|
Один на один
Александр МАЗУР,
заслуженный мастер спорта
И КОЛЛОНТАЙ АПЛОДИРОВАЛА ВАСЕ
Василий Люляков был троекратным чемпионом СССР по классической борьбе в весовой категории 52 кг, членом первой сборной команды страны, которая в 1933 году провела победное турне по скандинавским странам. Возможно, Василий завоевал бы более высокие международные титулы, но в довоенные годы наши спортсмены не входили в международные федерации и не принимали участия в первенствах мира, Европы и Олимпийских играх.
На борцовский ковер Вася пришел путем необычным. С малых лет он не пропускал ни одного выступления силачей в цирке. Мальчишка знал фамилии всех участников , изучал манеры, походку, их стиль борьбы. В комической форме показывал поклоны борцов. А с «черной маски» Вася вообще глаз не спускал.
В ту пору борьба в цирке пользовалась необычайным, ни с чем не сравнимым успехом. В скверах Москвы, во дворах ребята устраивали свои турниры. Они выкапывали яму, насыпали в нее древесные опилки, а если их не было, то песок или листья деревьев, застилали брезентом или даже сшитыми старыми одеялами и боролись.
Мечтал о борцовскаой славе и юный Люляков . Но как выйти на ковер? Для начала - против свертстников...
- Давай сделаем вызов, как в цирке. Ты оденешь маску и вызовешь всех борцов, - предложил его братишка.
Нашли старый черный чулок. Натянув его, Вася для глаз и рта прорезал отверстия, посмотрел на себя в зеркало и убедился, что его «черная маска» напоминает ту, которую он видел в цирке. Когда все было готово, ребята пошли делать вызов участникам уличного чемпионата. Васю сопровождал брат. Он же, как заправский антрепренер, заявил, что борец в черной маске вызывает на борьбу всех ребят. Послышались обидные реплики. Но когда дошло до дела, то, ко всеобщему удивлению, «маска» начала бросать на лопатки одного соперника за другим, хотя многие из них были здоровей и значительно старше.
Вскоре Люляков записался в секцию борьбы к тренеру по борьбе, боксу и штанге Александру Бессонову. Несмотря на работу на авиационном заводе и учебу в вечерней школе, Вася не пропускал тренировки.
В то время на цирковых аренах часто проводили конкурсы на красоту телосложения. На вращающемся пьедестале, под ярким светом прожекторов борцы по очереди демонстрировали свою мускулатуру, работу мышц. По мышцам некоторых можно было изучать анатомию.
Эти конкурсы восхищали и Люлякова. Утром он подолгу простаивал перед зеркалом и пробовал играть мышцами. Однако они не шевелились. Тогда он стал заниматься с утюгами, отжиматься на стуле, подтягиваться во дворе на турнике и кольцах. Через несколько лет, когда Люляков стал борцом, он с замечательным мастерством демонстрировал работу мышц. В цирке мне самому приходилось демонстрировать игру мышц. Но должен признаться, что у Василия Люлякова это получалось куда эффектнее.
Во время турне по скандинавским странам наши борцы кроме борьбы показывали и свою художественную самодеятельность. Выступления маленького Василия проходили с потрясающим успехом, зрители всегда много аплодировали. Слухи о нем дошли и до легендарной Александры Коллонтай, нашего посла в Швеции. На приеме в посольстве она спросила, кто из вас так искусно показывает мускулатуру? Люляков вышел и показал свое искусство. И первой зааплодировала Коллонтай.
В 1939 году Люляков был призван в Красную Армию. В первые дни финской кампании пулеметчик рядовой Люляков был тяжело ранен. Его подобрала похоронная команда, но, случайно обнаружив признаки жизни, отправила в санбат. Три недели он лежал без сознания. А жена в Москве уже получила похоронную. В Ленинградской медицинской академии его поставили на ноги. Через некоторое время Василий Алексеевич, получив инвалидность, пришел в борцовский зал и приступил к работе.
Он учил ребят не только борьбе, но и жизни. Достаточно сказать, что из его учеников вышло шестнадцать кандидатов наук, несколько директоров заводов, начальников цехов. Все они с благодарностью вспоминали своего «дядю Васю», замечательного спортсмена, педагога, душевного, честного человека.