ВОПРОСЫ ТЕОРИИ


Abstract

ABOUT PHYSICAL CULTURE. ITS THEORY. AND SYSTEM OF PHYSICAL CULTURE ACTIVITIES

Yu.M. Nikolayev, doctor of pedagogy, lecturer St.-Petersburg P.P. Lesgaft academy of physical culture St.-Petersburg

Key words: methodology, integration, system of physical culture, harmonization, personality, physical culture activities, kinds of physical culture, theory.

The aim of this paper was to substantiate the unified conception of physical culture, integrating the different views on its inderstanding and its components composition.

The principles of systematics, the general theory of culture and knowledgement development had been used in this research.

It had been shown that the main methodological approach to the process of physical culture valuable's assimilation and improvement by a man is the garmonization of corporal and spiritual, their integrity.

The author shows the complicated content, volume and structure of physical culture system and gives its definition. He substantiates the system character of the physical culture activities, its determining role in human physical culture forming. Basing on the general approaches to the specifics of physical culture comprehension and on the developed content of its definition, the substantiation of the physical culture's object, subjective area and subject are given.


О КУЛЬТУРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ, ЕЕ ТЕОРИИ И СИСТЕМЕ ФИЗКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Кандидат педагогических наук, доцент Ю.М. Николаев
Санкт-Петербургская государственная академия физической культуры им. П.Ф. Лесгафта

Ключевые слова: методология, интеграция, система физической культуры, гармонизация, личность, физкультурная деятельность, виды физической культуры, теория.

Формирование физической культуры как насущной потребности человека делает все более необходимым исследование ее глубинной сущности. Принцип системности дает возможность осмыслить физическую культуру с позиций развития знания о ней, в методологическом плане опереться на наиболее интегративные концепции культуры, выявить взаимосвязь основных качественных и структурных ее характеристик, найти место многим частным аспектам ее исследования в целостных теоретико-интегративных концепциях.

Развитие знания о физической культуре является основополагающим для понимания ее социальной сущности. Среди немногих работ по данной тематике [2, 24, 29] наиболее плодотворны взгляды В.К. Бальсевича, выделяющего четыре уровня классификации знания в области физической культуры: первый включает знания о компонентах социального и биологического и их взаимодействии в процессе физкультурного воспитания человека; второй представлен фундаментальными и технологическими аспектами знаний, связанными с формированием теории физической культуры; третий - частными научными дисциплинами;

четвертый (наиболее важный) отражает неразрывную связь физкультурного знания с человеческими знаниями вообще, физической культуры - с общей культурой. При этом первый уровень отражает систему представления о сущности физической культуры.

В современных исследованиях [2, 6, 7, 20] отмечается, что проблему формирования физической культуры человека можно плодотворно решать только на основе идеи единства и взаимообусловленности категории социального и биологического. Физическая культура в отличие от других сфер культуры соединяет эти компоненты в человеке в единое целое и является сферой их гармонизации, областью ценностно-ориентированного разрешения постоянно воспроизводимых противоречий между ними. Это подтверждается и взаимосвязью телесного и духовного в человеке, где главным является принцип их единения, целостности и гармонии [6, II]. Таким образом, не "биологизация" или "соци-ологизация", не "воспитание физического" (что является преобладающим в научно-методической литературе) или даже не "воспитание через физическое" (хотя последнее ближе к истине), а видимо, гармония физического (телесного) и духовного (социального) - их неразрывное единство должно быть основной методологической позицией в подходе к процессу освоения и совершенствования человеком ценностей физической культуры. Однако гармонизация телесного и духовного, связанная с включением человека в культуру, связана прежде всего с "возвышающим" ее типом, "при котором единение, соразмерность, взаимодополнительность природно-телесного и разумно-духовного в человеке достигается "одухотворением" тела, его встраиванием в ценностно-духовный ряд..." [6, с. 50]. Об этом свидетельствует и анализ генезиса развития знания о физической культуре, имеющий четко выраженную тенденцию к возрастанию духовных начал в ее сфере, в жизни человека и общества.

Связующим звеном между социальной средой и организмом человека является личность, характеризующаяся не биологическими, а социальными качествами [20, 31]. Это выводит нас на вопросы культуры, одной из важнейших особенностей которой является воспроизводство человека во всей целостности и всесторонности своего общественного существования, ее человекотворческий характер. При этом личность вступает во взаимодействие с культурой в трех важнейших аспектах:

усваивает культуру, являясь объектом культурного воздействия; функционирует в культурной среде как носитель и выразитель культурных ценностей;

создает культуру, будучи субъектом культурного творчества [41]. Однако создаваемое людьми предметное богатство общества есть лишь внешняя. форма культуры. Ее действительным содержанием оказывается развитие самого человека, который представлен в культуре как саморазвивающееся существо. Деятельная сторона в этом процессе является ведущей в формировании человека, ибо только через деятельность он удовлетворяет свои потребности и передает накапливаемый опыт.

В настоящее время, когда имеется множество зачастую противоречивых взглядов на культуру, для осмысления сущности физической культуры целесообразно использование нескольких взаимодополняющих друг друга ее интегративных концепций. Таковыми, по нашему мнению, являются концепция культуры, основанная на раскрытии процесса культурного развития: где выделяются такие взаимосвязанные подходы к ее изучению, как социально-генетический (раскрывающий механизм освоения индивидом предшествующей культуры), творчески-атрибутивный (позволяющий понять культуру в ее совершенствовании), системно-функциональный (показывающий культуру как функцию конкретной социальной системы), аксиологический (ценностный) [23]; концепция, акцентирующая внимание на духовном производстве, связанном с различными вицами духовного освоения действительности: практически-повседневного, концептуально-теоретического и эстети-ко-художественного. Системообразующими подсистемами ее являются система производства (освоения, созидания) духовных ценностей, их хранения, распространения и потребления [16];

подход к культуре, основанный на сознательной организации и управлении поведением и жизнедеятельностью людей, где сознание, заменяя инстинкт, выполняет регулирующую, ориентирующую и созидательную творческую функции. А в основе культуры лежат принципы целесообразности (идеальное представление человеком в сознании результатов своих действий), удобства (гуманистическая направленность культуры на человека) и красоты (эстетическое отношение человека к своей деятельности) [45, 46]. Данные подходы к пониманию культуры позволяют объединить различные взгляды на физическую культуру, более глубоко осмыслить ее в социокультурологическом аспекте, что чрезвычайно важно для деятельности в ее сфере в системе как непрофессионального и профессионального образования, так и самодеятельных форм занятий.

При этом необходимо учитывать, что становление физической культуры в обществе целесообразно рассматривать как смену качественных состояний развивающегося объекта [33]. Под влиянием научно-технической революции в ней происходит процесс сложных изменений. Она становится объективной потребностью общества и личности, социальной ценностью, важной частью культуры. Совершенствуется сущность физической культуры, связанная с предъявлением к ней требований гармонического сочетания физических качеств с рядом способностей психического и интеллектуального порядка. Деятельность в ее сфере носит все более творческий характер. Физическая культура функционально приспосабливается к развивающимся потребностям общественно-экономической системы, в связи с чем в ее сфере формируются разнообразные специфические виды человеческой деятельности. Совершенствуются отношения между компонентами физической культуры. Физическая культура становится системой, приобретает сложную структурно-функциональную организацию как закономерный итог развития системы физического воспитания (не исключающий ее). Это подтверждается и анализом генезиса физического воспитания и системы его теоретических знаний, полученных в результате их исторического и логического исследования [34]. Однако перспективные предпосылки развития физической культуры (связанные с ее общекультурными, мировоззренческими ценностями), в силу ряда объективных и субъективных факторов (идеологизация, дегуманизация, жесткая регламентация учебных программ, педагогический авторитаризм и др.), не находили должного отражения в формировании физической культуры человека как в системе образования, так и вне ее [22, 30, 36].

В современный период в связи со сложностью феномена физической культуры имеются различные подходы к выявлению ее сущности, компонентного состава. Они согласуются в целом с вышерассмотренными концепциями культуры. Наиболее плодотворные из подходов связывают рассмотрение физической культуры с деятельностью, направленной на физическое совершенствование [15, 25, 37]; с совокупностью интеллектуального, социально-психологического, двигательного компонентов [21]; с системой потребностей, способностей, деятельности, отношений и институтов, базирующихся на развитии физических качеств [15, 42]; с формами ее организации (компонентами, подсистемами) - физическим воспитанием, спортом, физической рекреацией, двигательной реабилитацией [8, 17, 33], с базовой физической культурой, спортом - как ее компо-нетом, профессионально-прикладной, оздорови-тельно-реабилитационной, рекреационной, фоновыми видами физической культуры [25, 26]. Она рассматривается с деятельной, результативной и функциональной сторон [33, 38], в единстве предметных и личностных ценностей [17], во взаимосвязи с сознательной организацией и управлением жизнедеятельностью человека [36, 39]. Однако многие из этих концепций, даже имея интегративный характер, характеризуют важные, но отдельные стороны (аспекты) феномена "физическая культура". Это не позволяет дать целостное теоретическое представление о ней как о реально существующей системе.

Главной целью функционирования системы физической культуры является человек, личность в ее целостности и многомерное™ как высшая ценность образования и культуры. Системообразу-ющим же фактором, объединяющим все компоненты физической культуры, является деятельность человека, направленная на его физическое совершенство, где понятие "деятельность" и "физическое совершенство" служат одними из ключевых для понимания сути физической культуры, внутреннего механизма ее функционирования, воздействия на сущностные силы человека.

Анализ определений понятий "физическое совершенство" [10, 31, 40 и мн. др.] свидетельствует об отсутствии единого подхода к его трактовке. Чаще всего оно рассматривается как идеальный показатель физического развития человека (крепкое здоровье, развитые физические качества, формы тела и т.д.) и в меньшей степени, что не вполне правомерно, затрагивается его духовная сфера (хотя есть и такие взгляды). Важная задача при этом - определение места физического совершенства в структуре цельной личности, что возможно лишь при рассмотрении его как следствия всей двигательной деятельности человека. В этом плане данное понятие наиболее полно определяется как "обусловленный социальной практикой уровень потребностей и сознания личности, отражающий степень развития физических способностей, которые раскрываются в двигательной деятельности как способе проявления различных форм общественных отношений" [31, с. 29]. При этом двигательную деятельность в контексте понятия деятельности, охватывающей и "биологическую жизнедеятельность человека, и его социокультурную специфическую деятельность" [18, с. 39], нельзя рассматривать как чисто биологическую и противопоставлять ее духовной деятельности. Это целенаправленная совокупная деятельность, разрешающая жизненно важные задачи человека по удовлетворению его потребностей и являющаяся поэтому социальной. Она представляет собой способ проявления различных форм общественных отношений. Такой подход позволяет рассматривать физическое совершенство как личностную характеристику, раскрыть его формирование и в процессе физкультурно-спор-тивной деятельности, а в конечном счете выявить его место и роль во всестороннем и гармоническом развитии личности [31].

В сфере физической культуры целесообразно, видимо, говорить о деятельности, направленной на физическое совершенство человека, и называть ее физкультурной. Особенность физкультурной деятельности человека заключается в сочетании в ней свойств субъекта и объекта. В силовом же поле субъектно-объектных отношений (в том числе и применительно к сфере физической культуры) возможны три вида деятельности:

преобразовательная, познавательная, ценностно-ориентационная, а также обслуживающая их коммуникативная деятельность [18]. И совершенно не случайно в современных исследованиях сущность физического упражнения - основного элемента физкультурной деятельности - определяют как двигательное действие "с его моторной и неизменно духовными сторонами" [13, с. 128], которые "наряду с моторно-исполнительными (операционными механизмами), включают познавательные, проектно-смысловые и эмоционально-оценочные" [14, с. 24]. Отмечается, что при его освоении, именно до начала выполнения двигательного действия (а не в результате его) в пространстве групповой духовной практической деятельности, включающей обмен (взаимные "отношения") смыслами и ценностями, связанными с системой познавательных, акмеологических, оценочных, коррекционных и других действий, и происходят становление и реализация индивидуальности субъектов учебно-тренировочного процесса (занимающихся, спортсмена, тренера и т.д.) [12]. Это свидетельствует о том, что развитие физических возможностей человека неотделимо от функционирования его личностных характеристик, более того - определяется ими. Само же двигательное действие выступает лишь в качестве средства самосовершенствования человека. Эффективность физкультурной деятельности занимающихся особо определяется потребностно-мотива-ционным звеном (связанным с формированием их потребностей, интересов, целей, закрепляемых в мотивах, ценностных ориентациях и т.п.), овладением ими определенным уровнем знаний (по Л.И. Лубышевой - социально-психологический и интеллектуальный компоненты). Эти характеристики способствуют социализации личности в процессе рассматриваемой деятельности и в то же время являются одним из показателей уровня ее физического совершенства [31]. Следовательно, содержание физкультурной деятельности (несомненно, носящей творческий характер) определяет и качество видов физической культуры человека (т.е. ее результативную, предметную сторону).

В свое время методологией определения понятийного аппарата, с учетом наиболее существенных признаков культуры, была предложена развернутая, содержательная характеристика понятия "физическая культура" [33]. С некоторыми уточнениями (в связи с ростом многообразных потребностей в сфере физической культуры и расширением специфических видов деятельности) она может быть взята за основу и сегодня. Содержанием понятия "физическая культура" является творческий, качественный аспект различных специфических видов деятельности в ее сфере (имеющих место в ее формах - физическое воспитание, спорт, физическая рекреация, двигательная 1)еабилитация) по освоению (передаче двигательного и духовного опыта из поколения в поколение), поддержанию (сохранению оптимального психофизического состояния), восстановлению (адаптации после временной утраты функций) духовных и физических способностей (сил) человека. В содержание входит результативная сторона этих деятельных процессов, выражающаяся в формировании специфических видов физической культуры, а также аспекты: функциональный (роль и место физической культуры, ее форм и видов в жизнедеятельности человека и общества) и ценностный (система многообразных ценностей человека и общества, образуемая в сфере физического совершенствования). Только в единстве этих содержательных аспектов, не взаимоисключающих друг друга и учитывающих основные концепции культуры, можно правильно подойти к пониманию физкультурной деятельности и физической культуры на протяжении всей жизни человека. Это полностью согласуется с выдвинутой В.К. Бальсе-вичем [3] концепцией возрастной эволюции моторики человека и методов стимуляции развития двигательной функции в процессе организованного физического воспитания, спортивной тренировки и самостоятельных физкультурно-спортивных занятий (неуклонное и положительное изменение ее в детские и юношеские годы, до конца второго десятилетия - этап накопления физического потенциала; такое же неуклонное, но противоположное изменение в зрелом и пожилом возрасте, начиная с третьего десятилетия - этап поддержания умеренного режима двигательной деятельности).

Объем понятия "физическая культура" составляют физическая рекреация, двигательная реабилитация, физическое воспитание, спорт с соответствующими видами специфической деятельности и физической культуры. Они являются основными, необходимыми и достаточными ее системооб-разующими подсистемами (имеющими свою сложную внутреннюю структуру), дающими человеку возможность удовлетворить многообразные специфические потребности в ее сфере, связанные с окультуренной двигательной деятельностью. Наверное, в связи с этим целесообразно было бы говорить о физкультурной рекреации, физкультурной реабилитации, физкультурном воспитании (что уже сделала по отношению к этому понятию Л.И. Лубышева), физкультурной спортизации. Структура физической культуры (базирующаяся на взаимопроникающих существенных признаках культуры) характеризуется как по "горизонтали", где данные явления дополняют друг друга (процессы координации), так и по "вертикали", выступающей как иерархическая связь (процессы субординации) частей (подсистем) в указанной последовательности: физическая рекреация - двигательная реабилитация (на одном уровне - два полюса), физическое воспитание, спорт. Это и служит основанием целостности и единства системы физической культуры. Спорт при этом ярче всего выражает в своих специфических, качественных особенностях степень ее развития. В связи с этим вполне обоснован взгляд на физическую тренировку (в рамках спортивной) как на одну из ведущих форм "специально организованного процесса целенаправленной стимуляции развития и совершенствования его физического потенциала, согласованного с ритмом естественного развития двигательной функции" [3, с. 72].

Развитие физической культуры как системы происходит в процессе диалектической взаимосвязи ее составных частей (подсистем), отличающихся достаточной сложностью. Функционирование каждой подсистемы - условие и основа для функционирования и развития как других подсистем, так и физической культуры в целом [33]. Раскрытие реальных взаимоотношений компонентов (подсистем) физической культуры чрезвычайно важно для практики в плане повышения эффективности использования ее богатого потенциала в интересах развития личности, примеры чего уже есть [4].

С учетом вышеизложенного представляется правомерным дать следующее определение понятия "физическая культура": это вид (подсистема) общей культуры, качественная сторона деятельности (творческой) по освоению, совершенствованию, поддержанию и восстановлению ценностей в сфере физического совершенствования человека по самореализации его духовных и физических способностей (сил) и ее социально значимые результаты, связанные с выполнением им обязанностей в обществе. Она направлена на гармоническое духовное и физическое развитие человека, являющегося в ее сфере не только субъектом, но и объектом познания, оценивания, преобразования. Здесь налицо приоритет духовности как целостности внутренней, психической жизни человека в процессе формирования его физических кондиций. Очень образно это отметила И.М. Быховская: "Физическая культура - это не область непосредственной "работы с телом", хотя именно телесно-двигательные качества человека являются предметом интереса в этой области. Как и всякая сфера культуры, культура физическая - это прежде всего "работа с духом человека, его внутренним, а не внешним миром..." [7, с. 66].

Физическая культура представлена всеми компонентами, составляющими структуру личности, что подтверждается анализом ее функционально-ценностного содержания [5, 33]. В связи с этим она выступает как базовый, фундаментальный слой, интегрирующее звено культуры, содержащее (как ни одна ее сфера) большой потенциал воспроизводства личности как целостности [7]. Отсюда вытекает ее равноправное место в общей культуре человека и общества, где все виды культуры (материальная, духовная, физическая...) взаимообусловливают, взаимоподдерживают, взаимопроникают друг в друга.

Целесообразно полнее раскрыть сущность и системный характер физкультурной деятельности. Этот вопрос затрагивается отдельными авторами [11, 36 и др.], однако разработан совершенно недостаточно. Свидетельство этого - отсутствие единства в названиях видов деятельности в сфере физической культуры ("спортивно-двигательная", "соревновательная", "культурно-спортивная", "двигательная", "культурная физическая деятельность", "рекреационная", "физкультурная", "реаби-литационная" и т.д.). Наиболее часто употребляется термин "физкультурно-спортивная" деятельность, отражающий, однако, по нашему мнению, частный аспект физкультурной деятельности, еще не развитые формы института физической культуры.

Физкультурная деятельность является разновидностью многообразной общественной деятельности людей. Она представляет собой систему, подчиняющуюся всем закономерностям системного целого. Основные ее виды - физкультурно-рекреационная, физкультурно-образовательная, физкультурно-спортивная, физкультурно-реабили-тационная. Все они связаны с удовлетворением человеком многообразных потребностей в сфере физической культуры через сознательную окультуренную двигательную деятельность, специфичную для различных ее форм (институтов), с учетом его наличных способностей, а также отношений, складывающихся в процессе ее реализации между людьми.

Таким образом, только тогда, когда физкультурная деятельность рассматривается со стороны человеческой значимости и ценности, она становится фактором истинно культурного развития человека, гармонизации телесного и духовного, устойчивого приобщения его к культуре физической.

Физкультурная деятельность имеет свою структуру, где все ее виды (в силу взаимопроникновения и соподчиненное™ форм физической культуры) тесно связаны между собой. Взаимосвязь их характеризуется процессами как координации (когда на первый план выступает тот или иной вид физкультурной деятельности, но затрагиваются и другие), так и субординации, характеризующейся подчиненностью рекреационного и реабилитационного видов физкультурной деятельности физкультурно-образовательной, а все они вместе взятые - физкультурно-спортивной деятельности. Последняя в силу своих специфических особенностей (аккумулирование ценностного потенциала, зрелищность, соревноватедьность и т.п.) оказывает обратное воздействие на них. Следовательно, всем видам физкультурной деятельности присущи взаимообусловленность и взаимоподдержка, а физкультурная деятельность в целом направлена на физическое совершенство личности на пути ее всестороннего и гармонического развития (можно сказать и по-другому: на всестороннее и гармоническое развитие личности посредством деятельности, направленной на ее физическое совершенство).

Физкультурная деятельность не должна ограничиваться только развитием и формированием телесных характеристик человека, а должна определяться и находиться в тесной взаимосвязи с его духовной деятельностью. В ней представлен различный (по объему и интенсивности) уровень двигательной деятельности: от оптимального (в физкультурно-образовательной) и наивысшего (в физкультурно-спортивной) до небольшого (в физ-культурно-рекреационной) и малого (в физкуль-турно-реабилитационной). На этом фоне в каждом виде физкультурной деятельности различно представлены духовные начала, связанные с интеллектуальным и социально-психологическим компонентами, а также с широким спектром потребностей, способностей, отношений и т.п. Это и определяет специфику физкультурной деятельности человека, позволяет через нее решать общевоспитательные, общекультурные задачи, связанные с самосовершенствованием, самовыражением, общением, творчеством, культурным отдыхом, влиянием на его эмоциональную сферу и т.п., в целом на его мироощущение и мировоззрение.

Важно и выявление роли физкультурной активности в человеческой деятельности. В ней находят отражение закономерности реализации всех типов деятельности (практически-преобразовательной, познавательной, ценностно-ориента-ционной, коммуникативной) во множестве ее конкретных форм, связанных с практикой [33]. Это и объясняет сложность физической культуры. Учитывая единство в физической культуре телесного и духовного, а также фундаментальные исследования закономерностей эволюционного развития моторики в онтогенезе человека [З], физкультурную деятельность необходимо рассматривать как один из основополагающих видов человеческой деятельности на протяжении всей жизни человека, играющей на разных этапах его развития различную, но очень весомую роль.

Проделанный методологический анализ сущностных характеристик физической культуры позволяет высказать некоторые соображения относительно построения ее теоретических основ, обоснования объекта, предметной области и предмета исследования этой науки (по В.К. Баль-севичу - второй уровень физкультурного знания). Отметим, что в формировании теории физической культуры (ТФК) проделана значительная работа (В.К. Бальсевич, И.М. Быховская, В.М. Выдрин, Н.Н. Визитей, Л.И. Лубышева, Л.П. Матвеев, Н.И. Пономарев, НА. Пономарев, В.И. Столяров и мн. др.). Однако о полном построении этой теории говорить преждевременно. Состояние этой проблемы было показано на Всесоюзной конференции (Москва, май 1986 г.). Действительно, разнообразны подходы к пониманию физической культуры, и как следствие - нечеткость в определении объекта и предмета ТФК (42, 43]. Во многом это объясняется преобладанием аналитического подхода к физической культуре в противовес интегра-тивному, слабым (до последнего времени) ее теоретико-методологическим обоснованием (с позиции соотношения: биологического и социального, телесного и духовного в человеке, двигательной деятельности - с деятельностью в целом, деятельной и результативной ее сторон, двигательной деятельности с культурной системой; далеко не полной разработанностью ее ценностных и функциональных аспектов и др.), а в целом недостаточным учетом биосоциокультурной природы человека, обусловливаемой единством четырех основных форм бытия - природы, общества, человека и культуры [19].

При создании ТФК целесообразно идти не снизу-вверх (в плане обобщения опыта и знания в ее сфере), а сверху-вниз: путем формирования общих подходов к осмыслению специфики феномена физической культуры, где ее теория выступала бы в роли организатора и создателя физкультурного знания [2]. Важно дать развернутую, содержательную характеристику понятия "физическая культура", с помощью его выделить не изученные еще явления [42]. Необходимо учитывать также, что содержание предмета науки может быть раскрыто только в ходе генезиса системы знаний в ее развитии. Специфика любой отрасли воспитания заключается в том, какими средствами и методами воспитывается человек. Наука о физическом воспитании возникла и развивалась как система знаний о физических упражнениях. Она повторяет путь, пройденный наукой в целом, включая ступени нерасчлененного знания, дифференциации и интеграции знаний. Искусство врачебной гимнастики, военно-физической подготовки, учение о физическом развитии и образовании человека, теория физического воспитания и спортивной тренировки - таковы ступени исторического развития форм .науки о физическом воспитании. От укрепления здоровья и формирования прикладных двигательных навыков через развитие двигательных возможностей и функций человека к формированию его личности и поведения посредством физических упражнений - такова логика исторического развития его практики [34]. Сегодня речь идет о формировании теории физической культуры как следующей ступени исторического развития науки о физическом воспитании.

В основе физической культуры находится двигательная деятельность человека с использованием физических упражнений, направленных на развитие и сохранение его сущностных (физических и духовных) сил. В процессе ее решаются различные задачи, связанные с анатомо-физиоло-гическим, психологическим, эстетическим, нравственным и т. п. воздействиями на человека, удовлетворяются его многообразные расширяющиеся потребности, а следовательно, в сфере физической культуры появляются и специфические виды деятельности культурного характера. И здесь уже правомерен переход от физических упражнений - основного средства физического воспитания - к физкультурной деятельности и ее видам (физкультурно-рекреационной, физкультурно-образовательной, физкультурно-спортивной, физкультурно-реабилитационной) как основному средству физической культуры, где физические упражнения будут выступать ее главным элементом. Физкультурная деятельность (связанная с освоением, совершенствованием, поддержанием и восстановлением ценностей в сфере физического совершенствования по самореализации духовных и физических сил человека) и будет тем общим основанием, определяющим формирование физической культуры человека в ее телесно-духовном единстве, объединяющей ее различные формы и виды. Именно в процессе этой деятельности формируется человек и в культурном отношении, ибо действительным содержанием культуры, в том числе и физической, является его развитие - в совокупности образующих его отношений, сил, способностей, потребностей и т.п. Физические качества, двигательные умения, навыки, спортивные достижения и т.д. (несомненно, сами по себе являющиеся важными) есть лишь предметная, внешняя форма физической культуры. Ценность их определяется достигнутым уровнем развития самого человека, его личности. Связь культуры физической и ее видов (базовой, образовательной, спортивной, рекреационной, реабилитационной) с физкультурной деятельностью (и ее видами) становится понятной тогда, когда последняя раскрывается как условие производства не только предметных форм физической культуры, но и человека во всей целостности существования.

При рассмотрении двигательной деятельности как объекта системного анализа ТФК справедливо отмечалось, что предмет ее "может быть сформирован путем выделения и соединения (синтеза) общепедагогического икультуроведческого элементов знания на основе биосоциальной природы двигательной деятельности" [1, с. 55].

Все вышеизложенное позволяет утверждать, что объектом теории физической культуры являются физкультурная деятельность, формы и виды физической культуры человека и общества; предметная область ее - формирование физической культуры и ее видов человека и общества; предмет:

особенности (закономерности) развития, познания и функционирования физкультурной деятельности и ее видов в практике формирования физической культуры человека и общества и ее видов и форм. Определения предмета ТФК, имеющиеся в литературе [24, с. 69; 27, с. 69; 28, с. 43; 35, с. 17, 101 и др.], нельзя сказать, что неверны, но отличаются некоторой неконкретностью, неопределенностью. Без четкого же и ясного представления объекта и предмета этой теории (как и любой другой) затруднительно с перспективой на будущее разрабатывать ее содержательные и структурные аспекты. И именно то "целостно-интегративное", "целостно-системное", "существенно общее", что позволяет осмыслить всю совокупность основных компонентов, наиболее существенных свойств и связей, закономерностей функционирования и развития, объединить различные стороны, составить целостную картину и т.п. физической культуры, и заключается, по нашему мнению, в физкультурной деятельности человека и общества, объективируемой в ее результативной стороне - видах и формах физической культуры.

Исследование и изложение сущности физкультурной деятельности, ее состава, функций, закономерностей, форм, условий и способов ее использования в процессе формирования физической культуры и ее видов человека и общества, по всей вероятности, и должно составлять содержание теории физической культуры. Система связей и отношений между различными сторонами объекта, предмета и предметной области знаний теории физической культуры и образует ее структуру.

Круг проблем здесь чрезвычайно обширен, раскрытие их на уровне "проспекта" ТФК не входит в задачи данной статьи. Однако отметим, что наиболее важны вопросы: знание о человеке во взаимосвязи с природой, обществом, культурой (в том числе физической); роль физкультурной деятельности в общей системе человеческой деятельности; система физкультурнойдеятельности и формирование видов физической культуры. Актуально исследование физкультурной деятельности во взаимосвязи с видами и формами физической культуры в аспектах их функционально-ценностного содержания; особенностей проявления интеллектуального, социально-психологического и двигательного компонентов; специфики потребностно-мотивационного звена, способностей и отношений; факторов и условий, определяющих их эффективность и мн.др. Однако определяющей линией ТФК будет, видимо, формирование культу-росообразного педагогического мышления в ее сфере, связанного с выявлением закономерностей гармонизации физкультурной деятельности с целью единовременного решения в ее процессе (используя ее средства, методы, ценности и т.п.) задач как физического совершенствования, так и духовного развития человека, в целом направленных на его всестороннее и гармоническое развитие (с учетом данных биологических и социальных наук). Духовная сторона в этой теории должна занимать ведущее место. Вероятно, в связи с этим будут внесены существенные коррективы в классификацию многообразных средств, методов и т.п. физической культуры, исходя из их направленности не только на развитие двигательной сферы человека (являющегося главной ценностью), но и на удовлетворение его интеллектуального и потребностно-мотивационного звена, с учетом индивидуальных особенностей и запросов.

Все эти вопросы достаточно новы (или очень слабо разработаны), базируются на содержательных характеристиках физической культуры, раскрываются с позиций более высокого уровня - теории культуры. ТФК (имеющая прежде всего культуроведчески-педагогический характер) должна выступать в роли метатеории, выполнять методологические функции по отношению к частным теориям (физического воспитания, спорта и др.), третьему уровню физкультурного знания (по В.К. Бальсевичу), связанному с теорией и методикой подготовки в отдельных вицах спорта и смежных дисциплин. Только в этом случае возможно ликвидировать разобщенность физкультурного знания. И здесь необходимы как большой объем работы собственно исследовательского плана, так и нахождение места уже имеющемуся знанию в сфере физической культуры в соответствии с новыми концепциями.

Можно согласиться с мнением О.М. Сичивицы [44], рассматривающего формирование ТФК сквозь призму сложных форм интеграции науки (общие теории, комплексные науки, системы наук /генерализованные и компликативные/, научные конгломераты), что эта теория на сегодня имеет достаточно четко выраженные признаки дифференциального (вторичного) конгломерата. Это результат переразвития комплексной науки, отдельные аспекты которой обособились и приобрели статус самостоятельных, слабо связанных между собой дисциплин. В преодолении этого конгломеративного состояния особую роль должна играть ОТФК в рамках системы наук (генерализо-ванная), в которой должны найти отражение наиболее общие и изученные закономерности, действующие в этой сфере жизнедеятельности человека.

Эффективное создание этой теории (на пути к которой сейчас находится ТФК) и связано, по нашему мнению, с изучением закономерностей функционирования и развития физкультурной деятельности человека в процессе формирования его физической культуры и ее видов. В настоящее время, видимо, можно говорить только об определенных концепциях или идеях, выраженных в самой общей форме (что характерно пока для компликативной системы наук). Однако отметим, что уже и на данный момент имеются определенные достижения на уровне как разработки концепции, так и ее реализации в реальном физкультур-но-образовательном процессе (В.К. Бальсевич, И.М. Быховская, В.М. Выдрин, Н.Н. Визитей, М.Я. Виленский, Л.И. Лубышева, Л.П. Матвеев, В.И. Маслов, Н.И. Пономарев, НА. Пономарев, В.В. Приходько,Н.Н. Зволинская и др.).

Формирование ТФК в полном смысле этого слова, безусловно, возможно только усилиями больших коллективов исследователей. К настоящему времени уже созданы определенные теоретические предпосылки для широкого обсуждения ее назревших проблем с целью поднятия данной теории на более высокий уровень.

Литература

1. Андреев Ю.М. //Теор. и практ. физ. культ., 1978, № 11.

2. Бальсевич В.К. //Теор. и практ. физ. культ., 1991, № 7.

3. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. - М.: ФиС, 1988.

4. Бальсевич В.К. //Теор. и практ. физ. культ., 1996, № 10.

5. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. //Теор. и практ. физ. культ., 1995, № 4.

6. Быховская И.М. Человеческая телесность в социокультурном измерении: традиции и современность. Об-во социологов РАН. - М.: РИО ГЦОЛИФК, 1993.

7. Быховская И.М. //Теор. и практ. физ. культ., 1986, № 5.

9. Выдрин В.М., Николаев Ю.М. //Теор. и практ. физ. культ., 1979, № 7.

10. Вишневский И.Б. Автореф. дисс. - Л.: ЛГУ, 1967.

11. Визитей Н.Н. Физическая культура личности. - Кишинев: Штиинца, 1989.

12. Гагин Ю.А. Докт. дисс., 1997.

13. Донской Д.Д. Развитие идей П.Ф. Лесгафта о физическом упражнении как двигательном действии. Сб.: Физ. культ, и спорт, здоровье нации, СПб., 1996.

14. Дмитриев С.В. //Теор. и практ. физ. культ., 1988, № 2.

15. Зеленев Л.А., Лебедев Ю.А. //Теор. и практ. физ. культ., 1985, № 9.

16. Ешин М.Б. Культура в системе общества //Культура в общественной системе социализма. - М.: Наука, 1984.

17. Евстафьев Б.В. Анализ основных понятий в теории физической культуры. Л., 1985.

18. Коган М.С. Человеческая деятельность. - М.: Полит, лит., 1974.

19. Коган М.С. Системный подход и гуманитарное знание. Л., 1991.

20. Лубышева Л.И. //Теор. и практ. физ. культ., 1996, № 1.

21. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. - М.: ГЦОЛИФК, 1992.

22. Лубышева Л.И., Грузных Г.М. //Теор. и практ. физ. культ., 1991, № 6.

23. Лукин В.М. Дисс. Л., 1970.

24. Матвеев Л.П. //Теор. и практ. физ. культ., 1975, № 11.

25. Матвеев Л.П. Опыт анализа и систематизации форм и функций физической культуры /Очерки по теории физической культуры. - М.: ФиС, 1984.

26. Матвеев Л.П. //Теор. и практ. физ. культ., 1982, № 7.

27. Матвеев Л.П. //Теор. и практ. физ. культ., 1978, № 3.

28. Матвеев Л.П. //Теор. и практ. физ. культ., 1987, № 11.

29. Мергаутова Я., Йохимсталер Ф. Тенденции формирования теории физической культуры /Очерки по теории физической культуры. - М.: ФиС, 1984.

30. Маслов В.И., Зволинская Н.Н. //Теор. и практ. физ. культ., 1990, № 12.

31. Мильштейн О.А. Социология физической культуры и спорта в СССР. - М.: ФиС, 1974.

32. Мильштейн О.А. Социальные аспекты физического совершенства. В сб.: "Спорт и личность". - М.: ФиС, 1975.

33. Николаев Ю.М. Автореф. дисс. Л., 1976.

34. Наталов Г.Г. //Теор. и практ. физ. культ., 1971, №7.

35. Очерки по теории физической культуры /Под общ. ред. Л.П. Матвеева. - М.: ФиС, 1984.

36. Приходько В.В. Автореф. докт. дисс. М., 1992.

37. Пономарев Н.И. //Теор. и практ. физ. культ., 1979, № 5.

38. Пономарев Н.И. //Теор. и практ. физ. культ., 1985, № б.

39. Пономарев Н.А. //Теор. и практ. физ. культ., 1986, № 6.

40. Пушкарев С.А. Физическое совершенство как проблема теории и практики советской системы физического воспитания. В сб.: "Пед. и мед.-биол. пробл. физич. совершенства школьников". - Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1983.

41. Соколов Э.В. //Теор. и практ. физ. культ., 1985, № 2.

43. Столяров В.И. //Теор. и практ. физ. культ., 1985, № 9.

44. Сичивица О.М. //Теор. и практ. физ. культ., 1987, № 4.

45. Сов. энциклопед. словарь. М., 1987.

46. Философский энциклопед. словарь. М., 1983.

Поступила в редакцию 21.02.97


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!