ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ ТУРИЗМА


Abstract

TOURISM'S APOSTOLITY

Jierey Michail (Makhov)

Superior of Saint Lady Assumption cathedral

Key words: pilgrimage, apostolity, tourism, negative tendencies, orthodoxy, paganism, temples and abbeys.

A picture of relationships between Russian Orthodox church and tourist organizations is described in the article. It is well known, that a majority of Russian architectural masterpieces are the Orthodox temples and abbeys and belonging to the Church. Besides that, the author touched a problem of religious pilgrimages, which, according to his opinion, should be supported by tourist organizations.


АПОСТОЛЬСТВО ТУРИЗМА

Настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы Иерей Михаил (Махов)

Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть;
жаждал, и вы напоили Меня; был
странником, и вы приняли Меня...
И Царь скажет им в ответ: истинно
говорю вам: так как вы сделали это
одному из сих братьев Моих меньших, то
сделали Мне...
Евангелие от Матфея, гл. 25, с. 35, 40

Ключевые слова: паломничество, апостольство, туризм, отрицательные тенденция, православие, язычество, храмы и монастыри.

Странничество - вот русский синоним туризма. Когда слышишь это слово, все становится на свои места. Появляются и "история", и "века", и даже запах пыльной, знойной дороги. Странником назвал себя Царь Давид, Странником назвал себя и Господь наш Иисус Христос, оставив нам, таким образом, заповедование о нашей жизни. Многие и многие миллионы людей последовали этой заповеди и провели свою жизнь в странничестве. Среди них, а точнее впереди всех, Апостолы. За ними тысячи Святителей, Преподобных, Вероисповедников и просто паломников. Но сейчас речь не о тех, кто странствовал, а о тех, кто им помогал. Это о них Господь сказал: "...вы сделали это одному из сих братьев Моих...". Это они помогали Иисусу Христу странствовать, перевозили Его на лодках, принимали в своих домах. На примере Марии и Марфы два тысячелетия учатся христиане, как надо и не надо вести свое хозяйство, как принимать гостей. Гостеприимство на Руси стало не просто действием, а образом православного жития и спасения. Гость был посланником Бога, и отношение к нему было соответственное, как в простом доме, так и в церкви, так и в монастыре. И этому отношению нам приходится вновь и вновь учиться. Почему? Да потому, что многое мы потеряли в этом понятии, в том числе и потому, что заменили его на "туризм". Само по себе слово не плохое, но чего-то в нем не хватает для нашей души. Вот почему вновь появилось и укрепляется "паломничество". И очень хорошо, что появилось, однако оно тоже теперь не то и скорее обозначает направленность туризма, а не духовный подвиг, каким было раньше.

Однако ясно: и туризм, и паломничество в последнее время заметно меняются не по своей технической сущности, а по своему духовно-нрав ственному направлению. Это очень важно и ответственно! Именно это заставляет задуматься над тем, что происходит, и порой - огорчиться. Покажу всего несколько поводов к огорчению. В туризме появилось явное стремление сотрудничать с церковью, желание показать храмы и монастыри, другие духовные ценности, но не так, как они показывались раньше. К архитектурным и историческим особенностям добавились церковные и духовные. Но туризм опаздывает за развитием религиозности в стране, и потому часто наблюдается крайне поверхностный взгляд на то, что пытаются представить туристам; отношения с церковными служащими и вообще с общинами при храмах - без соблюдения канонических правил, незнание церковного календаря и даже элементарных правил поведения в храмах и тем более монастырях. Все это приводит к взаимным обидам, подталкивает церковные общины самим заниматься туризмом - паломничеством.

Часто за это берутся бывшие работники туристских организаций, которые стали верующими людьми и желают применить свои профессиональные навыки. А часто и просто те, кто решил, что может это делать. Нередко и те, кто хочет на этом заработать. Потребность у людей большая, спрос есть. Но и среди "паломнических" фирм весьма редко встречается настоящая организация настоящего паломничества. Чаще это - тот же туризм. Бывает, что примешивается к нему и обыкновенное кликушество. Отсюда и массовые поездки "к старцам", "на отчитки", "к прозорливым" и еще не знаю куда. Экзальтированные устроители поездки наплетут в рекламе неведомо что, а паломники потом с округлившимися глазами ждут чуда, рассказа о своей судьбе или немедленного исцеления. Все это - язычество в самом позорном виде. Ни старцам, ни отчитчикам, ни просто храмам и монастырям ничего этого не надо. Да и людям тоже. Вот это и есть главный предмет нашег разговора. Если все это не изменить, то вместо пользы от такого "паломнического" туризма - один вред. Миллионы людей вместо веры и Благодати получат разочарование и огорчение, вместо знаний - пустознайство, а главное, у них отпадет желание всем этим заниматься. И мы, подсчитывая сейчас, какое количество людей будут путешествовать в будущем, окажемся в этом будущем ни с чем. Поэтому роль настоящего, хорошо организованного, профессионального туризма - паломничества уже сейчас должна меняться в нужную сторону.

Очень хорошо, что Российская международная академия туризма понимает эту роль. Лозунг, объявленный ею на следующее столетие: Культура - Православие - Образование - Туризм - просто замечательный. Но для того чтобы он наполнился истинным значением, еще ой как много нужно потрудиться. По существу, надо почти все начать сначала. Объединить все воедино - огромная задача, по существу Апостольская. Она открывает новую сферу образования, ту сферу, которая объединяет странничество с туризмом, паломничество с православием, культуру с образованием и в целом несет совершенствование.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!