ЧИТАТЕЛЬ РАЗМЫШЛЯЕТ, ОБСУЖДАЕТ, ПРЕДЛАГАЕТ


Abstract

PLASTICITY AS MOVABLE - COORDINATIVE FEATURE

L.D. Nazarenko, Dr. Biol., lecturer

Ulyanovsk State Pedagogical university, Ulyanovsk

Key words: movable-coordinative feature, dynamic and statistical plasticity, specific and nonspecific manifestation.

The reasoning of plasticity as a variety of movable-coordinative feature is given in the article. The essence of the structure, specific and non-specific manifestation is revealed. The importance and necessity of development of this feature is shown.


ПЛАСТИЧНОСТЬ КАК ДВИГАТЕЛЬНО-КООРДИНАЦИОННОЕ КАЧЕСТВО

Кандидат биологических наук, доцент Л.Д. Назаренко
Ульяновский государственный педагогический университет, Ульяновск

Ключевые слова: двигательно-координационные качества, динамическая и статическая пластичность, специфические и неспецифические проявления.

В настоящее время возросло внимание к изучению двигательно -координационных качеств (ДКК) [1,2,6,8,9,12-19]. Однако среди многочисленных публикаций, посвященных данной проблеме, пластичности уделяется незначительное внимание. Впервые на это качество указал Н.А. Бернштейн (1947, 1991), назвав его пластикой. По его мнению, - это определенное по рисунку и ритму движение человеческого тела, отражающее его духовный и внутренний мир. В трудах других авторов мнение Н.А. Бернштейна о пластике движений не нашло отражения, и пластичность как одно из важных ДКК до настоящего времени не изучена. Известный американский ученый Бенджамин Лоу (1984) обращает внимание на такую двигательную характеристику в спорте, как плавность , то есть изящество, грациозность. По его мнению, плавность возникает благодаря динамической форме и создает впечатление повышенного контроля, равновесия, чувства времени.

Задачей данного исследования явилось изучение содержания, структуры, основных проявлений, разновидностей пластичности и методики ее развития.

В каждом виде спорта обращает на себя внимание пластичность движений, привлекающая особое внимание зрителей и создающая его специфическую привлекательность. Так, например, поза штангиста, передающая глубокое внутреннее спокойствие, достоинство, готовность к преодолению огромного веса, плавное и размеренное начало подготовительных действий свидетельствуют о наличии у спортсмена определенного уровня пластичности. Движения высококлассного бегуна, сравнимые с образом парящей птицы, также характеризуются высокой пластичностью. Грациозность присуща и прыгунам с шестом в высоту, выполняющим сложнейшие упражнения настолько плавно, виртуозно, что полет их тела в безопорной фазе воспринимается зрителями как естественные легкие, красивые движения. Именно двигательные действия, близкие к совершенству, характеризуются наличием пластичности. Как двигательно-координационное качество, пластичность невозможна без высокого уровня согласованности двигательной активности мышц, ритмичности движений, обеспечивающей чередование работы мышц - сгибателей и разгибателей, а также темпа, динамики и гармонии. Уровень развития пластичности находится в прямой зависимости от двигательного опыта, координационных способностей и технического мастерства [17].

Характерной особенностью пластичности как ДКК является ее зависимость от эмоционального настроя, особого состояния души, связанного с проявлением различных чувств: уверенности в победе и радости от ее предвкушения, готовности донести до зрителей красоту своего вида спорта.

Составными компонентами пластичности являются:

1) индивидуальный стиль:

- выверенность движений (приземление в ожидаемой точке, выполнение упражнений по четко рассчитанной траектории, амплитуде, высоте);

- cамоконтроль (правильно выбранный главный момент приложения усилий, чередование напряжения с расслаблением, строго избирательное участие мышечных групп);

-насыщенность двигательными действиями, требующими мощности, резкости (сочетающей силу и быстроту), точности;

2) грация (грациозность движений):

- сочетание силы и красоты движений;

- пространственная точность и максимальная амплитуда;

- контрастность движений;

- манера держаться свободно, раскованно при больших нагрузках;

- контакт со зрителем ("чувство зрителя"). Гармоничность двигательных действий, обеспечива ющая единство, согласованность, соразмерность частей единого двигательного акта, а также включение разнохарактерных движений:

- симметричных и асимметричных;

- силовых и маховых;

- динамических и статических;

- быстрых и медленных;

- длинных и коротких;

- контрастных и дополняющих друг друга;

- простых и сложных;

3) артистичность исполнения в сочетании со сложностью упражнений:

- непрерывность движений от начала до конца без пауз, отсутствие неоправданных остановок, нарушающих композицию;

- единство физического и внутреннего состояния (тела и духа).

