ОЛИМПИЙСКАЯ ПРОБА


НАЗАД

СОДЕРЖАНИЕ

ДАЛЕЕ


"МАМКА" ТАНЯ

Это слово произнесла в одном из интервью Паша Грищук:

- Я зову Татьяну Анатольевну "мамкой". Она и вправду заботится о нас, как мать. Никаких "посторонних" проблем мы не знаем, она все берет на себя. Когда мы с Женей рассказали ей, какую музыку хотели бы подобрать для своих танцев, "рванула" из-под Бостона в Россию, привезла кучу записей, сидела с нами, выбирала и монтировала...

А за пару дней до Пашиного интервью там же в Нагано сказал Илья Кулик:

- Без Татьяны Анатольевны я не стал бы олимпийским чемпионом. Знал, что могу, но чего-то не хватало. Изо всех сил старался превзойти соперников в выразительности катания, в артистизме. И-проиграл в сезоне-97 все, что было можно проиграть. А потом Тарасова сказала: - техника и только техника...

Это говорил Кулик, который тремя годами раньше, будучи еще только чемпионом мира среди юниоров, безапелляционно заявил, к изумлению окружающих, что станет олимпийским чемпионом в Нагано. И действительно стал, но... только с помощью Татьяны Тарасовой.

... Паша Грищук и Евгений Платов стали первой в истории фигурного катания танцевальной парой, выигравшей вторую Олимпиаду. Нелегко складывалась их спортивная судьба. К своим победам они шли через разрыв с первым тренером - Натальей Дубовой, через творческую несовместимость с Натальей Линичук, через самостоятельные поиски и метания. Неизвестно, как и когда возникла на их пути фигура Тарасовой, но они безоглядно поверили новой наставнице, не раздумывая, бросили насиженное место и переехали в новый центр, где она работала, и где, кстати, им пришлось платить за аренду льда. Ничто их не останавливало, они верили, что "мамка" Таня приведет их к победе.

... Илья Кулик в Нагано произвольную программу по жребию откатал первым. "Выдал" неповторимый по красоте и точности четверной тулуп и, вопреки своему обыкновению, остался смотреть программы своих соперников. Для него Олимпиада закончилась, он был уверен в победе, но все-таки чуточку сомневался. Хотя знал, что конкуренты его, Кулика, элементами не владеют. Этому знанию, пониманию своей силы, научила его Татьяна Тарасова.

... Много лет назад серьезная травма "выбросила" из большого спорта 18-летнюю фигуристку Таню Тарасову. Вылечившись, она вернулась, но не на лед, а к бортику катка, и скоро к ней пошли за советом уже признанные, искушенные фигуристы. Потом она вспоминала, как возмущался первое время этим обстоятельством ее отец, старейшина и корифей тренерского цеха Анатолий Тарасов - дескать, девчонке в ее возрасте надо начинать с детских групп, а не с готовыми мастерами работать. Но было, видно, у нее в крови умение увидеть в человеке нераскрытые возможности, дать им выход, поставить спортсмена на новую дорогу. (Впрочем, не от самого ли Анатолия Владимировича пошло то качество? Тот тоже был мастером разглядеть в неуклюжем периферийном юнце задатки яркого таланта и "отшлифовать" его в своей армейской "хоккейной мастерской" до бриллиантового блеска...)

Среди подопечных Татьяны Анатольевны в разные годы были Роднина и Зайцев, Моисеева и Миненков, Бес-темьянова и Букин... Каких имен собрание! Но никогда Тарасова не претендовала на права "пер-вооткрывательницы", просто помогала им, когда они в этой помощи нуждались.

Однажды она ушла из большого спорта. После Игр в Калгари увлеклась созданием ледового театра "Все звезды", завоевавшего небывалое признание в Англии, с огромным успехом гастролировавшего на Европейском континенте и в Америке. Одновременно помогала готовиться к профессиональным турнирам своим ученикам Марине Климовой и Сереже Пономаренко, а также Кате Гордеевой и Сереже Гринькову, Ларисе Селезневой и Олегу Макарову и другим известным в прошлом фигуристам. Никому не отказывала в совете и помощи, одно слово - "мамка".

Но - "взыграло ретивое": вернулась на любительскую арену с Климовой и Пономаренко, выиграла с ними Олимпиаду в Альбервил-ле. И снова "удалилась за кулисы", как многим и ей самой казалось, уже окончательно.

Но опять появилась на авансцене, теперь уже у бортика катка На-гано. Почему?

- Исключительно из-за Кулика, - призналась она в одном из интервью. - Я даже не ожидала, что меня что-то так заинтересует, что я решусь на такой шаг. Как-то в одном из ледовых дворцов Илюша доволь

но строго взял меня за руку и сказал: "Татьяна Анатольевна, будете меня тренировать". В его фразе были и вопрос, и утверждение, а главное, надежда. А я чувствовала, что могу ему помочь, а раз могу, значит, это мой педагогический долг.

- Но вы что-то о нем к этому времени уже знали?

- Я уже год была где-то рядом. Помогала Виктору Николаевичу Кудрявцеву, Илюшиному тренеру, ставить программы - произвольную и отчасти короткую, бывала на тренировках. Кроме того, с Куликом работала моя подруга, хореограф, она меня просто "достала", все уговаривала, чтобы я попробовала поставить Илье новые программы.

- Уговаривала? Неужели вы не испытывали ностальгии по большому спорту, вам не хотелось "снова туда, где море огней"?

- И вдобавок море неприятностей, переживаний, интриг, ссор с начальством... Совсем нет. Я даже сама себе удивлялась, что не испытываю ни малейшей зависти к своим коллегам, переживающим у борти

ка. Я никому не отказывала в совете, могла ответить на любой вопрос, но как бы в безответственной беседе. Дескать, вижу у тебя то-то и то-то, а хотела бы увидеть вот это. И, как правило, не интересовалась, последуют моему совету или нет. Но, как видите, опять оказалась в этом "котле страстей".

- До Кулика вам приходилось работать с мужчинами-одиночника-ми?

- В самом начале моей тренерской карьеры - с Сережей Волгушевым. Но только теперь понастоящему поняла, как интересно работать с одиночниками. Прямой контакт тренер - спортсмен, и каждый день в нем что-то меняется, что-то возникает. Илья - человек, "отравленный" работой. Если у него что-то не получается, он без конца будет копаться в себе, пока не доищется до причины. Он, по-моему, уже сейчас может написать методическое пособие по подготовке одиночников. Кроме того, он человек умный, честный, склонный к серьезным самооценкам, с разнообразными интересами. Работать с ним - большое удовольствие.

- А какие тренерские эмоции вызывают у вас Грищук с Платовым?

- Они представляют собой сильнейший в мире танцевальный дуэт, они это прекрасно понимали и нуждались разве что в моральной поддержке и в избавлении от бытовых забот и неурядиц. Конечно, методическую помощь я им тоже оказывала, но к технике и выразительности их катания добавить что-либо трудно. Все разговоры о "предварительном сговоре судей" я считаю полной ерундой, это из области "моря интриг".

- Не жалко, что такой блистательный дуэт уйдет из фигурного катания?

- Жаль, конечно, но это неизбежно. После двух олимпийских побед нужно думать о новых "жизненных вершинах". У Грищук это - планы "покорения Голливуда". После золотых медалей она меньше, чем на "Оскара", не согласна, и я думаю, что это правильно.

Дарья СРЕБНИЦКАЯ, обозреватель "Советского спорта"


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!