КАРАТЭ


НАЗАД

СОДЕРЖАНИЕ

ДАЛЕЕ


ПРЕЗИДЕНТ ВСЕРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАРАТЭ Ю.Л. ОРЛОВ

Пользуюсь случаем для выражения самых теплых и сердечных чувств всех каратистов России, которые они испытвают в связи со славным юбилеем кафедры борьбы и восточных единоборств.

Мы отдаем дань глубокого уважения многогранной научной, педагогической и благородной воспитательной деятельности этого замечательного коллектива, которая является решающим фактором консолидации спортивных единоборств в их усилиях на благо российского спорта во славу нашей Отчизны.

Новых вам свершений, побед и крепкой дружбы!

 

РОЛЬ И СПЕЦИФИКА БРОСКОВ В СПОРТИВНОМ КАРАТЭ КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ БОЯ И ЗРЕЛИЩНОСТИ СОРЕВНОВАНИЙ

Доцент Ю.Л. Орлов

Общеизвестно, что все современные виды борьбы произошли от древних систем самообороны без оружия. В древности жизнь людей проходила в жестокой борьбе за существование, но не всегда под рукой было оружие, так что часто единственным и необходимым средством защиты был бой с применением ударов руками и ногами, бросков, болевых воздействий на суставы, удушений и т.д., т.е. используя все возможности тела. Бороться приходилось против одного или нескольких противников, зачастую вооруженных.

Но постепенно с развитием в Европе техники вооружения и соответственно с относительным уменьшением его цены и ростом доступности значение методов самооборны без оружия отходит на задний план. Исключив все приемы, которые могли бы привести к травмам и увечьям, эти методы используют для развития силы, выносливости, ловкости и других физических качеств, укрепления здоровья и воспитания молодежи. Начинается становление спортивной борьбы.

Но на Востоке, особенно в Японии и Китае, где темпы технического развития были намного ниже и оружие стоило очень дорого, являясь привилегией богатых феодалов, эти методы самообороны не умерли, а наоборот, развились до уровня искусства.

Один из этих методов - каратэдо.

Необходимо сразу же внести ясность: каратэдо не было создано одним человеком или даже одним народом. Всем техническим разнообразием эффективных рациональных движений, отработанных до мельчайших деталей, мы обязаны опыту и размышлениям многих поколений бойцов, принадлежащих к разным народам.

Деятельность некоторых мастеров, имена которых дошли до нас, имела большое значение для каратэдо как в отношении их личного вклада в развитие техники, так и в области их педагогической работы, главный смысл которой заключался в распространении основных принципов каратэдо. Эти принципы вырабатыва

лись на протяжении многих лет в реальных боях и в изучении опыта поединков. Затем путем сравнения различных подходов к технике и методике синтезиро вались общие принципы, которые получили название "каратэдо" лишь в начале XX века. Процесс формирования принципов каратэдо шел со все увеличивающейся скоростью в течение более чем 2000 лет, и этот процесс, который в современный период развития каратэдо проходит в основном под влиянием японских мастеров, не завершен еще и сейчас. До сих пор существуют разногласия между различными стилями каратэдо по вопросам техники, методики, судейства соревнований и т.д. Есть даже школы, вообще не признающие спортивного каратэ. Их представители считают, что из-за ограничений, налагаемых спортивными правилами, спортсмены совершенствуют только небольшой набор технических приемов, сводя поединки к нудному и шаблонному обмену однообразными ударами и тем самым лишая каратэдо его эффективности, разнообразия и красоты, его духа. Сторонники же спортивного каратэ инкриминируют им замыкание лишь на условных поединках, которое может привести к утрате чувства реальности.

Но если подойти к этому вопросу объективно, то между участием в спортивных соревнованиях (Сиай-кумитэ) и занятием условными поединками (Дзию-кумитэ) нет противоречия - они дополняют друг друга. Условные поединки являются прекрасной школой технического и тактического мастерства. Спортсмен не механически отрабатывает одну-две шаблонные комбинации, предложенные ему тренером, а изучает все многообразие техники каратэдо и уже потом выбирает и совершенствует те приемы, которые импонируют его психической индивидуальности и соответствуют его физическому развитию (Токуй-вадза). Смысл же спортивного соревнования заключается в том, что спортсмен должен проявить в нем максимум физических и психических усилий. Спортивное каратэ руководствуется лишь критерием эффективности в спортивном бою при регламентированном судействе. Победитель в соревнованиях, где участвуют сильнейшие спортсмены, своей победой, несомненно, доказывает превосходство собственной техники и тактики, демонстрирует физическую выносливость и волю к победе, т.е. проявляет необходимые для победы спортивные качества.

Сейчас спортивный вариант каратэдо распространен во всем мире. Им занимаются миллионы человек. Во Всемирную федерацию каратэдо (ВКФ) входят 164 страны. Начиная с 1970 г. каждые два года проводятся чемпионаты мира, ежегодно - чемпионаты Европы, Азии, Америки, национальные первенства.

Спортивные соревнования взаимообогащают стили каратэдо, поскольку разные школы стремятся показать свои самые лучшие стороны. В этих условиях происходит сглаживание различий между стилями. Эффективные приемы, считавшиеся отличительной особенностью одной школы, берутся на вооружение другими. Этот процесс универсализации техники каратэдо - естественный и неизбежный. Сожалеть можно лишь о том, что зачастую он сопровождается обеднением технического арсенала каратэдо.

Нередко быстрые успехи в соревнованиях создают у спортсмена ложное впечатление, что все в каратэдо им уже достигнуто. Дойдя до определенного уровня, он останавливается в своем развитии, удовлетворяясь лишь оттачиванием небольшого набора технических и тактических приемов, нередко поощряемый в этом своим тренером, которому зачастую необходим сиюминутный результат. Излишне говорить, что от такого натаскивания не только теряется зрелищность соревнований, но и страдает сам спортсмен, утрачивая интерес и к тренировкам, и к выступлениям на состязаниях. И если на соревнованиях на общем однообразном фоне гяку-дзуки (разноименный удар кулаком) и маваси-гэри (удар ногой по дуге) вдруг кто-нибудь из спортсменов выполнит неординарную комбинацию, например атаку с броском и последующим завершающим ударом, то зал взрывается аплодисментами, причем аплодируют не только зрители, но и спортсмены, тренеры, судьи. Поэтому хороший спортсмен в союзе со своим тренером должен постоянно искать и осваивать новые эффективные приемы и тактические разработки, которые позволят ему не только выигрывать соревнования, но и демонстрировать эффективность, разнообразие, красоту и зрелищность каратэдо, тем самым доставляя удовольствие зрителям и испытывая удовлетворение от сознания того, что все поиски, размышления и усилия были не напрасны.

Техника каратэдо очень разнообразна, включает в себя огромный арсенал различных технических приемов. Кроме всевозможных стоек, позиций, передвижений, ударов и защит руками и ногами сюда входят броски, уходы и уклоны, болевые воздействия на суставы и точки, приемы удушения, а также знание методов формообразования естественного оружия, местоположения жизненно важных центров, принципов дыхания и реанимации.

Немаловажную роль как в спортивном, так и в прикладном каратэ играют броски. В серьезной литературе по каратэдо имеются ссылки на старых мастеров, которые рекомендовали классическую схему контратаки: защита - удар - бросок - завершающий поражающий удар. В спортивном каратэ бросок с последующим точным завершающим ударом не оставляет ни у судей, ни у зрителей никаких сомнений в победе в данной схватке спортсмена, выполнившего эту комбинацию, и по правилам соревнований приносит ему Иппон (очко). Во время падения и в первые мгновения после него соперник ошеломлен и не способен эффективно защищаться, что дает его противнику возможность прицелиться и провести точный концентрированный удар в незащищенную зону. К тому же спортсмен, раз "попав на бросок" и проиграв очко, начинает остерегаться своего противника, ожидая проведения второго броска, что дает тому тактическое и психологическое преимущества.

В прикладном каратэ броски имеют еще большее значение: во-первых, сам бросок на землю или на пол потрясает противника, а во-вторых, тело, лежащее на жесткой поверхности, при нанесении удара не амортизирует, при этом резко возрастает возможность поражения и быстрого завершения боевой схватки.

На основании вышеизложенного мы можем сделать вывод, что броски в каратэдо, не являясь основным способом достижения победы, как, например, в дзюдо или самбо, служат средством создания благоприятной ситуации для нанесения завершающего удара. В этом заключается смысл применения бросков как в спортивном, так и в реальном бою, их роль в технике каратэдо и основное отличие от бросков в борьбе.

Специфику бросков в спортивном каратэ определяют правила соревнований. Вот что сказано в них о применении бросков:

- атака, проведенная в момент, когда соперник потерял равновесие в результате действий атакующего, оценивается как Иппон;

- если захват и последующее техническое действие или захват с последующим выведением из равновесия или броском и завершающим техническим действием выполняется непрерывно как единое целое, то техническое действие оценивается;

- запрещены опасные броски, могущие повлечь за собой травму соперника;

- запрещены захваты и удержания противника без обозначения ударов.

Мы видим, что для выполнения оцениваемого технического действия с использованием броска и завершающего удара необходимо соблюсти ряд определенных правил. Рассмотрим их.

В борьбе, например в дзюдо или самбо, соперники сближаются вплотную, крепко захватывают друг друга за одежду, а затем уже ищут пути для проведения какого-либо броска или другого технического действия (перевода, сваливания и т.д.). В каратэдо такой метод невозможен, так как на ваше явное стремление сократить дистанцию для осуществления захвата противник может ответить ударом и получить оценку Вадза-ари (пол-очка) или Иппон (очко), и даже если вы успели выполнить захват одежды, то эффективно защититься от его удара в таком положении будет очень трудно.

В спортивном каратэ захват пальцами за одежду выполняется довольно редко (из-за ограничений правил соревнований, см. выше). Если для проведения броска используются руки, то различные по характеру действия - давление, подхватывание и т.д. - в основном выполняются открытой кистью, предплечьем или локтевым сгибом.

В каратэдо атакующий спортсмен начинает проведение броска с более дальней дистанции, чем в борьбе, и маскирует его каким-либо атакующим действием (обычно рукой). Если же вы находитесь в роли защищающегося, то атакующий сам сокращает дистанцию и обычно бросок выполняется непрерывно после защиты или защиты и контратакующего удара. Если осуществляется захват, то он выполняется в фазе движения, непосредственно предшествующей началу броска, или одновременно с ним.

Броски в каратэдо выполняются скорее не за счет развития большого физического усилия, сопровождаемого крепким захватом за одежду, а благодаря приложению даже небольшого усилия, но в нужном месте и в нужное время, используя динамику противника, тонко чувствуя момент его наименьшей устойчивости, зачастую нарушая ее не прямыми, а косвенными действиями - маневрированием, финтами, ложными атаками и т.д.

После проведения броска необходимо сохранить устойчивое положение и выполнить завершающий удар рукой или ногой. В противном случае сам бросок и все предшествующие ему действия не имеют

смысла. При выполнении броска необходимо стремиться занять такую позицию по отношению к сопернику, чтобы не дать ему возможности схватить вас за одежду и увлечь за собой на пол.

В спортивном каратэ при проведении бросков с большой амплитудой, например Ко-сото-гари (задняя подсечка) или Аси-сукуи-агэ (бросок подъемом ноги), необходимо подстраховывать соперника, придерживая его за руку или за ногу, но так, чтобы не помешать самому себе выполнить завершающий удар. При выполнении броска с большой амплитудой без страховки спортсмен предупрежда ется (Хансоку-тюй) или дисквалифицируется (Хансоку) за нарушение правил соревнований.

Захват и бросок выполняются непрерывно, как одно целое движение. Завершающий удар - в течение 1-2 секунд после броска, но не позже. Эта пауза допускается, чтобы дать спортсмену возможность точнее прицелиться, но вся комбинация логически едина. Если попытка проведения броска не удалась, спортсмен обязан прекратить дальнейшее удержание противника и перейти к другим действиям (разорвать дистанцию, продолжить атаку и т.д.). При попытке выполнить повторный бросок, стараясь рывками за одежду вывести соперника из равновесия, спортсмену делается замечание или предупреждение.

В прикладном каратэ специфика бросков определяется постоянной реальной угрозой со стороны противника, часто вооруженного. Здесь чаще применяются захваты пальцами за одежду, особенно за руку с оружием, сопровождаемые одновременным ошеломляющим ударом и последующим броском и завершающим поражающим ударом. Причиной падения могут также быть болевые воздействия на суставы.

Таковы основные особенности, отличающие броски в спортивном каратэ от бросков в борьбе.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!