ПСИХОЛОГИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ


Abstract

MOVEMENT AND MUSIC INTERACTION

L.P. Serbina, Ph.D

A. Hokelmann, professor

P. Blazer, professor

V. Helenberger, lecturer

University of Otto fon Gurike, Magdeburg, Germany

Key words: biomechanics, movement, music, sound, video-analysis, computerized sound-analysis

Although music's influence to movement is well known and variously used in practice for a long time, conditions of such interaction have not been researched systematically in quantitative aspect. The main cause of that lays in insufficient capabilities of music and movement parameters decomposition. Available up-the-date technical equipment allows to conduct the video-analysis of pianist's and dancer's movements, as well as the computerized sound analysis. This kinds of analyses permit to inquire analogies between music and movements coordination (a manner of dancing). Results of the research approve the existing connections between kinetic and acoustic phenomena during the sound's reproduction.


ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МУЗЫКИ И ДВИЖЕНИЯ

Кандидат педагогических наук Л.П. Сербина
Великолукский государственный институт физической культуры

Профессор А. Хёкельман , профессор П. Блазер, доцент В. Эленбергер
Университет Отто фон Гюрике, Магдебург, Германия

Ключевые слова: биомеханика, движение, музыка, звук, видеоанализ, компьютерный звуковой анализ.

1. Обзор проблемы. Взаимодействие между аудитивным восприятием и двигательными реакциями - биологический феномен, который проявляется уже в системе безусловных рефлексов и может быть использован на более высоком познавательном уровне для сознательного оформления движения. В физическом воспитании эта связь ранее использова лась в методике обучения ритмике. В настоящее время это знание используется в различных сферах двигательного воспитания, например в танцах и в технико-композиционных видах спорта, для управления процессом обучения. При этом исходят из предпосылки, что существует связь между акустическими и кинетическими явлениями. Шорохи, звуки и звоны - акустический ответ на движения. Движения создают звук, соответствующим образом музыку, и благодаря этому возникают воспринимаемые ухом акустические сигналы. Эти сигналы могут, в свою очередь, служить основой для двигательных действий. Наряду с эмоционально-рациональными компонентами музыка содержит также подлежащие описанию физические параметры, воздействие которых на форму движения можно измерить механическими величинами (путь, время, скорость). Из этого мы делаем вывод, что пианист через свою индивидуальную технику исполнения и через возникающие индивидуальные движения создает звуковую форму, которая может быть физически описана и изображена. Эта звуковая форма воспринимается танцовщицей как закодированная двигательно-акустическая информация. Двигательно-акустическая информация может содержать определяющие движение отличительные черты, которые эффективно воздействуют на непосредственное управление движением танцовщицы, обогащают основу ее ориентации и способствуют выражению идеомоторного представления. Познавательная обработка музыкальной информации явно происходит в различных структурах ЦНС, особенно в местах пересечения аудитивных и моторных ассоциативных полей. Следовательно, между воспроизводящим музыку и воплощающим музыку движением должны существовать аналогии, которые можно доказать. Это позволяет предположить сходство между параметрами движения пианиста и танцовщицы в различным образом определенных пространствах, хотя кажется, что в пространственно-временном оформлении движений невозможно установить общность. Предпосылкой для подобной аналогии является, тем не менее, эффективная физическая работа пианиста, в то время как он использует имеющуюся в его распоряжении степень свободы двигательного аппарата при извлечении звука.

2. Связь движений во время игры на пианино. Пианист сначала умственно обрабатывает нотный текст, прежде чем превратить его в производящее звук движение. При этом его музыкальный и двигательный опыт, а также актуальное психофизическое восприятие играют решающую роль. Партитура подразделяется следующим образом:

1. Нотоносец:

а) аппликатура;

б) название нот.

2. Длительность: ритмическая структура (не только основной такт, а несколько музыкальных размеров). Так, например, большие музыкальные размеры создаются широкоамплитудными движениями туловища (четырехтактный, восьмитактный размер и т.д.), в то время как меньшие размеры производятся малоамплитудными движениями локтевых, кистевых суставов и суставов пальцев (однотактный, четвертьтактный размер).

3. Интервалы: артикуляция.

4. Динамика: " абсолютная шкала силы звука".

5. Использование педали: педаль сознательно программируется.

Относительно моторики пианиста в плане научной организации труда полезно работать всеми суставами - от пальцев до тазобедренных суставов. Здесь важно использовать все плечи рычагов в соответствии с законами природы при соблюдении механики пианино (рояля). Эти требования обоснованы в функции сочетаемости движений. За реализацию двигательной задачи игры на пианино с биомеханической точки зрения ответственны величины импульсов, которые делают возможной динамическую работу больших групп мышц при участии многих суставов, в отношении как динамики движения, так и удержания суставов. Вызываемые мышечной работой внутренние энергетические воздействия переносятся на всю систему суставов и оттуда на клавиатуру пианино. Эта связь движения частей тела подчиняется биомеханическим законам, а также физиологическим и функциональным особенностям координации движений [2]. Со стороны биомеханики здесь находят применение биомеханический принцип временной координации одиночных импульсов, принцип сохранения импульса, а также принцип оптимального пути разгона для восприятия этого импульса [6]. Эти принципы отражаются во временной передаче движений от одного сустава к другому.

Сказанное означает, что начало движения можно установить в туловище, затем движение передается в плечевой, локтевой и кистевой суставы (см. рисунок). Временная передача, таким образом, - это часть кинематической цепи, которая внешне проявляется в движении туловища. Конечный сустав обслуживает клавиши инструмен та. При этом движение туловища играет важную роль, так как туловище по сравнению с другими частями тела обладает большей массой и представляет собой важное звено цепи между движениями рук и ног. К этому присоединяется его направляющая функция в отношении рук и кистей рук. Через выпрямление туловища до прогибания во время игры предварительно растягиваются продольные и поперечные мышцы брюшного пресса, так что уже возникает начальная энергия для последующего сгибания. Эта энергия через цепь суставов переносится на пальцы. Нельзя недооценивать роль управляющей функции головы (cм. рисунок).

Эскиз движений туловища во время игры на пианино

На основании стимулирующих шейных безусловных рефлексов поддерживается осанка головы и вследствие этого происходит повышение тонуса мышц-разгибателей спины (мышц-разги бателей рук и ног). При наклоне головы вперед, наоборот, усиливается работа мышц-сгибателей. В целом через механизм связи возникает поток силовых линий из туловища к пальцам. Таким образом, "звуковая энергия" не создается, как считается, только пальцами: все туловище вовлекается в игру на клавиатуре. Туловище изменяет положение в определенной плоскости пространства, а пальцы используются лишь для точной регулировки. Благодаря этому возникают движения высокой точности. Вследствие потока энергии физическая работа производится более расслабленно и экономично, в то время как в конце концов трехмерная последовательность элементов движения состоит из определенных простейших движений в одной из трех плоскостей:

- сагиттальной (использование силы рук при аккордах и отдельных звуках);

- фронтальной (перекатывание рук внутри одной позиции в оптимальном соотношении между моторикой кистей и моторикой туловища, в смысле "распределения силы" между пальцам);

- горизонтальной (соединение многих положений в одном вращающем движении).

Произведенные таким образом звуки следуют из эффективной динамики тела пианиста, которая может быть перенесена на танцовщицу в смысле трансцендентной (т.е. запредельной) силы.

3. Цель исследования. Хотя воздействие музыки на движение известно уже давно и используется различным образом на практике, условия взаимосвязи едва ли были исследованы систематически в квантитативном аспекте. Причиной были недостаточные возможности разложения на параметры музыки и комплексного движения. Лишь в последние годы функция музыки по управлению движением в спортивно-научном и медицинском исследовании моторики была подвергнута более научному исследованию посредством возможностей компьютерного анализа музыки и движения [3, 5, 4].

Имеющиеся в настоящее время технические предпосылки делают возможным видеоанализ движений пианиста и танцовщицы, а также компьютерный электронный звуковой анализ, что позволяет выявлять аналогии между музыкой и координацией движений (манерой исполнения). Результаты исследования должны в определенном отношении подтвердить существующую взаимосвязь между кинетическими и акустическими явлениями во время воспроизведения звука.

4. Методическое решение. Для эмпирического обоснования предпосылок была использована следующая методика. Воспроизведенная музыка была преобразована в цифровую форму. Посредством этого могли быть установлены в качестве физических параметров длительность звука, сила звука, частота звука, ритм и эквивалентный уровень звукового давления. С помощью двухмерной /трехмерной видеометрии была затем дана возможность изобразить движения пианиста и танцовщицы, а также определить параметры пространства, времени, скорости, угла наклона сигнальных точек тела. При взятии за основу этих предпосылок стала возможной математически-статистическая подготовка числового материала. Результаты основаны на бивариантном корреляционном анализе.

5. Отдельные результаты исследования

Воспроизведение музыки через движение

Для выявления взаимосвязи между движением и воспроизведением музыки были установлены зависимости между параметрами геометрии движения пианиста и параметрами музыки. Становится очевидным, что в особенности угол сгибания колена, угол сгибания бедра и угол наклона туловища обнаруживают существенные связи с доминантной частотой и уровнем звука. Таким образом, по-видимому, все туловище как переносчик силы участвует в воспроизведении звука.

Кроме того, величины угла сгибания колена указывают на активную работу ног. Это впечатление еще более усиливается при принятии во внимание коэффициентов в музыкальных размерах "четырехдольный и однотакт".

Начало тактов (периодов) происходило явно при нажатии на педали. Но движение в локтевом суставе также интенсивно участвует в воспроизведении "четырехтактного размера". Высшие музыкальные размеры, очевидно, находятся в более тесной связи с углом наклона верхней части туловища /углом сгибания рук и воспроизводятся мелкомоторными движениями. Каким представляется теперь воспроизводящее музыку индивидуальное движение музыканта по сравнению с воплощающим музыку движением танцовщицы?

Музыка оказывает влияние на движение

Стремление акустически оказать влияние на человеческое движение охватывает широкий спектр культуры движения. В этом стремлении следует признать тенденцию к разнообразному использованию музыкальных структурных элементов. Причиной этого является высокий интегративный (т.е. объединяющий) характер аудитивного восприятия, причем доминирует временное интегрирование отдельных элементов (например, звуков). Звуки и тоны интегрируются с возрастающей продолжительностью восприятия в "иерархически высшие формы" (периоды, фразы, предложения и т.д.). Но размер, ритм и мелодия также являются слагающими феноменами восприятия, подлежащими различным интеграционным тенденциям [1].

В качестве воздействующих на движение музыкальных структурных элементов были выбраны доминантная частота звука, уровень звукового давления и три музыкальных размера. При сравнении поведения танцовщицы с музыкальными параметрами становится очевидным, что доминантная частота и уровень звука воздействуют на геометрию тела преимущественно в области бедер и плеч. Кроме того, они оказывают явное воздействие на перемещение центра тяжести тела в направлении У и Х. Связь со скоростью движения можно установить лишь в направлении У.

Однотактный и четвертьтактный размеры отражаются в угле наклона туловища. Воздействие на угол сгибания колена не всегда доказывается.

Движение воздействует на движение

Предположим, что акустические явления определяются вышеупомянутыми событиями и затем становятся действенными в качестве двигательно-акустической информации в двигательных явлениях, тогда в качестве третьего этапа должны быть доказаны аналогии между воспроизводя щей музыку и воплощающей музыку геометрией тела. Существенные коррелятивные (т.е. выявляющие зависимости) связи можно зарегистрировать относительно угла сгибания колена пианиста и угла сгибания рук, туловища и бедер танцовщицы. При сравнении угла сгибания рук и наклона туловища пианиста с углом сгибания рук, наклона туловища и сгибания бедер танцовщицы также можно доказать существенную связь.

Геометрия рук лишь в незначительной степени обнаруживает параллели с индивидуальными движениями тела танцовщицы, но зато оказывает очевидное влияние на поведение центра тяжести тела в направлениях У и Х и на результирующую скорость.

Поведение центра тяжести тела, кроме того, зависит от угла сгибания колена пианиста, что явно обусловлено движением ног

Выводы

Исходя из вышеназванной предпосылки можно установить, что в количественном аспекте, с одной стороны, имеется взаимосвязь между движениями пианиста и параметрами музыки, а с другой - на параметры движения танцовщицы можно повлиять через передающее средство "музыка". Отсюда следует также косвенная взаимосвязь между движениями пианиста и движениями танцовщицы. Полученные на примере четырех единичных исследований результаты следует перепроверить в дальнейших исследованиях

При дополнительном исследовании может быть получен ответ на вопрос, в какой мере танец как форма биопсихосоциального проявления танцовщицы определяется соответствующим "почерком" музыканта, и этот "почерк" оказывает влияние на выразительную хореографию.

Литература

1. Дойч Д. Психология музыки. Нью-Иорк, 1982.

2. Мейнель К., Шнабель Г. Учение о движении - спортивная моторика. Берлин, 1998.

3. Мехлинг Г., Эффенберг А.О. Перспективы аудиомоторики / Практически ориентированное учение о движении как прикладная спортивная моторика. Лейпцигские спортивно-научные статьи, 1998, № 5, с. 51 - 71.

4. Таут Г.М., Райтбун Н.А., Миллер Р.А. Музыка в сравнении с метрономом в ритмической двигательной задаче. Университет штата Колорадо, 1995, № 5 (неопубликованный материал).

5. Хекельман А., Блазер П. Методы квантитативного анализа связи музыки и движения /Теории двигательного действия человека и их применение на практике. Спортивная кинетика, 1997. Серия сочинений, том 98 ( в печати).

6. Хохмут Г. Биомеханика спортивных движений. Берлин, 1982.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!