СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА
"Спортивная жизнь России" № 4, 1998

Здоровье

 

ПОРОГ У ОКЕАНА ВЕЧНОСТИ

 

"При мысли о смерти я совершенно спокоен, потому что твердо убежден,
что наш дух есть существо, природа которого остается неразрушимой,
и который будет
действовать непрерывно и вечно".

Иоганн Вольфганг Гете

Все мы спрашиваем себя: неужели я бесследно уйду из жизни? Переживет ли душа мое тело? Есть ли бессмертие, какое оно? Над этим человечество мучительно размышляет столько, сколько оно существует.

"Не верит в бессмертие души лишь тот, кто никогда серьезно не думал о смерти", - писал Лев Толстой. Великие умы, выделяя духовную сторону мира, верили в бессмертие души. И философы древности размышляли об этом. Платон писал: "Душа человека, все ее надежды и стремления перенесены в другой мир. Истинный мудрец желает смерти, как начала новой жизни".

Эти мысли подтверждают и документально зафиксированные факты. Более того, в определенных обстоятельствах тени из мира иного могут влиять на судьбы живых, меняя ход событий, которые их ожидают. Вот лишь некоторые истории.

"Поздним летом 1821 года, вскоре после смерти Наполеона на острове Святой Елены, взошедший на престол Франции Людовик ХVШ (Бурбон) как-то ночью лежал в спальне не в силах уснуть. Его мысли, как он записал позднее в своем дневнике, снова и снова возвращались к Наполеону.

Свечи тускло горели, на столе лежали французская корона и брачный контракт маршала Мармона. Этот контракт должен был подписать Наполеон, но ему помешали военные поражения, ссылка, смерть. И вот теперь контракт лежал перед Людовиком. Часы на храме Богоматери пробили полночь. Едва затих последний удар, открылась дверь спальной комнаты, которую Людовик запер сам, и вошел ...Наполеон! Подойдя к столу, он надел на себя корону, взял брачный контракт, затем перо... В тот же момент Людовик лишился чувств.

Когда сознание вернулось к нему, за окнами уже было утро. Король подошел к столу и нашел контракт, подписанный Наполеоном.

Выяснилось, что несколько слуг в полночь видели бледный призрак, спешивший в спальню короля. Почерк Наполеона на контракте после тщательного исследования был признан, и этот загадочный документ по сей день хранится в королевском архиве в Париже, а то, что свою подпись Наполеон поставил под ним после смерти, засвидетельствовано Людовиком ХVШ и росписями двоих слуг...". (Шальберг "О бессмертии".)

А вот запись истории со слов Павла I, сделанная в Брюсселе 10 июля 1782 года герцогиней Оберкирх. ("Русский Архив", 1869 № 3.)

"То, что несчастный император Павел I знал о своей роковой судьбе наперед, не досужие слухи, а истинная правда. Помимо меня, это могут засвидетельствовать не только его личные записки, вероятно сохранившиеся в царских архивах, но и граф Куракин, выслушавший вместе со мной от императора, бывшего тогда еще Великим князем, эту историю в конце 1773 года.

"Однажды вечером, или, пожалуй, уже ночью, - рассказывал Павел, - я в сопровождении друга и двух слуг вздумал сделать прогулку инкогнито при луне... Продолжая начатую прежде беседу, мы вышли из дворца. Разговор шел не о религии или о чем-либо серьезном, а, напротив, был веселого свойства.

При повороте на одну из улиц вдруг вижу я в глубине подъезда высокую худую фигуру, завернутую в плащ вроде испанского, и в военной, надвинутой на глаза шляпе. Он будто ждал кого-то. Только наша компания миновала его, он вышел и пошел около меня с левой стороны, не говоря ни слова. Я не мог разглядеть ни одной черты лица его. Мне казалось, что ноги его, ступая на плиты тротуара, производят страшный звук, будто камень ударяет о камень... Я был изумлен и ощутил страх, когда почувствовал ледяной холод в моем левом боку, со стороны незнакомца... Вздрогнув, я обратился к князю Г., разделявшему эту прогулку со мной и слугами: "Судьба, - сказал я, - послала нам странного спутника". "Какого?" - спросил князь. "Господина, идущего у меня слева, которого трудно не заметить по производимому им шуму". Г. раскрыл глаза от изумления и заметил, что слева от меня никого нет. "Как, - спросил я, - ты не видишь человека между мною и стеной дома?!".

"Ваше высочество, - вмешался один из слуг, - вы идете возле самой стены, и физически невозможно, чтобы кто-нибудь был между вами и стеной!". Я протянул руку. И точно, ощутил камень... И все же, Он был тут, и именно в этот момент произнес: "Павел! Павел! Бедный князь!". Я сделал отчаянное усилие над собой и спросил, кто он и что ему нужно, дрожа даже не от страха, а от ледяного холода. "Кто я?.. Бедный Павел! Я тот, кто принимает участие в твоей судьбе и хочет, чтобы ты не особенно привязывался к этому миру, потому что долго не останешься в нем. Живи по законам справедливости, и конец твой будет спокоен. Бойся укора совести - для благородной души нет более чувствительного наказания...".

Я не могу, не имею права сказать все, что услышал тогда от него, но с той ночи знаю, что судьба моя будет ужасна, несмотря на императорскую корону, которая меня ждет... Или благодаря ей... Наша беседа продолжалась около часа. Наконец, мы пришли к большой площади между мостом через Неву и зданием Сената. Он пошел к одному, как бы заранее отмеченному месту, где в то время воздвигался монумент Петру Великому. "Прощай, Павел! - сказал он. - Ты еще увидишь меня". При этом шляпа незнакомца приподнялась как бы сама собой, и глазам моим предстал орлиный взор, смуглый лоб и строгая улыбка моего прадеда Петра Великого. Когда я пришел в себя от страха, его уже не было передо мной...".

Эти документы едва ли не до прошлого года не подлежали огласке. У нас подобные свидетельства хранились в архивах Православной церкви... А ведь они, быть может, являются самым достоверным доказательством того, что душа человеческая бессмертна. Дело в том, что до определенного времени вмешательство "ушедших" в наши земные дела Церковь рассматривала как деяния "не от Бога". Но эта точка зрения в последние годы стала меняться, поскольку контакты между живыми и умершими стали частыми, и часть архивов была, наконец, опубликована.

Мысли "оттуда" посещали и глухого Бетховена, и экзальтированного Моцарта. Известный бразильский художник А. Гаспаретти во время, так называемого, "общения с духами" мог рисовать даже в полной темноте, причем двумя руками - и две разные картины. А голландец Г. Мансвелд, который до 46 лет не брал в руки кисть и не мог срисовать даже простую картинку, войдя в особое состояние, писал в темноте левой рукой, хотя он и не левша. При этом его мимика, голос, поведение менялись в зависимости от того, какой картиной он был занят. Собственного стиля у него нет, и, по мнению исследователей, картины производят впечатление, будто написаны разными художниками. Американская писательница Тейлор Кодуэлл, например, в своих романах продемонстрировала великолепное знание средневековой медицины, историей которой никогда не занималась. Когда ее спрашивали, как она пишет о том, о чем не имеет понятия, она отвечала: "Не знаю, откуда-то приходит...".

Однако в оценке этих явлений нужна осторожность. Скажем, Православная церковь считает величайшим смертным грехом попытки живых вызвать умершего близкого с помощью магии. Смысл подобных явлений следует искать не в том, как именно и почему возникают контакты, а в самом факте этого возникновения.

Попробуем пояснить эту мысль. Анализируя исторические данные, можно отметить, что цель проникновения в наш мир тех, кто уже покинул его, оказать духовную помощь человеку, обратив его взгляд в ожидающую всех нас вечность, к Богу. Дать каждому живущему здесь, на Земле, возможность заранее подумать о собственной посмертной судьбе.

Люди, истинно верующие, всегда понимали: жизнь на земле - это только начало того, что ждет нас в океане вечности. И были озабочены тем, чтобы перейти этот порог в состоянии беззлобности и покоя, не унося с собой ни одного темного пятна на своей совести. Вот почему и к болезням относились иначе, без особого страха. Христианство предписывало каждому тяжело заболевшему обязательно исповедоваться и причаститься. Ведь состояние в момент смерти так же важно, как и искреннее покаяние.

Вспоминая беседы (в начале 1990-х годов) с Анастасией Ивановной Цветаевой, а она была глубоко верующей, приведу ее слова: "Если здесь, на Земле, мы еще можем исправить свои ошибки, даже ужасные, искренним раскаянием, то "Там" это невозможно. Для души, ушедшей за грань земной жизни, покаяния не существует, только наказание. Но мы, живущие, можем помочь нашим близким, ушедшим от нас, поминовением их души".

Я понимаю, что читательская аудитория разная. Немало найдется скептиков, иронично относящихся к этой теме, мол, мода сейчас такая - на все, что связано с запредельностью. Действительно, с таким мировоззрением жить легче. Стоит ли анализировать в этом случае свою собственную жизнь? Все, что сделано при жизни, то и сделано. Ответ потом держать не перед кем. Для сомневающихся приведу мнение ученых.

В последние годы врачи, изучающие процессы, связанные с остановкой сердца, сделали много открытий, часто совершенно неожиданных и идущих вразрез с нашими привычными взглядами на жизнь и смерть. Методы реанимации приподняли завесу и позволили заглянуть за ту черту. Оказалось, что и после смерти тела жизнь продолжается. Врачи и психологи начинали свои наблюдения и размышления, будучи скептиками, не верившими в существование души, но, анализируя не поддающиеся пока научному объяснению случаи, меняли свое мировоззрение. В нашей стране впервые попытался высказать подобные мысли основоположник науки о мозге и психике Иван Петрович Павлов, глубоко, кстати, религиозный человек. Новые данные доказывают: смерть - это не конец существования личности, а переход в иную сферу.

Интересны сообщения о жизни души, сделанные американскими докторами Моуди, Сабомом, Кюблер-Росс и другими. В большинстве своем - это клинические истории болезней с описанием заболевания, характера смерти, примененных методов оживления и свидетельств людей, возвращенных к жизни. Рассказы о пережитом "на той стороне" искренни и схожи, они отличаются только деталями. Люди разных профессий, национальностей, пола, возраста говорят об одном и том же. Например, необразованная женщина видела и переживала то же самое, что и профессор психологии. Определенное время эти сообщения не были абсолютно доказательны, так как основывались на субъективных рассказах людей. Не хватало объективной научной проверки - действительно ли существует, как его называют ученые, феномен продолжения жизни после смерти тела.

Следующий шаг сделал доктор Сабом. Он работал в больнице на ночных дежурствах со срочными выездами к умирающим. Его взгляды на смерть были как и у многих людей. Он вспоминает: "Если бы меня спросили, что я думаю о смерти, я ответил бы, что, когда она приходит, человек умирает, и это все". Он строго отделял науку от религии и видел смысл религии в моральных предписаниях и утешении умирающих. Он был человеком неверующим, признавая только науку, и в своей работе доверял лишь точным лабораторным и техническим данным. Конечно, иногда наталкивался на что-либо необъяснимое, но считал, что позже наука объяснит и это. Однако это "необъяснимое" не давало покоя.

В конце концов он организовал проверочные наблюдения и подтвердил, а по сути доказал, что сообщения о жизни после смерти не выдумка, и что личность после смерти тела действительно продолжает существовать, сохраняя способность, видеть, слышать, думать и чувствовать. Доктор Михаил Сабом - профессор медицинского факультета университета Эмори в США, он кардиолог, член Американского общества кардиологов и имеет большой практический опыт реанимации. Его книга "Воспоминание о смерти" с подзаголовком "Медицинское исследование" вышла в 1981 году.

Обычно люди знают о смерти либо очень мало, либо ничего. Неизвестность пугает. И люди предпочитают не думать о возможных болезнях, страданиях. Однако всем нам в последние дни земные придется увидеть и пережить много такого, чего мы не ждем и о чем не думаем. Зная об этом немного больше, мы хоть в какой-то мере избавимся от страха и будем меньше страдать.

Об этом пишет и российский врач Юрий Захаров в своей книге "Библия здоровья", подготовленной к изданию нашей редакцией как приложение к журналу "Спортивная жизнь России".

Реклама:
 


 Library В библиотеку