НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ АКАДЕМИИ


Abstract

CONCEPTION OF PHYSICAL CULTURE AND PHYSICAL CULTURES BRINGING UP

V.I. Stolyarov. Dr. hah.. professor

l.M. Bykhovskaya, Dr.. hah., professor

L.I. Inibysheva, Dr. liah., professor Russian stale acadeim' of physical cul-lure. Moscow

Key words: culture. bringing up, physical (somatical) culture, physical education, physical culture education, hunan hody as a socio-cultural phenomenon.

The purpose of the present paper was to evaluate the results off he many-years investigation on the problem of the phys-ical culture conception' elaboration.

The niethodology of thc concepts' sub-stantiation was offered. The principles of their introduction, elaboration and unification were formulated. "Tlie instrumental'' and "the humanistically oriented" models of physical culture were substanuated. The analysis of various socio-cultural systems was performed. Some concepts of physical culture were discussed and made more accurate.

Taking into consideration the pedagogical essence, of the offered conception of "the physical culture bringing up in a person" the categories of development, bringing up and education are analysed.

The fundamental principle of "the physical culture bringing up" is the unity of its world outlooks, intellectual and motor components.


КОНЦЕПЦИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ
(инновационный подход)

Доктора философских наук, профессора В.И. Столяров, И.М. Быховская,
доктор педагогических наук, профессор Л.И. Лубышсва

Российская государственная академия физической культуры, Москва

Ключевые слова: культура, воспитание, физическая (соматическая) культура, физическое воспитание, физкультурное воспитание, телесность человека как социокультурный феномен.

Введение. Одним из важнейших направлений работы кафедры философии и социологии физической культуры на протяжении многих лет является разработка концепции физической культуры.

Речь идет о такой концепции, которая: а) соответствует требованиям современной логики и методологии науки; б) органично вписывается в общую теорию культуры личности и общества; в) позволяет поставить и решить широкий круг философских, культурологических, социологических и педагогических проблем. В данной статье ставится задача изложить полученные результаты.

Концепция физической культуры. Разработка концепции физической культуры предполагает введение понятий "культура" и "физическая культура". Известно, однако, что разные исследователи дают этим понятиям самые различные интерпретации. Несмотря на неоднократно предпринимавшиеся попытки, эти разногласия, к сожалению, так и не удалось преодолеть. Данная ситуация побудила к анализу самой методоло-гии введения указанных понятий. В результате специально проведенного исследования были уточнены те логико-методологические принципы, которые обязательно должны учитываться при введении, оценке и унификации понятий. В первую очередь речь идет о трех принципах: 1) учете эффективности определений; 2) четком разграничении их содержательного и терминологического аспектов; 3) принятии во внимание системы понятий, которая необходима для отображения всего многообразия явлений изучаемой области [18, 19, 21, 33].

На основе этих логико-методологических принципов и разработана новая концепция физической культуры как важного элемента культуры и общества. Данная концепция связывает физическую культуру человека с его телесностью и при этом исходит из того, что эта телесность под стихийным и сознательным (в соответствии с определенными культурными идеалами, образцами, нормами, традициями, на основе использования специально выработанных для этой цели средств) воздействием социальной среды становится социальной по своему содержанию, характеру и значению, приобретает статус личностных качеств индивида [1-6, 10, 18-20, 22-24, 28].

Понятие "физическая (телесная, соматическая)" культура как раз и выделяет такую сферу культуры, основным содержанием которой является процесс социализации и "окультуривания", социокультурной модификации тела (телесности, телесного бытия) человека. Данная сфера культуры связана, следовательно, с телесным бытием людей, их физическим состоянием. Но это телесное бытие, физическое состояние, входит в физическую культуру как специфический элемент культуры в той мере и в том отношении, в каких оно вплетено асоциальную жизнедеятельность, и является культурной ценностью [1-6, 10, 18-20, 22-24,28].

С учетом многообразия социально и культурно сформированных параметров телесного бытия человека обсуждаемая концепция в рамках физической культуры выделяет культуру движений (двигательную культуру), культуру телосложения и культуру физического здоровья. Все "здание" физической культуры не сводится только к "блоку" социально сформированных в соответствии с культурными образцами физических качеств и способностей человека, хотя ему и отводится центральное место в "здании". Помимо данного "блока" в физическую культуру включается целый ряд других, которые связаны с теми знаниями, мотивами и потребностями, на основе которых физические способности реализуются в деятельности, с отношением человека (социальной группы или общества в целом) к физическим качествам и способностям, с соответствующими социальными институтами и др. [18-20, 22-24,28].

Смысл и значение излагаемой концепции состоят вовсе не в новизне терминологии, не в том, что используется какой-то новый термин или прежним терминам придается новое значение. Главное состоит в том, что эти концепции, как и вообще культурологическая концепция телесного бытия человека, позволяют поставить ряд важных не только в теоретическом, но и в практическом отношении проблем, которые без них не могут быть достаточно четко сформулированы и тем более изучены.

Можно выделить ряд таких "проблемных блоков". Первый блок предусматривает анализ объективных социальных воздействий на телесность человека. Второй - связан с изучением образов "человека телесного" в структуре обыденных представлений и специализированных систем знания, в том числе научных. Третий - объединяет проблемы, касающиеся соматической социализации и инкультурации как целенаправленного процесса трансляции, освоения и развития ценностей, знаний и навыков, связанных с телесным бытием человека. Еще один блок предполагает анализ таких проблем, касающихся деятельно-практического отношения к телесности человека, как:

контроль ограничения, "дисциплинирование" тела человека в социальной практике; инструментальное и экспрессивное использование соматических и двигательных характеристик человека; преобразование и целенаправленное формирование телесности на основе принятых ценностей: норм, идеалов, образцов и т.д. [1, с. 86-88; б, с. 24-25].

Указанная выше концепция позволяет в проблеме соотношения социального и биологического выделить новый аспект - соотношение социального и биологического в физическом развитии человека, в его телесном бытии [II], дает возможность поставить такие важные вопросы, как соотношение стихийного и сознательного социального воздействия на физическое состояние человека, а также взаимоотношение различных средств такого воздействия - педагогических, гигиенических, медицинских и других, их роли в целенаправленном формировании физического облика человека на различных этапах развития общества. Открывается возможность анализа вопроса о предположительных и реальных ценностных ориентирах личности, различных социальных групп и общества в целом по отношению к телесному бытию человека, об эволюции этой системы ценностей, о ее характере в рамках современной культуры и в ближайшем будущем [18-20, 22-27, 34-37].

Обсуждаемая концепция ставит вопрос и о различных моделях физической культуры. Каждая такая модель характеризуется тем, какая ценность тела (или набор, комплекс этих ценностей) служит ориентиром для социального субъекта (личности, социальной группы, общества в целом), определяет его отношение к телу, его поведение и даже стиль (образ) жизни. С этих позиций можно выделить две основные ценностные модели физической культуры: инструментальную и гуманистически ориентированную [28].

Значительный интерес представляют анализ моделей физической культуры, связанных с особенностями различных социокультурных систем, в которые они включены, и на основе этого прослеживание их эволюции на тех или иных этапах социально-экономической и культурной эволюции общества. Определенной иллюстрацией этого может служить анализ историко-культурных типов отношения к телу - от аскетизма до гедонизма, включая их теоретические основания и практическую деятельность, а также влияние современных тенденций социального развития на реабилитацию телесности как общественной и индивидуальной ценности [З].

Такова вкратце суть данной концепции физической культуры. Впервые она была изложена в работах В.И. Столярова, опубликованных в 80-е гг. [18-20, 22-24]. В них вводилось разграничение двух понятий. Одно из них характеризует тот указанный выше элемент культуры, который связан с телесностью человека, включенной в процесс социализации. Для обозначения этого элемента культуры использовался термин "физическая (телесная, соматическая) культура". Второе понятие выделяет элемент культуры, связанный с определенными формами двигательной активности человека, которые используются для сохранения и укрепления здоровья, физического совершенствования, отдыха, формирования эстетической и нравственной культуры, культуры общения человека и т.д. Для обозначения этого элемента культуры использовался традиционный термин "занятия физическими упражнениями (физкультурой)". На основе анализ а работ, посвященных физической культуре, было показано, что два указанных элемента культуры авторы постоянно смешивают, недостаточно четко отличают друг от друга (18-20, 22-24, 35].

Новая концепция физической культуры была положена в основу разработанной В. И. Столяровым программы "Показатели, компоненты и факторы физической культуры и здорового образа жизни различных групп населения" [8, 25, 31], по которой в 1983-1992 гг. была проведена серия социологических исследований (в том числе международных). Эти исследования подтвердили эффективность и плодотворность предложенной теоретической концепции. На ее основе в ходе указанных исследований была получена важная социологическая информация об отношении различных групп населения к своей телесности:

представляют ли тело и различные его параметры (телосложение, здоровье, физические качества и двигательные способности) ценность для них; как они оценивают свое физическое состояние и его различные параметры; проявляют ли заботу о них; какие средства используют при этом; на какие культурные образцы, нормы и правила поведения ориентируются;

каков уровень их знания о своей телесности, социальных средствах воздействия на него, методике их применения и т.д. [8, 17, 30, 32, 36, 37]. Важная информация была получена об отношении родителей к физической культуре дошкольников [16, 29, 32, 37]. Анализ этой информации не только в публикациях, но и в диссертациях, подготовленных сотрудниками, аспирантами и соискателями кафедры (Бакашвили, 1990; Васильев, 1988; Кадом Ахмед Джавад, 1986;

Кинкадзе, 1990; Скоробогатов, 1989, и др.), позволил объяснить причины низкой физкультурно-спортивной активности населения и наметить пути ее повышения [26, 27, 34].

В последующие годы изложенная выше концепция физической культуры была несколько дополнена и скорректирована [1-6, 9-13, 28]. Вместе с тем она была использована для решения важных социальных и социально-педагогических проблем. Одно из направлений ее использования связано с разработкой концепции физкультурного воспитания.

Физкультурное воспитание. В настоящее время в нашей стране и в других странах ученые и специалисты ставят вопрос о необходимости существенной перестройки системы физического воспитания детей и молодежи.

На этих позициях стоят и авторы данной статьи. Они считают, что вся рассматриваемая система в первую очередь должна быть перестроена на основе принципов гуманистической педагогики и психологии. Важнейшими из этих принципов являются: усиление внимания к личности каждого человека как к высшей социальной ценности; превращение ученика из объекта социально-педагогического воздействия педагога в субъекта активной творческой деятельности на основе развития внутренних мотивов к самосовершенствованию и самоопределению; демократизация в отношениях преподавателя и учеников; формирование у человека мотивации разностороннего и гармоничного развития и т.п. [1, 2, 7, 14-15, 28]. К числу перспективных направлений в совершенствовании организации физического воспитания детей и молодежи авторы статьи относят переориентацию на возможно более полный учет индивидуальных морфофункцио-нальных и психологических особенностей человека в процессе его физического воспитания, на обязательное соответствие содержания физической активности ритмам возрастного развития человека и фундаментальным закономерностям целенаправленного преобразования его физического потенциала. Предусматривается свобода выбора форм и интенсивности занятий, содействующих физическому совершенствованию и укреплению здоровья [2, 7, 14-15]. Важное значение придается также существенной переориентации целей и задач физического воспитания. В первую очередь речь идет о переходе от системы, которая ориентирована на формирование лишь определенных физических качеств, жизненно необходимых двигательных умений и навыков, к системе, дающей человеку глубокие знания о своем организме, средствах целенаправленного воздействия на физическое состояние, сохранение и укрепление здоровья, а также формирующей у него потребность в здоровом образе жизни и физическом совершенствовании, в активных занятиях физическими упражнениями и спортом. Другими словами, в качестве главной ставится задача формирования здорового образа жизни и физической культуры .

При конкретизации этой задачи важное значение имеет охарактеризованная выше теоретическая концепция.

Во-первых, она позволяет уточнить основные показатели и компоненты здорового образа жизни и физической культуры личности. Таковыми являются:

- отношение личности к своему телу как к ценности;

- характер этого отношения (только декларативное или также и реальное отношение, предполагающее сознательную, целенаправленную деятельность с целью поддержания в норме и совершенствования своего физического состояния, различных его параметров: здоровья, телосложения, физических качеств и двигательных способностей;

- многообразие используемых для этой цели средств; умение эффективно применять их; уровень знаний об организме, о физическом состоянии, о средствах воздействия на него и методике их применения;

- какие ценности личность связывает с телом, одобряемые и реализуемые ею на практике идеалы, нормы, образцы поведения, связанные с заботой о физическом состоянии;

- степень ориентации на эту заботу; стремление оказать помощь другим людям в их оздоровлении, физическом совершенствовании и наличие для этого соответствующих знаний, умений, навыков, ценностных ориентации и т.д. [22, 23, 28].

Во-вторых, в соответствии с указанной концепцией важно избежать односторонности при формировании и совершенствовании физической культуры личности. Это предполагает соблюдение двух условий: а) формирование и совершенствование как минимум трех компонентов физической культуры: двигательной культуры (культуры движений), культуры здоровья и культуры телосложения [22, 23, 28];

б) применительно к каждому из этих элементов физической культуры и к ней в целом формирование и совершенствование не только знаний, но и интересов, потребностей, ценностных ориентации, а кроме того умений, навыков, проявляемых человеком в соответствующем поведении, образе (стиле) жизни [2, 7, 9-15,22-24,28, 35].

В-третьих, в этой концепции особое внимание обращается на формирование у детей и молодежи гуманистически ориентированной физической культуры.

В-четвертых, она предусматривает рассмотрение физического воспитания как элемента более широкой системы воспитания, включающей в себя эстетическое, нравственное, экологическое и другие компоненты формирования гармонично развитой личности.

Такова краткая характеристика подхода авторов данной статьи к обсуждаемой концепции. Возникает, однако, вопрос о понятийном аппарате: можно ли сохранить понятие "физическое воспитание" для характеристики этой деятельности или требуется какое-то другое понятие. При ответе на этот вопрос важно выбрать правильную методологию и прежде всего четко различать, не смешивать содержательный и терминологический аспекты определения понятий [18, 19, 21, 33].

Главное - данная выше содержательная характеристика указанной педагогической деятельности. Что касается терминологической стороны дела (которой, к сожалению, иногда уделяют основное внимание, хотя она имеет второстепенное значение), то здесь возможны различные варианты. В частности, для обозначения педагогической деятельности в целом можно использовать традиционный термин "физическое воспитание", придав ему новое значение, соответствующее указанной концепции, т.е. понимая под физическим воспитанием формирование и совершенствование всех указанных выше компонентов физической культуры. В рамках столь широко трактуемого физического воспитания выделяются три блока, один из которых связан с формированием соответствующих знаний, второй - мотивации (интересов, потребностей, ценностных ориентации) и третий - умений и навыков, проявляемых в определенном поведении, образе (стиле) жизни. Такую терминологию использует, например, в своих работах один из авторов статьи - В. И. Столяров.

Другой вариант (его предпочитает Л. И. Лубыше-ва) состоит в том, что для обозначения целенаправленного процесса приобщения людей ко всем ценностям физической культуры используется термин "физкультурное воспитание", а физическое воспитание рассматривается как элемент физкультурного воспитания, связанный с формированием и совершенствованием лишь физических качеств и двигательных способностей. При этом учитывается, что если слово "физическое" подразумевает акцент на двигательном, биологическом, то в термине "физкультурное" присутствует культура, то есть воспитание через культуру, посредством освоения ценностного потенциала физической культуры. В рамках такого подхода в содержании физкультурного воспитания выделяются три основных компонента: социально-психологическое, интеллектуальное и двигательное (физическое) воспитание. Сущность социально-психологическоаго воспитания сводится к процессу формирования жиз
ненной философии, убежденности, потребностно-де-ятельностного отношения к освоению ценностей физической культуры. Положительный эффект социально-психологического воспитания будет достигнут, если личностные ценности физической культуры будут прочувствованы человеком, поняты и осознаны как жизненно важные и необходимые, а ценностные ориентации будут подкрепляться активной физкуль-турно-спортивной деятельностью. Содержание интел-лектуального воспитания предполагает возможность формирования у человека комплекса теоретических знаний, охватывающих широкий спектр философских, медицинских и других аспектов, тесно связанных с физкультурным знанием. В задачи физкультурного воспитания входит решение и двигательных задач: формирование физических качеств, умений и навыков управления движениями, а также возможностей рационального использования физического потенциала [9-15].

Разногласия в рамках двух указанных подходов касаются лишь используемых терминов и не затрагивают сути дела, содержательной трактовки указанной деятельности. И в первом и во втором варианте она рассматривается как педагогический процесс формирования здорового образа жизни и физической культуры личности, усвоения ею помимо ценностей двигательного характера широкого потенциала культурологических ценностей - интеллектуальных, интен-ционных, валеологических и др.

Изложенный выше инновационный подход к формированию физической культуры общества и личности требует кардинальных изменений в организационных структурах учебных заведений, более высокой профессиональной подготовки учителей, тренеров, социальных педагогов, обновления методической документации (учебных планов, программ, пособий), обеспечивающих процесс нововведений.

В настоящее время основное внимание уделяется применению указанных выше теоретических концепций и подходов для разработки конкретной технологии и методики формирования здорового образа жизни и физической культуры различных групп населения. Полученные при этом результаты требуют специального обсуждения.

Литература

1. Александрова Е.А., Быховская И.М. Культурологические опыты. М., 1996. - 115 с.

2. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность //Теория и практика физической культуры, 1995, № 4, с. 2-8.

3. Быховская И.М. Человеческая телесность в социокультурном измерении: традиции и современность. М., 1993. - 180 с.

4. Быховская И.М. "Быть телом" - "иметь тело" - "творить тело": три уровня бытия "Homo somatis" и проблемы физической культуры //Теория и практика физической культуры, 1993, № 7, с. 2-5.

5. Быховская И.М. Теоретико-методологические основания социокультурного анализа телесности человека //Социокультурные аспекты физической культуры и здорового образа жизни. - М.: Сов. спорт, 1996, с. 8-14.

6. Быховская И.М. Физическая культура как практическая аксиология человеческого тела: методологические основания анализа проблемы //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 1996, № 2, с. 19-27.

7. Быховская И.М. "Человек телесный" в социокультурном пространстве и времени (очерки социальной и культурной антропологии). М., 1997. - 209 с.

8. Гендин А.М., Майер Р.А., Сергеев М.И., Столяров В.И. Состояние и факторы развития физической культуры и здорового образа жизни школьников (методология и методика социологического исследования). Новосибирск - Красноярск, 1989. - 117с.

9. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. - М.: ГЦОЛИФК, 1992. - 120 с.

10. Лубышева Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 1996, № 1, с. 5-11.

11. Лубышева Л.И. Социальное и биологическое в физической культуре человека в аспекте методологического анализа//Теория и практика физической культуры, 1996, № 1.

12. Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью //Теория и практика физической культуры, 1997, № 6, с. 10-15.

13. Лубышева Л.И., Бальсевич В.К. Ценности физической культуры в здоровом стиле жизни //Матер, межд. конф. - СПб НИИФК, 1994.

14. Лубышева Л.И., Грузных Г.М. О программных основах вузовского физкультурного воспитания //Теория и практика физической культуры, 1990, № 3, с. 42-44.

15. Лубышева Л.И., Грузных Г.М. Теоретико-методологическое обоснование физкультурного воспитания студентов //Теория и практика физической культуры, 1991, № 6, с. 9-12.

16. Сергеев М.И., Гендчн А.М., Столяров В.И. Формирование физической культуры дошкольников в семье (по материалам социологических исследований) //Физическая культура и спорт в жизнедеятельности дошкольников и учащейся молодежи. Красноярск, 1987, с. 3-30.

17. Скоробогатов А.Б., Столяров В.И., Молчанов С.В. Формирование здорового образа жизни учащихся профессионально-технических училищ. Москва - Минск, 1989. - 74 с.

18. Столяров В.И. Актуальные проблемы истории и философско-социологической теории физической культуры и спорта. - М.: ГЦОЛИФК, 1984. - 103 с.

19. Столяров В.И. Методологические принципы определения понятий в процессе научного исследования физической культуры и спорта. - М.: ГЦОЛИФК, 1984. - 98 с.

20. Столяров В.И. К вопросу о теории физической культуры (методологический анализ) //Теория и практика физической культуры, 1985, № 2, с. 39-44; № 7, с. 45-49.

21. Столяров В.И. Логико-методологические принципы унификации понятий в современной науке //Логика научного познания: Матер. IX Всес. совещания по логике, методологии и философии науки. Москва - Киев, 1986, с. 56-58.

22. Столяров В.И. Философско-культурологический анализ физической культуры //Вопросы философии, 1988, № 4, с. 78-92.

23. Столяров В.И. Место физической культуры и спорта в системе явлений культуры. -М.: ГЦОЛИФК, 1988. -27с.

24. Столяров В.И. Физическая культура и спорт как элементы культуры //Культурная среда и ее освоение: Материалы сов. ученых к XVIII Всемирному филос. конгр. "Философское понимание человека". Великобритания, Брайтон, 21-27 авг. 1988 г. М,, 1988, с. 126-142.

25. Столяров В.И. Программа международного социологического исследования здорового образа жизни и физической культуры студентов //Здоровье студентов. Вып. 1: Здоровый образ жизни и физическая культура студентов. Москва - Харьков, 1990, с. 3-10.

26. Столяров В.И. Парадокс отношения населения к "спорту для всех" и пути его решения //Материалы Всес. научно-практ. конф. "Физическая культура и здоровый образ жизни", Севастополь, 16-20 февр. 1990 г. М., 1990, с. 82-94.

27. Столяров В.И. Почему люди не занимаются физкультурой и спортом? (социологический анализ причин физкультурно-спортивной пассивности населения) //Актуальные проблемы пропаганды физической культуры и спорта, вып. 1. - М.: Знание, 1991, с. 15-25.

28. Столяров В.И. Спорт и культура: методологический и теоретический аспекты проблемы //Спорт, духовные ценности, культура. Вып. первый. Исторические и теоретико-методологические основания: Сб./Сост. и ред. В.В. Кузин, В.И. Столяров, Н.Н. Чесноков. - М.: Гуманитарный Центр "СпАрт" РГАФК, 1997, с. 84-209.

29. Столяров В.И., Бокашвили В.Г., Сегал Ю.П. Философско-социологическое обоснование путей формирования здорового образа жизни и физической культуры детей //Информационные материалы ФО СССР, № 5 (62) за 1987 г. М., 1988,с.32-40.

30. Столяров В.И., Новиков Б.И., Вишневский В.И. Показатели, компоненты и факторы физической культуры и здорового образа жизни молодежи (социологический анализ) //Тезисы Всес. научно-практ. конф. "Физическая культура и здоровый образ жизни", Севастополь, 16-21 февр. 1990 г. М., 1990, с. 149-150.

31. Столяров В.И., Новиков Б.И., Лабскир В.М. Международное социологическое исследование здорового образа жизни и физической культуры студенческой молодежи (пакет социологических анкет). Харьков, 1988. - 22 с.

32. Gendin A.M., Sergeev M.I., Stolyarov V.I. The status of health and physical culture in a system of value orientation of different groups of young people//Sport science review, 1987, p. 50-55.

33. Stolyarov V.I. Logico-methodological principles of notion inification in modern science //Abstracts. VIII International congress of logic, methodology and philosophy of science. Moscow. USSR, August 17-22, 1987, Moscow, 1987, p. 27-29.

34. Stolyarov V.I. Attitude paradox of the population to the "sport for all" and ways of its solution//Reports of the National scientific and practical conference "Physical culture and healthy life style". Moscow, 1990, с. 92-105.

35. Stolyarov V.I. Problemy teorii kultury fizyczney. Analiza metodologiczna //Filozofia kultury fizycznej. Koncepcje i problemy, b. I, Warszawa, 1990, p. 302-308.

36. Stolyarov V.I., Gendin A.M., Sergeev M.I. et al. The place of health, physical culture and sport activity in the life and value orientation of Societ school students //International Review for Sociology of Sport, v. 20, N 1, 1985, р. 63-73.

37. Stolyarov V.I., Merhautova J., Joachimsthaler F. Thoretical and methodological problems concerning studies of the position of physical culture and sport in the life style of the young generation //Physical culture and sports in the way of life of the young generation. ICSS Symposium. Prague, August 27-30, 1985. Prague, 1987, S. 11-27.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: