РАЗМЫШЛЕНИЯ О ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ


Abstract

ROLE OF INNOVATIONS IN SPORTS PEDAGOGICS

I.G. Geraschenko, Dr. Ph. hab:, professor

Yu.A. Zubarev, Ph.D., professor

A.I. Shamardin, Ph.D., professor

Volgograd state academy of physical culture, Volgograd

Key words: innovations, creation, activity, formalism, efficient teaching, reproductive teaching, criticism, dogmatism, problem instructing.

The aim of this paper was to discuss the problem of innovations in sports pedagogics.

The next aspects of the problem are considered the elaboration of the new conception of physical education; the necessity of the new

methodics'renewal; the transition for monologue to dialogue forms of instructing, humanization of the professional activities; the more criative and critical thinking's forming in students.


РОЛЬ ИННОВАЦИЙ В СПОРТИВНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

Профессор, доктор философских наук И. Г. Геращенко,
профессор, кандидат экономических наук Ю. А. Зубарев,
профессор, кандидат педагогических наук А. И. Шамардин

Волгоградская государственная академия физической культуры

Ключевые слова: инновация, творчество, активность, формализм, продуктивное обучение, репродуктивное обучение, критичность, догматизм, проблемное обучение.

Проблеме инноваций (нововведений, новшеств) в педагогике в настоящее время уделяется повышенное внимание. Это объясняется коренными изменениями в экономике, политике и духовной жизни нашей страны, которые не могли не затронуть и систему образования. Тема педагогических инноваций активно разрабатывается и в зарубежной педагогике. Опубликованы монографические исследования по данной проблеме [I].

Теория и практика физической культуры также вплотную связаны с инновационной деятельностью. Это разработка новой концепции физического воспитания, создание обновленной системы методик учебного процесса, переход от монологичной к диалоговым формам проведения занятий, гуманизация и гуманитаризация профессиональной деятельности, необходимость формирования более творческого и критического мышления у студентов физкультурных вузов в условиях современной конкуренции. Все это свидетельствует о важности дальнейшей разработки теоретических основ инновационно-творческой деятельности в сфере спортивной педагогики.

Инновации, активность и спортивно-педагогическое творчество

Спортивным педагогам приходится сейчас работать в ситуации постоянных нововведений. Это касается не только чисто спортивной деятельности, но и коренных изменений в мировоззрении студентов физкультурных вузов. Студентов приходится готовить к будущей конкурентной деятельности, поэтому и от самих педагогов требуются способности к инновациям. Профессионализм современного педагога во многом определяется его склонностью к инновационной деятельности. Инновации бывают разных типов. Французский ученый Э. Брансуик различает три возможных вида педагогических новшеств:

1) в качестве новшеств выступают образовательные идеи и действия, полностью новые и ранее не известные. Таких полностью новых и оригинальных идей очень мало;

2) самое большое количество новшеств представляют собой адаптированные, расширенные или переоформленные идеи и действия, которые приобретают особую актуальность в определенной среде и в определенный период времени;

3) педагогические новшества возникают в ситуации, в которой в связи с повторной постановкой целей в измененных условиях оживают некоторые ранее существовавшие действия, поскольку новые условия гарантируют их успех и успех определённых положительных идей [I].

Инновации тесно связаны со спортивно-педагогическим творчеством, Каковы же критерии творчества? Чаще всего называют следующие: создание нового, решение сложных задач и др. На наш взгляд, важнейшим критерием творчества является степень развитости сущ-ностных сил человека. В чем они найдут свою реализацию - это уже другой вопрос, зависящий от множества факторов. Другим критерием творчества становится отношение к противоречиям. Если противоречие не формулируется в заостренном виде, а любыми способами "замазывается", обходится стороной и делается критерием заблуждения, то ни о каком творчестве речи быть не может. Напротив, противоречие как критерий истинности становится важнейшим показателем творческого мышления. Творческие способности выражены в тем большей мере, чем острее отражается и формулируется реальное противоречие и чем эффективнее происходит решение противоречия в мышлении сообразно с логикой его становления.

Тестирование, которое нередко считают основным показателем интеллектуальной и иной активности студентов, часто не отражает действительной картины. Решение искусственно сконструированных задач вообще не может быть основным критерием творческих способностей. Дело в том, что эти задачи для своего решения требуют не содержательного метода, а алгоритма. Следовательно, они ориентируют студентов не на развитие собственно продуктивной способности суждения, а на ее имитацию. Решение одного класса задач не дает никаких гарантий, что будут успешно решены задачи другого типа, так как эти последние требуют нового алгоритма. "Творчество" в данном случае сводится к суммированию наибольшего числа алгоритмов, а это в состоянии делать с гораздо большим успехом любой компьютер.

Трудно согласиться и с определением творчества как высшей формы активности. Творчество возникает с первыми проявлениями активности человека и в ходе дальнейшего обучения может или развиваться, приобретая более выраженные количественные показатели, или приглушаться в результате формализации процесса обучения.

Полная неразвитость творческих способностей совпадает с окончательной редукцией личности человека. Если же встать на точку зрения своеобразной "элитарности" в понимании творчества, то совершенно непонятно, в силу каких существенных причин активность превращается в творчество? Аналогичная трудность возникает и в том случае, когда пытаются определить специфику творчества педагога, выводя ее из определенной психологической перестройки, которая сопутствует превращению учащегося в педагога. Изменения здесь действительно чисто психологические, связанные с усложнением социальной роли. Но сущность творчества меняется в данном случае столь же мало, как и в примере с активностью.

Творческое мышление - это то же самое, что и диалектическое мышление, а в своей основе всякое мышле-ние диалектично. Единство формы и содержания в обучении будет достигнуто в том случае, если творчество станет нормой учебного процесса, а не редким исключением из правила. Для этого необходимо, чтобы реальная жизнь максимально требовала творческих людей, а не простых исполнителей формальных правил.

Преподавателям, читающим гуманитарные дисциплины, зачастую бывает нелегко расшевелить студентов, активно поработавших до этого в спортивном зале, в бассейне или на беговой дорожке. Но педагогический процесс невозможен без двусторонней активности: педагог-студент. Принцип активности в педагогике тесно связан с инновационной деятельностью. При внимательном анализе сознательность, самостоятельность и прочность усвоения знаний сводятся к активности субъекта обучения, которая выступает универсальной человеческой способностью, образующей исходный пункт и результат всего процесса обучения. Эта способность, возникающая под воздействием социального окружения, изначально предполагает сознательность и самостоятельность как свои подчиненные моменты. Поэтому сознательность, самостоятельность и прочность усвоения знаний можно считать скорее методическими правилами, чем дидактическими принципами. Что же касается самого принципа активности, то его содержание в педагогике нередко сильно сужается. В это содержание, как правило, входит активное овладение знаниями, умениями и навыками, где знания образуют конечную цель всего педагогического процесса. Из поля зрения выпадает как раз универсальность человеческой активности, когда овладение одной способностью становится методом овладения способностями вообще.

Универсальность активности заключается в том, что она образует ядро личности, которое и делает человека человеком. Только в результате этой универсальности возможен процесс познания и практического преобразования действительности. Человеческая активность образует только ему присущую меру существования в бесконечной природе. Эта мера остается всеобщей даже в том случае, если она персонифицируется в отдельном субъекте познания. Способность действовать "по меркам любого вида", сохраняя при этом свою собственную меру, и есть активность субъекта познания.

В данном контексте важно сравнение активности субъекта познания и субъекта обучения. В узкогносеологическом смысле разница здесь принципиальная. Одно дело - ученый, открывающий научную закономерность, и совсем другое - студент, открывающий эту закономерность только для себя. Но с точки зрения глубинных законов познания разница оказывается не такой уж существенной. Отношение здесь примерно такое же, как между филогенетическим и онтогенетическим развитием. В результате обучения мышление студента проходит те же самые этапы, что и в сфере научного познания. Поэтому не столько обучение является низшей формой научного познания, сколько само познание становится одной из форм обучения. На деле происходит взаимопроникновение познания и обучения, вплоть до их конкретного единства: обучение предполагает познание с самого своего начала, а познание представляет собой перманентный процесс обучения и самообучения. Отсюда ясно, что субъект познания и субъект обучения - это в принципе один и тот же субъект. Активность же этого субъекта зависит от потенциала его сущностных сил. Обучение в спортивном вузе необходимо довести до истинного познания, т.е. в обучении должны присутствовать элементы теоретического мышления, а познание необходимо поднять до истинного обучения, когда исследователь в ходе познания реализует себя всесторонне. Можно с уверенностью говорить о познавательном значении обучения и обучающем смысле познания.

