В ЭТОМ НОМЕРЕ ЖУРНАЛА
"Спортивная жизнь России", № 1

Борис СПОРОВ,
член Союза писателей России

ШАГ К ОЧИЩЕНИЮ - ШАГ ОТ ПРОПАСТИ

Нравственные беседы в годины смятения умов

Мы неустанно говорим о физическом здоровье человека, но нередко забываем о здоровье духовном. Конечно же, радуется сердце, когда видишь атлетически сложенного человека, но, согласитесь, грустно становится, если на вопрос: “А для чего живет человек на земле?”, - ответить этот геркулес не может.

Забывая о душе, мы исподволь утрачиваем свое высокое человеческое предназначение. Правда, выручает то, что независимо от формы нашей жизни духовное начало сокровенно в нас все- таки присутствует - это и помогает сохранить человеческий образ. Тем не менее, утрачивая гармонию физического и духовного, человек вырождается, по- своему дичает, и это сказывается на устоях нации в целом.

Понятно, причины могут быть различные - попробуй, расчлени их! - но ведь мы позволили разобщить, разделить нас (хотя бы славян - русских, украинцев и белорусов!) и даже поставить брата перед братом в нетерпимости и вражде.

Взять хотя бы крымскую проблему. Мы забыли заветы предков. Вспомните, как исторический родитель предлагал сыновьям переломить березовый веник и как быстро расправились они с прутьями, рассыпав связку. Не враждуйте, не разделяйтесь!

Забыли мы и слово Божие. А в Евангелии прямо сказано: “Если царство раздвоится самое в себе, не может устоять царство то, и если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот; и если сатана восстал на самого себя и разделился, не может устоять, но пришел конец его”... Мы же, точно окаянные, расплевались до того, что уже и понять друг друга не можем, выслушать не хотим. И это - результат нашего духовного недуга, нравственного помешательства, когда человек и мерзости может воспринимать как добрые дела.

Оккупационная с 1917 года власть в своем черном деле руководствовалась классовой теорией. А классовость - это разъединение. Враждебность классов при умелой провокации вечна. А ведь нация, народ - единое древо, условно - единая семья. В идеале и должно быть как в семье, где младшие и старшие в согласии - для одних уважение и почет, для других - сострадание и опека; каждому свое дело; и только враг скрытый может изнутри разделить и перессорить семью.

Но как в семье нет поголовной одинаковости, так и в обществе ее не должно быть. Но, увы, произошло смешение понятий равенства и равноправия. Вот нас и одуривали, уверяя, что в социалистическом обществе все равны. Такое равенство окончательно и принизило, и задавило людей. В результате - ни прослойки, ни класса интеллигенции сегодня нет, есть люди умственного труда и единицы - подвижники в своем деле. Нет и крестьянства - есть рабочие на земле. Естественно, нет и христианской культуры.

Равенство в государственных масштабах - глубоко ложное и даже безнравственное утверждение. Люди индивидуальны, они рознятся не только по внешности, но и по физическим, умственным и духовным достоинствам. Никак нельзя уравнять труд и занятость, скажем, шофера и профессора. Оба они могут быть хорошими людьми и работниками. Но знак равенства между ними ставить нельзя. Да и то верно: равны только бараны в стаде. Люди в обществе не могут быть равными, но непременно должны быть равноправными перед законами и перед Богом.

Сейчас идет развал нашего Отечества. И объясняться с молодыми людьми на сию тему очень трудно. Юноша высокомерно или с достоинством заявит: о чем говорить, профуфыкали дореволюционную Россию, а теперь толкуете да агитируете за правое дело. Друг друга и агитируйте. А мы и сами как- нибудь переживем... Ничего не ответишь на такой сказ, потому что действительно - профуфыкали. Но по части “как- нибудь переживем” скажу упредительно: в том- то и беда, что можем и не пережить. Как со школьной доски стирают мел, сотрут и Россию, и русских, и все славянство. Остановить эту погибель - задача прежде всего сегодняшней молодежи. Но молодежи - духовно здоровой. Ибо порочным сердцем добрые дела не делаются.

Время скоротечно: сегодня молодость, завтра - зрелость. Хотя молодость отнюдь не мешает человеку быть умным. Тем не менее, наша молодежь сама сознательно отстраняется от реальных государственных забот.

Родина для человека - не только географическое название. Это и дом, и семья, и друзья, и милая сердцу улица. Понятно, вавилонизация всюду идет, но ведь живет, скажем, таджик или киргиз под палящим солнцем, а ненец или чукча на вечной мерзлоте - и довольны своим местом на земле, потому что веками врастает в души людские неизбывное чувство Родины: ее мы даже физически чувствуем и узнаем.

Здесь и язык, и культура в целом, и среда обитания, и родители, и могилы предков , и непостыдное их достоинство, и вера - словом, как говорится, целая гамма чувств и переживаний, и все это - Родина. И если в человеке не произошло нравственного помешательства, то он всегда живет с любовью к Родине. И в каждом из нас живо это чувство, но у многих оно и притуплено в результате вторжения интернационального вируса разложения и размывания национального.

Нередки случаи, когда притупление переходит в полное отторжение Родины - и тогда человек обретает вторую натуру, натуру вечных эмигрантов или кочевников, для которых главным стимулом к оседлости издавна является золотой телец. Вот и в нас же внедрилась и внедряется подобная тяга. Чтобы убедиться, достаточно прислушаться к иным средствам информации: некие граждане, чуть ли не проклиная Родину, уверяют нас, что уезжают за бугор с легким сердцем и с надеждой обрести там счастье. И невдомек такому, что организованно проводится очередное рассеивание России - четвертая, а может быть, и десятая волна эмиграции. Целовать бы надо свою землю, прощения просить у Родины, а не плевать в нее. Ведь это мы сами и позволили осквернить, своими же равнодушными руками искалечили и разграбили ее.

Скажу попутно, что не понимаю безразличия или восторга - мы и тут впадаем в крайности - по поводу уезжающих за рубеж специалистов, в том числе чемпионов и тренеров. Тема эмиграции - сложная, во многом личная. Но чему радоваться? Тому, что, скажем, наших хоккеистов, похоже, скоро будут бить и азиатские команды? Или тому, что в нашем большом и детском спорте почти не осталось умелых наставников. Зато вот сколько их в зарубежных клубах!

Но обратимся к теме главной. Религия, вера - вопрос становой и вечный. Понятно, о вере я говорю всего лишь как человек исповедующийся. Более толково и наполнено объяснился бы иерей или богослов, но зато наш условный диалог - на равных. Все мы основательно обработаны ядом атеизма, следовательно, и дорога к вере или неверию у нас общая.

Прежде всего определим, а что же такое вера или даже религия? По мне, вера или религия - это воплотившаяся идея, которой люди и руководствуются в жизни. Так в христианстве воплотилась идея личного бессмертия. На этом все и держится. Ведь если человек смертен, душа его смертна, и после земного пути кроме праха в могиле от него ничего не остается, тогда согласитесь, жизнь утрачивает всякий смысл.

Ни сладкое чревоугодие, ни хмельное разливание, ни наука и никакой другой труд или умственное изощрение не оправдают существования смертного. Жизнь в любом случае будет оставаться злой пародией, насмешкой над случайным творением человека. И уж тем более, если согласиться с дарвинской фальшивкой, что человек произошел от обезьяны, - насмешка вдвойне.

Нет личного бессмертия - нет и веры ни в православного, ни в мусульманского богов. Ведь если Бог вечен, а человек лишь временная потешка на земле, то мы не захотим иметь дело с таким творцом, вне всякого сомнения. Если бы человечество не знало бессмертия, оно давно бы выродилось, пресеклось, самоистребилось. Если человек случаен и смертен, то в жизни своей он, естественно, обретает право на вседозволенность, на власть силы и жестокости. А можно и землю взорвать, чтобы избавить других от бессмысленного существования. То есть неизменно разрушается всякая нравственная и созидательная основа бытия. А безнравственный человек, безнравственное общество - прямые могильщики самоих себя.

Далее: если православная вера (христианство) - воплотившаяся идея бессмертия, то отсутствие веры, отрицание Бога - это противоположное начало: атеизм. Атеизм - тоже вера, но лишь обратная. Следуя логике, атеизм - это воплотившаяся идея смерти. Человек с сатанинской гордыней воспринимает смерть - и эта идея воплощается в мировосприятие общества. И тогда его путь - разрушительный, гибельный; любые дела оборачивают к смерти, становятся смертью. Атеистическое общество уже в основе своей обречено и продолжительное время существовать не может - оно или взбунтуется в нравственном помешательстве, или эволюционно самоистребится. Безусловно, поначалу человек будет искать и отыскивать рядом, на земле, предмет поклонения - культ личности, пирамиды, мавзолеи в атеистическом обществе обязательны, это буквально необходимо для продления его существования - до разочарования, до обвала. Неизбежно и становление язычества или возвращение к язычеству, как полагают неоязычники - к истокам.

Кстати, о язычестве. А так ли уж оно изначально, каковым нередко выставляют его и сегодня? Думается, язычество - это оскудение духовности. Отпадение от изначального, от Бога. Теперь же, на двухтысячном году по Рождеству Христову в повальном грехе мы вновь вышли к барьеру. К черте, за которой пропасть, конец - и уже без очередного Потопа или Второго пришествия не справиться с тем, что натворили, потому и всколыхнулось язычество нередко в самых жутких его проявлениях - через блудливый ум к прямому сатанизму в образе кашпировских, рок- трясунов и прочей неопознанной летающей чертовщины... Так происходит подмена веры - небо подменяется землей, а на земле, сказано, царствует князь мира сего - сатана.

А результаты насильственного внедрения атеизма для нас, по крайней мере, налицо: государство наше в неустойчивом состоянии, и в полном наборе процветают на его просторах всевозможные сорняки. В оценке с заданных позиций наше общество сегодня представляется обществом атеистов и язычников - и лишь малое стадо остается верным учению Христа. Но, думается, за счет этого малого стада до сих пор и не смыто грешное человечество.

В чем же выражается сегодня наша общенациональная идея? Разве только в том, чтобы лично выжить, - через средства массовой информации это особенно внедряется - насытить животы, восприняв закон блатного мира: ты сдохни сотым, а я - сто первым. А для живой нации, для живого народа необходима вечно живая идея, иначе нация обречена. Об этом многократно говорили и наши святые подвижники, и наши национальные мыслители - Ф. М. Достоевский, А.И. Ильин... Идея эта выработана, выстрадана, растолкована - не поленись и прочти.

Когда же отсутствуют бессмертие и вера, когда национальная идея сводится к насыщению или спасению собственных животишек, тогда и отношение к жизни в целом деформируется. И не потому ли русский мужик нередко пропивает такую жизнь - такая жизнь ему и не нужна! (А мы все ищем причины алкоголизма, наркомании и прочей одури!)

Для каждого вступающего в совершеннолетие неистребим вопрос: а для чего вообще живет человек? И если нет ответа - нет и полноценной жизни. А без веры, без общенациональной живой идеи на этот вопрос не ответить. Человек на земле живет для приуготовления себя к вечной жизни в иных измерениях горнего мира. Может он жить и во имя земли, естественно, впадая в соблазн вседозволенности. Выбор свободен. Так что, какую жизнь человек выбирает, такая ему и дается. А мы сегодня на распутье. Не ошибиться бы.

Библейских заповедей десять - Спаситель выделил главное: “Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим... Возлюби ближнего твоего как самого себя”. Воистину - вера любви. И все, казалось бы, очень просто - живи по заповедям. Но ведь любой может сказать: во что верить, где Он, Бог? Надо бы видеть, чтобы уж действительно быть убежденным верующим... На это можно бы ответить: явился миру Господь - и люди Его распяли, не поверили; ни один, так называемый, инопланетянин не явился миру во плоти, а люди - верят. Да и никакие явления мир не убедят, потому что Богом человеку даны свобода воли и выбора. Если же тайна познается в материи, умственно и экспериментально, то это уже не вера, а наука. И какие ни предлагались бы знамения и чудеса, со временем люди все равно усомнятся, опровергнут, забудут, потому что человек должен сам, лично, через себя прийти к Истине. И только высокому духовному зрению открывается прямое общение с Господом. Но мы, грешники, и святым не поверим, поскольку поверить и проверить можно опять- таки только лично, следуя по пути и указанию праведника.

И еще несколько слов об откровениях и пророчествах, о нашей слепоте. Два очевидных примера.

Оптина пустынь. Ведь было же предсказано, что будет не только осквернена, но и разрушена обитель, однако возродится, и прославятся новые оптинские святые. И десять лет назад ни о каком возрождении Оптиной пустыни и не помыслилось бы - там была действительно мерзость запустения. А ведь возродилась! И оптинские старцы прославлены. Что это - нелепое совпадение или Божий промысел?

Другой пример: сто шестьдесят лет тому, как преподобный Серафим Саровский предсказал, что разорят Обитель, что все зальют слезами и кровью, но возродится; и сам он возвратится именно в Дивеевскую обитель, а не в саровскую. И сбылось - неожиданно чудесно мощи преподобного явились и возвращены в Дивеево - в Сарове- то атомщики засели; и последняя дивеевская монахиня дожила до исполнения пророчества. И это - случайность?

Так каких же еще свидетельств и доказательств мы ждем, чтобы уверовать?!


 Library В библиотеку