ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ



EДИНОБОРСТВА. ПРАКСИОЛОГИЯ И ЭТИКА

Аспирант А.В. Тоньшев
Российская государственная академия физической культуры, Москва

В современной науке в последнее время очень актуален вопрос гуманизации физической культуры и спорта. Это связано с различными негативными явлениями и дегенеративными процессами, которые вытекают из таких факторов, как сверхкоммерциализация и профессиона лизация спорта. Над этой проблемой работают многие ученые (И.В. Бестужев-Лада, И.М. Быховская, Е.М. Геллер, А.Г. Егоров, Л.И. Лубышева, С.Д. Неверкович, В.И. Столяров и др.), пытаясь найти решение данного противоречия.

Однако особо остро проблема гуманизации стоит в единоборствах. В то же время в этой области физической культуры и спорта данный вопрос учеными практически не исследовался.

На сегодня существует множество работ, связанных с историей единоборств, как восточных (А.А. Маслов, И. Нитобу, А.А. Трескин), так и тех, которые зародились в античном мире, на Западе (Г. Леменс, С. Моисеев, В.А. Тарас), в России (С. Моисеев, В.А. Тарас). Все авторы сходятся во мнении, что своим происхождением единоборства обязаны военно-прикладной практике, поэтому, чтобы сделать обзор и анализ процессов гуманизации и дегуманизации единоборств, необходимо немного разобраться в истоках, то есть в военном деле, в войне.

Война содержит в себе два аспекта: праксиологический (эффективность ведения войны) и этический, который рассматривает войну с точки зрения морали и нравственности. С точки зрения праксиологии войны хороши любые средства и действия, которые ведут к скорейшей победе с наименьшими потерями со своей стороны. Потери со стороны противника, естественно, в расчет не берутся. Такой подход был свойствен первобытному миру, где царствовал естественный отбор и выживал сильнейший.

В ходе развития культуры и религии появляется этическая сторона войны. В христианском мире, например, произошло разделение войны на "справедливую", которая велась между христианами и имела вполне определенные ограничения в целях и средствах, и "крестовые походы", которые христиане могли вести любыми способами против нехристиан. Сейчас подобную картину мы можем наблюдать в некоторых течениях ислама.

В средние века и на Западе, и на Востоке появляется воинская этика. В воинских дворянских сословиях были приняты своды законов, которые в том числе вносили определенные правила и ограничения в процесс ведения боя. И чем выше поднималась культура общества, тем сильнее этический аспект войны преобладал над праксиологи ческим. И хотя совершенствование оружия делало войны более кровопролитными, параллельно развивались механизмы процессов урегулирования конфликтов, регламентировалось отношение к захваченному населению и военнопленным. Там же, где эффективность войны начинает преобладать над этикой, можно говорить о закате культуры данного общества. Недавним примером может служить нацистская Германия.

Подобно военному делу, спортивные единоборства имеют те же два аспекта: эффективность в достижении победы и этику. По сути дела, спортивные единоборства - это продукт, если так можно выразиться, гуманизации военного дела, так как не только выполняют функцию физического развития, но и позволяют агрессии человека реализоваться в преобразованном виде, поэтому так важно продолжать и совершенствовать процесс гуманизации.

В настоящее же время многие спортсмены-единобор цы в погоне за зрительскими симпатиями и спонсорскими гонорарами недооценивают значение этического и морально-нравственного воспитания, ориентируясь на победу любой ценой. Делая борьбу более жестокой и якобы зрелищной, они тем самым способствуют снижению зрительской культуры, что, в свою очередь, приводит к еще большей дегуманизации и деградации единоборств.

Учитывая эти факторы, необходимо внимательно и глубоко изучать данную проблему и находить пути ее решения.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!