Средства обучения играют определенную роль в формировании активности как способности к инновациям. Но средства обучения должны быть рассмотрены не в простой координации, рядополо-женном соотношении друг с другом, а в субординации. Основу обучения образуют предметно-практические средства, затем идут средства наглядности, а технические и словесные средства являются производными от исходных. Такая субординация отвечает действительной логике становления человеческой активности. Ее ядро, сформированное практическими средствами обучения, получает свое развитие с помощью наглядных средств, а отличительная особенность истинной наглядности состоит в ее теоретической осмысленности. Большую роль в формировании активности субъекта играют технические и словесные средства, но эта роль имеет свои границы. Нельзя, например, преувеличивать значение компьютеризации современного образования. Компьютерная грамотность окажется полезной только в том случае, если студент уже обладает необходимой активностью, если же последняя не сформирована или притуплена в ходе обучения, то компьютеризация учебного процесса окажется всего лишь внешней формой и не принесет пользы [4].

Вряд ли правомерно считать познавательную активность студентов чем-то более высоким по сравнению с другими формами активности. Скорее, наоборот: познавательные способности производны от других способностей, и прежде всего от трудовых. Сложность состоит еще и в том, что элементарная трудовая активность предполагает элементарную познавательную. Складывается ситуация, аналогичная той, когда пытаются решить проблему первичности человека или общества. Одно уже изначально предполагает другое, причем проблема далеко не сводится к головоломке типа "что первично - курица или яйцо?". Утверждение "познание - всегда труд" является не просто сравнением духовной деятельности с физическим трудом, а констатацией реального положения дел, когда познавательная и трудовая активности вза-имопроникают друг в друга.

Интеллектуальную активность нельзя сводить лишь к вербальной деятельности. Последняя произ-водна от деятельности вневербальной, поэтому ограничение интеллектуальной активности только сужает область проявления этой активности. Важнейшими показателями интеллектуальной активности являются познавательный уровень предметно-практической деятельности студента, качество и количество предметов объективации его интеллектуальной деятельности; степень соответствия мышления студента объективной логике реальной жизни; умение видеть и разрешать действительные противоречия; и, наконец, словесные формы объективации активности.

Формированию активности у учащихся большое внимание уделяется в немецкой спортивной педагогике. В частности, Г.Ноль показал, что гимнастика, игра и спорт, воздействуя на определенный слой человеческой души, могут придать человеку активность, которая сделает его счастливым. Развивая это положение в своих работах "Полярность в дидактике" и "Соревнование в школе", Г. Ноль определил пути и особенности педагогического руководства воспитанием этой активности у детей. Заслугу Г.Ноля многие немецкие теоретики спортивной педагогики видят в доказательстве того, что соревнование может привести не только к разделению детей на победителей и побежденных, но при правильном управлении физической активностью - к общему мировоззрению, единству и взаимопониманию, реальному чувству свободы и радостного сотрудничества [З].

Инновации, которые может использовать педагог, многообразны: новые методики спортивной тренировки, деловые игры, проблемное обучение, диалоговое преподавание и т.д. Но использование инноваций должно быть оптимальным. В этой связи необходимо остановиться на соотношении принципов активности и оптимизации образования. Активность может быть воспитана только при оптимальной организации самого процесса воспитания, в противном случае она просто не возникает. Принцип оптимизации относится к форме организации педагогического процесса. Воспитание и обучение могут проводиться по-разному, различными педагогами, с соответствующими им затратами сил, энергии, времени. И здесь, конечно, очень важно оптимально подготовиться к занятию, рационально распределить силы, чтобы в единицу времени получить как можно большую отдачу. Суть принципа оптимизации сводится к тому, что педагог использует основные положения научной организации труда, знает и умеет применять соответствующие методики и т.д. В силу этого данный принцип сам становится методической рекомендацией, совокупностью правил наиболее рациональной организации педагогического процесса.

