НОВЫЕ УЧЕБНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ


Abstract

OLYMPIC PEDAGOGY AND THEORY OF OLYMPIC CULTURE AS NEW SCIENTIFIC AND SCHOLASTIC DISCIPLINES

V.I. Stolyarov, Dr. Phyl., professor

Russian state academy of physical culture, Moscow

Key words: pedagogy, social pedagogy, olympic pedagogy, olympism, olympic motion, culture, olympic culture

This paper is devoted to reasoning the necessity of new socio-pedagogical theory - "olympic pedagogy" and new special culturelogical theory - "theory of olympic culture" elaboration.

The article is dedicated to the problem of deep inculcating the appropriate scholastic disciplines in educational process at the physical culture colleges.


ОЛИМПИЙСКАЯ ПЕДАГОГИКА И ТЕОРИЯ ОЛИМПИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК НОВЫЕ НАУЧНЫЕ И УЧЕБНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Доктор философских наук, профессор В.И. Столяров
Российская государственная академия физической культуры, Москва

Ключевые слова: педагогика, социальная педагогика, олимпийская педагогика, олимпизм, олимпийское движение, культура, олимпийская культура.

Введение. Процесс научного исследования сферы физической культуры, спорта и олимпийского движения, как и всякий другой процесс научного познания, - это диалектический процесс все более полного и глубокого познания изучаемых объектов, выявления в них новых сторон, аспектов, элементов, а также связей между ними, а на основе этого - дифференциации и интеграции научных знаний, появления новых научных теорий и учебных дисциплин.

По мнению автора данной статьи, в настоящее время назрела потребность в разработке новой социально-педагогической теории - "олимпийской педагогики" и новой специальной культурологической теории - "теории олимпийской культуры", а также введения в учебный процесс студентов физкультурных вузов соответствующих учебных дисциплин.

Олимпийская педагогика . Термин "олимпийская педагогика " уже используется в научной литературе [см. например, 1, 3 и др.]. Ему придается различное значение. В статье данный термин используется прежде всего для обозначения новой науки, предметом которой является процесс приобщения детей и молодежи к идеалам и ценностям олимпизма .

Центральное место в этом процессе занимает педагогическая деятельность, связанная со спортом и осуществляемая в рамках олимпийского движения (для ее обозначения используются разные термины: "олимпийское образование", "олимпийское воспитание", "воспитание в олимпийском духе", "воспитание в духе соблюдения принципов олимпизма", "воспитание внутри олимпийского движения" и др.). В этом отношении олимпийская педагогика выступает как отрасль педагогического знания, как наука о спортивном воспитании на основе гуманистических идеалов олимпизма, т.е. как теория олимпийского воспитания .

Я специально использую термин "олимпийское воспитание ", а не "олимпийское образование ". Дело здесь не просто в термине, а в существе дела. Обычно всю педагогическую деятельность, связанную с олимпизмом, сводят только к формированию знаний об олимпизме (олимпийскому образованию). Мой подход, обоснованный во многих публикациях [см., например, 7-10], состоит в том, что цели и задачи этой педагогической деятельности значительно шире: она включает в себя формирование не только знаний, но также соответствующих умений и навыков, а кроме того, - и это главное - реальной (а не только декларативной) ориентации на идеалы и ценности олимпизма, проявляющиеся в поведении, образе и стиле жизни человека. Не случайно в Олимпийской хартии в качестве важной задачи олимпизма, соединяющего "спорт с культурой и образованием", указывается (на это редко обращают внимание) задача создания "образа жизни, основывающегося на радости от усилия, на воспитательной ценности хорошего примера и на уважении к всеобщим основным этическим принципам". Педагогическую деятельность, направленную на решение комплекса указанных воспитательных задач, я и называю "олимпийским воспитани ем".

Теория олимпийского воспитания - важнейшая составная часть олимпийской педагогики как науки о процессе приобщения детей и молодежи к идеалам и ценностям олимпизма. Но она не исчерпывает всего ее содержания (в противном случае не было бы необходимости в самом термине "олимпийская педагогика").

На процесс социализации личности, связанный с ее приобщением к идеалам и ценностям олимпизма, как и вообще на поведение, мотивацию, ценностные ориентации личности, оказывают влияние два основных фактора: 1) сознательное , целенаправленное (педагогическое ) воздействие на личность других лиц и ее самой, т.е. воспитание и самовоспитание, и 2) стихийное воздействие социальной и культурной среды (реальных условий жизни, системы принятых здесь ценностей, морального и материального поощрения определенных поступков и действий, сложившихся культурных обычаев и традиций и т.д.).

Стихийное воздействие социальной и культурной среды на поведение и ценностные ориентации личности в сфере спорта и олимпийского движения, в свою очередь, включает в себя как внутренние факторы, связанные именно с данной сферой, так и внешние (лежащие вне этой сферы). Внешние факторы - это прежде всего та общая социально-экономическая, политическая и культурная ситуация, которая существует в обществе, система принятых здесь ценностей, норм и образцов поведения, морального и материального поощрения определенных поступков и действий и т.д.

В предмет олимпийской педагогики помимо педагогической деятельности в рамках олимпийского движения включаются и объективные социальные факторы, влияющие на процесс приобщения детей и молодежи к идеалам и ценностям олимпизма. Она изучает весь целостный процесс социализации личности, связанный с приобщени ем к идеалам и ценностям олимпизма .

Науку, которая изучает процесс социализации личности, ее формирование под воздействием не только воспитания (как сознательного, целенаправ ленного воздействия), но и объективных социальных факторов, в научной литературе обычно называют "социальной педагогикой " или "социоло гией воспитания ". Поэтому "олимпийская педагогика" как наука о процессе социализации личности, связанном с ее приобщением к идеалам и ценностям олимпизма, выступает не просто как педагогическая дисциплина, но как отрасль социальной педагогики (социологии воспитания).

Предложение о разработке новой научной дисциплины - олимпийской педагогики - главной своей целью имеет не введение нового термина, заменяющего термин "наука об олимпийском воспитании (образовании)", а постановку и решение целого комплекса новых, слабо разработанных теоретических проблем, связанных с процессом приобщения личности к идеалам и ценностям олимпизма. К их числу можно отнести, например, очень важную проблему влияния модели организации олимпийского спорта на отношение спортсменов и тренеров к идеалам и ценностям олимпизма.

В прикладном аспекте разработка указанных проблем будет содействовать преодолению абсолютизации значения информационной, образовательной работы для приобщения подрастающего поколения к идеалам и ценностям олимпизма. Эта абсолютизация проявляется, во-первых, в том, что весь данный процесс сводят к формированию у детей и молодежи определенных знаний, а, во-вторых, возлагают неоправданные надежды на то, что путем разъяснительной работы, на основе лекций, бесед во время "олимпийских уроков", "уроков олимпийских знаний", "олимпийских часов", с помощью одних лишь лозунгов и призывов, удастся решить проблему приобщения детей и молодежи к идеалам и ценностям олимпизма.

Необходимость олимпийской педагогики как учебной дисциплины определяется не только появлением адекватной научной дисциплины. Потребность в такой учебной дисциплине связана прежде всего с тем, что в числе важных задач, на решение которых должны направлять свои усилия специалисты в области физической культуры и спорта, все более важное место занимает приобщение детей и молодежи к идеалам и ценностям олимпизма. Эффективное решение этой задачи возможно лишь при наличии высококвалифицированных специалистов, обладающих соответству ющими знаниями и умениями. Возможны два дополняющих друг друга подхода к подготовке таких специалистов. Первый подход - повышение готовности всех специалистов в области физической культуры и спорта, выпускаемых в настоящее время, к проведению работы по олимпийскому образованию и воспитанию детей и молодежи. Второй подход - введение для студентов физкультурных вузов новой специальности или специализации, непосредственно связанной с этой педагогической деятельностью [4]. В том и другом случае необходимы специальные научные дисциплины, дающие студентам указанные знания и умения. К числу таких дисциплин в первую очередь относится олимпийская педагогика.

Теория олимпийской культуры . Предметом науки, которую я называю "теорией олимпийской культуры ", является олимпийская культура как относительно самостоятельная сфера культуры.

Сделаю некоторые пояснения относительно понятия олимпийской культуры , которое является центральным понятием обсуждаемой теории.