Пластичность имеет две разновидности: статическую и динамическую , каждая из которых представлена специфическими и неспецифическими проявлениями (см. cхему). Статическая пластичность отражает эмоциональное состояние человека в один из моментов, когда его духовный мир раскрывается наиболее полно. Она может передавать внутреннее состояние спортсмена в момент максимального усилия, позволяя демонстрировать его физическую и духовную мощь. Любое проявление статической пластичности связано со стремлением к совершенству и может проявляться в момент окрыления, когда спортсмен максимально близок к победе, ощущает ее всем своим существом. Поэтому каждое произведение искусства с изображением спортивной символики служит средством общения между людьми, так как содержит информацию, воздействующую на человека, его внутренний мир. Скульптура дает представление об идеальной форме и красоте тела людей разных веков и является свидетельством постоянного стремления человека к физическому совершенству.

Картина, как один из видов искусства, призвана не только запечатлеть с максимальной точностью соразмерность движений человека, но и передать его характер, стремление к гармонии, поэтому изображение на ней является одной из разновидностей статической пластичности. Картины, отображающие спорт, обладают огромным энергетическим потенциалом. Мастерство художника помогает передать зрителям как физическое совершенство атлета, так и соразмерность, гармоничность движений, достигнутую его внутренним состоянием. Большими возможностями для передачи пластичности располагает фотография: c ее помощью можно передать характер движений кистей рук, выражение лица, глаз.

Большой информативностью обладает поза спортсмена. Через нее можно передать внутреннюю радость и печаль, состояние глубокой сосредоточенности, победное ликование, драматизм поражения. Каждое из этих состояний выражается движениями рук, определенным наклоном, поворотом головы, напряжением плеч.

Настроение человека проявляется через различные жесты. Например, одержавший победу спортсмен высоко вскидывает руки вверх, сжатые в кулак пальцы демонстрируют его большую внутреннюю силу, устремленность, твердый характер.

Динамическая пластичность характеризует качественные стороны близких к совершенству двигательных действий в спорте, в искусстве, в трудовой и бытовой деятельности.

Высокий спортивный результат немыслим без достижения определенного уровня красоты и пластичности. Движения мастеров фигурного катания, синхронного плавания, прыгунов в воду поражают высокой степенью выразительности, грациозности. Это является свидетельством достижения высочайшей внутренней согласованности работы крупных и мелких мышц, пластичностью и ритмичностью каждого двигательного действия. Выразительность телодвижений: поворотов, наклонов, вращений, приседаний - в каждом виде спорта имеет свои особенности. Так, движения копьеметателя не похожи на действия прыгуна с шестом или боксера, но каждый высококлассный мастер отличается высоким уровнем пластичности.

Пластичность движений рук в зависимости от вида спорта решает разные задачи. Так, дальность полета диска, гранаты, ядра в значительной степени зависят от финального усилия, в котором проявляется высокий уровень не только скоростно -силовых качеств, но и координационных, среди которых немаловажное значение имеет пластичность. В фигурном катании, гимнастике, акробатике движение рукой может подчеркнуть красоту, легкость, завершенность двигательного акта или показать переход к другому действию.

Движениями рук спортсмен может передать свое внутреннее состояние: широко разведенные, раскрытые вверх ладони передают радость, открытость души; опущенные вниз кисти скрещенных рук подчеркивают легкую грусть, печаль, смирение. Таким образом, пластичность кистей рук помогает создать определенный выразительный образ. Движения рук имеют также большое значение в спортивных играх, единоборствах, в других видах спорта. Так, траектория и направление удара в волейболе во многом зависят от силы удара кисти, поэтому пластичность выражается здесь в резких отрывистых движениях, демонстрирующих мощь атлета, твердость характера, волю.

Пластичность движений нижних конечностей более всего проявляется во время легкоатлетических, акробатических прыжков, пируэтов, поддержек в фигурном катании, в беге. О стиле бега чемпиона Олимпийских игр 1936 г. на дистанции 1500 м Джека Лавлока написано следующее: "...это чистейшее колдовство: нечто почти сверхчеловеческое в совершенной координации каждого его движения, видимое отсутствие напряжения и лирическая плавность стиля и ритма бега. Воистину, это была поэзия движения" [3, с.22].

Особенно большое значение имеет пластичность ног в хореографии и балете. Так, вариация Одетты во второй картине "Лебединого озера" состоит из трех частей, которые как бы изображают три стадии полета птицы. Первая, чуть замедленная, - осторожная проба сил; крылья птицы изображают ноги балерины, они, как бы расправляются и пробуют воздух, ищут опоры. Вторая, прыжковая часть - взлет, еще робкий, начинающийся с одиноких толчков. И третья - состоящая из вращений и поворотов, показывает птицу, как бы уже летящую в воздухе [10].

Одним из проявлений динамической пластичности является эмоциональная мимика, c помощью которой передается внутреннее состояние человека. Слезы радости на просветленном спокойном лице показывают счастье достигнутой победы. Мимикой лица можно показать недоумение человека, недопонимание нежелательно складывающейся ситуации. Она включает в себя такие моменты, как сжимание и разжимание губ, движения глазами, бровями. Высококвалифицированные спортсмены достигают такого уровня управления мимикой лица, который позволяет скрыть отрицательные эмоции даже при сильном болевом ощущении или серьезной неудаче.

Смысловой жест, как одно из проявлений пластичности, имеет две разновидности: условный и безусловный. Условный помогает молча отдавать указания, распоряжения, приказания. Например, показав рукой на дверь, человек тем самым как бы сказал: "выйди" или "иди". Палец, указывающий на стул, подменяет слово "сядь". Безусловный смысловой жест характерен для разнообразной двигательной деятельности, связанной с проявлением безусловнорефлекторных реакций. Так, резкий бросок мяча заставляет человека уклониться, присесть.

Группу неспецифических проявлений пластичности составляют разнообразные бытовые, трудовые движения. Так, движения высококлассного токаря, плотника отличаются не только отсутствием лишних движений, но и высокой степенью их соразмерности, плавности, подчиненности строгому ритму. Каждое движение имеет четко выраженное начало, постепенное увеличение его интенсивности и завершенность.

Мимика передает настрой человека и его состояние в данный момент. Например, спокойная улыбка является свидетельством хорошего расположения духа. Нахмуренные, сдвинутые брови, сжатые губы - признак недовольства, глубокой сосредоточенности.

Критериями пластичности являются:

1. Степень внутреннего ощущения характера двигательного действия:

- точность пространственных, временных и силовых характеристик движения.

2. Уровень развития артистичности:

- эмоциональный подъем;

- выражение чувства вдохновения, окрыленности, раскованности;

- ощущение полного слияния движений с музыкой.

3. Степень самообладания:

- отсутствие тремора;

- идеальная осанка.

4. Степень сопереживания и контакт со зрителями.

Одним из ведущих факторов , определяющих степень проявления пластичности, служит соразмерность развития и выраженности физических и ДКК. Известно, что без определенного уровня силы, быстроты, выносливости, а также ловкости, подвижности, точности, гибкости невозможно передать характер любого достаточно сложного двигательного действия. Далеко не каждое упражнение требует максимального проявления силы или гибкости. Вместе с тем очевидно, что при их слабой выраженности также невозможно освоить двигательное действие без искажения его качественных характеристик. Поэтому строгое соответствие физических и ДКК является одним из важных составляющих проявления пластичности.

Следующим фактором выступает уровень развития межмышечной и внутримышечной координации. Любое двигательное действие характеризуется проявлением нервной, мышечной и двигательной координации [7,11]. Благодаря взаимодействию этих видов координации обеспечивается программирование действий, позволяющее решить двигательную задачу.

Генетические особенности, как один из факторов, в определенной мере определяющих проявление пластичности, формируют индивидуальный стиль спортсмена, артистизм, гармоничность движений и грациозность. Например, мощность, безудержность, напор большого мастера фигурного катания Ирины Родниной резко контрасти руют с мягким, грациозным стилем Натальи Линичук.

Типологические особенности нервной системы - также один из факторов, влияющих на проявление пластичности. Явно выраженный холерический темперамент человека находит выход в резких, контрастных движениях, в высоком темпе, скоростно-силовой направленности. Уравновешенный спортсмен предпочитает движения широкой амплитуды, соразмерные, более ритмичные.

Эмоциональное состояние во многом определяет внешнее и внутреннее поведение человека, способствуя всплеску чувств, подъему настроения. При этом важен самоконтроль, так как чрезмерное проявление эмоций приводит к нарушению гармоничности и искажению индивидуального стиля.

Естественное состояние пластичности развивается у человека в процессе его индивидуальной жизни, в зависимости от определенных условий. Одно из них - уровень развития физических качеств: силы, быстроты, выносливости. Трудно говорить о пластичности движений при низких показателях скоростно-силовых качеств.

Специально организованные занятия приводят к закономерному приросту пластичности независимо от того, ставится ли такая задача. Однако по мере повышения мастерства происходит возрастание физических и ДКК, в том числе и пластичности.

Таким образом, пластичность как двигатель но-координационное качество есть гармоничное по форме и ритму движение, отражающее духовный и внутренний мир человека.

Методика . В исследовании приняли участие 263 ученика общеобразовательной школы в возрасте от 7 до 17-18 лет основной медицинской группы, каждая из которых была разделена на экспериментальную и контрольную. В контрольных группах занятия проводились по обычной программе, в экспериментальных ученики выполняли специальные двигательные задания для развития пластичности, которые включали серию упражнений, представляющих различные варианты "волн" телом в сторону, вперед, назад, волнообразные движения руками в различных направлениях. Движения показывались специально подготовленными учениками. Школьникам давалась возможность выполнять движения, близкие по структуре и характеру к задаваемым, участвовать в объективной оценке упражнений. Занятия проходили в игровой форме, что повышало интерес и эмоциональное состояние учащихся.

p51_pic.jpg (46963 bytes)

В экспериментальных и контрольных группах школьникам были предложены специально разработанные тесты. Наиболее информативной для оценки пластичности телодвижений является "волна" вперед, лицом к гимнастической стенке (тест 1).Для измерения амплитуды движения использовалась специальная разметка из плотной ткани или бумаги, прикрепленная к гимнастической стенке. Ее высота - 180 см, каждое деление составляет 5 см. Пользуясь данной разметкой, можно определить расположение звеньев тела относительно друг друга и, кроме того, контролировать величину прогиба. В начале движения, когда выполняется круглый полуприсед, важно правильное расположение звеньев относительно друг друга: руки параллельно полу. В момент выполнения завершающего движения "волны" разметка позволяет определить степень прогиба грудной части тела ученика. Величина прогиба измеряется в сантиметрах. Оценивается амплитуда движений.

Тестом для определения уровня развития пластичности верхних конечностей является выполнение "волны" руками вперед, стоя боком к гимнастической стенке (тест 2). Для правильного выполнения движения здесь также необходимы четкие ориентиры, поэтому разметка расположена на уровне грудной части тела. Верхняя отметка находится на линии плеча, нижняя - на уровне пояса. Наличие разметки дает возможность контролировать осанку, положение головы и рук. Амплитуда движений рук измеряется в сантиметрах.

Пластичность движений кистей рук определялась тестом 3 - "волна" кистью вперед. Для ее оценки измеряется расстояние между кончиками пальцев и линией окончания ладони за лучезапяс тным суставом. Правая рука вытянута вперед ладонью вниз. Сгибая кисть как можно больше, нужно коснуться кончиками пальцев лучезапястного сустава, после чего, скользя подушечками пальцев по ладони, плавно выпрямить пальцы, начиная от нижних фаланг и заканчивая верхними. Расстояние между кончиками пальцев и лучезапястным суставом измеряется в сантиметрах. Оценивается амплитуда движений.

Для определения уровня пластичности нижних конечностей предлагается следующее упражнение (тест 4): стоя боком к гимнастической стенке, держась рукой за рейку, махом ноги назад достигнуть положения "полукольца". Разметка, прикрепленная к середине пролета гимнастической стенки, имеет высоту 180 см с делениями через каждые 5 см. Это позволяет учителю с достаточно большой степенью точности оценить не только амплитуду движения ногой в цифровом выражении, но и контролировать правильное положение звеньев тела относительно друг друга и выполнить задание не за счет излишнего прогиба в поясничной части, а движением от бедра.

Разновидность одного из специфических проявлений статической пластичности представлена фиксацией движения в заданной позе (тест 5): в стойке на правой ноге, левую согнуть вперед, ступню прижать к колену опорной ноги. Руки вверх, ладонями книзу, указательный палец вверх. Заданную позу удерживать в течение 5-10 с. Оценивается правильное расположение звеньев тела.

Для оценки грациозности как составной части пластичности использовался тест 6. Два гимнастических обруча располагались рядом на полу, образуя "восьмерку". Занимающийся должен пройти по обручу, сохраняя осанку и повторив рисунок "восьмерки". Оценивается передвижение по обручу без заступов (схождения) на пол.

Следующим тестом этого же характера является ходьба по "зигзагу", начерченному на полу краской или мелом (тест 7). "Зигзаг" представляет собой ломаную линию, шириной 5 см, длина каждой составляющей - 1,5 м. Более сложный вариант, в зависимости от возраста и подготовленности занимающихся, - выполнение с закрытыми глазами. Оценивается прохождение "зигзага" без ошибок.

Тест, акцентирующий внимание на формировании правильной осанки как основе пластичности, включает использование дополнительного груза (тест 8). Мешочек с песком кладется на голову и удерживается при ходьбе по двум обручам "восьмерке" и "зигзагу", описанным в предыдущих тестах. Оцениваются слитность и плавность движения при удержании мешочка на голове.

Результаты . Исследования показали, что уже после первого года занятий прирост показателей уровня пластичности произошел во всех группах. Некоторое увеличение пластичности в контрольных группах связано, очевидно, с естественным развитием организма, приобретением двигательного опыта и интереса к занятиям физическими упражнениями.

В экспериментальных группах, где занятия проводились с использованием системы упражнений на развитие и совершенствование пластичности, прирост оказался более значительным. Тестирование выявило, что возрастание показателей данного ДКК происходит неравномерно. Наибольшую сложность представило развитие пластичности кистей рук у школьников младшего возраста, что связано, по-видимому, с отставанием в развитии мелких групп мышц. По нашим данным, разница в приросте показателей пластичности кистей рук в первой возрастной группе составила в среднем 10,8 %, без существенных половых различий. В среднем школьном возрасте уровень показателей по сравнению с контрольной группой возрос на 16,4% у девочек и на 12,2% - у мальчиков. В старшей возрастной группе увеличение составило: у девушек - 20,3% , у юношей - 15,3%.

Пластичность верхних конечностей возросла несколько больше по сравнению с кистями рук, что объясняется, по-видимому, участием в движении более крупных мышечных групп. Ученики младшей возрастной группы улучшили показатели пластичности в среднем на 16,8 %, без достоверных половых различий. Дети среднего школьного возраста добились большего прироста: девочки - 23,7 %, мальчики - 15,8 %; у старшеклассни ков увеличение составило у девушек - 24,0 %, у юношей - 18,5%.

Уровень развития пластичности телодвижений в экспериментальной группе у детей младшего школьного возраста увеличился по сравнению с контрольной в среднем на 16,9 %, без существенных половых различий. В среднем школьном возрасте прирост составил: у девочек - 21,7 %, у мальчиков - 16,8%. В старшей возрастной группе результаты также увеличились и составили у девушек - 23,6 %, у юношей - 24,8 %.

