ПЕРЕКРЕСТОК МНЕНИЙ


НАЗАД

СОДЕРЖАНИЕ


ПОД МУЗЫКУ ВИВАЛЬДИ...

По мере того как совершенствуется техника и хореографическая культура фигурного катания на коньках, меняется и отношение к музыке, сопровождающей спортивные программы. Музыка - основа основ в фигурном катании. С музыки начинается рождение новой программы, иногда благодаря музыке возникают новые элементы.

Сегодня не только высокий уровень технического мастерства фигуристов является гарантией победы на международной арене. Создание образа, хореографическая и музыкальная культура, исполнительское мастерство, яркая индивидуальность - это полноправные слагаемые успеха в современном фигурном катании. Естественно, что такой подход требует целенаправленной системной подготовки, начиная с детских лет, по основам музыкальной грамоты, истории музыкальной культуры.

В поисках ответа на вопрос: "Существует ли программа такой подготовки?" - авторы занялись анализом принципов подбора музыкального сопровождения в фигурном катании и пришли к выводу, что этот подбор для программ различных видов фигурного катания для спортсменов разного возраста и уровня технического мастерства имеет свои специфические особенности.

Проведенный нами анкетный опрос фигуристов 8-12 лет первого взрослого разряда и кандидатов в мастера спорта показал, что в 42 процентах случаев спортсмены не смогли назвать композиторов музыкального сопровождения своих программ, 17 процентов ребят не имели никакой информации (не знали даже ритма музыки), а у 22 процентов опрошенных выбор музыки носил случайный характер.

В результате исследования музыкального сопровождения 118 произвольных программ фи-гуристов-одиночников 8-12 лет (первого взрослого разряда и кмс) за период с 1991 по 1994 год были получены следующие данные. Более четверти произвольных программ было поставлено на танцевальные ритмы народного характера, в их числе русские, испанские, китайские, латиноамериканские, еврейские, итальянские. В отдельных случаях произвольные программы сопровождались народно-характерными ритмами в современной обработке. В основном они представляли собой вариации на тему популярных русских народных мелодий "Калинка", "Полюшко-поле", "Дубинушка" и др.

Классической музыке было отдано предпочтение примерно в пятой части программ. Наиболее часто встречается музыка из балетов Чайковского "Лебединое озеро", "Щелкунчик" и "Спящая красавица"; Прокофьева "Золушка" и "Ромео и Джульетта"; Бизе - Щедрина "Кармен-сюита"; Гаврилина "Анюта"; оперы Римско-го-Корсакова "Снегурочка". Кроме того, более десятой части программ было поставлено на музыкальные фрагменты классической музыки в современной обработке. Основу музыкального сопровождения трети программ составили современные музыкальные ритмы, такие, как рок-н-ролл, диско, джаз, кантри.

Итак, наиболее популярными оказались современные музыкальные ритмы (40 произвольных программ). Причем им отдавали предпочтение спортсмены более высокой квалификации -кандидаты в мастера спорта, фигуристы первого и второго взрослых разрядов.

Вероятно, высокий процент использования современных ритмов у кандидатов в мастера спорта объясняется спецификой возраста спортсменов данной квалификации, а именно повышенным интересом к популярным музыкальным ритмам и тенденциям современной танцевальной моды. Мотивацией выбора такой музыки спортсменами более низкой квалификации может служить целый ряд причин: наибольшая доступность, наличие четко выраженного ритма и в связи с этим относительно большая простота постановки, отсутствие сложной драматургической основы, а также случайные факторы (индивидуальные склонности родителей, тренеров, спортсменов).

На втором месте по частоте выбора стоят народно-характерные танцевальные ритмы (31 программа). Столь высокие показатели обоснованы тем, что на всем этапе подготовки учебно-тренировочных групп подобные мелодии служат основой музыкального программного материала как специальной ледовой, так и специальной хореографической подготовки. Они наиболее доступны для фигуристов такой квалификации (технический арсенал) и по возрастным показателям.

Третье место в наших исследованиях музыкального сопровождения произвольных программ занимала классическая музыка (22 программы). Наиболее часто она звучит в программах кандидатов в мастера спорта. Это связано с тем, что для ее интерпретации на льду требуется достаточно высокий уровень технического и исполнительского мастерства фигуристов, а также определенные специфические требования (красота линий, стиль катания и др.). Что касается классической музыки в современной инструментальной обработке (16 программ), то в большинстве случаев речь идет об одних и тех же классических произведениях.

Полученные нами статистические данные - лишь первый этап интересного, на наш взгляд, исследования вопроса о взаимосвязи музыкального сопровождения программ с качеством (оценкой) их исполнения. Нам представляется, что роль понимания спортсменами внутренней сути музыки, под которую они катаются, пока явно недо оценивается.

Какой объем информации получают дети интересующего нас возраста по основам музыкальной грамоты и по вопросам музыкальной литературы и культуры? Проанализировав программный материал специализированных музыкальных и общеобразовательных школ, мы пришли к выводу, что системная комплексная подготовка осуществляется только в специализированных школах по единой программе, адаптированной на семилетнее и пятилетнее обучение. Общеобразовательные же школы сами решают вопросы объема, структуры и содержания программы по предмету "музыка". Таким образом, в настоящее время для получения специальных знаний по основам музыкальной культуры фигуристам необходимо либо учиться в музыкальной школе, что достаточно сложно совмещать с целенаправленными занятиями спортом, либо брать индивидуальные уроки, что, естественно, требует материальных затрат. Следовательно, актуален вопрос об организации систематических занятий по основам музыкальной грамоты и истории музыкальной культуры в рамках базовой подготовки фигуристов в спортивных школах.

Основы музыкальной грамоты и культуры дол-жны преподаваться вместе с основами хореографии, сначала в учебно-тренировочных группах, а по мере роста квалификации спортсменов - в индивидуальном порядке. Специалисты по музыке смогут оказать тренерам и хореографам помощь не только в грамотном формировании фонда музыкальных сопровождений, но и в организации занятий по хореографии.

Ниже мы приводим примерный перечень рекомендованных произведений для музыкального сопровождения программ фигуристов (8-14 лет, кмс, первого и второго взрослых разрядов).

Произведения русских композиторов:

1. Бородин - "Князь Игорь", "В Средней Азии".

2. Глинка - "Иван Сусанин", "Камаринская", "Вальс-фантазия", "Руслан и Людмила".

3. Даргомыжский - "Русалочка", "Казачок" (пьеса), "Баба-Яга", "Чухонская фантазия".

4. Мусоргский - "Борис Годунов", "Ночь на Лысой горе", "Картинки с выставки", "Рассвет на Москве-реке" (вступление к опере "Хованщина").

5. Римский-Корсаков - "Снегурочка", "Шахерезада", "Испанское каприччио", "Садко", "Светлый праздник".

6. Чайковский - "Зимние грезы", "Лебединое озеро", "Спящая красавица", "Щелкунчик", "Времена года", "Детский альбом", "Евгений Онегин", "Пиковая дама".

Произведения композиторов зарубежных стран:

1. Моцарт - "40-я симфония", "Рондо", "Волшебная флейта".

2. Бизе - "Кармен".

3. Шуберт - "Военный марш", "Музыкальный момент", "Венгерский дивертисмент".

4. Штраус - "На прекрасном голубом Дунае", "Сказки Венского леса", мазурки, вальсы, полонезы.

Произведения современных композиторов:

1. Е. Дога - Вальс из к/ф "Анна Павлова", "Сонет", "Открытое окно" и др.

2. И. Дунаевский - Увертюра к оперетте "Вольный ветер" и к к/ф "Дети капитана Гранта", вальс из к/ф "Моя любовь".

3. Д. Шостакович - Музыка к балетам и кинофильмам ("Болт", "Гамлет", " Встречный человек").

4. А. Хачатурян - "Гаяне", "Спартак", "Маскарад", "Чиполлино",

5. С. Прокофьев - "Ромео и Джульетта", "Золушка".

Ирина АБСАЛЯМОВА, кандидат педагогических наук, профессор РГАФКа Елена ЖГУН, кандидат педагогических наук, доцент РГАФКа


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!