В основе данного понятия прежде всего лежит более общее понятие культуры . Это понятие я связываю с ценностным отношением социального субъекта (индивида, социальной группы или общества в целом) к тем или иным социальным явлениям. Данное отношение, выполняющее важную регулятивную функцию в жизнедеятельности социального субъекта, предполагает оценку различных явлений с точки зрения их значимости, важности, полезности, привлекательности. Такая оценка зависит от реальных свойств оцениваемого явления, а также от знаний, убеждений, интересов, потребностей субъекта, характера и условий его жизнедеятельности, сложившихся норм поведения, традиций и других факторов.

В рамках системы понятий, используемой для описания социальной (в отличие от биологической) реальности, понятие "культура " я ввожу, следовательно, для характеристики деятельности социального субъекта (индивида, социальной группы или общества в целом) по созданию, освоению и потреблению сложного и многообразного мира ценностей [7, с. 121-130]. В соответствии с таким пониманием культуры она может включать в себя самые разнообразные социальные явления: качества и способности человека; формы деятельности; ее средства, механизмы и результаты; типы поведения, связанные с ними образцы, нормы, правила, санкции, знаково-символические формы их проявления; эмоциональные реакции; знания, интересы, потребности; социальные отношения, процессы, институты и др. Однако все эти социальные явления приобретают культурный статус лишь в том случае, если для социального субъекта они выступают как ценности (признаются как важные, имеющие положительное значение), а потому поддерживаются, сохраняются, передаются из поколения в поколение. Те же социальные явления, которые социальный субъект оценивает негативно, образуют для него сферу контркультуры. Культура включает в себя как сами ценности, так и другие социальные явления, которые обеспечивают и регулируют их производство, потребление, функционирование, селекцию, трансляцию, тиражирование, сохранение и развитие. В зависимости от того, в какой мере явления, имеющие культурный статус, присущи отдельному человеку, социальной группе, обществу в целом, определяется соответственно культура отдельной личности, социальной группы или общества в целом.

Олимпийская культура как специфическая сфера культуры, ее элемент, возникает на основе формирования и развития спортивной культуры . Фундамент этой культуры - отношение социального субъекта (личности, социальной группы, общества в целом) к спорту как ценности и связанное с таким отношением производство, потребление, сохранение, тиражирование и развитие этого социального явления. Для спортивной культуры характерны связанные со спортом формы деятельности социального субъекта; средства, механизмы и результаты этой деятельности; особый образ (стиль) жизни и соответствующие типы, образцы, модели поведения, а также нормы, правила, санкции, эмоциональные реакции, знания, интересы, потребности и т.д. Она включает в себя и определенные социальные институты, отношения, процессы. Связь со спортом определяет существенную специфику всех этих социальных явлений.

Спорт может выполнять самые разнообразные функции, может использоваться для решения различных социально и личностно значимых задач. Он позволяет сознательно, целенаправленно и весьма эффективно укреплять и сохранять здоровье людей, позитивно воздействовать на физические, психические, духовные качества и способности людей, формировать их эстетическую, нравственную культуру, культуру общения, экологическую культуру и т.д. Вместе с тем спорт может использоваться для определенных экономических, политических, националистических и т.п. целей: для достижения материальных благ, славы, для демонстрации превосходства одного человека над другим, одной нации (страны) над другой и т.д.

Поэтому спорт (спортивные соревнования и подготовка к ним) может привлекать социального субъекта, быть значимым (ценностью) для него различными своими сторонами и аспектами. Та или иная система ценностей, которую социальный субъект связывает со спортом, т.е. то, что для него является наиболее важным, значимым в спортивных соревнованиях, в процессе подготовки к ним, определяет соответствующую направленность , форму спортивной культуры. Так, например, с профессиональным спортом связана такая разновидность спортивной культуры, в рамках которой основной ценностью спорта является его способность служить средством приобретения материальных благ.

Олимпийская культура также является определенной разновидностью спортивной культуры. Она возникает и развивается на основе того, что значимым, ценным для социального субъекта становится олимпийское движение и все, что связано с ним: олимпизм как философия (идеология) этого движения, которая определяет его социальные идеалы, цели и задачи; Олимпийские игры как "вершина" олимпийского движения (по определению Олимпийской хартии), подготовка к этим Играм и т.д. Ядром олимпийской культуры является такое ценностное отношение к спорту, которое соответствует олимпийским идеалам.

Олимпийская культура, как и культура вообще, - это культура определенного социального субъекта, которым может быть отдельный человек, социальная группа или общество в целом. В зависимости от этого правомерно говорить соответственно об олимпийской культуре отдельной личности, какой-то социальной группы или общества в целом. Основными показателями и компонентами олимпийской культуры личности являются связанные с основными ценностями этой культуры: 1) знания (информационный блок); 2) интересы, потребности, ценностные ориентации и т.п. (мотивационный блок); 3) способности, умения и навыки (операционный блок) и 4) типы, образцы, модели поведения человека и, в более широком плане, стиль (образ) его жизни, система его взаимоотношений с другими людьми (блок реального поведения ) [8, с. 102-105]. Олимпийская культура определенной социальной группы и общества в целом включает в себя и социальные институты , обеспечивающие производство, потребление, сохранение, тиражирование и развитие тех социальных явлений, которые в рамках данной культуры рассматриваются как ценности.

Важно учитывать, что олимпийская культура (как и спортивная культура, а также культура в целом) носит конкретно-исторический характер. На различных этапах общественного развития, в различных социально-экономических и культурных условиях она может существенно видоизменяться, модифицироваться, приобретать разнообразные формы. Так, например, олимпийская культура, возникшая на базе Олимпийских игр античности, и олимпийская культура, связанная с современным олимпийским движением, - существен но отличаются друг от друга.

Не остается неизменной и последняя. Основатель современного олимпийского движения Пьер де Кубертен связывал олимпийское движение с реализацией в спорте и посредством спорта гуманистических идеалов и ценностей. К их числу, как известно, относятся свобода, достоинство, творчество, разностороннее и гармоничное развитие личности, а также мир, дружба, взаимопони мание, взаимное уважение, взаимообогащающее общение людей и т.п. В соответствии с таким подходом ценности, на которые Кубертен ориентиро вал олимпийское движение, можно свести, как отмечает известный немецкий ученый О. Групе, "к следующим пяти моментам: концепция гармоничного развития личности; возможность самосовер шенствования на пути к высшим спортивным достижениям; принцип любительства как проявление самодисциплины и отказ от материальной выгоды; этический кодекс спорта; формирование спортивной элиты" [1, с. 17].

Однако в рамках той олимпийской культуры, которая начала складываться после Кубертена, а сейчас доминирует в олимпийском движении, наблюдается либо полный отказ от этих ценностей (как это произошло, например, с принципом любительства), либо перевод их из разряда реальных ценностей, на которые люди ориентируются в своем поведении, в разряд декларативных ценностей, которые лишь провозглашаются, декларируются (это происходит с другими ценностями, которые указал О. Групе).

В олимпийском движении получает все более широкое распространение и становится преобладающим подход, согласно которому основная задача движения - всемерное развитие спорта, спортивных контактов и связей, управление спортом, поощрение и пропаганда высоких спор-тивных достижений, рекордов, побед, особенно на олимпийских играх. Эти высокие достижения, рекорды, победы рассматриваются как основная ценность олимпийского движения, а идеалом считается спортсмен высокого класса, рекордсмен, победитель олимпийских игр, чемпион.

Основанием для такого вывода являются многие факты. Отмечу некоторые из них. МОК неуклонно отстаивает официально принятый девиз олимпийского движения "Citius, altius, fortius" ("Быстрее, выше, сильнее"), который ориентирует спортсменов лишь на высокие достижения, и отказывается от всех предложений заменить его на девиз с более ярко выраженной гуманистической ориентацией. В новой (1991 г.) редакции Олимпийской хартии отсутствует положение, находившееся в Хартии 1979 г.: "Олимпийские игры были возрождены бароном де Кубертеном не только для того, чтобы участники могли бороться за медали, побивать рекорды и развлекать публику, и не для того, чтобы обеспечивать участникам трамплин в профессиональной спортивной карьере или продемонстрировать преимущество одной политической системы над другой" [цит. по: 11, р. 28]. Олимпийский конгресс, состоявшийся в Варне в 1973 г., проводился под девизом "Спорт на службе мира", а вот XI Олимпийский конгресс в западногерман ском городе Баден-Бадене (1981 г.) проходил уже под девизом "Объединенные спортом во имя спорта", в котором в явном виде не фигурируют гуманистические ценности.

Известно далее, что по предложению Кубертена в программу oлимпийских игр были введены художественные конкурсы, которые, по его мнению, должны были содействовать реализации идеи гармонии физического и духовного развития личности как цели олимпийского движения. Однако с 1952 г. по решению МОК эти конкурсы были заменены культурной программой (художественными представлениями, концертами, выставками и другими подобными акциями) на oлимпийских играх. В течение ряда лет в рамках олимпийского движения существовал Токийский кубок. Он присуждался спортсмену, "чье поведение во время Олимпийских игр признавалось в качестве образца спортивного духа, независимо от исхода спортивных соревнований". Этот кубок успели получить только три спортсмена, после чего еще в 1974 г. он был отменен сессией МОК. С тех пор ничего подобного этому Кубку, подаренному МОК городом-хозя ином Игр 1964 г., не вручается. До сих пор в рамках олимпийского движения отсутствуют какие-либо награды для тех лиц, связанных с олимпийским движением, которые своей деятельностью внесли существенный вклад в укрепление мира и международного взаимопонимания, или для тех спортсменов-олимпийцев, которые в соответствии с олимпийским идеалом Кубертена демонстрируют высокую эстетическую культуру, а также гармоничное развитие личности.

Ослабление внимания к духовно-нравственной и эстетической стороне поведения спортсменов-олимпийцев сопровождается всемерным поощрением - не только моральным, но и материальным, притом в очень существенных размерах - высоких спортивных результатов и побед. Тенденция коммерциализации всего спортивного движения, включая олимпийское, в последние годы привела к тому, что стремление к извлечению как можно большей прибыли от спортивных соревнований и спортивной деятельности оттесняет на задний план все остальные цели и задачи, в том числе и те гуманистические идеалы олимпизма, которые сформулированы в Олимпийской хартии. Особенно наглядно это проявилось, как отмечается в литературе, на последних Олимпийских играх. И не случайно в статье "Самый сильный человек в спорте", помещенной в американском журнале "Спортс иллюстрейтед" и посвященной нынешнему президенту МОК, без обиняков заявляется, что Самаранч руководит МОК как бизнесом.

Таким образом, в настоящее время фактически уже сформировалась совсем иная олимпийская культура, нежели в начальный период развития современного олимпийского движения.

Таковы краткие разъяснения относительно понятия олимпийской культуры как центрального понятия обсуждаемой теории. Данное понятие впервые ввела в научный оборот Л.И.Лубышева. Термином "олимпийская культура" она обозначила "специфическую философию жизни, включающую в себя духовные ценности спорта" [5, с. 155]. Я также использовал данное понятие в ряде работ для характеристики цели олимпийского воспитания детей и молодежи [8, с. 102-105; 9, с. 14-16], а также предмета социологии спорта [10, с. 87-88], понимая под олимпийской культурой "комплекс связанных с идеалами и ценностями олимпизма знаний, интересов, потребностей, ценностных ориентаций, способностей, умений и навыков, на основе которых формируется соответствующее поведение, образ (стиль) жизни человека (определенной социальной группы и даже общества в целом)". В одной из своих работ аналогичную трактовку данного понятия дает и Л.И. Лубышева: "олимпийская культура составляет совокупность накопленных человечеством знаний, норм, ценностей, смыслов, образцов поведения, соответствующих идеологии Олимпийской хартии, философии олимпизма, на основе которых формируется гуманистический образ жизни социума и стиль жизни личности" [6, с. 145]. Выше были сделаны некоторые дополнительные пояснения относительно понятия олимпийской культуры. Используя данное понятие, теория олимпийской культуры призвана дать всесторонний и глубокий анализ олимпийской культуры как относительно самостоятельной сферы культуры, изучить ее возникновение и развитие на различных этапах эволюции общества, ее место в системе явлений культуры, взаимоотношения с другими
элементами и сферами культуры и т.д.

Как известно, структура современной культурологии (равно как и социологии) помимо общетеоретического уровня, на котором дается анализ всей изучаемой в данной науке области, включает в себя комплекс специальных теорий, каждая из которых делает предметом исследования определенный элемент этой области. Теория олимпийской культуры в этом отношении выступает как одна из специальных культурологических теорий (наряду с теоретическими концепциями политической, экологической, физической и других видов культуры).