Когда в спортивной педагогике пытаются развести активность и сознательность, то обычно используют следующие аргументы: студент может активно выполнять задания педагога, не сопровождая это сознательным отношением к делу. Возможна и противоположная ситуация, при которой студентом осознается необходимость обучения и усвоения системы знаний, но активности по овладению этими знаниями не возникает, проявляется своеобразный феномен обломовщины. Если активность возникает до осознания, то это не активность в подлинном смысле слова, а простая совокупность моторных действий, не выходящих за пределы автоматического поведения. Если осознанность предшествует активности, то опять-таки нет оснований считать это истинной осознанностью поведения. Осознанное овладение знаниями становится таковым только в случае каких-то, хотя бы самых элементарных, действий по активному включению новых знаний в уже имеющийся контекст. Таким образом, активность с самого начала предполагает сознательность, они выступают в неразрывном единстве.

Осознанное и активное овладение знаниями оказывается экономически эффективным. Общество следит за тем, чтобы капиталовложение в образование кадров окупалось, поскольку образованный человек в процессе своей работы гораздо быстрее возвращает обществу вложенные в него средства. Например, работник с начальным образованием - за 16,7 года, а работник со средним образованием - за 3,6 года. Нововведения считаются самым эффективным путем и средством повышения эффективности образования, а поэтому буквально все страны стремятся вводить в образование как можно больше новшеств. Во многих странах сегодня уровень благосостояния все больше измеряется количеством нововведений и степенью их применения [I].

С позиций инновационной деятельности в спортивной педагогике важно выяснить соотношение принципа активности субъекта обучения с принципом прочного усвоения знаний. Здесь нередко абсолютизируется роль повторения в обучении. Между тем повторение - скорее мачеха обучения, чем его мать. В ходе повторения связи между различными знаниями становятся более жесткими, малоподвижными. Там, где раньше требовалась работа мышления, теперь достаточно простого припоминания. Возникает парадоксальная ситуация, когда запоминание большого числа истин приводит к частичной или полной утрате способности самостоятельно открывать истинное знание. Хорошая память - скорее препятствие на пути развития самостоятельного мышления студентов, а не помощник. Это и дало возможность И. Канту ввести различие между обучением как работой памяти и способностью суждения. Первое совершенно не заменяет второй, а чаще всего даже препятствует ее появлению.

Принцип активности предполагает "прочность" самой активности, "прочное" овладение методом добычи нового знания. Что же касается самого знания, то его прочность зависит от частоты востребованное™ данного знания, от степени его включенности в конкретные формы деятельности человека. Принципу прочного усвоения знаний противостоит естественная способность человеческой памяти забывать. Данный принцип ассоциируется в истории педагогической мысли с печально известной практикой обучения при помощи "кнута и пряника". Именно такое двустороннее воздействие оказывалась наиболее действенным, когда необходимо было прочно запомнить совершенно ненужную информацию. Здесь же лежат истоки так называемого репродуктивного обучения, которое само по себе в принципе не способно к нововведениям.

Знания становятся действительно прочными, если этого требует реальная жизнь, а не только педагог в вузе. Это в полной мере относится и к активности, которой нельзя научить в вузе, если социальная действительность не нуждается в активных людях.

Спрос и здесь рождает предложение. Обучение до тех пор будет оставаться абстрактным просветительством, пока социальная практика в полном объеме не войдет в теорию обучения. Это означает, что запросы жизни являются определяющим критерием в формировании активности. Обучение всех студентов активному поведению пока остается только идеалом. Наличие отчуждения в обществе ставит непреодолимую преграду всестороннему развитию каждой личности. А экономические условия нашей действительности не дают пока реальной надежды на быстрые изменения сложившейся ситуации. Здесь требуется длительная и кропотливая работа.

Велика инновационная роль коллектива в формировании активности. В этом смысле показательна коммунарская методика обучения и воспитания, разработанная профессором И.П. Ивановым. Объединение учащихся происходит в результате совместной деятельности по осуществлению социально значимых дел. Значение коллектива особенно велико в начальные периоды формирования активного поведения. В дальнейшем его значение снижается и часто превращается в свою противоположность: не коллектив формирует личность,'а наоборот, личность формирует коллектив. Студенческий коллектив необходимо исследовать в контексте всего социального воздействия на человека. Такие попытки сейчас делаются, в частности, в концепции непрерывного образования.

Инновации, критичность и проблемность против формализма в спортивном образовании

Современная зарубежная спортивная педагогика занимается инновационной деятельностью по целому ряду направлений. Например, на страницах педагогической печати ФРГ ведется оживленная дискуссия о новых подходах к решению следующих вопросов: 1) необходимость спортивной педагогики в современных условиях развития физической культуры и спорта; 2) предмет спортивной педагогики, его трактовка и содержание; 3) структура спортивной педагогики; 4) задачи спортивной педагогики - теоретические, социально-политические, идеологические и практические, их связь и взаимозависимость; 5) спортивная педагогика как теория и практика, их соотношение и обусловленность; 6) основные понятия, факты, гипотезы, теории, принципы, закономерности, связь с другими науками; 7) методы исследования спортивной педагогики; 8) спортивная педагогика как академическая дисциплина, ее соотношение с наукой о воспитании как областью исследования [З].

Инновационной деятельности препятствует формализм в образовании. Формализм присущ в значительной мере пониманию обучения как овладения суммой знаний, умений и навыков. Эта связь носит внешний характер. Истинное знание всегда неразрывно связано с умениями и навыками, и данное положение должно быть сознательно реализовано в обучении. Это же относится и к системному подходу в педагогике, который часто понимается как постоянно возрастающая многосторонность в обучении предметам. На деле же системность является необходимой формой организации сущности. Поэтому следует противопоставлять формальную многосторонность и подлинную системность в образовании. Крайне важно видеть различие между инновационным обучением и формальным педагогическим просвещением. Первое предполагает введение в теорию педагогики социальной практики как критерия истинности обучения. Второе основывается только на передаче системы знаний, без учета конкретной исторической ситуации.

Формализм в обучении надо понимать во всем многообразии его видов и проявлений. Формализм педагогического процесса непременно возникает на определенном этапе развития общества, и для него характерна превращенная форма передачи опыта от одного поколения к другому. Реальный формализм включает в себя многообразие таких видов: формальные условия жизни, формальная деятельность, формализм мышления, формализм институционального обучения и воспитания; формальность начала, процесса, результата обучения и др. Многообразие видов формализма, пронизанность ими всего образовательного процесса и приводят к тому, что талантливый человек появляется только как исключение из правила.

Инновационная деятельность в спортивной педагогике предполагает преодоление формализмов самого различного толка, в том числе и такого примитивного, как механическое заучивание азбучных истин. Кроме загруженности памяти и непродуктивной траты времени здесь подстерегает еще одна опасность: наиболее легко запоминается правильное и доходчивое знание, которое непосредственно не приходит в противоречие с жизнью [12]. Но в данном случае и возникает парадокс: усвоение знаний происходит благодаря мышлению, но усвоенные знания препятствуют дальнейшей работе мышления, так как под своим массивом скрывают реальные противоречия - этот основной источник мыслительной деятельности. Выход из сложившейся ситуации может быть только один - подчинить усвоение знаний развитию способности к мышлению.

Серьезным препятствием на пути инновационной деятельности в обучении становится абсолютизация таков и символов. Знаки не возникают произвольно, они всегда являются обозначением не самих себя, возникает фетишизация знаковой деятельности. Символы могут оказывать и обратное негативное воздействие на материал, ими представляемый. Символ возникает на определенном этапе в развитии обозначаемого им предмета и свидетельствует о довольно высоком уровне его организации. Задача обучения заключается в том, чтобы проследить за тем, как появляются знаки, какова объективная логика, приведшая к их возникновению. Знак и символ - это объективные превращенные формы обозначаемых ими предметов. В них предмет представляется в одностороннем, усеченном виде. Поэтому судить о самом предмете только по его обозначениям было бы большой ошибкой.

Формализм в обучении проявляется там, где происходит фетишизация знаков и символов. Фети
шизированный знак перестает быть представителем самого себя. В таком случае процесс обучения сходит с правильного пути и начинает вращаться в порочном круге, где объективно-формальный предмет обучения дополняется формализмом самого процесса обучения. Здесь же находятся истоки так называемого репродуктивного обучения и проходит водораздел между педагогическим творчеством и формализмом.

Инновационный процесс в спортивной педагогике тесно связан с диалоговыми формами обучения. Большую помощь здесь может оказать современная методика под названием "школа диалога культур". Истинный диалог предполагает сотворчество педагога и студента. Сам диалог должен быть культурологическим, т.е. охватывать широкий круг вопросов, историю предмета, механизмы его возникновения и формирования. Современный педагогический диалог приобретает черты гуманитарное™ и гуманистичное™. Диалог не сводится к одной лишь внешней форме по типу "вопрос - ответ" [5].

Диалог формирует критическое мышление у студентов. Прежде чем говорить о различных видах инновационной критики в обучении, необходимо выяснить отношения между критикой и догмой. В обыденном мнении за догматизмом закрепилось определение чего-то застойного, негативного, нуждающегося в уничтожении. "Здравый смысл" здесь оказывает дурную услугу: вульгаризируется само понятие догматической системы. Между тем в истории философии и педагогики под догматической системой понимается замкнутая, целостная система, которая не может быть дополнена какими-либо элементами.

Мышление обучаемого в ходе собственного развития по-разному выявляет свое отношение к критике. Начальный этап в формировании мышления можно назвать докритическим. Критика вообще не возникает в ситуации непосредственной включенности сознания человека в практику его жизнедеятельности. Иллюзорным становится утверждение об исходной критичности субъекта познания. В начальные моменты формирования интеллектуальных способностей просто не существует механизма, который делал бы возможным возникновение критики. Мышление на этом этапе обладает критич-ностью-в-себе, которая нуждается в дополнительных условиях для осознания ее в качестве критичности-для-себя.

Такие условия возникают при появлении объективно-формальных отношений. Интерес условия возникает при появлении объективно-формальных отношений. Интерес к формам собственного мышления реализуется в том числе и в критике данных форм. Это - формально-критический этап в развитии мышления. Критика приобретает односторонний характер, так как ограничивается выискиванием слабых сторон рассматриваемого объекта. В развитии ребенка это проявляется в критическом отношении ко всему и вся, когда позитивное заявление взрослого воспринимается как нравоучение и догматическое утверждение. Ребенок стремится разрушить систему "догматов", хотя вне их существование общества и его самого вообще невозможно. Нередко в педагогике такое состояние ребенка считается ненормальным, и с ним пытаются бороться путем введения этой "отрицательной активности" в формально-позитивное русло. Но впоследствии это может привести лишь к снижению интеллектуальной активности. В возрастной педагогике не случайно целый ряд этапов в развитии личности ребенка носит название "критических". Они вполне заслуживают такого определения.

Высшим этапом в развитии мышления студента является содержательно-критическое мышление. Критикуется уже не просто нечто другое, а возникает самокритика, в результате которой выясняются слабые стороны собственной концепции. Самокритика не сводится к простому отрицанию своей позиции, она в конце концов предполагает позитивное решение. Реальная логика развития мышления идет именно в данном содержательно-критическом направлении. Этап "нигилистического критицизма" в развитии ребенка рано или поздно проходит, и после этого возможны два варианта становления личности: формально-догматический и содержательно-критический. Педагогические инновации как раз призваны способствовать формированию содержательно-критического мышления.

Критика в обучении может быть внешней и внутренней. Первая связана с анализом формы, вторая - с рассмотрением содержания. Внешняя критика всегда произвольна, она носит ярко выраженный субъективный характер и воплощает в себе личностный произвол критикующего. Так критиковать не составляет большого труда, достаточно указать на несоответствие какого-либо положения теории практике. Критика будет действенной лишь в том случае, если удастся показать внутренние противоречия теории, которые являются не истоком ее жизненности, а показателем ее краха. До тех пор сумма фактов остается "внешнекритической массой" по отношению к данной теории. Внутренняя, или имманентная, критика берет совокупность фактов в их необходимой логике и отсюда выводит ложность теории.

В теории обучения необходимо преодолевать вульгарную критику. Последняя - это такая произвольная критика, которая воспроизводит лишь форму содержательной критики, подстраиваясь под нее внешним способом. Вульгарная критика везде выискивает несоответствия, суммирует и нагромождает их одно над другим и одно рядом с другим, совершенно не заботясь о выяснении генезиса этих несоответствий. Противоречие какой-либо системы констатируется как эмпирический факт, и отсюда делается вывод о порочности системы. Данный тип критики абстрагируется от способа возникновения противоречий в теории, берет лишь конечный результат вне его становления, поэтому не может указать пути выхода из сложившейся кризисной ситуации. Вульгарная критика останавливается на отрицательном результате, не вскрывая даже истинных причин возникающих противоречий.

Ярким свидетельством связи критики с практикой обучения становится активизация критической деятельности на переломных этапах истории. В эти периоды мышление студентов становится своенравным, непослушным, не желающим воспринимать беспроблемную информацию. В революционную эпоху, а мы сейчас переживаем такую, создаются наиболее благоприятные условия для формирования критического мышления у студентов. Терпимость не исключает критики, как и наоборот. Обе противоположности достигают своей истины, лишь когда происходит их объединение в конкретном тождестве.

Критика толерантности и толерантная критика образуют необходимые моменты данного тождества. Оба момента должны быть использованы в ходе обучения. Они предполагают четкий выбор позиции студентами и культуру взаимодействия со своими оппонентами.

Содержательной становится только самокритика - критика себя, как другого, и другого, как себя. Самокритика является важнейшей составляющей самообразования. Как самокритика есть высшая точка критики, так самообразование есть наиболее высокоорганизованное образование. Образование никогда не станет истинным, если оно не будет доведено до самообразования, а это последнее предполагает критическое отношение к достигнутому собственному уровню культуры. Эта самокритичность и становится импульсом к овладению все новыми областями знания и совершенствования педагогического метода.

Педагогические инновации тесно связаны с проблемным методом обучения. Проблемность не только развивает мышление, но и способствует повышению самооценки воспитуемых [7]. Проблемное обучение можно определить как воспитание способностей видеть и решать проблемы, которые ставит сама жизнь. Оно выходит далеко за рамки создания искусственных проблемных ситуаций средствами словесного вопрошания или столкновения двух противоположных точек зрения. Существует большое количество реальных проблем, требующих своего решения, чтобы дополнять их умозрительно сконструированными для нужд учебного процесса, Во всяком случае учебные программы не должны носить самодовлеющего характера, они должны быть подчинены решению живых проблем "новой жизни". Очень важны здесь постановка злободневных проблем современности, проникновение в творческую лабораторию выдающихся ученых и мыслителей, даже просто подведение студентов к парадоксальной ситуации. Проблема, которую ставит педагог, должна обладать некоторой проблемностью и для него самого.

По тому, как человек относится к противоречиям, можно судить об уровне проблемности его мышления и о его способности к инновационной деятельности. Если он со студенческой скамьи приучен во всем видеть только то, что подтверждает законы и общие правила, которым его научили, то действительных фактов, противоречащих этим законам, он или не заметит, или они (если от них никуда не денешься) приведут его к глубокой интеллектуальной депрессии. Поэтому задача истинного обучения заключается в воспитании способности выдерживать напряжение антиномии, не впадать в истерику при виде взаимоперехода противоположностей, как это имеет место даже у высших животных. Достаточно вспомнить поведение собаки в опытах И.П.Павлова, когда на ее глазах круг, являющийся условным сигналом для принятия пищи, начинал поворачиваться и превращался в овал. Животное или срывалось в истерический лай, или впадало в состояние глубокого торможения.

В проблеме дан исходный пункт в развитии сознания, поэтому ее можно определить не только в качестве такой формы мышления, которая является знанием о незнании, переходом от отсутствия знания о чем-либо к его наличию, но и формой отражения в мышлении противоречий действительности. В качестве основных проблем необходимо выбрать такие, которые совмещали бы в себе черты теоретичности и практичности. На этом стыке и возникают наиболее интересные и важные проблемы. Например, проблемы: "Что такое спорт?", "Какие существуют виды спорта", "Дайте определение физической культуры" хотя и могут быть использованы, но они не приведут к настоящему спору. Другое дело проблемы: "Улучшает ли спорт здоровье человека?", "Профессиональный спорт - это труд или игра?" Здесь даже в специальной литературе нет пока единой точки зрения, поэтому студенты оказываются как бы на "переднем крае" в решении этой проблемы.

Необходимым моментом спортивно-педагогической инновационной деятельности является заострение выявленной проблемы до антиномичной формы. Максимальное обострение противоположностей в ходе обучения будет непосредственным этапом, предшествующим разрешению противоречия. Таким же путем должно идти и мышление студента. Чем более остро сформулирована проблема, тем она более свободна от затемняющих ее сущность элементов (мнимой проблемности, вербальной оболочки и т.д.), тем лучше видны правомерность правильной постановки проблемы, а значит, и пути ее верного решения. Антиномичная постановка проблемы в обучении в значительной мере становится уже решением, и наоборот, после того как решение найдено, проблема для мышления не перестает существовать, а продолжает "пульсировать" в самом ответе, постоянно воспроизводясь в качестве антино-мичного отношения. В отличие от формальной проблемы содержательной будет только та, которая существует вместе с процессом ее развития и решения.

Но постановка проблемы не обязательно должна носить форму вербального вопроса. В обучении важна вся система проблем, возникающих в ходе целостного педагогического воздействия на личность студента. Проблема может ставиться или жестом, мимикой, выражением глаз или восклицанием как педагога, так и учащегося. В инновационной деятельности важна вся система проблем.

Рассмотренные теоретические вопросы инноваций в спортивной педагогике однозначно свидетельствуют о важности данной темы для организации педагогического процесса в спортивном вузе. Необходима разработка конкретных методик применительно к профилю вуза и к отдельным специальностям. Это будет способствовать повышению эффективности образовательного процесса.

Примечания

1. Ангеловски К. Учителя и инновации.- М.: Просвещение, 1991.

2. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. - М.: Просвещение, 1982.

3. Воробьев Н.Е. Спортивная педагогика в Германии: становление, развитие, проблемы. - Волгоград: ВГАФК, 1997, с.24-34.

4. Геращенко И.Г. Роль принципов диалектики в дидактике. - Ростов-на-Дону: РГУ, 1992.

5. Геращенко И.Г. Мышление как диалог // Диалог, 1990, № 10, с.42-43.

6. Геращенко И.Г. От монолога - к школе диалога культур // Народное образование, 1993, 1, с.51-53.

7. Глассер У. Школы без неудачников. - М.: Прогресс, 1991.

8. Глотов Н.К., Игнатьев А.С., Лотоненко А.В. Философско-культурологический анализ физической культуры // Теория и практика физической культуры, 1997, № 1, с.4-6.

9. Горбунов Д.Г. Психопедагогика спорта. - М.:ФиС, 1986.

10. Думчене А.А. Активизация студентов физкультурного вуза. - Тез. докл. всесоюзн. научно-практ. конф. "Теоретико-методические основы совершенствования учебно-воспитательного процесса в институтах и техникумах физической культуры". - Волгоград, 1989, с. 192.

11. Зубарев Ю.А. Использование активных форм и методов проблемного обучения в вузе. - Ашхабад: НИИ НТИ, 1989.

12. Ильенков Э.В. Учитесь мыслить смолоду. - М.: Знание, 1977.

13. Леви В.Л. Нестандартный ребенок. - М.: ЦПП, 1992.

14. 0конь В. Введение в общую диалектику.-М.:Высшая школа, 1990.

15. Пилоян Р.А. Деятельностный подход при подготовке специалистов в сфере физической культуры // Теория и практика физической культуры, 1996, № 8, с.5-9.

16. Попов С.Н., Холодов Ж.К. Совершенствование процесса обучения в физкультурных вузах // Теория и практика физической культуры, 1985, №3 с.40.

17. Стоунс Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения. М.: - Педагогика, 1984.

Поступила в редакцию 08.10.97


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: