СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ


Abstract

XX-TH CENTURY AND OLYMPIC TRIAD

A.B. Sunic, Dr. Hab., professor, Ulm, Germany

Key words: Olympism, Olympic games, Olympic movement, comprehension of the sources, cogitations, moral imperative.

The author tries to research historical, philosophical and sociological aspects of Olympics field in frames of three main categories: olympism, Olympic games, Olympic movement nominally united in term Olympic triad. The research was built on the base of sources analysis, such as materials of olympic museum in Lousanne, Pierre de Coubertin's "Olympic memoirs" and many others, including the original ones. It was emphasized, that Olympic games, sport, became an adornments of modernity and whole mankind's values during the century.


XX ВЕК И ОЛИМПИЙСКАЯ ТРИАДА

Доктор педагогических наук, профессор А.Б. Суник, Ульм, Германия

"Мне на плечи кидается век-волкодав ..."
О. Мандельштам* .

Ключевые слова: Олимпизм, Олимпийские игры, Олимпийское движение, осмысление источников, размышления, нравственный императив.

Олимпийская проблематика, в частности ее историко-философские, социологические, культурологические аспекты, - необозримое поле для научных изысканий. Широка, многообразна и палитра методологических подходов в познании, осмыслении этих аспектов. Различные подходы не исключают, а, наоборот, - дополняют, обогащают друг друга на пути более углубленного изучения и осмысления сложной, многоаспектной олимпийской проблематики. Я пытаюсь ее исследовать в рамках трех основных категорий: Олимпизм, Олимпийские игры, Олимпийское движение, условно объединенных термином "Олимпийская триада". Я исхожу из понимания того, что: а) все элементы Олимпийской триады диалектически взаимосвязаны и взаимообусловлены, объединены общей олимпийской историей; в то же время их отличает друг от друга общее и особенное; каждому из элементов присущи свои специфические особенности, обусловленные содержанием и функциональным назначением; б) как социально-исторические феномены Олимпизм, Олимпийские игры и Олимпийское движение развиваются по законам социальной жизни, а также в соответствии с имманентной природой, присущей каждому из элементов .

Эти заметки - размышления о ХХ веке, о судьбе Олимпийской триады в уходящем столетии. Разумеется, в орбиту таких размышлений включается и спорт как ядро, сердцевина указанных выше социальных явлений.

Я отдаю себе отчет в том, что осмыслить уходящее столетие - задача чрезвычайно сложная. Г. Честертону принадлежит афоризм: "Современность скользка, как угорь, и неуловима, как эльф". Еще более выразительно высказался В.О. Ключевский. В его дневниковых записях есть такая: "Сколько времени нужно людям, чтобы понять прожитое столетие? Три столетия " [7]. И все же, несмотря на столь категоричное предостережение знаменитого русского историка, я предпринимаю такую попытку. Хотя, наверное, и через три столетия будущие историки с интересом будут познавать наш удивительный век, множество его тайн, которые нам сейчас неизвестны и недоступны 1.

Мне представляется, что попытка осмыслить Олимпийскую триаду, ее судьбу в ХХ веке именно сейчас, когда уже отмечен 100-летний юбилей современных Олимпийских игр, Олимпийского движения и завершается ХХ век, может оказаться весьма плодотворной. Ведь есть редчайшая возможность ровно сто лет спустя соотнести многие параметры конца XIX века: ведущие в то время тенденции в науке и технике; уровень и степень господства религиозных форм сознания ; социально-политические, экономические, культурологические тенденции и ценностные ориентации ; взгляды на спорт, на зарождавшиеся современный Олимпизм и современные Олимпийские игры с господствующими ныне тенденциями развития человеческого сообщества, с нынешними взглядами на спорт, Олимпизм, Олимпийские игры.

Мои суждения по этим вопросам базируются на изучении, анализе, осмыслении и переосмыслении достаточно большого числа самых разнообразных источников: и материалов Музея МОК в Лозанне, и "Олимпийских мемуаров" Пьера де Кубертена, и сотен других, в том числе многих оригинальных источников .

Конечно, эти размышления не претендуют на полноту и всесторонность. Это всего лишь очень скромная попытка очертить контуры этой многосложной, многоаспектной проблемы. Я пытаюсь в обобщенном, фрагментарном плане осмыслить уходящее столетие с позиций места в ХХ веке Олимпийской триады.

Итак, ХХ век приближается к финишу. ХХ столетие завершается. Как заметила поэтесса Б. Ахмадулина: "Окончание века - это выпуклое обстоятельство, верховой столб". И это "обстоятель ство" - окончание века - располагает к размышлениям, стимулирует размышления. Так, вероятно, было во все века.

Каким же видится ХХ век, каков облик столетия, завершающего второе тысячелетие? Вот взгляд литературоведа Л.Г. Андреева. В статье "Литература ХХ столетия и "конец века", опубликованной в 1994 г., он писал: "ХХ столетие завершается, и не только по числу оставшихся лет, но по своему содержанию, по существу характерных процессов. Ныне уже "конец века", и мы впервые получаем возможность оценить столетие в целом, а не тот или иной отрезок исключительно динамической и неизбежно ангажирующей его истории. Завершающийся цикл сам подводит к итогам, к выводам, а они столь парадоксальны и даже ошеломляющи, что порождают возбужденную, эмоциональную реакцию, нередко со всеми признаками ревизии и отречения ..." [2].

А вот как выразительно охарактеризовала ХХ век писатель В. Токарева: "Чехов говорил, что люди через сто лет будут жить лучше и чище. Прошло сто лет. И что? Хорошо, что Чехов умер в 1904 году и не видел, что стало потом. Потом были бесы..." [10].

Несомненно, каждый век имеет свои черты, свою специфику, свое неповторимое содержание, свой событийный срез. Эрих Голлербах 2 "о столетии " написал поэтически: "У каждого столетия есть свое "лицо". Каждое столетие имеет свой ритм, свой пафос, свой тон. Все века различны по окраске" [4].

На протяжении всемирной истории в каждом столетии свершались события непреходящего исторического значения, их последствия влияли не только на текущие столетия. И все же ХХ век - особый в истории мировой цивилизации. В этом столетии на единицу времени таких событий было многократно больше. Можно смело утверждать: в истории человечества не было столетия, столь богатого на события глобального, планетарного масштаба; на события всемирно-исторического значения со столь глубинными, далеко идущими в определенном смысле, с непредсказуемыми последствиями, каким стал век ХХ - крайне противоречивый, переломный в сфере сознания, во всех сферах бытия, во многом необыкновен ный; переломный в сфере науки и техники, переломный в развитии человечества в целом. До окончания столетия остались считанные месяцы. И сейчас представляется возможным выделить наиболее характерные, сущностные черты: в своих главных ипостасях ХХ век уже определился.

Итак, ХХ век многолик, богатособытиен. Попытаюсь выделить именно те события и явления, которые, с одной стороны, выразили сущность ХХ века, его определяющие черты, с другой - именно они и оказали наиболее существен ное влияние на Олимпийскую триаду, на все ее элементы , на спорт. Эти события и явления я обозначу как ведущие факторы и существенные признаки ХХ века. К ведущим факторам я отношу первую и вторую мировые войны, Октябрьскую революцию в России в 1917 году, многолетнее господство во многих странах тоталитарных режимов; НТР и ее глобальные последствия: бурное развитие средств массовой информации (СМИ), особенно телевидения ; интенсивное развитие науки, всех её направлений. Одно из последствий НТР - превращение ХХ века в век космический. К ведущим факторам правомерно отнести и такое выдающееся культурологическое явление ХХ века, как кино. В ХХ веке и традиционные культурологические явления: театр, литература, искусство - обрели значительное влияние на интересующие нас социальные феномены.

Укажу и на следующие существенные признаки, отличающие ХХ век. Это век невиданного доселе прагматизма, век господства технократического мышления, господства разнообразных идеологий, когда необычайно возросло влияние идеологических, политических, национальных факторов на жизнь мирового сообщества, на все его сферы. Бесспорно влияние указанных существенных признаков на интересующие нас социально-исто рические феномены: Олимпизм, Олимпийские игры, Олимпийское движение, сферу спорта.

Эти влияния на Олимпийскую триаду, ее элементы неоднозначны. Очевидно, что, хотя все элементы Олимпийской триады как социальные явления диалектически взаимосвязаны и взаимообусловлены, отличаются взаимопроникновени ем, каждый из них имеет собственную, внутреннюю, логику развития. Иными словами: и Олимпизм, и Олимпийские игры, и Олимпийское движение, хотя и объединены общей олимпийской историей, имеют в то же время собственную, специфическую, историю зарождения, становления и развития. В целом же история и судьба Олимпийской триады в ХХ веке необычайно противоречива и сложна. Однако в глобальных оценках уходящего столетия всем, кто серьезно озабочен осмыслением ХХ века, не уйти от признания того, что ХХ век - это и век спорта, век Олимпийских игр, ставших визитными карточками , символами ХХ столетия. Без преувеличения: Олимпийские игры, спорт стали украшением, общечеловеческими феноменами ХХ века. Столь комплиментарная оценка этих социальных явлений вовсе не исключает, более того, предполагает критический анализ их судеб в ХХ столетии .

Выделю свой главный тезис: Олимпийские игры, хотя и зародились в XIX столетии, являются детищем ХХ века, его зеркальным отражением. Весь сложный облик Олимпийских игр: содержание, характер, направленность, масштабы - сложился именно в ХХ веке. Олимпизм, Олимпийские игры, Олимпийское движение, спорт - одна из сторон жизни мирового сообщества - на протяжении всего столетия несли на себе и в себе все многообразие, сложности и противоречия динамичного ХХ века. Его тенденции, коллизии и катаклизмы оказали непосредственное и опосредованное влияние на Олимпийскую триаду, были источником и ее достижений, и неудач, и проблем.

Следующий тезис: если бы Олимпийские игры не возродились в XIX столетии, они бы не возродились вообще. Ибо лишь в XIX веке существовали благоприятные объективные и субъективные предпосылки для возрождения Олимпийских игр. Таким был XIX век, способный создать необходимые предпосылки для этого процесса, всем своим сущностным содержанием и направленностью задействованный к возрождению, восстановлению Олимпийских игр. Именно в XIX веке была раскопана Олимпия. Благодаря титаническим усилиям немецкого археолога Э. Курциуса (1814 - 1896) и его соратников мир узнал множество неизвестных ранее тайн о древних Олимпийских играх. И это стало мощным толчком к рождению кубертеновской олимпийской идеи - идеи возрождения Олимпийских игр.

Подчеркну и такую мысль: возрождение Олимпийских игр в конце XIX века по праву может быть отнесено к выдающимся интеллектуальным, морально-нравственным достижениям человечества. Это феноменальный пример преемственности мировой культуры, преемственности общечеловеческих ценностей .

В ХХ веке таких предпосылок - условий для возрождения Олимпийских игр - не могло быть изначально. Как показала история ХХ века, у политических лидеров ведущих стран мира: Англии, Франции, Германии, России, США, которые судьбою были поставлены у руля мировой истории в начале ХХ века, недостало мудрости, политичес кой дальновидности, чтобы мирно разрешить конфликты, накопившиеся еще с XIX столетия. Мир был ввергнут в кровопролитнейшую из всех до того войн - мировую войну 1914 - 1918 гг. - главный источник всех последующих трагедий ХХ века. И установление тоталитаризма в Cоветской России; рождение и установление фашистской диктатуры в Германии; и развязывание многократно более кровопролитной второй мировой войны 1939-1945 гг. - всe это последствия первой мировой войны.

Н. Бердяев, ушедший из жизни в 1948 году, в "Самопознании" так описал свое восприятие ХХ века: "Мне пришлось жить в эпоху катастрофи ческую и для моей родины и для всего мира. На моих глазах рушились целые миры и возникали новые" [3].

Так что говорить о возможности возрождения Олимпийских игр в ХХ веке (если бы этого не произошло в XIX) не приходится .

Трудно предположить рождение в ХХ веке такой фигуры, как Пьер де Кубертен (1863 - 1937), самой историей предназначенный для реализации идеи XIX столетия - восстановления Олимпийских игр. А без этой личности было бы невозможно и возрождение Олимпийских игр. Духовное, интеллектуальное, философское мышление Кубертена, его душевный настрой, огромная, все поглощающая целеустремленность, направленные на восстановление Олимпийских игр, сформировались под влиянием и воздействием господствующих в XIX веке идей.

Что же привнесла в ХХ век Олимпийская триада? Бесспорно, она обогатила ХХ век во многих проявлениях человеческого бытия, человеческого духа, человеческой сути. В иерархии ценностей мировой культуры ХХ столетия Олимпизм, Олимпийские игры, Олимпийское движение, спорт занимают совершенно особое место, свою нишу.

Полагаю, что я не погрешил против истины, заметив, что Олимпийские игры стали украшением ХХ века. Но история Олимпийских игр в ХХ веке складывалась непросто. На протяжении всего столетия они неоднократно подвергались нелегким испытаниям. С одной стороны, почти каждая Олимпиада была ярким, неповторимым спортивным событием, но с другой - первые Олимпиады были серьезнейшим экзаменом на жизненность Олимпийских игр. Вспомним: Игры I Олимпиады были под вопросом. Олимпийские игры 1900 года в Париже вошли в историю современных олимпийских игр как самые неорганизо ванные. Не лучшими по организации были и Игры III Олимпиады в 1904 году в Сент-Луисе, США. Множество и других фактов свидетельствуют: в начале столетия Олимпийские игры с трудом пробивали себе дорогу.

Но идея Олимпийских игр оказалась удивительно жизнестойкой. Немногие из явлений ХХ века были столь притягательны, популярны, авторитетны, престижны, какими стали Олимпийские игры, особенно во второй половине века, в конце столетия. Благодаря именно Олимпийским играм, благодаря спорту в ХХ столетии были опрокинуты представления о возможностях человека; его телесной мощи в покорении силы, быстроты, выносливости. Таблица мировых и олимпийских рекордов в ХХ веке - это и поступь человечества по тернистой стезе к вершинам телесного, психологического, интеллектуального совершенства. История современных Олимпийских игр - это сотни, тысячи примеров проявления высоких человеческих качеств: стойкости, мужества, смелости и отваги, неиссякаемой воли к победе, целеустремленности и трудолюбия; это история потрясающих человеческих судеб - счастливых, драматичных, порой трагичных. Бесспорно: Олимпийские игры, Олимпийское движение, спорт оказали и продолжают оказывать многообразное влияние на жизнь мирового сообщества в ХХ веке. Многогранная социальная роль этих феноменов проявилась во многих сферах: в широко развернувшемся на земном шаре строительстве спортивных сооружений (чего не было в XIX веке); подготовке спортивных кадров; развитии спортивной науки; использовании идей спорта в оздоровительных, воспитательных, образовательных целях; стремлении использовать благородные идеалы Олимпизма, Олимпийских игр в интересах установления более спокойного мира. Этот положительный ряд можно было бы продолжить .

Рассматривая Олимпийские игры как одно из выдающихся, феноменальных явлений ХХ столетия, хочу обратить внимание на следующий аспект. Современные Олимпийские игры, зародившиеся в конце XIX века, есть, в частности, и результат взаимодействия Олимпийской идеи и спорта. В рамках Олимпийской идеи, в рамках Олимпийских игр спорт получил как бы второе рождение. Как элемент необычайно динамичный, спорт в рамках Олимпийских игр начал бурно развиваться, став тем самым и своеобразным локомотивом Олимпийских игр. Между тем опыт ХХ века показал, что спорт может успешно развиваться и вне рамок Олимпийских игр; в то же время Олимпийские игры без спорта немыслимы. Правомерен вывод: в ХХ веке произошел очевидный процесс "спортизации" Олимпийских игр. Олимпийские игры развивались по законам спорта в значительно большей степени, нежели по принципам Олимпизма. И это одна из причин того, что проблем нравственного порядка на Олимпийских играх более чем достаточно. Девальвация морально-этических, нравственных принципов на Олимпийских играх, в Олимпийском движении стала широко распростра ненным явлением. Причем зачатки этих отрицательных моментов были зафиксированы уже на Олимпийских играх начального этапа. Наблюдающийся на Олимпийских играх, особенно в последние десятилетия, чисто прагматический подход, базирующийся на тезисе "морально все то, что выгодно", на стремлении к победе любой ценой ведет к моральной деградации. Конечно, эти проблемы, производны от проблем ХХ века, от проблемности самого человека, всегда стремившегося скорее к "золотому тельцу", нежели к нравственному совершенствованию. Олимпийские игры стали такими, а не иными под влиянием ХХ века. Перефразируя известный афоризм, можно сказать: человечество имеет такие Олимпийские игры с точки зрения нравственных аспектов, каких заслуживает .

Проведенный системный анализ показал, что все обозначенные выше ведущие факторы и существенные признаки ХХ века оказали то или иное влияние на Олимпизм, Олимпийские игры, Олимпийское движение. Остановлюсь на влиянии некоторых из них.

Особенно ощутимый урон нанесли Олимпизму, Олимпийским играм, Олимпийскому движению кровавые, жестокие факторы столетия - мировые войны. В истории человечества не отыскать столетия, которое бы отличалось добродете лью, когда бы не было войн, кровопролития. "Война в истории более постоянное явление, чем мир", - пришел к выводу русский мыслитель Г. Федотов3 [11]. Но ХХ век отличается тем, что эти зловещие признаки обрели такие масштабы, которых человечество до того не знало. "Ни одна война исторического прошлого не может сравниться по грандиозной гнусности с войной цивилизованных наций", - эти строчки из журнала "Вопросы философии "4 [15] очень точно отражают характер войн ХХ столетия .

Кризис в годы первой и второй мировых войн поражал все сферы жизни мирового сообщества. Парализовались и Олимпийское движение, и Олимпийские игры. Из-за первой мировой войны не состоялись Игры VI Олимпиады (1916); из-за второй - Игры XII (1940) и XIII (1944) Олимпиад; не проводились зимние Олимпийские игры 1940 и 1944 годов. Но последствия этих разрушительных факторов для Олимпизма, Олимпийских игр, Олимпийского движения, для спорта, несомненно, более глубокие .

В новой и новейшей истории не срабатывал имевший место в античную эпоху иммунитет, когда на время Олимпийских игр соблюдалась эйкихирия - священное перемирие. Показательно сравнение современных Олимпийских игр с Древними Олимпийскими играми, хронология которых насчитывает 1116 лет. 4-летний цикл проведения за более чем 1000-летнюю историю был нарушен всего лишь несколько раз. Примечателен такой факт. 211-я Олимпиада должна была состоятся в 65-м году н.э. Именно на ней должен был выступать римский император Нерон. В связи с тем, что в Олимпию Нерон пожаловал только в 67-м году, тогда и была проведена 211-я Олимпиада. Но 212-я проводилась уже в 69-м (спустя 8 лет после 210-й) и далее через каждые 4 года - вплоть до 293-й в 393 году [16].

А в 100-летней истории современных Олимпийских игр 4-летний цикл проведения нарушался уже трижды.

Неотъемлемой чертой ХХ века, чумой столетия стал тоталитаризм, деспотия диктаторов. Чтобы подчеркнуть этот аспект - небольшое отступление. Французский писатель Альфред де Мюссе (1810-1857) в романе "Исповедь сына века", изданном в 1836 году, писал: "Деспот Наполеон был последней вспышкой деспотизма" [9]. Но Мюссе оказался плохим пророком. ХХ век породил деспотов такого масштаба ( Гитлер, Сталин, Мао Дзе Дун, Пол-Пот), что Наполеон может восприниматься как пай-мальчик. "Наш век, - пишет философ В.В. Налимов, - дал зловещие примеры - фашизма и большевизма, жатва которых погребла миллионы людей в прошлом и еще простирается в будущее" [8, c. 65].

При осмыслении ХХ века неизбежен вывод: гигантские масштабы зла в уходящем столетии обрели такие размеры, каких история до того не знала. Предельно емкая характеристика ХХ века О. Мандельштама, вынесенная в эпиграф - "век-волкодав", из написанного им в марте 1931 года стихотворения. Тогда еще не минуло и трети столетия. Но гении всегда провидцы! Все самое страшное свершилось уже потом: массовые репрессии 30-х в СССР; Освенцим, Холокост, десятки миллионов жертв второй мировой; жестокие репрессии в Китае и Камбодже; кровопролитные, так называемые локальные войны второй половины столетия; и, наконец, на финише века - 24 марта 1999 года - цивилизованные страны во главе с США, объединенные в союз НАТО, обрушивают варварские, бесчеловечные бомбардировки на суверенную Югославию. И это варварство продолжалось 70 дней! Как же был точен Осип Мандельштам в оценке ХХ века! "Европейскую цивилизацию в ХХ веке разрушила привычка к убийству людей", - эти горькие, страшные слова прозвучали из уст руководителя восстания в Варшавском гетто Марека Эдельмана на международном симпозиуме в Москве "Уроки Холокоста и современная Россия" [14].

И конечно же, все эти зловещие, кровавые признаки ХХ века сказались, не могли не сказаться, - на психологическом, на моральном климате человечества, не могли не оказать пагубного влияния и на сферы, о которых идет речь.

Многолетнее господство тоталитаризма во многих странах оказало существенное - многообразное, противоречивое - влияние на судьбу Олимпизма, Олимпийских игр, Олимпийского движения, на развитие спорта. Это влияние проявилось в первую очередь в усилении политических, идеологических факторов, в политизации, идеологизации спорта. Спорт, Олимпийские игры становятся инструментом политики, мощным пропагандистским фактором. Победам на Олимпийских играх придается первостепенное значение. Причем цена победы значения не имеет.

Анализ развития олимпийского спорта в послевоенный период показал, что по темпам развития Большого спорта, подготовке спортсменов высокого класса государства, в которых господство вали тоталитарные режимы, занимали передовые позиции в мире. Объективно это способствовало популяризации спорта, выдвижению талантливых спортсменов, формированию целой плеяды выдающихся атлетов ХХ века; формированию выдающихся педагогов-тренеров; интенсивному и эффективному развитию спортивной науки.

Наиболее существенное влияние на судьбу Олимпийской триады оказали НТР и её последствия. Под огромным, многогранным воздействи ем этого знакового фактора ХХ века оказались и Олимпизм, и Олимпийское движение, и особенно Олимпийские игры.

Термин "НТР" в научный оборот впервые ввел английский философ Бертран Рассел в 1952 году. Тогда же - в первые послевоенные годы - стал раскручиваться маховик научно-техничес кой революции. С нарастающими темпами НТР вовлекала в орбиту своего влияния все новые сферы социальной жизни мирового сообщества .

Олимпийские игры начали испытывать воздействие НТР уже с начала 60-х годов - со времени Игр XVII Олимпиады в Риме. Это влияние нарастало с каждым годом, с каждой Олимпиадой, проявлялось в самых различных формах и аспектах. Спортивные сооружения и оборудование, на которых состязались олимпийцы, спортивный инвентарь и экипировка спортсменов преобрази лись необычайно .

Подчеркнем: последствия НТР, в частности для Олимпийских игр, не только позитивны, но и негативны. НТР преобразила материальную базу спорта, она, по существу, подорвала демократические основы спорта, имманентно присущие ему. Ведь в основе спорта заложен принцип демократичности - равенство условий для состязающихся. Все более дорогостоящая, более совершенная экипировка спортсмена ; использование более совершенного, но резко возросшего в цене инвентаря поставили соперников в неравные условия.

Именно НТР породила технократическое мышление, доминирующее в наше время. Технократизм губит гуманизм, ставит под сомнение моральные принципы. "Технократическое мышление, - подчеркивает известный психолог, культуролог академик В.П. Зинченко, - это мировоззрение, существенными чертами которого являются примат средства над целью, цели над смыслом и общечеловеческими интересами, смысла над бытием и реальностями современного мира, техники над человеком и его ценностями. Технократическое мышление - это рассудок, которому чужды разум и мудрость. Для технократического мышления не существует категорий нравственности, совести, человеческого переживания и достоинства (выделено мною. - А.С.). ...Технократическое мышление, будучи пустым, опустошающе действует на культуру" [6]. Выразительно о сущности технократического мышления написал Х. Сколимовски в своей книге "Танцующий Шива в экологический век ": " Когда мы взаимодействуем с миром посредством технологии, мы никогда не думаем, как быть великодушными, сочувствующими или любящими, но всегда, как быть эффективными, контролирующими, напористыми" [13].

Нельзя в этой связи не привести суждений Альберта Эйнштейна. НТР была лишь на первом витке, а гениальный ученый уже в 1946 году в одном из своих писем с тревогой писал: "Считаю первопричиной пугающего ухудшения этического поведения людей механизацию и дегуманиза цию нашей жизни. Это гибельный побочный результат развития научного и технического мышления. Наша вина! Я не вижу выхода из этого бедственного положения" [5].

Разве не очевидно, что все эти приметы технократического мышления пышным цветом расцветают на Олимпийских играх и в деятельности МОКа, НОКов, МСФ.

Особого внимания заслуживает рассмотрение развития Олимпийской триады на последнем отрезке ХХ века - с конца 80-х годов. Этот непродолжительный по времени период отмечен новыми существенными особенностями. В этот период определяющее влияние на развитие Олимпийских игр, Олимпийского движения оказали распад СССР, свержение тоталитарных режимов, падение Берлинской стены, окончание холодной войны. Эти события существенно снизили влияние политических, идеологических факторов. Однако это лишь "сняло" воздействие одних факторов и привело к появлению других, не менее опасных для судеб Олимпизма, Олимпийских игр, Олимпийского движения . Многократно усилилось значение коммерциализации . Этот фактор по сути становится ведущим, главным, обусловли вающим функционирование Олимпийских игр, Олимпийского движения. Продолжает также усиливаться многогранное воздействие и НТР, и ее неотъемлемой составляющей - технократического мышления. Как прямое следствие этих факторов - углубляющаяся девальвация моральных, этических критериев при оценке многих аспектов функционирования Олимпийского движения, Олимпийских игр.

Коммерциализация спорта, Олимпийских игр есть отражение общемировых процессов конца ХХ века. Примечательную оценку современным тенденциям дал Папа Римский Иоанн Павел II. Его суждения привел Л. Айзерман в статье "Русские классики в стране "Новых русских" . "Весной 1996 года, - пишет Л. Айзерман , - в Словакии встретились Папа Римский Иоанн Павел II и Александр Солженицын. Глава римской католической церкви сказал тогда русскому писателю: "Мы пережили два тоталитаризма, нацистский и коммунистический, но сейчас нам грозит третий тоталитаризм - неистовая жажда наживы, капитал ради капитала, бессердечный и жестокий" [1] (выделено мною. - А.С.). Мне думается, что все, кто ныне функционально причастен к судьбам Олимпизма, Олимпийских игр, Олимпийскому движению, озабочен их настоящим и будущим, обязаны серьезно прислушаться к предостере жениям Папы Римского.

И еще одна цитата в этом русле. Философ, культуролог В.В. Налимов, размышляя о судьбе искусства, культуры в наше время, о его будущем в XXI веке, затрагивает и проблему спорта. Тем самым в его работе затрагиваются и интересующие нас проблемы. "...Но искусство, - пишет В.В. Налимов, - непрерывно угнетается то идеологией, то цензурой, то финансовыми обстоятельствами. А государство никак не стремится поверить, что оно - одна из самых эффективных форм просвещения ГРАЖДАНИНА (выделено В. Налимовым. - А.С.). Здесь же следует упомянуть и спорт как одну из форм искусства, почитающуюся и великими философами древности, которые не просто отдавали должное Олимпийским играм, но и участвовали в них. Однако благородные идеалы искусства с трудом выдерживают натиск "золотого идола", который разрушает культуру и возвеличивает деньги - доминирует не смысл, а цена" [8, с. 69].

Вместе с тем 100-летний олимпийский юбилей еще более повысил интерес к Олимпийским играм, Олимпийскому движению, Олимпизму. Необычайно возрос рейтинг этих социально-куль турных феноменов в иерархии ценностей мировой культуры ХХ века. Олимпийские игры по многим параметрам достигли своего апогея, их смотрят миллиарды телезрителей. Игры XXVI Олимпиады в Атланте, проведенные в 100-летний юбилей, стали рекордными по представительству - 197 НОКов. Рекорд был и в том, что впервые в 100-летней олимпийской истории были представлены все зарегистрированные НОКи - такого в прошлом никогда не было. И это свидетельство возросшего авторитета Олимпийских игр. Несомненно, не менее представительными будут и Игры XXVII Олимпиады в Сиднее в сентябре 2000 года.

Внушительных масштабов, авторитета, популярности достигло и Олимпийское движение, все его составные: МОК, МСФ, НОКи. Более 50 НОКов на Азиатском континенте, более 50 НОКов в Африке - это ли не свидетельство глобального, общемирового распространения Олимпийского движения в ХХ веке.

Но следует во имя объективности подчеркнуть и следующее. Если Олимпийские игры, Олимпийское движение в ХХ веке интенсивно развивались по многим параметрам, то судьба Олимпизма мне представляется иной. Чтобы лучше разобраться в этом аспекте, необходимо отметить следующее. Олимпизм правомерно рассматривать как философию, идеологию Олимпийских игр и Олимпийского движения. Олимпизм - это философско-педагогическая доктрина, включающая философские, педагогические, этические, эстетические, правовые идеи. Олимпизм базируется на принципах гуманизма, демократизма, либерализма, пацифизма, на общечеловеческих моральных ценностях. Известно, что разработка сущностных основ Олимпизма связана с именем Пьера де Кубертена; первые шаги в этом направлении Кубертен предпринял в самом начале 90-х годов XIX века. Постепенно, но неуклонно, параллельно с ростом популярности и авторитета Олимпийских игр и Олимпийского движения, обогащалось сущностное содержание Олимпизма. Так, значительную идейную, философскую нагрузку несли инициативы Кубертена, связанные с включением в программу Олимпийских игр конкурса искусств; введением в церемониал проведения Олимпиад различных атрибутов: Олимпийского флага, Олимпийской клятвы, Олимпийского девиза, Олимпийского огня, торжественного парада открытия, возглавляемого делегацией Греции, ритуала награждения чемпионов и призеров Олимпийских игр.

В то же время проявление, практическая реализация глубинных философских начал Олимпизма, его сути, была и остается в тесной связи с политическими, идеологическими и иными факторами; всегда находилась в жесткой зависимости от конкретной практики Олимпийских игр, Олимпийского движения, обусловленных специфичностью того или иного исторического периода ХХ века.

Существенной вехой в истории Олимпизма стало начало 50-х годов, когда Олимпийские игры, Олимпийское движение в связи с вступлением в это общественное движение Советского Союза обретает глобальный, всемирный характер. Знаменательным для Олимпизма явился и рубеж 70-80-х годов. Тогда, в преддверии XI Олимпийского конгресса в Баден-Бадене, внимание и усилия ученых, специализировавшихся в сфере олимпийской проблематики, а также практиков Олимпийского движения, впервые столь активно и целенаправленно были обращены на осмысление Олимпизма как одной из важнейших категорий олимпийской проблематики.

На исходе ХХ века неизбежен вопрос: "Выдержал ли ХХ век испытание Олимпизмом?" На мой взгляд, правомерен ответ: "ХХ век выдержал (хотя и со значительными издержками) испытание Олимпийскими играми, Олимпийским движением". Но можно ли дать подобный же ответ, касаясь Олимпизма? Сложно ответить на этот вопрос. Похоже, что нет. ХХ век не выдержал испытания философией, пронизанной гуманизмом, демократизмом, общечеловеческими морально-этическими ценностями. В этот жестокий век господствовали и продолжают господствовать ценности иные. А между тем идеи Олимпизма, провозглашенные Кубертеном столетие тому, имеют значение не только для Олимпийских игр и Олимпийского движения, ныне они обретают судьбоносное значение для всего человечества.

Каково будущее Олимпизма, Олимпийских игр, Олимпийского движения? Об этом следует вести отдельный разговор. Здесь же лишь отмечу, что будущее Олимпийской триады напрямую зависит от решения глобальных проблем человечества. "Ни одна из сфер современной социальной жизни, - подчеркивает академик И.Т. Фролов, - не изолирована от глобальных проблем" [12]. Естественно, это касается и Олимпийской триады, и спорта.

В то же время решение глобальных проблем в огромной степени связано с решением проблем нравственных. Общепризнанны выводы философов, социологов, культурологов, психологов, занимающихся проблемами человека, о дефиците нравственности, о дефиците духовности.

Заострю эту мысль. Когда Пьер де Кубертен 100 лет назад поднимал знамя борьбы за моральную чистоту спорта, и у спорта, и у общества - мирового сообщества - были исторические резервы времени. И человечество, пусть через все невзгоды, трагедии ХХ века, выжило в ХХ столетии. Но хватит ли прочности на будущие времена, на XXI век? На III тысячелетие? Вывод о том, что смертен не только человек, но смертно и человечество - этот раздирающий, леденящий душу научный вывод совсем молод - ему лишь несколько десятков лет. По глубоко трагичному выражению О. Адамовича: "...И главное, что произошло в мире людей, - это то, что понятия "убить человека" и "убить человечество" опасно сблизились".

Очевидно: будущее человечества в XXI веке, в третьем тысячелетии напрямую зависит от нравственных устоев общества. Или человечество будет нравственно, или его не будет. Поэтому так важно осознание, что все сферы жизни мирового сообщества несут ответственность за мораль человека, человечества. В силу этого неизмеримо возрастает социальная значимость тех сфер жизни общества, которые непосредственно связаны с образованием, воспитанием, формированием человека. Олимпийская триада, спорт принадлежат именно к этим сферам.

И уже только поэтому можно со всей определенностью сказать: Олимпийская триада необходима человечеству, без нее мир обеднеет. И потому так нужны усилия по сохранению и дальнейшему развитию, расцвету уникальных общечеловеческих феноменов: Олимпизма, Олимпийских игр, Олимпийского движения.

А. Жемильский к 60-летию Польского НОКа, в cейчас уже далеком 1979 году, написал: "Олимпизм не считает себя самым важным делом в нашем мире войн, голода, конфликтов и опасностей. Но он в то же время не считает, что его исчезновение может чем-либо помочь миру. В ответ на поговорку "Не время жалеть о розах, когда горят леса", олимпийское движение напоминает, что леса горели всегда и нужно было и будет их спасать. А розы человеку просто необходимы". Этот вывод А. Жемильского ныне, на рубеже XXI века, еще более актуален.

В заключение вновь подчеркнем: высокая социальная, культурологическая, гуманистическая миссия Олимпийской триады призвана служить укреплению нравственных устоев мирового сообщества. Прямой долг и высокая ответственность руководителей международного Олимпийского движения - лидеров МОКа, НОКов, МСФ - позаботиться, чтобы в рамках Олимпийских игр функционировала такая модель спорта, при которой благородные принципы честного спортивного соперничества были бы приоритетными и почитались превыше всего, превыше любой победы. Нравственный императив должен стать непременным, определяющим условием в деятельности всех звеньев международного Олимпийского движения - МОКа, НОКов, МСФ.

Литература

1. Айзерман Л. Русские классики в стране "Новых русских"// Новый мир, 1999, № 7, с.163.

2. Андреев Л.Г. Литература ХХ столетия и "конец века"//"Вестник Московского университета". Сер. 9. Философия. 1994, № 5, с. 3.

3. Бердяев Н.А. Самопознание (Опыт философской автобиографии). - Париж: YMCA- PRESS, 1949, с. 9.

4. Голлербах Э. Встречи и впечатления. - СПб.: ИНАПРЕСС, 1998, с. 400.

5. Дюкас Э., Ховман Б. Альберт Эйнштейн как человек//Вопросы философии, 1991, № 1, с. 88.

6. Зинченко В.П. Наука - неотъемлемая часть культуры?//Вопросы философии, 1990, № 1, с. 36, 39.

7. Ключевский В.О. Дневники и дневниковые записи. Соч., т.9. - Мысль, 1987, с. 304.

8. Налимов В.В. Критика исторической эпохи: неизбежность смены культуры в XXI веке//Вопросы философии, 1996, № 11.

9. Мюссе А. Избранные произведения. М.-Л., 1952, с. 334.

10. Токарева В. Розовые розы. Рассказы. - М.: Изд-во АСТ, 1999, c. 34.

11. Федотов Г.П. Судьба империй// Знамя, 1992, № 3-4, с. 190.

12. "Вопросы философии", 1987, № 7, с.78.

13."Вопросы философии", 1993, № 3, с.158. (Из рецензии на книгу Х. Сколимовски) .

14. "Вопросы философии", 1995, № 12, с.149.

15. "Вопросы философии", 1997, № 2, с.13.

16. Mezo F. Geshichte der Olympischen spiele. Munchen, 1930. S. 230-233.

17. Sunik А. Olympism. Sport. The Twentierh Century. - OLYMPIA. MAGISTERIUM, 1996. P. 51-53, 57.


* Осип Мандельштам. Избранное . - Санкт-Петербург: ДИАМАНТ, 1998, с. 280.

1 Ассоциативно вспомнился врезавшийся в память, поразивший меня в свое время факт. Это было в 1955 году; мы - студенты 5-го курса Львовского университета - посещали Львовский областной архив с учебной целью. И директор архива поведал нам, что документы, касающиеся внешней политики России, к которым тогда был открыт доступ в архивах СССР, ограничиваются периодом до 1718 года...

2 Эрих Голлербах (1895-1942) - историк искусства, прозаик, поэт.

3 Георгий Федотов (1886-1951) - русский философ, историк; один из самых известных публицистов первой волны русской эмиграции .

4 Журнал привел эту цитату из книги К. Юнга "Психологические типы" ( М.: Прогресс-универс, 1995, с. 183).


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: