|
Один на один
Таир НАРИМАНОВ
РАЗБИТЫЕ НОСЫ НЕ В СЧЕТ
|
В Москве такие турниры проходят два раза в год на международном уровне, не считая соревнований более мелкого масштаба. Опасаясь болезни "первого блина", на первом международном турнире запрещали удары в голову в захвате, но затем убрали и это ограничение. Надо заметить, что техника и тактика японского Иригуми-го заметно отличаются от европейского варианта дзю-дзюцу, где вообще отсутствуют удары в захвате, а без захвата -наносятся в голову лишь условно - без контакта.
Бои Иригуми-го более других версий походят на знаменитые ультимативные бои по версии "Октагон", с той лишь разницей, что здесь ограничены удары в положении лежа: разрешены удары в корпус ногами и руками, а также обозначение "добивания" в голову в тех случаях, когда соперник не может защититься. Оцениваются удержание и выходы в "опасные позиции".
В турнирах Иригуми-го принимают участие многие титулованные, в том числе известные по "боям без правил" спортсмены. Уровень травматизма достаточно низок. Правда, порой кровь приходится стирать с татами, но разбитые губы и носы нельзя считать тяжкими повреждениями.
Бои проходят на традиционной площадке - квадрате, устеленном жесткими матами. Запрещены удары в горло, пах, позвоночник. Время поединков обычно устанавливается в пределах 5 минут, но редко кто дожидается финального гонга: в основном, бои заканчиваются досрочно - болевым или удушающим приемом, а также нокаутом. Можно также выиграть, заработав две оценки ваза-ари, которые даются за обозначение добивания или сильный бросок из стойки, либо за удар, приведший к нокдауну.
Если ни один из соперников не добивается чистой победы, то результат определяется по очкам: за броски, удержания и выходы в опасные позиции.
Удары, в отличие от бокса и кикбоксинга, оцениваются только по их эффективности: те, что не приводят к нокдауну, во внимание не принимаются. Это и понятно, если боец "держит" удар, нельзя давать преимущество его сопернику. Приблизительная статистика побед выглядит следующим образом: болевым или удушающим приемом - 50 процентов, нокаутом - 20. И все же, такие правила дают шансы и борцам, и представителям ударных единоборств почти в равной степени, хотя будущее однозначно за "универсалами".
Как бы ни были хороши правила спортивного единоборства, они не позволяют развивать весь спектр навыков, необходимых в реальном поединке. Именно поэтому в "Будо Кэнкю Кай" кроме Иригуми-го, существует еще практика рандори, которая, с одной стороны, напоминает парные ката, а с другой - несет в себе элемент поединка. Рандори заключается в следующем: боец, находящийся в заданной позиции (стоя или сидя), атакует с определенной дистанции с помощью захвата или удара рукой, ногой, либо оружием (ножом, дубинкой) противника, который стоит, сидит или лежит - лицом, боком или спиной к атакующему. Эти условия позволяют максимально отработать все возможные в жизни случаи нападения и защиты. Причем атака проводится абсолютно реально, как говорится, на поражение. Защищающийся (тори) мгновенно попадает в , так называемую, пограничную ситуацию, откуда он, не раздумывая, в долю секунды должен найти выход: защититься и контратаковать.
В рандори оцениваются как действия тори, так и работа сэмэ (нападающего), после чего они меняются ролями. Победитель не определяется в каждой паре, как это происходит в сиай, но может быть выявлен путем подсчета суммы оценок, как в ката. Хотя смысл рандори несколько иной: не выявить сильнейшего, а показать уровень каждого и подготовить спортсменов к возможным экстремальным ситуациям. Интересно, что иероглифы ран-дори означают соответственно "войну" и "захват", что может быть переведено как "обуздание" или "пресечение смуты".
Таким образом, три раздела практики - ката, рандори и сиай, взаимно дополняя друг друга, позволяют сочетать в искусстве рукопашного боя и спорт, и боевое единоборство. Да, именно правила формируют модель бойца. В то время как отсутствие правил приводит к бесформенности.
Давайте же не будем повторять исторических ошибок английского бокса, французского саватэ или американского кэтча, которые, зародившись в гуще жестоких уличных драк, быстро проскочили в своем развитии этап боевого искусства и превратились в спорт или цирк с сомнительным боевым потенциалом. Не стоит также забывать историй дзюдо и спортивного варианта самбо, которые, справившись с консерватизмом и формализмом умирающего классического дзю-дзюцу, не смогли удержаться на тонкой грани между боевым искусством и спортом и стали просто системами подготовки к соревнованиям.
Верю, что будущее всех серьезных видов единоборств - в расширении и упрочении этой грани, служащей для создания надежного фундамента, на котором будет воздвигнуто прекрасное здание нового будо.
Реклама: