КРИТИКА, БИБЛИОГРАФИЯ



НОВОЕ ВИДЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ

(рецензия доктора педагогических наук, профессора Д.Д. Донского
на книгу Ю.А. Гагина и С.В. Дмитриева "Духовный акмеизм биомеханики" 1)

Во времена продолжающегося сближения и взаимного обогащения двух направлений знаний: естественнонаучного и гуманитарного - вполне объяснимо появление книги, раскрывающей пути этого процесса. Она подготовлена полувековым ходом отечественной мысли в области двигательных действий, теории и практики спортивного и педагогического совершенства. Ее авторы являются представите лями этой мысли; они прошли школу отечественной теории физической культуры, биомеханики, спортивной практики и педагогики.

До выхода в свет этой книги о двигательных действиях знали много: их изучали в техническом мастерстве выдающихся спортсменов, измеряли различными техническими средствами, анализировали на основе анатомии, физиологии, кибернетики. Но все-таки двигательные действия оставались просто движениями. Многие еще не были готовы к оценке той всеобъемлющей роли, которую они играют и будут играть в обыденном мышлении и научном осмыслении всех сторон жизнедеятельности человека - от возделывания собственной природы (физическая культура) до индивидуального совершенства (духовная культура).

Вместе с развитием спорта совершенствовалось двигательное мастерство спортсменов и педагогическое мастерство тренеров. Наука, обращенная своими интересами к возможностям человека, к человеческому качеству, была в авангарде спортивного прогресса. Она выдвинула ряд видных исследователей двигательных действий, воспитанных на трудах научной школы И.М. Сеченова, П.Ф. Лесгафта, А.А. Ухтомского. Н.А. Бернштейна, П.К. Анохина. В этом ряду и авторы данной книги, которые с начала 70-х годов успешно работают по созданию основ антропоцентрической биомеханики, внося существенный вклад в отечественную научную школу педагогической и акмеологической антропологии.

Авторы обладают философским, подлинно научным видением проблемы двигательных действий, рассматривая их в качестве общей функциональной и целе-ценностной сущности телесности, деятельности и духовности человека.

Мне довелось четверть века наблюдать их творческие пути, которые пересеклись только в последние три года. Труды их в области биомеханики настолько дополняют друг друга, что можно предположить существование некоторой общей линии развития отечественной научной отрасли "живых действий" и независимой привязанности к этой линии авторов рецензируемой книги. Можно с уверенностью сказать: создается наша отечественная школа антропоцентрической биомеханики в ее ориентированности на перспективу, связанную с новым человекознанием.

Книга написана в форме очерков, которые искусно сопряжены в жанре монографии учебного пособия. Материал выстроен логично и естествен но, он дает целостное представление о современном новом видении двигательных действий.

В первой главе книги дано довольно оригинальное освещение антропологической биомеханики в акмеологическом аспекте. Авторы рассматривают акмеизм биомеханики как некую сферу тех культурно-практических возможностей человека, которые обусловливают высшие достижения в любой области двигательной деятельности. Уместно отметить, что биомеханика всегда обслуживала спорт высших достижений, показывая пути к вершинам двигатель ного мастерства. И теперь, когда мы узнали об акмеологии, возникшей позже акмеологических тенденций в биомеханике, можно сказать, что биомеханика вместе с другими науками способствовала становлению акмеологии, создавая определенный аспект ее культурно-исторической необходимости. Двигательное и педагогическое совершенство - это то, что может быть первоначально представлено в качестве умственных моделей (ноуменов) и позже - реализовано в фактах спортивно-пе дагогической деятельности. В связи с этим представляется интересным философско-ма тематический экскурс авторов в историю и методологию аналитической механики, и в частности рассмотрения ими природы уравнений Лагранжа II рода. Магическая сила этих уравнений на протяжении трех веков используется в науке и технике для решения самых сложных задач. Еще с большей пользой она может примениться в биомеханике, о чем писал Н.А. Бернштейн в 1935 и 1966 гг. Решение этих уравнений в плане основной задачи биодинамики (определение движений по заданным силам), полученное им, по сообщению Ю.А. Гагина, в 1970 году, оценивается не только для конкретных упражнений, но и для понимания сущности антропоцентрической биомеханики.

Глава вторая - об интегративной природе двигательных действий, пожалуй, занимает центральное место в книге. Она посвящена преимущественно психосемантическим механизмам управления на осознавае мом (мысленном, словесном и образном) представлении о действии. Новое видение двигательных действий выражается в рассмотрении авторами двигательной задачи как психосемантического оператора, то есть фактора осмысления (цели, содержания, структуры, способа решения задачи) и осуществления (через принятие решения, разработку модели, программы действия, его исполнение при непрерывной коррекции) двигательного действия.

Введенное авторами понятие антропологического акмеизма вытекает из интегрального рассмотрения целеустрем ленной активности человека в современном мире. В новом видении двигательных действий им отводится роль отправной точки активности (во всех ее смыслах и проявлениях, на всевозможных уровнях) как приоритета внутреннего над внешним.

Авторы довольно убедительно показали, что антропоцентрическая биомеханика своим становлением в последнем десятилетии вносит значительный вклад в прогрессивное видение восхождения человека, его телесности, деятельности и духовности к вершинам совершенства. Оно сулит новые будущие достижения общественного развития, которые, по существу, обозначаются авторами как антропологический акмеизм. В этом смысле рассмотрение человека как субъекта деятельности мира, его деятельностного сознания, осуществляющегося в преобразовательном отношении к миру и преображении себя, является ценным вкладом, который вносит антропоцентрическая биомеханика в общее знание о человеке, путях его совершенствования.

Рассмотрение онтологических, гносеологических и аксиологических аспектов двигательных действий во второй главе позволило авторам показать приоритетность индивидуальности в образовании и спорте, примат гуманитарного, культурообразующего начала над технократическим в ходе решения двигательных задач в целостной деятельности человека.

В третьей главе дана апробированная методика практического оценивания педагогического совершенства, предназначенная для работы с педагогами при проведении их аттестации, конкурсах педагогических достижений, проектировании личностного роста.

Критерии и показатели педагогического совершенства выведены авторами с математической строгостью, лишенной, однако, технократического влияния. Напротив, и показатели, и критерии, и области определения педагогического совершенства основываются на гуманистической оценке деятельностного сознания: в педагогическом мастерстве авторы видят гомогенное отражение структуры двигательного мастерства, которая в качестве аналога пригодна для характеристики педагогического мастерства в любой образовательной области.

Широкому кругу читателей может быть интересен оригинальный подход к разработке индивидуальной системы гармонизации в акмеологи ческом проектировании. Эта система построена на применении двигательных действий и других средств гармонизации , индивидуально выбираемых, в частности, на основе ценностных и смысловых определителей духовного акмеизма биомеханики.

Новое видение авторами двигательных действий состоит также в том, что ими подчеркнут своеобразный синтез теории и практики в спортивной дидактике, показаны связи двигательных действий и духовной деятельности, а также пути формирования деятельностного сознания и мышления человека.

Книга эта не для легкого чтения малоподготовленного читателя. Но пытливый ум ученого и практика - тренера и спортсмена, заинтересованных в расширении границ знаний о себе и самосовершенствовании, найдет здесь обширный и очень полезный материал.

Остается только пожалеть о том, что в книге не нашлось места для раскрытия связей изучаемой проблемы с отечественной деятельностной психологией, направленной на создание целостного представления о взаимообусловленности сознания и деятельности человека.

Если в медицинской и инженерной биомеханике еще не созрела потребность в преодолении бессубъективности, то в педагогической рассматриваемые в книге проблемы поддерживают намерение углубить учебный курс биомеханики в физкультурных вузах до уровня полноценного курса Биомеханика Человека.


1 Гагин Ю.А., Дмитриев С.В. Духовный акмеизм биомеханики. - СПб.: Изд-во Балт. пед. академии, 2000. - 308 с.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!