ПСИХОЛОГИ-
ЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ


Abstract

MOTOR ACTION AS NUCLEUS OF SYSTEM OF SUBJECT-SUBJECTIVE RELATIONS

L.N. Sljadneva, Ph.D.

Stavropol state pedagogical institute, Stavropol

Key words: motor action, subject-subjective relations, functional system, system generating factor, needs of person.

The author understands the system of the scientific views on properties of a motor action as the bases of relations between subjects of physical culture, sports and body-motor art as the subject-subjective concept of motor action.

The general result of the subject-subjective relations developing on the basis of motor action, both from positions of its reviewer, and from its positions of a viewer, the expansion of the area of existence of the personality of the individual.

The research of motor action in the system of subject-subjective relations will find out its new humanistic properties and qualities of sports and physical culture.


ДВИГАТЕЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ КАК ЯДРО СИСТЕМЫ СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Кандидат педагогических наук Л.Н. Сляднева
Ставропольский государственный институт, Ставрополь

Ключевые слова: двигательное действие, субъект-субъектные отношения, функциональная система, системообразующий фактор, потребности личности.

Одна из характерных особенностей современной цивилизации - редукция духа. Это проявляется в подавленности, размытости моральных позиций, потере ценностно-смыловых ориентиров, алкоголизме, наркомании. Кроме того, в условиях статичности, чувственной уравновешенности (безразличия), двигательной скованности современного человека разрушаются эстетические основы общества. Тело человека как заложник его души деградирует. Человечество достигло той черты, за которой регресс становится необратимым. Учитывая это, не случайно обращение многих исследователей двигательного действия [2, 3, 5] к субъектным, ценностно-смысловым основам его продуцирования. На этом уровне анализа антропологической (гуманистической) реальности двигательное действие рассматривается как двигательная задача, представленная в семантико-оценочном пространстве внутреннего мира человека.

Гуманистическая парадигма привнесла в традиционную теорию физического воспитания личностные переменные, обогатила практику гуманитарными, антропоцентрическими технологиями формирования двигательного действия. Однако следует заметить, что в контексте этой теоретико-педагогической концепции двигательное действие обучаемого рассматривается как объект обучения и технологического моделирования в деятельности педагога, а следовательно, основу ее категориально -понятийного аппарата составляют отношения "субъект - объект". Как известно, субъект-объектные отношения охватывают лишь одну сторону бытия человека. Другой не менее значимой для человека стороной его существования являются субъект-субъектные отношения.

Результат двигательной активности индивида в плане субъект-субъектных отношений связан не столько с формированием двигательного действия как такового, сколько с преобразованиями в психосфере другого человека в связи с развертыванием этого действия. Только субъект-субъектная концепция (в первом приближении - единая теория двигательного действия), по нашему мнению, дает возможность глубоко исследовать двигательное действие как центральный феномен физической культуры и спорта.

Под субъект-субъектной концепцией двигательного действия мы понимаем систему научных взглядов на свойства двигательного действия как основы отношений между субъектами физической культуры, спорта и телесно-двигательного искусства. В широком смысле субъектами физической культуры, спорта и телесно-двигательного искусства являются как люди, вовлеченные в процесс формирования двигательного действия (спортсмен, тренер, хореограф, арбитры и т.д.), так и потребители результатов этого процесса (болельщики, зрители). Упростить рассуждения можно, понимая под субъектами двигательного действия лишь непосредственных активных участников отношений: референта, индивида, продуцирующего двигательное действие, и перципиента - индивида, созерцающего это двигательное действие. В этом случае субъект-субъектные (межличностные, интерперсональные) отношения могут рассматриваться как объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между референтом и перципиентом. Однако выводы можно распространить на всех субъектов физической культуры, спорта и телесно-двигательного искусства, так как проявлением этих отношений в любом случае становятся разнообразные экспрессивные, яркие эмоционально-чувственные состояния индивидов.

Следует заметить, что каждый из феноменов субъект-субъектных отношений, формируемых на основе телесного движения, исследуется в рамках того или иного узкого научного направления (биомеханики, физиологии, нейрофизиологии, нейропсихологии, психологии, культурологии, эстетики, философии и других), теоретические стыки между которыми в настоящее время недостаточно разработаны. Каждая из научных парадигм, редуцируя двигательное действие до минимального количества связанных с ним реальностей, использует свой способ (чаще естественно-научный или гуманитарный) его познания, который реализуется в уникальном категориальном пространстве. Переход от одной сферы научного познания к другой связан не только с преодолением знаниевой неопределенности стыков, но и с переходом к новому понятийному аппарату. Кроме того, построение субъект-субъектной теории требует от исследователя, с одной стороны, выхода за пределы ментальных схем общепризнанных "механизмов" продуцирования двигательного действия. С позиций этих "объективных" схем двигательное действие можно сепарировать от субъекта, фрагментировать, подправить, синтезировать и в налаженном виде аддитировать с духовным остатком. С другой стороны, исследователю неизбежно придется отказаться от "демонизации" цельности "души и тела", так как глобальность этого конструкта бесконечно превосходит современный научный инструментарий его изучения. И, наконец, следует отметить, что любая теория, построенная на основе простого совмещения знаний, оказывается эклектичной. Только системное исследование дает возможность представить двигательное действие как ядерную реальность в субъект-субъектных отношениях.

Безусловно, рассматривая двигательное действие в системе субъект-субъектных отношений, мы ограничиваем исследование, во-первых, множеством возможных его проявлений, во-вторых, множеством его связей (рамками взаимосвязей элементов только этой системы). И, наконец, множеством его свойств и качеств, которые оно приобретает благодаря этой внутренне связной системе.

Ограничение "степеней свободы" двигательного действия рамками субъект-субъектных отношений не дает оснований для анализа выделенной реальности как упорядоченной системы до тех пор, пока не будет выделен системообразующий фактор как неотъемлемый компонент этой реальности. Определение двигательного действия как ядра субъект-субъектных отношений не является основанием для признания его системообразующим фактором, т.к. каждое новое двигательное действие выстраивает свою уникальную систему отношений субъектов взаимодействия.

Выделение системообразующего фактора всегда признавалось проблемной задачей. Ведь из всего многообразия компонентов системы необходимо выбрать такой, который был бы изоморфным при всевозможных трансформациях системы, давал бы основание говорить о
ней как о целостной единице анализа в разных ситуациях. Нам представляется продуктивным разрешение этой проблемы на основе идеи П.К. Анохина [1] о возможности рассмотрения ментальных (мысленных) систем как функциональных. В этом случае в качестве системообразующего фактора выступает результат функционирования системы. Сама "живая" система при этом может быть представлена как совокупность не взаимодействующих, а взаимосодействующих элементов, "направляющих свою активность" на получение общего результата. Таким образом, выделение системообразующего фактора субъект-субъектных отношений на основе двигательного действия сводится к поиску результата, значимого для субъектов физической культуры, спорта и телесно-двигательного искусства (референта и перципиента).

Важно отметить, что принятие результата экспрессивных отношений в качестве системообразующего фактора неминуемо столкнется с временным парадоксом. Действительно, каким образом результат, который еще не наступил, может детерминировать текущее двигательное действие? Решение этого временного парадокса известно науке. Учитывая, что как референт, так и перципиент являются представителями homo sapiens (людьми разумными), в качестве детерминанты выступает не сам результат, а его ментальный эквивалент - модель будущего результата (образ потребного будущего, акцептор результата действия, цель и т.п.). Таким образом, поиск системообразующего фактора непосредственно связан с целью продуцирования двигательного действия референтом и целью визуализации этого двигательного действия перципиентом. На первый взгляд может показаться, что эти цели различны и их следует дифференцировать.

Цель (осознанный образ предвосхищаемого результата) продуцирования каждого двигательного действия, на достижение которого оно направлено, уникальна. Очевидно, она варьируется от действия к действию. Не более конкретна и цель двигательной активности в целом. У каждого референта она своя (например, установление личного рекорда, получение материального вознаграждения). Поэтому цель не может непосредственно рассматриваться как системообразующий фактор. Другое дело мотив. Мотив - побуждение к активности, связанное с удовлетворением конкретной (опредмеченной) потребности. В контексте нашего исследования предметом активности индивида является двигательное действие. Мотив двигательной активности - удовлетворение некоторой потребности посредством продуцирования двигательного действия. Как известно, поле потребностей у человека достаточно ограничено, поэтому несложно локализовать потребность, которая может быть удовлетворена посредством продуцирования двигательного действия.

Обычно выделяют ряд витальных (связанных с обеспечением органических функций) и ряд социогенных (общественных) потребностей человека. Наиболее продуктивной в контексте нашего исследования является идея В.А. Петровского [4] о наличии у человека единственной социогенной потребности - потребности в персонализации. Под персонализацией понимается процесс, в результате которого субъект получает идеальную представленность ("инобытие") в жизнедеятельности других людей и может выступать в общественной жизни как личность. Иными словами, потребность в персонализации фактически есть потребность субъекта быть личностью. Следует отметить, что "личность" В.А. Петровский трактует как особую, идеальную форму бытия человека, придающую ему свойство субъективности, то есть возможности быть причиной себя, воспроизводить свое бытие в мире. Быть личностью - значит быть субъектом самого себя, своего существования в мире, носителем идеи "Я".

Основываясь на концепции самопричинности личности, можно утверждать, что если индивид полагает себя личностью, то он стремится в пространства бытия личности: "Жизнь", "Культура", "Другой человек", "Я сам". А.В. Петровский отмечает, что, полагая себя как субъекта и запечатлеваясь в своей субъектности, человеческий индивид присутствует в том "психологическом пространстве", которое он может освоить. Он действует в той "части" истории, которая является столь же торией человечества, сколь и его собственной личной историей. Путь, который он прошел сам и который будет пройден им вместе с другими, а в конечном счете (за гранью его физического бытия) посредством других, субъективизируется им как имманентная часть его самого.

Опираясь на гуманистическое (ценность - человек) понимание личности как субъекта самого себя, как носителя идеи "Я", мы получаем возможность, казалось бы, изначально только биологически детерминированные тело человека и его двигательную активность рассматривать как средство воздействия на людей, как инструментарий персонализации личности, иными словами, включить физическую компоненту человека в идеальный мир культуры и искусства, в систему субъект-субъектных отношений.

В двигательном действии индивида (референта) "объемно" и целостно концентрируется всё его внутреннее состояние, вся его субъектность. В двигательном действии эксплицируется личность. В этом смысле, несмотря на различную природу субъектности (идеальную) и двигательного действия (материальную), можно говорить об их идентичности. Такое допущение дает возможность выделить гуманистическое свойство двигательного действия - его идентичность субъектности индивида. Это свойство двигательного действия создает условия для мгновенной трансляции субъектности другому и в силу этого "способно породить" сильные аффекты (переживания и чувства) у другого. Таким образом, референт, продуцируя двигательное действие, прогнозирует расширение культурологической области существования своей субъектности. При этом он осваивает ее "физически".

С учетом включенности двигательного действия в экспрессивное отношение прогнозируемый результат возможен. В конечном счете будет ли осуществлена трансляция субъектности от одного индивида к другому зависит от последнего. Более того, заметим, что в материальном мире понятие "потенциал" означает наличие в пространстве, например, некоторого силового поля. Для выполнения работы в точку этого поля достаточно поместить пробный объект. В субъект-субъектной концепции это верно с точностью до наоборот. В качестве "пробного объекта" здесь выступает двигательное действие одного индивида, а "силовое поле возможностей" продуцирует другой.

Трансляция субъектности посредством двигательного действия, по нашему мнению, принципиально отличается и от коммуникационного процесса, который преимущественно связан с вербальной, знаково-символической (собственно лингвистической) функцией речи. Несмотря на то что в коммуникации все же выделяют наряду с информационной аффективную (эмоциональную) составляющую, передача информации процессуальна и адресована прежде всего мышлению (сознанию).

Сущностная жизнь человека базируется на параллельном полисенсорном потоке его взаимодействия с внешним по отношению к нему миром. Именно в этом потоке перцепция двигательного действия приобретает самостоятельное значение. При определенных условиях эта субъектность может быть мгновенно транслирована другому. Основой такой "вспышки", "озарения" другого являются подсознание и интуиция как механизмы непосредственного постижения истины без логического обоснования. Эти механизмы разворачиваются на основе инстинктов и жизненного опыта перципиента. Эти механизмы дают ему возможность обрести чужую субъектность, понять ее и переживать как собственную. Обретение чужой субъектности дает возможность перципиенту двигательного действия, так же как и его референту, мысленно расширить пространство существования своей субъектности, недоступное для физического освоения.

Таким образом, можно утверждать, что общим результатом субъект-субъектных отношений, складывающихся на основе двигательного действия, как с позиций его референта, так и с позиций его перципиента, является расширение области существования личности индивида.

Актуализированный результат не зависит от структуры двигательного действия. Он универсален для физической культуры, спорта и телесно-двигательного искусства. Следовательно, именно этот результат следует признать системообразующим фактором выделенной в работе реальности.

В терминах субъект-субъектной парадигмы физическая культура, спорт и телесно-двигательное искусство являются единомножием культуропорождающих и культуропоглощающих субъектов двигательного действия. Физическая культура личности может быть определена как относительно устойчивая, частично осознаваемая и пристрастно -переживаемая активная структура представлений индивида о двигательном действии, проявляющаяся в его стремлении к физическому или ментальному освоению этого действия. Субъективная значимость двигательного действия в выделенном единомножии заключается в возможности расширения области бытия личности индивида. Определяя такую возможность как системообразующий фактор субъект-субъектных отношений, формируемых на основе двигательного действия, мы утверждаем целесообразность гипотетического построения новой функциональной системы двигательного действия. Исследование двигательного действия в этой системе, безусловно, обнаружит новые его гуманистические свойства и качества.

Литература

1. Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем. М., 1971.

2. Донской Д.Д. Соотношение естественнонаучного и гуманитарного знания в антропоцентрической биомеханике /Проблемы интеграции естественнонаучного и гуманитарного знания в теории деятельности и двигательного действия. - Н. Новгород: НГПУ, 1997, с. 63-67.

3. Дмитриев С.В. Биомеханика: в поисках новой парадигмы: Монография. - Н. Новгород: Изд-во НГПУ, 1999. - 179 с.

4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. - М.: Инфа-М, 1998, - 528 с.

5. Курысь В.Н., Сляднева Л.Н. Двигательная пластика как фактор профессиональной подготовленности специалистов в области физической культуры /Физическая культура, спорт и туризм юга России в ХХI столетии: Материалы 2-й региональной научно-практической конференции. - Ставрополь: Комитет по физической культуре и спорту, 2001, с. 138-141.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!