СОДЕРЖАНИЕ ФИЗКУЛЬТУР-
НОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Abstract

SIMULATION GAMES IN TRAINING PROCESS OF SPECIALISATION "VOLLEY-BALL"

O.P. Topyshev, professor

S.V. Nagaytseva, post graduate student

Russian state academy of physical culture

Key words: simulation games, professional training, classification, technological blank map, teaching and control game systems.

The aim of this study was to elaborate the classification of the simulation games for their using in educational process of the specialization "volley-ball" at the academy (institute) of physical culture.

The offered classification of simulation games had allowed to create the technological blank map and the structure of realization teaching and control game systems through all forms of studies.

The elaborated technology and methodics of simulation games realization improves the structure of students' training, they draw them together the process of their future practical activities, develope the creative basis of the future coaches-teachers, stimulate the interest to coach's professional activities both at the process of its mastering and at future practicing in this area.


ДЕЛОВЫЕ ИМИТАЦИОННЫЕ ИГРЫ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ "ВОЛЕЙБОЛ"

Доктор педагогических наук, профессор О.П. Топышев; С.В. Нагайцева
Российская государственная академия физической культуры

Ключевые слова: деловые имитационные игры, профессиональная подготовка, классификация, технологическая карта, обучающие и контрольные игровые системы.

Российская высшая школа, определяя магистральные пути своих реформ, вступила в период практической оценки собственного менталитета, сложившихся традиций в области форм и методов обучения и контроля качества знаний, проверки их адекватности целям, задачам, уровню развития общечеловеческой, материальной и технологической культуры общества. Одна из важнейших задач высшей школы - активизация процесса подготовки будущих специалистов, направленная на развитие их самостоятельности и творческой активности, способности использовать в своей практической деятельности полученные знания, умения и навыки.

Обучение мастерству и искусству тренерской деятельности можно сделать эффективным в условиях специальных практических имитаций всего комплекса многообразных проявлений жизнедеятельности спортивного коллектива с использованием принципов и средств имитационного моделирования. Описание модели предполагает определенную дидактическую обработку имитации и выделение того содержания, которое должно быть освоено обучаемыми.

Деловые имитационные игры открывают широкие возможности для управления учебно-воспитательным процессом и его оптимизации, в том числе в процессе подготовки специалистов по волейболу.

Организация профессиональной подготовки студентов представляет собой систему деятельности в пяти относительно обособленных формах занятий (лекционных, методических, практических, семинарских, учебной практики). Следовательно, применение деловых имитационных игр в такой подготовке представляет собой определенным образом организованную систему, в которой ее элементы - различные типы и виды игр - связаны в единое целое посредством целей, методологии и содержания.

Деловые
имитационные
игры
Альтернативные
Нормативные
Разделы
Коали-
ционные
Антагонис-
тические
Коалиционно-
антагонистические
Преследования
Типы

Рис. 1. Виды деловых имитационных игр

По признаку различия методов достижения результатов деловые имитационные игры делятся на (рис. 1):

По признаку направленности деятельности участников деловые имитационные делятся на (рис. 2):

Деловые
имитационные
игры
Направленность
Организация
деятельности
Процедура
деятельности
Объект
Позиция
Программы
Информированность
функции
(пед.)
Коммуникация
(модель)
Виды игр
Позицион- ные
Целевые
Информационные
Ролевые
Коммуникатив- ные

Рис. 2. Типы деловых имитационных игр

Разработанная классификация деловых имитационных игр позволяет создать технологическую карту и структуру проведения обучающих и контрольных игровых систем по всем формам занятий, которые включают в себя перечень проводимых работ по блокам (подготовка игры, организация игры, поиск и обсуждение оптимальной стратегии, анализ игры и оценка деятельности ее участников).

В различных формах занятий используются разнообразные типы деловых игр, но единые по виду - позиционно-ролевые.

В обучающей игровой системе основными типами деловых игр являются: в лекционном занятии - "преследования"; в методическом - "коалиционно-антагонистические"; в практическом - "коалиционная"; в семинарском - "коалиционно-антагонистическая"; в учебной практике - "преследования".

В контрольной игровой системе основными типами игр являются: в семинарском - "коалиционно-антагонистическая"; в зачетном и экзаменационном - "преследования".

Коалиционные игры (КОДИ) основаны на идее содружества, отсутствии конкурентного начала в принятии решений и действиях. В процессе игры интересы коалиций являются общими и всегда возможен один общий выигрыш. Принципиальная схема проведения игры состоит в том, что после формирования проблемы каждая коалиция должна выбрать из множества имеющихся у нее чистых (индивидуальных) стратегий оптимальную смешанную (групповую) стратегию, после чего эквивалентные смешанные стратегии выносятся на коллективное обсуждение.

Антагонистические игры (АНДИ) основаны на идее конкурентности, противопоставления интересов участников игры. Игровая деятельность антагонистической игры со строгим соперничеством состоит в том, что игрокам для

достижения цели, к которой они идут разными путями, необходимо принять оптимальное решение, которое реализует поставленную цель в наибольшей степени, формой ее реализации является схема действий "один против одного".

Коалиционно-антагонистические игры (КАДИ) основаны на совокупной идее коалиционных и антагонистических игр, по своей сути являются смешанными.

В основе игр "преследования" (ПРДИ) лежит идея максимального приближения результата игры к определенному заданному эталону. Здесь кажда участвующая сторона независима в своих решениях и действиях, критерием успешности служит степень приближения результата к эталону. Каждая сторона может выступать в качестве индивидуума или коалиции (малой группы).

Разработанные для учебных занятий специализации "волейбол" технология и методика проведения деловых имитационных игр совершенствуют структуру процесса подготовки студентов во всех формах занятий; сближают его с процессом будущей практической деятельности; повышают роль творческого начала будущих тренеров - педагогов; стимулируют интерес к занятиям профессиональной деятельностью в роли тренера как в процессе ее усвоения, так и будущей практики в этой области.

Литература

1. Минер Дж. Суммы позиционных игр. В кн.: Позиционные игры / Под ред. Н.Н.Воробьева и И.Н. Врублевской. - М.: Наука, 1967.

2. Суханова О.В. От игры к знаниям. Инновационные методы обучения в вузе. Мурманск, 1993.

3. Оуэн Г. Теория игр / Пер. с англ. И.Н. Врублевской, Г.Н. Дюбина, А.Н. Ляпунова. Под ред. Корбута. -М.: Мир, 1971.

Поступила в редакцию 09.10.96


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!