СОВЕРШЕН-
СТВОВАНИЕ ФИЗКУЛЬТУР-
НОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Abstract

COMMON TO ALL CULTURE BASIS OF SPORTS SPECIALIST AND WAYS OF ITS FORMING AT HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

E.D. Nikitina, professor

Moscow state academy of physical culture

Key words: common to all culture of a person, pedagogical culture, culture of behaniour, style of speaking.

The problems of common to all culture in sports specialists are considered in this paper. The role of that kind of culture for their professional-pedagogical work is analysed. The author discusses the content of the subject possessing the common to all culture orientation as well as the other pedagogical conditions which are necessary for suсcessful teaching the behaviour and speaking style at the higher physical culture institutions.


ОБЩЕКУЛЬТУРНАЯ ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТРУДА СПЕЦИАЛИСТА ПО СПОРТУ И ПУТИ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ В ВУЗЕ

Кандидат педагогических наук, профессор Е.Д. Никитина
Московская государственная академия физической культуры

Ключевые слова: общая культура человека, педагогическая культура, культура поведения, культура речи.

Объектом исследования выступает педагогическая подготовка студентов высшего учебного заведения физической культуры.

Предмет исследования составляет процесс формирования общей культуры студентов как составной части педагогической подготовки.

Проблема состоит в определении педагогических условий, при которых успешно происходит формирование общекультурной основы профессионально-педагогического труда будущих специалистов по спорту.

К какой бы сфере деятельности ни готовились выпускники физкультурного вуза, им предстоит работа с людьми - будь то специалисты лечебной физкультуры, физической реабилитации, оздоровительной физической культуры, спортивного менеджмента или преподаватели в системе среднего и высшего образования, тренеры по виду спорта. Вот почему их профессиональный труд не должен сводиться к "ремеслу", как бы это ни было важно, и определяться только базовыми научными знаниями и методической подготовкой.

По мнению ведущих ученых-педагогов, специальное образование того, кто работает в системе "человек - человек", должно быть направлено в целом на развитие его личности, систему его ценностных ориентаций, мотивов действий, формирование способностей к самоанализу и самосовершенствованию, постижение им себя в мире и мира вокруг себя, выработку стиля взаимоотношений с людьми, на формирование его общей культуры [1].

Именно в это русло направлены научно-педагогические усилия кафедры педагогики и психологии МГАФКа. Так, вопросам самосознания себя как специалиста, самоанализу и самосовершенствованию профессионального становления студентов посвящено исследование, выполненное под нашим руководством И.Л. Головиным, в диссертации которого педагогическая профессия рассматривается в плане социокультурного творчества и возможностей удовлетворения потребности личности в самореализации [4]. Проблемы общения, особенности и средства воспитания культуры взаимодействия спортивного педагога и спортсменов явились предметом изучения В.В. Кольтиновой, под руководством автора статьи защитившей диссертацию на эту тему [7]. В названных работах представлены научное обоснование, содержание и методика проведения занятий по экспериментальным дисциплинам "Профессиональное самовоспитание" [3, 4] и "Основы педагогического мастерства" [7, 8]. Культурологический подход к формированию содержания образования и обращение к общекультурным ценностям как составной части педагогической подготовки студентов получили дальнейшее развитие при экспериментальной разработке на кафедре педагогики и психологии новых учебных дисциплин "Культура поведения и ее нравственные основы" [11] и "Культура речи" [8, 10].

Понятие культуры многогранно и в самом широком смысле сопоставимо с социальным бытием людей. Обычно ее определяют как исторически обусловленный уровень развития общества, творческих сил, способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях [15]. Более узкое значение культуры - уровень, степень развития, достигнутая в какой-либо отрасли знания или деятельности (например, культуры труда) [12], - вытекает из первого значения, но в большей мере соотносится с индивидуальной характеристикой человека как носителя данной культуры.

Очевидно, что индивид не в состоянии обладать всей культурой общества и он интегрирует лишь определенную ее часть, общекультурное содержание которой зависит, в числе прочего, от образовательных программ его общей и профессиональной подготовки.

Несмотря на то что понятие педагогической культуры фактически не исследовано, оно довольно широко используется разными авторами, которые в совокупности указывают на ряд признаков педагогической культуры. Но при этом подчеркивается, что педагогическую культуру не следует сводить к ее отдельным признакам или их сумме. В ее основе, по общему мнению, лежат мировоззренческие, нравственные, интеллектуальные, эстетические и другие компоненты общей культуры педагога. Существует лишь самое общее определение педагогической культуры как сложного качества личности педагога, вобравшей в себя часть общечеловеческой культуры и то, что порождается непосредственно педагогическим трудом [2, 6]. Историческое развитие культуры делает ее сложноструктурированным образованием, в котором важнейшее место отводится триаде основных форм человеческой активности: деятельности (и, что особенно важно для нас - Е.Н.), поведению и общению [13].

Подтвержда значимость общей культуры человека для эффективности его педагогической деятельности, т.е. взаимосвязь общей и педагогической культуры, учителя считают основными компонентами общей культуры литературную начитанность, знание отечественного и мирового искусства, понимание многообразия мира, быта людей, их традиций, знание путей развития человечества. Однако при этом первостепенную роль отводят таким показателям общей культуры, как умение устанавливать контакты с разными людьми, знание эстетических норм поведения и практическое владение ими. В качестве значимого показателя большинством названа также речь педагога, что подтверждает мысль об интегративном характере общей культуры, которая находит свое обобщенное выражение в перечисленных показателях [1].

Введение в учебный процесс МГАФКа дисциплин по культуре речи и культуре поведения осуществлялось в рамках НИР по теме совершенствования содержания образования физкультурных кадров. Общая цель исследований такой направленности может быть сведена к созданию педагогических условий, в которых педагогическая культура у студентов формируется путем усвоения общекультурных знаний и развития общекультурных практических умений и навыков. Гипотезой служит предположение об условиях, которые позволяют достичь поставленной цели. Этими условиями могут быть: а) отбор для изучения в вузе таких компонетов общей культуры, которые имеют выраженный профессионально значимый характер; б) осознание студентами роли и места предлагаемых знаний в их профессиональной подготовке и в развитии личности; в) информативная насыщенность, новизна учебных материалов, их глубина и теоретический уровень, соотносимый с уровнем подготовки в данной области высшей школы; г) междисциплинарные связи разрабатываемых курсов между собой и со стационарными дисциплинами учебного плана; д) возможности объективного измерения степени усвоения общекультурных ценностей и их воздействия на преобразование личностных качеств студентов, наглядность для них положительных изменений.

Для проверки выдвинутой гипотезы целесообразна постановка следующих задач: 1. Обосновать значимость развития культуры поведения и культуры речи у студентов физкультурного вуза. 2. Определить содержание и методы диагностирования у студентов уровня культуры поведения и речи. 3. Выявить уровень культуры поведения и речи у студентов. 4. Изучить содержание физкультурного образования как фактора развития культуры поведения и речи. 5. Разработать, теоретически и экспериментально обосновать методику формирования у студентов культуры поведения и речи.

В таком направлении под нашим руководством исследуется культура поведения в диссертации С.В. Целиковой "Формирование нравственных основ культуры поведения студентов ИФК". В связи с данным исследованием сформулированы некоторе положения из обоснования профессиональной значимости культуры поведения специалистов по спорту, частично содержащиеся в ряде публикаций [11, 14]. Культура поведения как "внешняя" сторона нравственной культуры личности является необходимой составляющей профессиональной культуры руководителей спортивных организаций, инструкторов, организаторов соревнований и других спортивных специалистов. Особенно важна культура поведения как составная часть культуры педагога, в структуре личности которого она приобретает профессионально значимый смысл. Спортивный педагог своим личным примером передает подрастающему поколению социально ценную информацию, формируя тем самым у спортсменов совокупность форм повседневного контактирования с окружающими, обусловленную нравственно-эстетическими ценностями общества.

Овладение культурой поведения служит профессиональным целям спортивного педагога, которые заключаются в развитии ценностного отношения к культуре поведения у занимающихся физкультурой и спортом, а также в разработке технологии использования культуры поведения как средства воспитания. Культуре поведения спортсмена как "внешней" характеристике его личности тренер должен уделять специальное внимание. Это обусловливается тем, что во "внешних" формах поведения проявляются нравственные качества спортсмена, в значительной степени определяющие социально-психологические условия протекания тренировочного процесса, включая отношения спортсмена с окружающими и его реакции на разнообразные тренировочные факторы.

Расширение области использования специалистов с физкультурным образованием, возникновение новых форм собственности и предпринимательства в сфере физкультуры и спорта, развитие деловых контактов, в том числе с зарубежными партнерами, также служат основанием для включения вопросов культуры поведения в содержание физкультурного образования.

Разработанная на кафедре педагогики и психологии методика диагностирования культуры поведения представляет собой анкету с вопросами открытого и закрытого типа, оценочными шкалами, описанием конкретных ситуаций, заданиями. Были опрошены студенты МГАФКа, РГАФКа и МПГУ (факультет физвоспитания).

Результаты обработки полученных данных позволили заключить, что уровень нравственных представлений, культура поведения и понимание ее сущностных характеристик у студентов невысоки.

В сознании студентов устанавливаемые в обществе правила этикета, составляющие лишь часть культуры поведения, фактически приравниваются к ней, тем самым культуру поведения они представляют как внешнее соблюдение неких ритуалов. Отсюда у некоторых обнаруживается стремление чрезмерно строго следовать этикетным правилам, что скорее служит признаком низкой культуры поведения. В связи с этим необходимо донести до сознания студентов, что этикет - лишь часть культуры поведения, подверженная значительным изменениям на протяжении развития общества и в настоящее время применяемая теми, кто владеет подлинной культурой поведения, обязательно с учетом нравственного смысла установленных правил поведения, конкретной ситуации, а также своих собственных способностей к социокультурному творчеству, к которому правомерно отнести сознательное нарушение правил этикета, в чем может проявиться более высокая культура поведения, чем при соблюдении его требований в определенных сложившихся условиях.

Предмет "Культура поведения и ее нравственные основы" не дублирует других вузовских дисциплин, а имеет с некоторыми из них междисциплинарные связи, в частности с этикой, педагогикой, психологией, культурой речи. В отличие от этики в центре внимания новой дисциплины - вопросы этикета, "внешней" культуры поведения и ее нравственной обусловленности. Характерные темы, предложенные студентам для изучения, следующие: культура поведения человека и ее составляющие - "внешняя" и "внутренняя" культура поведения; этикет как часть культуры общества и его развитие; традиции русского национального этикета; определение и сущность современного этикета; сущность культуры общения; психология нравственного поведения; нравственные принципы и правила этикета знакомства и приветствий; культура внешнего вида и одежды; служебный этикет; бытовые традиции и особенности этикета разных народов; этикет телефонного разговора и деловой переписки и т.д.

Занятия по культуре поведения и ее нравственным основам проводились в МГАФКе в 1992/93 и 1993/94 учебных годах в нескольких экспериментальных группах. В целом получены положительные результаты, которые выразились, в частности, в уменьшении у студентов отрицательных с позиций культуры поведения личностных качеств (агрессивность, неуверенность, грубость, резкость) и увеличении положительных характеристик (контактность, уверенность, взвешенность, доброжелательность).

С 1994/95 учебного года в МГАФКе ведется преподавание предмета "Культура речи", спланированного как "сквозная" дисциплина и рассчитанная на 4-летний срок обучения [8, 9]. В курсе рассматриваются основные критерии культуры речи: информативная насыщенность, логичность, точность и ясность речи, ее богатство и др. [5]. Обсуждается сущность данных характеристик речи, приводятся примеры из спортивной речевой практики. Студенты выполняют практические задания, помогающие усвоению особенностей русского языка, который является непосредственным оружием речи. Так, большое внимание уделено работе над лексическим богатством русского языка. На конкретных примерах изучаются многозначность слова, омонимия, синонимия, антонимия. Рассматриваются близкие по звучанию слова (паронимы), которые в речи часто употребляются неправильно, и поэтому переосмысление их значений и правильное использование могут заметно улучшить речь студентов.

В содержание предмета включена работа над такими пластами языка, как старославянизмы и иноязычная лексика, что также обогащает словарный запас студентов, помогает более точному словоупотреблению с учетом семантико-стилистических особенностей этих слов, многие из которых не входили в активный словарь студентов до поступления в вуз. Большое значение придается заданиям, благодаря которым студенты обучаются составлению дефиниций, т.е. определений, что весьма важно для учебной деятельности студентов в целом. Лексические средства научной речи преподносятся в систематизированном виде с учетом видов научной речи и структуры научных текстов. Уделяется внимание и такой важной стороне культуры речи, как произносительная культура. Студенты узнают о законах русского произношения, об орфоэпических нормах, правильном ударении, овладевают фонетической транскрипцией, с помощью которой можно получить ясное представление об особенностях произношения слов, что крайне необходимо студентам с чертами диалектного произношения, которое довольно часто встречается в речи москвичей и особенно студентов, приехавших на учебу из других регионов.

Культура речи как предмет обучения в МГАФКе тесно связана с содержанием подготовки студентов по другим дисциплинам, включает работу над терминами, характерными для физкультурно-спортивной сферы и профессионально значимыми текстами. Таким образом, представляя собой дисциплину общекультурного плана, она имеет и профессионально ориентированные черты.

Введение в процесс обучения студентов академии

содержательных компонентов общей культуры, в частности культуры поведения и речи, способствует формированию необходимых для спортивного специалиста практических умений и навыков, а также повышает их общую культуру.

Литература

1. Браже Т.Г. Из опыта развития общей культуры учителя: Педагогика, 1993, № 2, с. 70-75.

2. Виленский М.Я., Сластенин В.А. Формирование профессиональной культуры учителя: Учебн. пос. - М.: Прометей, 1993.

3. Головин И.Л., Никитина Е.Д. Профессиональное самовоспитание тренера: Учебн. пос. - Малаховка, 1989.

4. Головин И.Л. Самовоспитание студентов в процессе профессиональной подготовки в институте физической культуры: Автореф. дис. - Малаховка, 1993.

5. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. - М.: Международные отношения, 1994.

6. Елканов С.Б. Профессиональное самовоспитание учителя. - М., 1986.

7. Кольтинова В.В. Подготовка к педагогическому взаимодействию студентов ИФК: Автореф. дис. - Малаховка, 1993.

8. Кольтинова В.В., Никитина Е.Д. Мастерство педагогического взаимодействия: Учебн. пос. - Малаховка, 1995.

9. Никитина Е.Д. Культура речи: Программа для ИФК. - Малаховка, 1994.

10. Никитина Е.Д. Теоретические подходы к определению содержания предмета "Культура речи" в процессе подготовки спортивных педагогов //Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире. - Коломна, 1995, с. 228-229.

11. Никитина Е.Д., Калинкина В.Г. Пособие по развитию культуры речи: Учебн. пос. - Малаховка, 1995.

12. Никитина Е.Д., Целикова С.В. Культура поведения и ее нравственные основы: Учебн. пос. - Малаховка, 1995.

13. Ожегов С.Н. Словарь русского языка. - М., 1988.

14. Степин В.С. Философская антропология и философия науки. - М.: Высшая школа, 1992.

15. Целикова С.В. Роль культуры поведения спортсменов в тренировочном процессе: XVIII научная конференция студентов и молодых ученых (28-29 апреля 1994 г.). - Малаховка, 1994, с. 65-67.

16. Энциклопедический словарь. - М., 1987.

Поступила в редакцию 29.05.96


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!