Увеличение показателей прироста пластичности нижних конечностей у младших и средних возрастных групп было незначительным, что объясняется, по-видимому, достаточной сложностью упражнения, для овладения которым необходим более высокий уровень физических и ДКК. В старшей возрастной группе увеличение было достоверным и составило: у девушек - 22,8 %, у юношей - 16,9 %.

Оценка фиксации движения в заданной позе проводилась с акцентированием на ее устойчивости . Лучше других результаты оказались в старшей возрастной группе. Это связано, по-видимому, с достижением более высокого уровня пластичности всех звеньев тела, с большим опытом двигательной деятельности и лучшим пониманием образа заданного движения.

Сравнительный анализ полученных данных свидетельствует о том, что прирост показателей пластичности отмечен почти во всех возрастных группах при выполнении каждого задания. Вместе с тем обращает на себя внимание тот факт, что увеличение степени пластичности нижних конечностей по сравнению с пластичностью телодвижений и верхних конечностей заметно ниже, что объясняется, очевидно, характером выполняемых упражнений.

Заключение. Таким образом, пластичность, как и другие двигательно-координационные качества, можно целенаправленно развивать и совершенствовать, используя специальные средства и методы, с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей, характера и склонностей занимающихся к тому или иному виду спортивной деятельности.

Пластичность, находясь в неразрывной взаимосвязи с другими двигательно-координационными и физическими качествами, возрастает по мере повышения уровня физической и технической подготовки спортсмена. Вместе с тем совершенно очевидно, что ни тренер, ни занимающийся не ставят цели развития пластичности, так как в специальной методической литературе это качество не представлено. Однако пластичность, как двигательно-координационное качество, объективно существует. Мало того, на интуитивном уровне специалисты находят правильные пути развития и совершенствования пластичности, как одного из непременных составляющих спортивного мастерства. Поэтому дальнейшее изучение данного качества представляет немаловажный интерес и требует определенного внимания.

Литература

1. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания. Учебник для ИФК. - М.: Просвещение, 1990.

2. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. - М.: ФиС, 1988.

3. Бенджамин Лоу. Красота спорта. Пер. с англ. И.Л. Моничева, под ред. В.И. Столярова. - М.: Радуга, 1984.

4. Бернштейн Н.А. О построении движений. - М.: Медгиз, 1947.

5. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. - М.: ФиС, 1991.

6. Донской Д. Биомеханика. - М.: Просвещение, 1975.

7. Донской Д. Законы движения в спорте. - М.: ФиС, 1968.

8. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. - М.: ФиС, 1979.

9. Ильин Е.П. Теория и методика физического воспитания / Под общ. ред. Б.А. Ашмарина, - М.: ФиС, 1979.

10. Карп П. О балете. - М.: Искусство,1967, с.137.

11. Карпеев А.Г. Направления и принципы изучения двигательной координации основных видов движений // Теор. и практ. физ. культ., 1995, №9, с. 5-7.

12. Коренберг В.Б. Проблемы физических и двигательных качеств //Теор. и практ. физ. культ. 1996, №7, с. 2-5.

13. Любомирский Л.Е. Управление движенями у детей и подростков. - М.: Педагогика, 1974.

14. Лях В.И. Совершенствуя координационные способности // Физическая культура в школе, 1996, №4, с.18 - 20.

15. Лях В.И. Развитие и совершенствование координационных способностей школьников // Физическая культура в школе, 1986, №12, с. 56-58.

16. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. Учебн. для ин-тов физ. культ. - М.: ФиС, 1991.

17. Назаренко Л.Д. Пластичность как одно из проявлений двигательно-координационных способностей. / В сб. Валеология: проблемы и перспективы развития. - Ижевск, 1998, с. 144-145.

18. Филиппович В.И. О необходимости системного подхода к изучению природы ловкости // Теор. и практ. физ. культ., 1980, №2, с. 49-51.

19. Шлемин А.М. Способность юных гимнасток оценивать длительность движений и ее влияние на воспитание скоростных качеств // Теор. и практ. физ. культ., 1975,№11, с. 44-45.

Поступила в редакцию 25.01.99


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!