Вместе с тем важно подчеркнуть интегративный характер данной научной дисциплины. Делая предметом своего исследования определенный элемент культуры социального субъекта и выступая в этом плане как культурологическая концепция, она предусматривает интеграцию различных аспектов анализа этого вида культуры - социологического, педагогического и др. В социологичес ком плане речь идет, в частности, об анализе влияния олимпийской культуры на социальные отношения, социальную структуру общества, об изучении отношения различных социальных групп к ценностям олимпийской культуры и т.д. Педагогический аспект теории олимпийской культуры проявляется прежде всего в анализе педагогической деятельности, направленной на формирование олимпийской культуры.

Потребность в теории олимпийской культуры как учебной дисциплине в первую очередь определяется отмеченной выше необходимостью повышения профессиональной готовности специалистов в области физической культуры и спорта к проведению работы по олимпийскому образованию и воспитанию детей и молодежи. Данная учебная дисциплина, как и олимпийская педагогика, может внести существенный вклад в решение этой важной задачи подготовки специалистов.

Взаимоотношения олимпийской педагогики и теории олимпийской культуры . При обсуждении данного вопроса в первую очередь необходимо учитывать, что олимпийская педагогика и теория олимпийской культуры имеют один и тот же объект научного исследования - сферу социальной жизни общества, связанную с олимпийским движением. Но при анализе этого объекта они ставят и решают различные задачи, поскольку рассматривают его под различным углом зрения: олимпийская педагогика - в педагогическом аспекте, а теория олимпийской культуры - в культурологическом . И в этом отношении предметы их исследования во многом не совпадают.

Вместе с тем они имеют и определенную точку пересечения, так как олимпийское воспитание как педагогическую деятельность, направленную на приобщение детей к идеалам и ценностям олимпизма, можно интерпретировать как формирование олимпийской культуры личности, о чем я уже упоминал выше.

Таким образом, я рассматриваю олимпийскую педагогику и теорию олимпийской культуры как две относительно самостоятельные, но вместе с тем тесно связанные между собой научные и учебные дисциплины.

Литература

1. Групе О., 1986. О будущем спорта высших достижений, ч. I. //Межд. спорт. движение, № 5. - М.: ЦООНТИ - ФиС, 1986, c. 14-21.

2. Исаев А., 1998. Олимпийская педагогика. - М.: ФиС.

3. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д., 1990. Педагогическое творчество. - М.: Педагогика.

4. Кузин В.В., Столяров В.И., 1999. Проблема подготовки специалистов нового профиля по олимпийскому образованию и спартианской системе культурно-спортивной работы //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. № 1-2, c. 2-6.

5. Лубышева Л.И., 1997. Олимпийская культура как основа содержания олимпийского образования // Современные проблемы и концепции развития физической культуры и спорта, ч. 2. Челябинск, c.155-157.

6. Лубышева Л.И., 1998. Ценности олимпийской культуры и воспитание юношества // Международный форум "Молодежь - Наука - Олимпизм", 14 - 18 июля 1998 г., г. Москва: Материалы. - М.: Советский спорт, с. 144-146.

7. Столяров В.И., 1997 а. Спорт и культура: методологический и теоретический аспекты проблемы //Спорт, духовные ценности, культура. Вып. первый. Исторические и теоретико-методологические основания: Сб./Сост. и ред. В.В.Кузин, В.И.Столяров, Н.Н.Чесноков. - М.: Гуманитарный Центр "СпАрт" РГАФК, с. 84-209.

8. Столяров В.И., 1997 б. Олимпийское образование и спартианская система воспитания // Спорт, духовные ценности, культура. Вып. шестой. Спорт и олимпизм в современной системе образования: Сб./Сост. и ред. В.В. Кузин, В.И. Столяров, Н.Н.Чесноков. - М.: Гуманитарный Центр "СпАрт" РГАФК, c. 71-233.

9. Столяров В.И., 1998. Актуальные проблемы теории и практики олимпийского образования детей и молодежи // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, № 4, c. 13-20.

10. Столяров В.И., 1999. Социология физической культуры и спорта (основные проблемы, новые подходы и концепции). Ч. I. Объекты исследования социологии физической культуры и спорта: Учебное пособие. - М.: Российская академия образования, РГАФК.

11. Leiper Jean M., 1980. The olympic ideal - is it valid today as a philosophical basis of the olympic games? //Review, International Council of Sport and Physical Education, № 3, p. 27-30.

Поступила в редакцию 08.09.99


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: