической антропологии не только очертаний, но и сущности самостоятельной сферы системного научного знания о человеке в процессе образования и воспитания. Второе направление становления педагогической антропологии и формирования основ антрополого -педагогического знания характеризуется представлением педагогической антропологии как части педагогики. Гуманитарные исследования, базирующиеся на синтезе теоретико-педагогического, философско-антропологического и человековедческого знания, лежат в основе третьего направления. Несмотря на то что все три отмеченных направления развития педагогической антропологии объединяет общий фундаментальный тезис о том, что именно интеграция общей антропологии и педагогики "породила" педагогическую антропологию как человековедческую дисциплину, нам представляется целесообразным при раскрытии темы ориентироваться на сущностные особенности первого направления. Ибо педагогическая антропология, как это декларируется видными учеными данного направления, характеризуется главным и стратегическим предназначением - интеграцией человековедческих дисциплин и созданием реальных предпосылок системного исследования отличительных особенностей онтогенетического поэтапного развития человека в процессе его обучения и воспитания. Для нас важно то обстоятельство, что в перечне элементов своеобразного ядра педагогической антропологии наряду с философией, педагогикой, психологией, генетикой, физиологией, гигиеной, социальной этнографией, педиатрией и другими приводятся физическая культура, теория и методика физического воспитания в направлении соматической антропологии [12].

Очевидно то, что современное понимание термина "физическая культура" предполагает необходимость интеграции естественно-научных и гуманитарных знаний о телесном субстрате (основе) человеческого в человеке. Однако стремление к такой интеграции сталкивалось с парадоксальной проблемой - отсутствием должного внимания в исследовательской практике обществоведов к физической культуре как средству формирования дееспособного человека, следствием чего является наличие в массовом сознании негативно -скептического отношения к физической культуре, снижение ее роли в формировании целостного человека.

Кроме того, на протяжении десятилетий отношение общества к физическому воспитанию, физической культуре формировалось под влиянием политических, идеологических факторов. Общеизвестно, что предназначение физического воспитания во многом определялось политической ориентацией государства, а ценности физической культуры и спорта, их приумножение служили во многом целям идеологической борьбы. К сожалению, в нашем обществе на протяжении большей части прошлого века господствовало представление о физической культуре и ее деятельностной составляющей - физическом воспитании как о способе тренировки тела. Нисколько не приуменьшая значимости средств и методов физического воспитания для целей военного укрепления страны и во многом разделяя идеологическую значимость ценностей физической культуры и спорта, следует сказать, что достижения в сфере физического воспитания, физической культуры как педагогических явлениях, без сомнения, отождествлялись с физическим здоровьем нации, со здоровьем каждого человека.

Современное физическое воспитание, декларирующее в качестве целевой установки формирование физической культуры личности гражданина, построение его физического и психического здоровья, не решает эффективно задач, приближающих к отмеченной цели, а спорт высших достижений, профессиональный спорт как явления культурной двигательной деятельности человека в настоящее время в большинстве случаев приводят к обретению занимающимся статуса нездорового человека.

И первый, и второй случаи - это сферы так называемой физкультурной, спортивной педагогики как ветви классической отечественной педагогики. Но первая, как педагогическая система, дает сбои, а если говорить точно - работает неэффективно. Для пояснения отмеченного факта целесообразно определить возможные причины отклонения в функционировании педагогики в области физической культуры по сравнению с классической педагогикой. В качестве формулы наших действий примем известные слова Г. Гегеля: "Понять - значит выразить в форме понятий" и рассмотреть некоторые базовые компоненты явлений физического воспитания, в целом физической культуры с позиций общих с классической педагогикой понятий, отражающих их сущность.

Физическая культура, как и другие составляющие культуры общества, уникальна. Ее феноменальность заключается в исключительной функции объединения социального и биологического начал в человеке [1]. Именно в этой связи и с полным основанием физическая культура является изначальным, фундаментальным видом формирующейся культуры человека [4]. Ибо физическая культура - это вид культуры, который представляет собой специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования людей для выполнения ими своих социальных обязанностей [36]. В определенной мере разделяя сущность этой трактовки, следует отметить, что в таком виде понятие "физическая культура" отражает преимущественный запрос общества на физически совершенных граждан, но не учитывается то обстоятельство, что основной, интегральной характеристикой этого вида культуры является физическая культура личности, которая проявляется в развитой потребностной, мотивационно -ценностной сферах человека, в его самоопределенности, самообразованности и самопредставленности. Трудно согласиться с существующими официальными представлениями о том, что компоненты физической культуры полностью удовлетворяют все потребности общества и личности в физической подготовке людей к их жизнедеятельности [36], поскольку такое утверждение должно находить свое подтверждение в достаточном уровне физического здоровья нации, что не отражает существующей реальности.

Доминирующая позиция в понимании физической культуры как явления с акцентированным преимуществом физической тренировки тела с явной недостаточностью или попросту отсутствием социально-психологической, духовной, личностной направленности этого явления привели, как точно отметил В.А. Пономарчук, к тому, что "мы сегодня практически имеем дело с физической антикультурой, цель которой - не производство мыслящей, свободно действующей плоти, а производство отдельных физических возможностей и способностей человека" [31].

При наличии полярных мнений о сущности понятия и содержания физической культуры, например: 1) как способе двигательной активности, осуществляемой человеком для оптимизации своего телесного состояния, 2) как виде культуры человека и общества "в культуре физической определяющей должна быть человекотворческая функция, ведущей стороной которой (как и у всех других видов культуры) является духовная составляющая, реализуемая в своеобразной форме через двигательную деятельность человека" [23]. Производной же этой функции предстает адаптационная функция, сущность которой заключается в самосохранении и развитии общества. В этом случае с позиций культурологии, с позиций функций культуры в обществе физическая культура может быть действительно ее ветвью, а физическое воспитание - действительной составляющей интегративной педагогической антропологии.

Формирование физической культуры личности, общества в целом, пользование ценностями этого вида культуры осуществляется через педагогическую деятельность, в процессе физического воспитания, основанных на языке общения с применением специальных терминов, специфических средств, особенностей передачи и усвоения социального опыта в педагогической деятельности в рамках этого вида культуры.

В семантическую основу сферы физической культуры и ее главной производной - формирования физической культуры личности - входят понятия "воспитание", "образование", "развитие" и "обучение". В последнее десятилетие, обнажившее состояние кризиса физического воспитания, достаточно активно дискутируются вопросы сущности, взаимосвязей и соотношения отмеченных выше категорий, в частности в работах Л.П. Матвеева, В.М. Выдрина, Н.И. Пономарева, В.Т. Чичкина, В.Н. Курыся, В.П. Лукьяненко и др., что направлено как на отражение состояния физической культуры в целом, так и на определение стратегии ее развития.

Цель нашего обращения к этому вопросу - определение места образования в области физической культуры через смысловое содержание отмеченных ранее базовых понятий, понимание сущности явлений и процессов, через особенности их взаимосвязи и взаимовлияния.

В современной педагогике наиболее распространено такое представление о взаимосвязи базовых понятий, которое выражается в суммации обучения, воспитания и развития, результатом чего является образование. На первый взгляд это соотношение довольно притягательно для достижения нашей цели, обусловленной темой статьи, но в таком случае воспитание и развитие как таковые представляют собой составляющие образования, что не соответствует ни реальности педагогической деятельности, ни диалектической сущности развития как философской категории.

В другом случае и в соответствии с отмеченным выше приоритет отдается развитию как результату суммации образования, обучения и воспитания [8]. Определенная ясность в позиции каждой из базовых составляющих физической культуры появляется при рассмотрении их сущности под углом зрения на цель функционирования последней, коей является сформированная и развивающая физическая культура личности человека. И если под образованием в области физической культуры понимаются процесс и результат усвоения знаний, умений и навыков, связанных с применением специальных средств и методов направленного физического развития человека, а также развития способности передавать усвоенное окружающим [18], а под физическим воспитанием - процесс формирования потребности в занятиях физическими упражнениями в интересах всестороннего развития личности, формирования положительного отношения к физической культуре, выработке ценностных ориентаций, убеждений, вкусов, привычек, наклонностей [27], то, бесспорно, цель обоих этих процессов - формирование и развитие физической культуры личности человека. Образование в области физической культуры и физическое воспитание с этой точки зрения представляют собой своеобразный "единый организм", взаимосвязанные процессы, но существенно отличающиеся предметами своего основного воздействия. Сущность отличий заключается в том, что когда мы говорим об образовании в области физической культуры, то предметом такого воздействия являются двигательный и интеллектуальный компоненты, в физическом воспитании - социальные, духовные, нравственные качества личности [1, 20, 21, 23, 26, 36]. Органичность физического воспитания и образования в области физической культуры определяется базовым совокупным целеполаганием этих процессов, а именно - формированием и развитием физической культуры личности.

Отмеченное дает основание сформулировать базовый тезис о том, что физическое воспитание как таковое невозможно без образования в области физической культуры, без обучения как деятельностной основы образования и, в свою очередь, образование немыслимо без физического воспитания. То есть в сфере физической культуры должно осуществляться известное положение классической педагогики о том, что обучение воспитывает, а воспитание обучает, и далее о том, что воспитание (и в частности физическое) оказывает (или должно оказывать) действенное влияние на развитие человека через формирование культуры (в частности физической культуры) личности.

На фоне отмеченного обратимся к реалиям. При том, что в нашем обществе многие десятилетия существует явление, называемое физическим воспитанием и мы декларируем формирование физической культуры личности, формирование физической культуры общества, целенаправленное образование человека нашей страны в области физической культуры практически отсутствует как в области дошкольного образования [17, 29], общего среднего образования [17, 18, 23], в сфере общего высшего образования, так и в среде взрослого населения страны, за редким исключением самообразования.

Проблемность ситуации в педагогическом пространстве сферы физической культуры очевидна. На наш взгляд, такая ситуация во многом определялась положением классической педагогики, "молча взиравшей" многие десятилетия на отсутствие взаимообуславливающих связей между явлениями и процессами, составляющими сущность физической культуры общества. Быть может, это было и потому, что само общество в силу общественно -политических, экономических обстоятельств не претендовало на образовательное обеспечение явления и процесса "физическое воспитание", формирование и развитие физической культуры общества. В совокупности эти обстоятельства, как и другие, привели к тому, что физическая культура как понятие, как деятельностная сторона человека приняла или нарицательный характер, или характер сомнительной ценности.

На наш взгляд, современные представления общества, новые социально-личностные акценты представляют возможности для коренного изменения отношения к физической культуре, к явлениям и процессам, ее составляющим. В качестве фундамента построения нового отношения нам представляются идеи современной педагогической антропологии и взгляды, определяющие место образования в учении о развитии человека. "Человек изначально от природы предназначен к раскрытию и совершенствованию всей гаммы своих задатков в образовательном процессе", - отмечал еще в 1928 г. Г. Ноль. К сожалению, этот замечательный и поистине современный тезис не нашел пока своего отражения применительно к телесно-двигательным способностям человека.

В этой связи весьма обнадеживающим в перспективе обстоятельством является то, что развитие педагогической антропологии рассматривается как одно из необходимых условий для изменения образовательной ситуации в России, реализации новой образовательной политики, совершенствования новых отраслей педагогических знаний, философии образования, социальной педагогики, педагогической диагностики, коррекционной педагогики [11, 42].

Мы полагаем, что в этом ряду найдет свое место и физическое воспитание, функционирующее на действительной образовательной основе. К настоящему времени уже сформировалось понятие об антропологических основаниях теории и практики образования [30], в глобальной сфере которого, как нам представляется, в современных условиях трудно исключить целесообразность формирования такого явления, как общее непрерывное образование в области физической культуры, не существующее пока в общественном и практическом пространствах.

Непрерывность образования человека обуславливается феноменом образования в широком антропологическом смысле, непрерывно-дискретным характером становления человека. В каждый момент своего бытия человек уже образован, ибо обладает неким образoм, и еще образовывается, так как его образ меняется, имеет свою динамику. Этот постоянно меняющийся динамичный процесс составляет антропологическую природу образования [10], в том числе и частную природу образования в области физической культуры.

Современное представление об образовании в области физической культуры актуализирует его рассмотрение как социально детерминированного культурного телесно-двигательного становления человека, обретающего через отмеченное свой высокоорганизованный человеческий образ, обусловленный имеющимся состоянием физически культурного бытия. Вместе с тем такое образование рассматривается не как однозначно заданное приближение к обусловленному и необходимому телесно-двигательному образцу, в котором воплощается понимание физической сущности человека, а как непрерывная реализация телесно-двигательных возможностей человека, его модифицированная актуализация и самореализация в пространстве физической культуры и культуры общества в целом.

Базовым антропологическим основанием образования человека в области физической культуры является предопределенная природой физическая, соматодвигательная незавершенность каждого появляющегося на свет, но при этом бесконечно открытого к научению и самоопределению.

В связи с развиваемой темой важно то обстоятельство, что педагогическая антропология определяется как система знаний о человеке - субъекте и объекте образования, позволяющая осуществить поиск новых образовательных стратегий и технологий. Одной из таких образовательных стратегий должна быть государственная, по сути и содержанию, направленность формирования и развития физической культуры общества, физической культуры личности на общеобразовательных основах в этой области, на представлении о человеке как о сложнейшей из известных науке систем, обладающей уникальными характеристиками, такими как способность к саморазвитию, саморегуляции, возможности развития задатков наряду с общеинтеллектуальной сферой и в области его телесно-двигательного мира.

Существенным аргументом в пользу отмеченного выше является то обстоятельство, что в качестве предмета антрополого-педагогического познания выступает определенный феномен человеческого существования, рассматриваемый в контексте образования [5] в форме, как мы полагаем, непрерывности, т.е. в онтогенезе.

Это дает основание составить представление об образовании человека в области физической культуры в таком же онтогенетическом аспекте, причем в ярко выраженном антропоцентрическом варианте. Отмеченное базируется на том, что наибольший интерес к педагогической антропологии заключен в необходимости выработки новой парадигмы образования, центрированной на человеке. В конечном счете нам придется прийти к заключению, что физическую культуру личности "в физкультурном советском строе", реализуя модель субъектно-объектных отношений, не сформировать, что уже доказано историей большей части прошлого столетия. Ибо категориальная система педагогической антропологии, как и ее сущностное основание, строится на понятиях "рефлексивность", "самоопределенность", "самообразование", "самопредставление", что отражает сущность центрированного на человеке образования и в основе чего лежит модель субъект-субъектных отношений действующих лиц образовательного и воспитательного процессов.

Современные взгляды на содержательную организационную сущность общего образования в области физической культуры формируются на основе представлений о концептуальных основах физической культуры и образования в этой области. В качестве первой и ориентировочной для нас группы государственных документов, отражающих такие представления, можно принять "Концепцию непрерывного физического образования детей и учащейся молодежи" [7], "Программу физического воспитания населения СССР" [33] и "Концепцию развития физической культуры" [8]. К обобщенным смысловым достоинствам отраженных в документах взглядов государства на проблемы формирования физической культуры следует отнести постановку традиционной для того времени смены общественно-экономической формации в стране, задачи решения этой проблемы через повышение эффективности физического воспитания молодежи и, что важно, с определенным акцентом на школьниках и дошкольниках. Но, несмотря на то что этими документами были определены приоритетные направления и конкретные сферы приложения усилий общества на решение задачи "повышения эффективности и процесса физического воспитания", на протяжении почти десятилетия этот процесс ухудшался. Это связано, во-первых, с переустройством государства, со сменой ориентиров общественного развития, в условиях чего многие концептуальные установки работать уже не могли, во-вторых, с тем, что имеющиеся директивы не несли в себе системной, и в частности онтогенической, ясности по проблеме образования, воспитания и формирования физической культуры человека и общества.

Тем не менее в условиях тотальной неразберихи во всех сферах общества в начале прошлого десятилетия предпринимались эффективные попытки создания концептуальных основ формирования физической культуры человека, обновления систем физического воспитания учащейся молодежи [20, 35]. Новая система В.И. Столярова основывалась на комплексном подходе к целостному и гуманистическому воздействию на личность, что предусматривало преодоление разрыва между физическим и духовным развитием человека.

Формирование жизненной философии, внутренней убежденности человека о целесообразном, потребно-деятельностном его отношении к потенциалу физической культуры, спорта и путях его освоения личностью, обществом явилось основой Концепции формирования физической культуры человека Л.И. Лубышевой [20, 22].

Вводя понятие "физкультурное воспитание" и определяя его трехмерную сущность как социально -психологическую, интеллектуальную и телесно-двигательную направленность, автор акцентирует внимание на интеллектуальной основе физкультурного воспитания человека, предполагающей интеграцию естественно -научных и гуманитарных знаний. Безусловная революционность в развитии этих процессов заключена в концепции физического воспитания и спортивной тренировки, созданной в 1998 г. проблемным научным советом РАО [13], в провозглашенной цели физического воспитания как "формирование основ физической и духовной культуры личности, повышение ресурсов здоровья как системы ценностей, активно и долгосрочно реализуемых в здоровом стиле жизни". Революционность цели заключена прежде всего в ярко выраженной личностной ориентации на ценности физической культуры, состоящей в построении основ как физической (что было и ранее), так и духовной культуры личности, на чем не акцентировалось в прошлые десятилетия внимание и что неизмеримо ценно для современного демократического общества.

Важнейшим директивным элементом концепции является формирование интеллектуального компонента физической культуры занимающихся как средства познания себя как биологического вида, непременного условия осознания жизненной важности занятий физическими упражнениями, овладения основами построения собственных технологий телесно-двигательного совершенствования. Ибо провозглашаемый в качестве главного фактора физического воспитания специально организованный процесс адаптации к физическим нагрузкам, основанный на закономерностях тренировки, в определенной степени нивелирует фактор образованности индивидуума в области физической культуры, чем снижается его личная, интеллектуальная роль в процессе телесно-двигательного совершенствования. Идея самосовершенствования, безусловно, прогрессивна, но в органической связи с целенаправленным непрерывным организованным процессом образования в области физической культуры.

Обозначенная в концепции целесообразность исключения преподавания физической культуры из рамок академических занятий в общеобразовательных учреждениях также порождает вопрос о возможности системного, преемственного и целенаправленного формирования знаний (образованности) в области физической культуры, что является базисом системы физического воспитания и безусловной предпосылкой самосовершенствования молодого человека на собственной интеллектуальной основе.

Принятый в 1999 г. Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" [38] послужил правовой основой для создания ряда программно -нормативных, концептуальных документов государственного масштаба. Важнейшим из них является "Концепция развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2005 года" [9]. Наряду с задачами традиционного характера Концепция настойчиво направляет государственную деятельность в области физической культуры на улучшение качества процесса физического воспитания и образования детей, молодежи, населения в целом, на повышение уровня образованности граждан России в области физической культуры. На наш взгляд, стратегически архиважным элементом государственной политики, отраженной в концепции, является непрерывность физического воспитания и образования различных возрастных групп населения в онтогенетическом плане.

Впервые в государственных документах подобного рода акцентируется внимание на необходимости овладения специальными знаниями в области физической культуры людьми практически всех общегосударственных сфер деятельности. Следует подчеркнуть особую значимость установки в концепции на создание основ отношения к физической культуре в детстве, дошкольном возрасте как первооснове всего последующего в человеке.

В ряде последних научных исследований [23, 29, 37] с участием одного из авторов статьи нашли отражение сущностные стороны Концепции развития физической культуры и спорта.

Исследование физкультурного образования детей 5-6 лет на основе взаимодействия семьи и педагогов дошкольных образовательных учреждений [16, 29] отражает в известной степени наши стартовые представления о концептуальных основах построения общего непрерывного образования в области физической культуры.

Теоретико-методологическое обоснование содержания общего среднего образования в области физической культуры было осуществлено В.П. Лукьяненко [23]. В основу авторской концепции им включен ряд выводов и положений, главным из которых является вывод о фактическом отсутствии общего среднего образования в сфере физической культуры в современной общеобразовательной школе. В качестве ведущей цели процесса физического воспитания в школьный период развития человека автор ставит "обеспечение общего среднего образования в сфере физической культуры, представляющего собой базовую основу и непременное условие успешного формирования физической культуры личности, как тактический уровень целеполагания в сфере физической культуры". Действительно, школьные годы по своей длительности предоставляют широкие возможности для достижения сформулированной цели. Но при этом не следует упускать из виду то обстоятельство, что фундамент культуры личности, его телесно-двигательной составляющей должен закладываться в дошкольном возрасте, где процесс физического воспитания должен базироваться на образовательном компоненте, его создании.

Заслуживает внимания в этой концепции положение о том, что главным фактором, определяющим урок физической культуры в качестве основной формы физического воспитания является его дидактическая направленность с приоритетом решения образовательных задач, как стратегически важных для достижения общей цели физического воспитания, т.е. формирования физической культуры личности. Решение этих задач видится во включении в систему учебных занятий наряду с практическими занятия по общетеоретической подготовке и инструктивно-методической направленности. Полагаем вполне обоснованной постановку автором вопроса о необходимости создания подлинно образовательной системы в сфере физического воспитания школьников. При этом следует заметить, что значимость созданной концепции была бы выше, если бы экспериментальное подтверждение ее сущности было осуществлено на модели по крайней мере начальных классов, но не старшеклассников.

Особенно важным, если не основополагающим, условием придания предмету "физическая культура" действительно образовательной направленности является изменение социальной сущности и предмета, и его преподавания. Это заключается в пересмотре акцентов в явлениях и процессах, и в частности отходе от механического "натаскивания" учащихся на физический, качественный результат, и ярко выраженном внимании на приобретении учащимися действительной образованности в области физической культуры [18, 23, 28, 41]. Причем реализация такого подхода в преподавании должна обуславливаться онтогенетической познавательной активностью обучаемых и строиться на основе логической формулы формирования физической культуры индивида (младший школьный возраст) - индивидуальности (средний школьный возраст) - личности, что соответствует старшему школьному возрасту [25] .

Таким образом, формирование системы общего непрерывного образования в области физической культуры позволит изменить образовательную ситуацию в России и выйти на качественно новый уровень воспитания физически и психически здорового подрастающего поколения.

Литература

1. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. - М.: ФиC, 1988. - 208 с.

2. Бальсевич В.К., Шестаков М.П. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания школьников / Спорт, духовные ценности, культура, вып.7. - М.: РГАФК, 1997, с. 232-237.

3. Бим-Бад Б.М. Педагогическая антропология: курс лекций. - М.: Изд-во УРАО, 2002. - 208 с.

4. Визитей Н.Н. Физическая культура личности (проблемы человеческой телесности: методологические, социально-философские, педагогические аспекты) - Кишинев: Штиинца, 1989, с. 3-25.

5. Данилюк А.Я. Развитие педагогической антропологии в контексте русской революционной традиции // Педагогика. - М.: Педагогика, 2003, с. 86.

6. Евсеев С.П. Физическая культура в системе высшего профессионального образования: реалии и перспективы: Монография. - СПб.: ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1999. - 144 с.

7. Концепция непрерывного физического образования детей и учащейся молодежи. - М.: ВНИИФК, 1989. - 20 с.

8. Концепция развития физической культуры // Теория и практика физ. культуры. 1990, № 3, с. 3.

9. Концепция развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2005 года // Теория и практика физ. культуры. 2001, № 4, с. 2-8.

10. Корнетов Г.Б. Педагогические парадигмы базовых моделей образования: Учеб. пос. - М.: Изд-во УРАО. 2001. - 124 с.

11. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Педагогическая антропология в процессе обретения дисциплинарного статуса. - Известия Российской Академии образования. 1999, № 3, с.10-23.

12. Кузин В.В., Никитюк Б.А. Очерки теории и истории интегративной антропологии. - М.:ФОН, 1995. -174 с.

13. Кузин В.В. Научные приоритеты в физическом воспитании и спортивной подготовке детей и юношества (первые итоги проблемного Научного совета по физической культуре РАО) //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1998, № 2, с. 2-5.

14. Куликов В.Б. Педагогическая антропология. Свердловск, 1988, с. 9.

15. Куликов В.Б. Педагогическая антропология. - Свердловск: Изд-во "Урал", 1998, с.187.

16. Курысь В.Н. Всеобщее физкультурное образование - путь к здоровью нации //Вестник Ставроп. гос. ун-та, 1998, вып.16, с. 140-146.

17. Курысь В.Н. Что есть от культуры в предмете и занятиях по физической культуре //Проблемы детской антропологии: Материалы Всероссийской научной конференции (20-21 ноября 2001 г.), с. 139-142.

18. Курысь В.Н., Сляднева Л.Н. Физическая культура как общеобразовательный предмет // Теория и практика физ. культуры. 2002, № 9, с. 57-60.

19. Курысь В.Н. Физическая культура в университете: реалии и возможности. Проблемы здоровья человека. Развитие физической культуры в современных условиях: Сборник научных трудов по материалам Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 55-летию ФФК СГУ. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002, с. 72-80.

20. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. - М.: РГАФК, 1992. - 120 с.

21. Лубышева Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996, № 1, с. 11-17.

22. Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью // Теория и практика физ. культуры. 1997, № 6, с. 10.

23. Лукьяненко В.П. Современное состояние и концепция развития общего среднего физкультурного образования в России: Монография. -Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002. - 315 с.

24. Максакова В.И. Педагогическая антропология: Учеб. пос. для студ. высших пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2001. - 208 с.

25. Матвеев А.П. Очерки по теории и методике образования школьников в сфере физической культуры. - М.: РГАФК, 1997. -120 с.

26. Матвеев А.П. Физическая культура личности как проблема педагогики //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1998, № 2, с. 11.

27. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для институтов физической культуры. - М.: ФиС, 1991. - 543 с.

28. Минбулатов В.М. Физическая культура в школе. Очерки дидактических основ. - Махачкала: Дагучпедгиз, 1993. - 160 с.

29. Моргун И.Н. Физкультурное образование детей 5-6 лет на основе взаимодействия семьи и педагогов дошкольных образовательных учреждений: Канд. дис., Ставрополь, 2002. - 180 с.

30. Педагогическая антропология: Учеб. пос. / Авт.-сост. Б.М. Бим-Бад - М.: Изд-во УРАО, 1998. - 576 с.

31. Пономарчук В.А. Человек в мире спорта: проблемы становления личности. - М.: Федеральный институт социологии образования. 1994. - 118 с.

32. Приходько В.В., Каргополов Е.П. К разработке онтологии непрерывного физкультурного образования // Теория и практика физ. культуры. 1990, № 7, с. 19-21.

33. Программа физического воспитания населения СССР (основные исходные положения) // Теория и практика физ. культуры. 1990, № 3, с. 7-12.

34. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 томах, т. 2 / Гл. ред. В.В. Давыдов - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998, с. 121-123.

35. Столяров В.И. Проект "СпАрт" и новая комплексная система физкультурно-спортивной работы с целью духовного и физического оздоровления населения России (основные идеи и первые итоги реализации) // Теория и практика физ. культуры. 1993, № 4, с. 10-14.

36. Теория и методика физической культуры (курс лекций): Учеб. пос. /Под ред. Ю.Ф.Курамшина, В.И. Попова); СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. СПб, 1999. - 324 с.

37. Труфанова Т.Е. Формирование знаний по физической культуре в процессе физического воспитания учащихся старших классов: Канд. дис. Ставрополь, 2002. - 180 с.

38. Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации". "Российская газета", 6 мая 1999 г.

39. Хакунов Н.Х. Формирование физической культуры личности в учебных заведениях разного типа: Автореф. докт. дис. Краснодар, 1995. - 33 с.

40.Чичикин В.Т. Структура и регуляция профессиональной готовности преподавателя физической культуры (методологические аспекты): Учеб. пос. для студентов, аспирантов, слушателей ФПК ГЦОЛИФКа. - М.: ГЦОЛИФК, 1992. - 94 с.

41. Шаулин В.Н. Подготовка школьников к физическому самосовершенствованию: Пос. для учителя. - М.: Центр гуманитарного образования, 1995. - 134 с.

42. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. - Ростов-на-Дону: РГПУ, 1995.

43. Шиянов Е.Н. Гуманизация образования и профессиональной подготовки учителя. - М.: МГПУ, 1991. - 179 с.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!