РАЗМЫШЛЕНИЯ О ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ


Abstract

THEORETICAL ASPECTS OF INTEGRATIVE CONTENT AND HUMAN CREATING ESSENCE OF PHYSICAL CULTURE

Yu.M. Nikolayev, Ph.D., lecturer St. -Petersburg stale P. F. Lesgaft academy of physical culture, St. -Petersburg

Key words: methodology, culture, unity of content, social functions, values, physical culture activities, person.

The author analyses the cmative aspects of the integrative content and the human creating essence of physical culture from the positions of somatopsychic and sociocultural unity of a man aut his (her) biosociocultural nature. The inner characteristics of physical culture's functional, valuable, and activity aspects as well as their inter determination in a man's forming are revealed. It was shown that just the unity of these aspects becomes the basis to understand the spiritual-physical essence of physical culture. The dominant role of the physical culture activities in a personality's physical culture forming is substantiated.


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНТЕГРАТИВНОГО СОДЕРЖАНИЯ И ЧЕЛОВЕКОТВОРЧЕСКОЙ СУЩНОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Кандидат педагогических наук, доцент Ю.М. Николаев
Санкт-Петербургская государственная академия физической культуры им..Ф. Лесгафта

Ключевые слова: методология, культура, единство содержания, социальные функции, ценности, физкультурная деятельность, человек.

В последнее время все более активизируется осмысление физичес-койкультуры с философско-культурологических позиций [1,5,7,8,9,26, 41,43,47 и др.]. Это вызвано необходимостью раскрытия ее больших потенциальных возможностей в формировании человека с гармоническим развитием физических и духовных сил. Изучение физической культуры в данном аспекте является логическим продолжением основной тенденции развития знания в ее сфере, связанной с переходом в исследовании преимущественно от медико-биологического и педагогического аспектов (ни в коей мере не принижающих их) к психологическому, социологическому, теоретико-интегративному и другим, являющимся одними из основных при изучении человека [2]. В каждом из них имеются определенные достижения, однако есть и дискуссионные, нерешенные вопросы. В большей мере они связаны с неучетом сома-топсихического и социокультурного единства человека, его биосоци-окультурной сущности. К тому же, затрагивая отдельные аспекты исследования физической культуры, они чаще всего рассматриваются изолированно друг от друга, не давая полной картины выявления ее сущности.

Современный этап развития культуры характеризуется преодолением узкоспециализированного изучения культурных явлений, связан с их системным рассмотрением, обращением к человеку, который в трудах по человековедению все чаще начинает рассматриваться как целостность и многомерность, как интегративная система [19,20 и др.]. Эти взгляды находят все большее отражение и применительно к физической культуре [4, 5,8,23,27,35,37 и др.]. Так, В.В. Кузин и Б.А. Никитюк в рамках интегра-тивной антропологии справедливо проводят мысль о взаимосвязи знаний внутри психобиологических и социокультурных наук, изучающих физическую культуру, а также их между собой, что полностью соответствует пониманию феномена человека, выступающего целостностью во всех своих проявлениях [23]. В связи с этим становится все более очевидной необходимость переосмысления сущности физической культуры как вида общей культуры. Это обусловлено ее богатым культуросообразным содержанием, которое в силу определенных причин (дегуманизации, идеологи-зации, авторитаризма и т.п.) не находило должного отражения в системе как образования человека, так и его самодеятельных форм занятий.

Многоаспектность содержания физической культуры уже давно является предметом изучения [4, 10, 28, 30, 37 и др.]. Однако сегодня важно не столько вычленение ее содержательных аспектов, сколько раскрытие их внутреннего содержания, взаимообусловленности в формировании человека ее средствами (во взаимодействии с другими видами культуры) на протяжении всего жизненного пути. И именно единство функционального, ценностного и деятельного аспектов содержания физической культуры способствует пониманию ее интегра-тивной, человекотворческой, духовно-физической сущности. В то же время именно содержание данных аспектов, и особенно их взаимосвязей, находит слабое отражение в индивидуальном и общественном сознании, в силу чего еще часто формируется односторонний взгляд на физическую культуру как на сферу развития только двигательных качеств, умений и навыков человека и остается в стороне его социокультурное, личностное развитие. В связи с этим правомерно отмечалось, что необходимо ставить вопрос "не об индифферентности средств физической культуры по отношению к решению воспитательных задач в обществе... а о том, как использовать специфические и общепедагогические средства, методы физической культуры и спорта, решая в едином процессе (выделено нами - Ю.Н.) задачи физического совершенствования и обязательного духовного развития личности человека" [45, с. II].

Единство этих аспектов обусловлено деятельной сущностью человека, где бытие ценности определяется ее социальными функциями [22 и др.], а сами функции, в частности физической культуры, реализуются "главным образом через активную деятельность человека, направленную на использование соответствующих куль-турых ценностей" [31, с. 149]. Это подтверждается и тем, что в качестве основополагающего при определении понятий "функция", "ценность", "деятельность" выступает категория "потребность", которая не заняла еще подобающего ей важного места в реальном осмыслении феномена физической культуры.

Вместе с тем, несмотря на объективно проявляемое единство функционального, ценностного и деятель-ностного аспектов содержания физической культуры, явно заметна обособленность их теоретического раскрытия. Это затрудняет понимание внутреннего механизма освоения человеком ее ценностей, формирования его в этом процессе. Различен и уровень их научного познания. Больше исследован функциональный аспект физической культуры, меньше - ценностный и совсем слабо -деятельностный. В связи с этим целесообразно, в преддверии показа интегративного содержания данных аспектов, дать им краткую характеристику.

До 70-х годов исследованию функций физической культуры уделялось недостаточно внимания. Они раскрывались либо очень широко, либо чрезмерно узко, нечеткими были критерии их выделения, имело место отождествление их с функциями отдельных компонентов физической культуры, а также общей культуры. Это не давало возможности представить их в полном концептуальном, "опредмеченном" в человеке видении. За последние 20-25 лет в связи с развитием идей системного подхода, углубленной разработкой вопросов теории культуры, дальнейшим осмыслением сущности физической культуры в исследовании ее социальных функций были достигнуты определенные успехи [10,31,36,41,42 и мн. др.]. Они начинают рассматриваться более системно, во взаимосвязи с культурой и со структурой физической культуры (общекультурные, специфические, внутренние функции). Однако и сегодня в этом вопросе нет полного единства мнений, что обусловлено, в частности, и различными подходами к пониманию физической культуры. Должно быть уточнено и само понимание категории "функция" применительно к ее сфере.

В работах философов и социологов функции системы в основном определяются как интегральные свойства ее компонентов, направленные на сохранение ее целостности, проявляющиеся во взаимодействии их между собой или во взаимосвязи с системой (внутренние функции). В то же время каждая система как компонент более высокой системы служит достижению ее целей (внешняя функция). Последняя же направляет функции нижележащих систем согласно собственной природе [3, 51 и др.]. Однако такое понимание функций более применимо к организационным формам (компонентам) социальных явлений и недостаточно адаптировано непосредственно к человеку. Вместе с тем справедливо отмечается, что функции физической культуры - "это объективно присущие ей свойства воздействовать на человека и человеческие отношения, удовлетворять и развивать определенные потребности личности и общества" [31, с. 149].

В вопросах выделения функций культуры в настоящее время имеются две основные позиции:

первая - ее главной функцией является адаптационная, заключающаяся в самосохранении и развитии общества; вторая - главной признается человеко-творческая функция, связанная со способами саморазвития человека. Однако два этих направления не взаимоисключают, а взаимодополняют друг друга, ибо выполнение культурой адаптационной функции по отношению к обществу невозможно иначе, как через совершенствование средств и способов человеческой деятельности (т.е. выполнение ею челове-котворческой функции) [22 и др.]. Взаимосвязь этих двух функциональных направлений культуры наиболее полно подчеркивает концепция М.С. Когана [21] (уже достаточно хорошо известная), выделяющего две ее основополагающие функции: внешнюю (направленную на обеспечение общества всем необходимым для его существования и развития) и внутреннюю (направленную на обеспечение постоянного самосовершенствования культуры и человека), каждая из которых проявляется в ряде частных функций. Анализ последних в сфере физической культуры был предметом специального исследования [36].

При исследовании социальных функций физической культуры выделение ее общекультурных (которым в основном отводилась опосредованная роль) и специфических (ведущая роль) функций, несомненно, было шагом вперед, ибо подчеркивало ее связь с общей культурой и в то же время несколько принижало значимость физической культуры при трактовке ее как полноправного вида культуры. К тому же данное положение в какой-то мере "разъединяло" целостность и единство уровней организации человека (психосоматического и социокультур-ного), взаимосвязи всех видов культуры и было допустимо лишь в научно-методических целях. Не лучшим образом отражалось это и на сфере физкультурного образования, где акцент смещался на развитие двигательных качеств, умений и навыков человека, а вопросы воспитания его личностных качеств оставались в стороне (или в лучшем случае робко говорилось о "содействии" их формированию, что справедливо критиковалось А.Д. Новиковым) [38].

В культуре физической определяющей должна быть человекотворческая функция, ведущей стороной которой (как и всех других видов культуры) является духовная (связанная с развитием культуры мышления, воображения, чувств, художественного творчества и т.п. человека - по М.С. Когану, частные функции внутренней функции культуры, направленной непосредственно на формирование человека), реализуемая в своеобразной форме через двигательную деятельность человека (функции: оздоровительная, физического развития, физического образования, физической подготовленности и т.п., традиционно относимых к специфическим). Фактически речь идет о сознательно (духовно) окультуренных видах двигательной деятельности различной направленности в связи с удовлетворением многообразных потребностей человека в сфере физической культуры, с учетом его способностей, а также отношений, складывающихся между людьми. Это обусловлено единством и взаимосвязанностью категорий социального и биологического [4,27]; "возвышающим" типом гармонизации телесного и духовного в человеке, достигаемой "одухотворением" тела, его встраиванием в ценностно-духовный ряд [7]; приоритетом духовности в процессе освоения двигательных действий [13,17, 38,43 и др.]. Здесь воочию находит отражение тенденция сознательного примата духовной культуры над материальной на современном этапе в процессе построения ее гуманистической концепции [22]. Единство духовной и двигательной сторон в физкультурной деятельности будет создавать гармонию сущностных (духовных и физических) сил человека, интегративным моментом которой может служить творческий характер деятельности. И только как реализацию человеческих способностей целесообразно рассматривать функциональную роль физической культуры (через ее организационные формы (компоненты): физическое воспитание, спорт, физическую рекреацию, двигательную реабилитацию; относительно общества - функции: преобразовательная, организационная, познавательная, ценностно-ориен-тационная, коммуникативная, социализирующая, защитная, индивидуализирующая и др. - по М.С. Когану, частные функции внешней функции культуры.

Физическая культура как проявление категории "особенное" способствует выполнению функций других видов культуры (материально-производственная функция, социально-политическая, духовная, художественная и др.); выполняет в культуре только ей присущую функцию физического совершенства (единичное), понимаемого как единство духовного и физического. В то же время каждый из компонентов (форм) физической культуры (физическое воспитание, спорт, физическая рекреация и двигательная реабилитация) способствует выполнению функции: физической культуры в целом (функции физического совершенства), других видов физической культуры (соревновательной, спортивной/созидательной), рекреативной и реаби-литационной и др.), имеет свою специфическую функцию. При этом физическое воспитание выполняет функцию освоения, спорт - совершенствования, физическая рекреация - поддержания, а двигательная реабилитация - восстановления физических и духовных способностей человека. Каждая из них может быть рассмотрена на уровне частных функций.

Такой подход дает возможность раскрыть все многообразие функций физической культуры, направленных прежде всего на человека (а через него и на общество) и связанных с удовлетворением широкого спектра его потребностей (как материальных, так и духовных), показать, что они являются интегрированным результатом функционирования образующих ее компонентов и осуществляются в рамках присущей ей структуры [36]. Функции физической культуры, являясь отражением ее сущности, затрагивают не только двигательную сферу человека, но и все уровни его организации: анатомо-физиологический, психодинамический, психологический, личностный, социально-психологический [33]. Только в этом случае физическая культура приобретает черты истинно культурного явления, устраняется противоречие между интеллектуальным и двигательным компонентами, духовным и физическим развитием занимающихся, существенно возрастает ее роль во всестороннем и гармоническом развитии личности.

Раскрытие социальных функций физической культуры дает основу (в силу их взаимообусловленности) и для более полного представления ее ценностного аспекта, исследованию которого в ее сфере посвящено небольшое число публикаций [4,6, 11, 24,29, 36,47 и др.]. В то же время проблема ценностей в настоящий период выходит на одно из ведущих мест в понимании культуры, способствуя раскрытию ее как бы изнутри. Кроме того, ценности обладают не только познавательным, но и регулятивно-целевым значением для человека, связаны с добровольностью их выбора, превалированием духовной стороны в процессе отражения материального [12].

В последнее время внимание к изучению ценностного аспекта физической культуры усилилось. Так, В.К. Бальсевичем и Л.И. Лубышевой [6] в сфере физической культуры выделяются группы ценностей, которые в сжатом виде могут быть представлены следующим образом: интеллектуальные (знания в области физической культуры, связанные с интеллектуальным потенциалом физической культуры личности); двигательного характера (лучшие образцы моторной деятельности, личностный и общественный физические потенциалы, в целом физическая подготовленность, работоспособность, здоровье человека); педагогических технологий (методики физического воспитания, физической тренировки, спортивной подготовки, умения и навыки организации физкультурно-спортивной деятельности); мобилизационные (связанные с рациональной организацией свободного времени, необходимостью быстрой оценки ситуации, принятия решений, возможностью самовоспитания и в целом с самоорганизацией стиля жизни, умением противостоять неблагоприятным воздействиям внешней среды); интенционные (общественное мнение, финансово-экономическое, материально-техническое и правовое обеспечение, а также мотивы, интересы, потребности, желание заниматься физкультурно-спортивной деятельностью). В данной взаимосвязанной структуре ценностей отражены наиболее значимые для жизнедеятельности человека и общества аспекты современного понимания физической культуры (в частности, связанного с ее интеллектуальным, социально-психологическим и двигательным компонентами), которые имеют, несомненно, большое значение и в связи с физкультурным, валеологическим и олимпийским воспитанием [29].

В развитии аксиологической (ценностной) проблематики в последние два-три десятилетия выделяются две доминирующие идеи: это субъективно-объективный характер ценностей и их связь с потребностями общества, социальных групп и личности, а также понимание их как функционального бытия вещи, определяемой ее значимостью для человека и общества [22, 50 и др.]. В этом плане до сих пор информативно определение "ценности", данное в куль-туроведении В. П. Тугариновым. Ценности - это "...предметы, явления и их свойства, нужные (необходимые, полезные, приятные и пр.) людям определенного общества или класса и отдельной личности в качестве средств удовлетворения их потребностей и интересов, а также - идеи и побуждения, выступающие в качестве нормы, цели или идеала" [50, с. 11].

Исходя их этих методологических предпосылок, ранее было показано [11,36], что при анализе ценностного аспекта физической культуры правомерным будет рассмотрение отношения к ней как к потребности и средству удовлетворения потребностей. Для реализации потребности в физической культуре необходимы средства, включающие компоненты вещного (материально-технические, финансовые и т.п. условия физкультурного движения), духовного (концепции, теории, наука, программы, принципы, методики и т.п.), человеческого (физкультурные кадры, контингент занимающихся и т.п.), процессуального (система физкультурного воспитания, организации, осуществляющие этот процесс, и т.п.) порядка. К ним может формироваться ценностное отношение с точки зрения наиболее эффективного выполнения ими своих задач. Однако они являются ценностями - условиями для создания истинных ценностей, воплощающихся в человеке.

В процессе и результате удовлетворения потребности человека и общества в физической культуре в ее сфере создаются ценности, являющиеся отражением ее функционального аспекта, широкого спектра удовлетворяемых им потребностей. Они формируются через деятельность и сообразуются с ее основными направлениями. К ним относятся ценности, связанные с непосредственным воздействием физических упражнений на человека: физические (влияющие на его организм) и духовные (влияющие на психическое и духовное развитие человека), обусловленные практически преобразовательной деятельностью как материальной, так и духовной направленности. Наряду с ними происходит объективизация физкультурной деятельности человека в социально значимые ценности, функционирующие далее независимо от их создателей.

В сфере физической культуры, таким образом, формируются многообразные группы ценностей: материальные (разнообразные льготы со стороны общества и т.п.), физические (здоровье, телосложение, физические качества, двигательные умения и навыки, физическое состояние и т.п.), психические (широкий диапазон эмоциональных переживаний, быстрота мышления, воображения, творческие задатки, черты характера, волевые качества и.п.), духовные (знание, самоутверждение, чувство собственного достоинства, эстетические и нравственные ценности, идеалы, общение, авторитет и т.п.), социальные (физическая подготовленность населения; уровень спортивных достижений (рекорд, победа и т.д.);

отдых, удовольствие, формирование трудолюбия, навыки поведения в коллективе, средство воспитания и социализации, национального самосознания и т.п.; традиции, соревнования, зрелище, школы по видам спорта, система тренировок и физических упражнений и т.п.). Их образование и функционирование тесно связаны со структурой физической культуры. В центре этих ценностей находится человек в его соматопсихическом и со-циокультурном единстве, являющийся главнейшим элементом системы ценностей демократического общества. В более полном объеме анализ ценностей физической культуры представлен в литературе [36].

Физическая культура и сама является ценностью, ибо выступает средством удовлетворения других постоянно развивающихся многообразных потребностей человека и общества (материальных и духовных, биологических и социальных, общественных и индивидуальных и др.). При этом в структуре личных потребностей наблюдается тенденция увеличения познавательных, эстетических, нравственно-эстетических и других интеллектуальных потребностей, в целом возрастание творческой деятельности людей [18,46 и др.]. Это обусловливает необходимость повышения влияния физической культуры наличность, что предполагает предъявление к ней требований не менее всесторонних, чем в культурных областях с большим и традиционным авторитетом. Данная тенденция все более находит отражение в ее сфере, что подтверждается усложняющимися и расширяющимися под влиянием научно-технического прогресса социальными функциями физической культуры. Анализ ее как ценности показывает, что она способствует формированию важнейших общечеловеческих культурных ценностей (труд, образование, досуг, мир, справедливость, добро, всестороннее и гармоническое развитие личности, человеческое творчество как самоцель и др.). Положительная ценная роль физической культуры может, однако, проявляться только в том случае, если в процессе физкультурной деятельности с занимающимися будет вестись сознательная, целенаправленная работа во всех основных направлениях человеческой деятельности: ценностно-ориентационной, познавательной, коммуникативной, преобразовательной [21, 36].

Данные концепции [6,11], имея некоторые терминологические отличия, по существу, взаимно дополняют друг друга, создавая более целостное представление о системе ценностей физической культуры. В них находят отражение следующие вопросы: взаимосвязи деятельности человека и его потребностей; освоения (и созидания) наряду с физическими широкого спектра духовных ценностей, воплощающихся в человеке; взаимообусловленности ценностного и функционального аспектов физической культуры; отражения общественных и личностных ценностей и др. Однако проблема ценностного аспекта физической культуры, особенно с появлением в аксиологии культуры новых данных [12,22 и др.], связанных с осмыслением категории "ценность" с позиций межсубъектных отношений, их дифференциацией в аспекте идеала, нормы, оценки и т.п., несомненно, требует дальнейшего углубленного изучения. Актуальность этого обусловлена и тем, что зачастую гуманистическая ценность физической культуры, и особенно спорта, ставится под сомнение. Объективное решение этого вопроса, безусловно, предполагает использование адекватной методологии [49].

Функциональный и ценностный аспекты, с одной стороны, показывают большие возможности физической культуры в формировании человека. С другой стороны, у большинства людей отсутствует потребность в освоении ее ценностей или воспитываются иногда негативные личностные качества. А.Д. Новиков, говоря о многообразии задач, решаемых в сфере физической культуры, отмечал, что все они должны "решаться через деятельность и в процессе деятельности" [39, с. 11]. В связи с чем актуально раскрытие внутреннего механизма функционирования физкультурной деятельности (в контексте человеческой деятельности), ибо именно в ней имеются определенные резервы приобщения людей к данному виду культуры. В то же время она является интегративным фактором ее функционального и ценностного аспектов.

Главенствующая роль деятельности в формировании человека показана многими ведущими психологами (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн и мн. др.). Все в большей мере акцентируется внимание на ней и специалистами сферы физической культуры [4, 10, 28, 35, 37, 43, 44 и мн. др.]. Это вполне оправданно, ибо деятельность человека, воздей
ствуя на окружающий мир и преобразуя его, служит средством удовлетворения его разнообразных потребностей и одновременно - фактором его физического, психического, духовного формирования как общественно полезной личности. При этом структура деятельности, как известно, включает в себя следующие компоненты: потребность и мотив, цель, условия ее достижения (единство целей и условий представляет задачу) и соотносимые с ними: деятельность, действие, операции. Она представляет собой единство двух сторон: внутренней (цель, анализ условий, схема действий, выбор средств, т.е. идеальная сторона деятельности) и внешней (физическая активность субъекта, взаимодействие средств с объектом или предметом деятельности, входящие в деятельность объективные процессы, результат) [25,35 и др.]. Любая целостная конкретная деятельность человека, таким образом, обязательно соотносима с понятиями потребности и мотива, являющимися одними из ведущих ее компонентов, делающими ее осознанной и устойчивой в перспективе. Поэтому их формирование важно в связи с воспитанием человека и процессами развития его сознания [9, 26 и др.].

Однако в реальной физкультурной практике при изучении двигательных действий в большинстве случаев акцент смещается на функциональную цепочку: "цель", "средство", "результат" (не уделяется должного внимания потребностно-мотивационному компоненту). Наиболее отчетливо это проявляется в физкультурно-спортивной деятельности, где педагог чаще всего "акцентирует внимание спортсменов на операционной стороне (указывая, что и как необходимо сделать), оставляя без внимания причинно-следственные связи (почему необходимо сделать именно так) и ценностно-смысловые ориентиры (т.е. направленность на достижение определенных ценностей). Тем самым спортсмен осваивает систему движений на уровне операций (цель и средства ее достижения заданы и рефлексии не подлежат), а не на уровне действий (деятельности)" [43, с. 28]. Это не способствует эффективности процесса обучения и воспитания, которые во многом определяются принципом осмысленности движений. Поэтому перед занимающимися важно раскрывать и внутренние взаимосвязи в потребностно-мотивационном звене. Именно их раскрытию в рамках обоснования внутренней структуры физкультурной деятельности (помимо традиционного блока "цель"; "средство", "результат") уделяется все большее внимание в сфере физической культуры [28, 34, 35, 36, 40 др.]. С незначительными терминологическими отклонениями данный компонент сводится к такой последовательности звеньев: потребность, мотив, интерес, ценностные ориентации и т.п. Они являются "пусковым" механизмом человеческой деятельности, ее побудительным и организующим началом и определяют характер избираемых целей и средств их достижения, сопровождаются мыслительной деятельностью человека. Здесь и формируются его мировоззрение, убежденность и осознанное отношение к освоению ценностей физической культуры [28].

В настоящее время освоение спортсменом двигательного действия и педагогический процесс моделирования им двигательной задачи рассматриваются в трех основных формах: познавательной (отражение действия таким, как оно есть), прогностической (отражение действия в плане его совершенствования), ценностно-ори-ентационной, включающей в себя не только ценностное осознание потребности (того, что необходимо делать в данной ситуации) и ценностное полагание (ради чего делать), но и ценностно-смысловое решение (понимание смысла и значения выбранных средств). А сами рациональные действия должны быть "законосообразными", целенаправленными, целесообразными, ценностно-ориентированными и смыслоорганизованными. В этой системе именно ценности выполняют интегрирующую функцию, определяя выбор человеком целей и средств их достижения [43]. Явственно просматривается приоритет духовности в процессе разучивания человеком двигательного действия. Поэтому правомерно отмечается, что именно до начала его выполнения (а не в результате его), в процессе групповой духовной практической деятельности по его освоению, включающей обмен смыслами и ценностями, связанными с системой познавательных, акмео-логических оценочных, коррекционных и других действий, и происходят становление и реализация индивидуальности субъектов учебно-тренировочного процесса (занимающихся, спортсмена, тренера и т.д.) [13].

Духовный мир человека находит отражение в двигательных действиях и в том, что удовлетворение приносит не только конечный результат его освоения, но и само совершение действий, где выделяется ряд признаков деятельных переживаний человека, связанных с рождением в нем всего нового. Это такие чувства: "слияния процессов действия и сознания"; гармонии с окружающей средой, порождающее духовно-физический подъем, состояния вдохновения; "мышечной радости", где доминирует мотивационно-эмоциональная сфера мышления; наслаждения процессом деятельности, где происходят более глубокое понимание самого себя, преображение души человека и др. [16].

В этих процессах и проявляется в полной мере человекотворческая функция физической культуры, связанная с развитием культуры мышления, воображения, чувств, художественного творчества и т.п. занимающихся при освоении ими двигательных действий. В целом заложены большие потенциальные возможности формирования их духовно-ценностного сознания и творческого стиля мышления. Одним из главных регуляторных механизмов здесь является смысловая структура двигательного действия как осознаваемая система ориентирующих смыслов, необходимых для их понимания и оценки и включения этой ценностной системы в сознание личности. В связи с этим спортсмен, освоивший более эффективную спортивную технику, новые средства решения двигательной задачи, изменяется и сам, ибо повышается уровень его возможностей, личностного модуля, способностей [15,16].

Теоретическая модель культуры, соответствующая требованиям современности, в качестве цели полагает гармонического человека, характеризующегося интенсивным развитием разнообразных сущностных сил на интегративной основе деятельности творческого характера. Чертами целостности должна обладать и культура, которая своими средствами обязана способствовать формированию такого человека. Это означает необходимость усиления разнообразия (дифференциации) содержания различных сфер культуры на базе интеграции способов воздействия на человека [22], что имеет прямое отношение и к сфере культуры физической.

Физкультурно-спортивная деятельность отражается в основном в совершенствовании и сравнении развития сущностных сил человека, в достижении спортивного результата (как личного уровня, так и более высоких его уровней). В то же время ценностная система человека в физической культуре (находящаяся в тесной взаимосвязи с его постоянно расширяющимися потребностями) весьма многообразна. И именно она, определяя постановку им в ее сфере целей и средств их достижения, обусловливает дифференциацию физкультурной деятельности. Последняя, воздействуя на человека, может преследовать различные цели и задачи: изменить, сохранить, восстановить у него определенные физические, психические, нравственные, эстетические качества и способности;

вызвать у человека приятные эмоции, чувства и переживания; побудить его к общению, познанию и т.п. В связи с этим физкультурная деятельность может рассматриваться не только как средство сознательного воздействия на физическое развитие человека, но и как средство отдыха, развлечения, подготовки к труду, общению, удовлетворения многих других культурных потребностей людей [48]. Перечисление положительных аспектов физической культуры (связанное не только с ее двигательным компонентом, но и с духовной стороной), являющихся отражением ее функционального и ценностного компонентов, можно было бы продолжить. Но главное заключается в понимании того, что данное многообразие удовлетворяемых человеком культурных потребностей в ее сфере меняет представление о ней как о средстве, предназначенном только для совершенствования морфологических характеристик тела и функциональных возможностей организма; забавы, развлечения и получения удовольствия; осуществления других видов деятельности. Здесь подчеркивается и истинно культурная ценность (самоценность) данного явления, физкультурной деятельности для человека, связанных прежде всего с развитием активного ценностного отношения к своей природной (телесной) организации, в процессе которой происходит и развитие личности, что отмечается многими авторами [1,4,7,10,28, 37,44,48 и др.]. Воспроизводство человека во всей целостности и всесторонности своего общественного существования и является важнейшей особенностью культуры.

Для решения многообразных задач в сфере физической культуры необходимы различные виды физ-культурной деятельности (рекреационная, образовательная, спортивная, реабилитационная и др.). Они и образуются в результате сдвига мотива деятельности на предмет (цель) действий [25]. Именно так и происходит переход с физкультурно-спортивной деятельности (как от ранее единого и традиционно укоренившегося понятия) к вышеуказанным видам в рамках системы физкультурной деятельности. Последняя, рассматриваемая на уровне ее видов, и связана с освоением, совершенствованием, поддержанием и восстановлением ценностей в сфере физического совершенствования человека по самореализации его духовных и физических способностей (сил) [37].

Физкультурная деятельность является одним из видов человеческой деятельности, связанной с культивированием личности и развитием социальных отношений, носящей в целом-социально-культурный характер и могущей быть рассмотренной на уровне деятельности индивидуума, группы, общества [32]. Для нее характерен приоритет духовности как целостности внутренней психической жизни человека в процессе формирования его физических кондиций. Для различных видов физкультурной деятельности (и их разновидностей) специфично и потребностно-мотивационное звено, а следовательно, и их духовная сторона и в целом социальный статус активности человека. Вместе с тем ценностные ориентации, интересы, мотивы, потребности физкультурной деятельности позволяют судить и об уровне физического совершенства личности, выступая тем самым его показателями; именно в этих характеристиках концентрируются целостность и слитность социального и биологического в человеке [34].

Таким образом, в сфере физической культуры развитие двигательных возможностей человека неотделимо от развития его личностных качеств, более того -определяется ими. Фактически культура физическая -та же общая культура с преобладанием ее духовной стороны, но реализуемая специфическим образом - через сознательно окультуренную двигательную деятельность, где двигательное действие выступает средством удовлетворения многообразных потребностей человека, его саморазвития, самоактуализации, самопознания и самосовершенствования. На большие возможности последних в процессе занятий физической культурой, спортом указывал А.Ц. Пуни [45]. Отмечая двусторонность процесса обучения и воспитания (обучения и самообучения, воспитания и самовоспитания), он отмечал, что самовоспитание - это процесс постоянной работы человека над своим физическим и духовным совершенствованием (самосовершенствование), основанном на познании им самого себя (самопознание) в многообразных отношениях с условиями жизни, деятельности и общения с людьми. Данные процессы протекают в единстве с многосторонним процессом воспитания, где с возрастом все большее значение приобретает самосовершенствование .

Следовательно, содержание физкультурной деятельности (и ее видов) человека является определяющим для приобщения его к ценностям физической культуры. Ее эффективность и истинно культурный характер во многом будет зависеть от ее потребностно-моти-вационного звена, связанного с социокультурной активностью человека, его ценностными ориентациями и знаниями, организацией его мышления и сознания, с абстрактной деятельностью проектировочного типа и т.п. В конечном итоге это скажется и на качестве сформированное™ физической культуры (и ее видов) личности, гармоническом общекультурном развитии человека. И важнейшую роль в этом будет играть понимание единства функционального, ценностного и деятельностного аспектов содержания физической культуры, являющихся основой ее интегративной, человекотворческой сущности. В содержании данных аспектов находят наиболее полное отражение и единение медико-биологический, психологический, педагогический, социологический, культуроведческий, философский и другие аспекты знания о физической культуре.

Таким образом, в физкультурной деятельности проявляется единство человека как биологического, социального и культурного существа как основа для интеграции всех аспектов знания о физической культуре. Поэтому раскрытие методологических и теоретических вопросов физкультурной деятельности - важное условие формирования предмета обобщающей науки в сфере физической культуры (ТФК), одновременно выступающей и связующим звеном между различными научными дисциплинами, ее изучающими.

Безусловно, эффективное формирование у человека потребности в физической культуре связано не только с рассмотрением его как целостности и определяющей роли в этом процессе физкультурной деятельности, но и с выявлением (учетом) соотношения биологических и социальных потребностей в отногенезе человека, с раскрытием проблемы ведущего его вида деятельности (в том числе и в физкультурной), во взаимосвязи с возрастными особенностями, в целом с более глубоким вскрытием закономерностей развития и функционирования физической культуры и рядом других вопросов.

Физическая культура как не одна другая сфера культуры содержит большой потенциал воспроизводства личности как целостности в своем телесно-духовном единстве. Его невостребованность (что характерно для современной ситуации) неизбежно ведет к "частичности" формирования человека, антикультурной по своей сущности [7]. Но ведь именно через человека (как проявление взаимообусловленности человекотворческой и адаптивной функции культуры) происходит воздействие и на общество. Следовательно, у общества, которое хочет выжить и уж тем более развиваться, нет другого пути, кроме самосовершенствования человека с помощью средств культуры [22]. Поэтому культурная деятельность (в том числе и физкультурная) приобретает большую общественно полезную значимость, ибо ее предметом, целью и главным результатом является развитие самого человека.

Литература

1. Агеевец В.У. "Теория и практика физической культуры", 1986, №9.

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. ЛГУ, 1969.

3. Афанасьев В.Г. Системность и общество. - М.: Политиздат, 1980.

4. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. -М.: ФиС, 1988.

5. Бальсевич В.К. "Теория и практика физической культуры", 1991, №7.

6. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. "Теория и практика физической культуры", 1995, №5.

7. Быховская И.М. Человеческая телесность в социокультурном измерении: традиции и современность. Общ-во социологов РАН. - М.: РИО ГЦОЛИФК, 1993.

8. Визитей Н.Н. Физическая культура личности. - Кишинев: Штиинца, 1989.

9. Воронцов Б.Н. Разумные потребности личности: сущность, критерии, пути формирования. - Воронеж:У, 1990.

10. Выдрин В.М. Автореф. докт. дис.. Л., 1980.

11. Выдрин В.М., Николаев Ю.М. "Теория и практика физической культуры, 1979", №7.

12. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. -СПб: ЛГУ, 1996.

13. Гагин Ю.А. Докт-.дис.Л.., 1997.

14. Дмитриев С.В. "Теория и практика физической культуры", 1982, №2.

15. Дмитриев С.В. "Теория и практика физической культуры", 1985, № 11.

16. Дмитриев С.В. Отражение духовного мира в двигательных действиях человека. - В сб.: Современные проблемы теории и практики физической культуры: взгляды, идеи, концепции. СПб, 1997.

17. Донской Д.Д. "Теория и практика физической культуры", 1997, № 3.

18. Здор И.А. Автореф. дис. Новосибирск, 1970.

19. Келасьев В.Н. Интегративная концепция человека. -СПб: ЛГУ, 1992.

20. Китаев П.М. Культура: человеческое измерение. -СПб: ЛГУ, 1997.

21. Коган М.С. Человеческая деятельность. - М.: Изд-во Полит, лит., 1974.

22. Круглова Л.К. Основы культурологии. СПб, 1995.

23. Кузин В.В., Никитюк Б.А. Очерки теории и истории интегративной антропологии. - М.: ФОН, 1995.

24. Курамшин Ю.Ф. Высшие спортивные достижения как объект системного анализа. СПб., 1996.

25. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. -М.: Политиздат, 1975.

26. Ломов Б.Ф. Методические и теоретические проблемы психологии.-М.: Наука, 1984.

27. Лубышева Л.И. "Теория и практика физической культуры", 1996, № 1.

28. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. - М.: ГЦОЛИФК, 1992.

29. Лубышева Л.И. "Теория и практика физической культуры", 1997, №6.

30. Матвеев Л.П. К уточнению центральной категории теории физической культуры (Очерки по теории физической культуры). - М.: ФиС, 1984.

31. Матвеев Л.П. Опыт анализа и систематизации форм и функций физической культуры (Очерки по теории физической культуры). - М.: ФиС, 1984.

32. Мергаутова Я., Йохимсталер Ф. Физическая культура в структуре общества и жизнедеятельности (Очерки по теории физической культуры). - М.: ФиС, 1984.

33. Мерлин В.С. Интегральная индивидуальность. -М.: Педагогика,1986.

34. Мильштейн О.А. Социология физической культуры и спорта в СССР.-М.: ФиС, 1974.

35. Неверкоеич С.Д. Игровые методы подготовки кадров. - М.: Высшая школа, 1995.

36. Николаев Ю.М. Автореф. дис. Л., 1976.

37. Николаев Ю.М. "Теория и практика физической культуры", 1997, №6.

38. Новиков А.Д. Физическое воспитание.-М.: ФиС, 1949.

39. Новиков А.Д. "Теория и практика физической культуры", 1966, №5.

40. Пилоян Р.А. Мотивация спортивной деятельности. -М.: ФиС, 1984.

41. Пономарев Н.А. Основы социологии физической культуры.-Л.: ВДКИФК, 1976.

42. Пономарев Н.И. Социальные функции физической культуры и спорта. - М.: ФиС, 1974.

43. Пономарев Н.И., Дмитриев С.В. "Теория и практика физической культуры", 1990, № 7,

44. Приходько В.В. Автореф. докт. дис. М., 1992.

45. Пуни А.Ц. "Теория и практика физической культуры", 1985, № 6.

46. Пчелов Б.А. Духовные потребности и закономерности их удовлетворения. Л., 1971.

47. Столяров В.И. Ценности спорта и пути его гуманизации.-М.:РГАФК, 1995.

48. Столяров В.И. "Теория и практика физической культуры", 1985, № 2.

49. Столяров В.И. "Теория и практика физической культуры", 1997, № 8.

50. Тугаринов В.П. Теория ценностей в марксизме. - Л.: ЛГУ, 1968.

51. Хасанов М.Х. Автореф. докт. дис. М., 1983.

Поступила в редакцию 02.03.98


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!