В ЭТОМ НОМЕРЕ ЖУРНАЛА
"Спортивная жизнь России" № 12, 1997

Сергей ПОНОМАРЕВ

"БЫЧОК", СТРИЖЕННЫЙ ПОД ГИРЮ

Когда спорт выходит из пеленок, проявляется его характер. Точнее - характеры его создателей, что и принято называть "школой". Так и в гиревом жонглировании - отдельной дисциплине, разменявшей шестой год своей соревновательной жизни, - стали четко прослеживаться три стиля, три школы. Ну, прямо - "три источника и три составные части...". Чтобы никого не обидеть, буду рассказывать о них в алфавитном порядке городов, где эти школы сформировались.

Итак, в сибирском городе Ангарске гиря стала неотъемлемой частью народного танца. И совершенно естественны у гиревых жонглеров костюмы в русской народной традиции, мелодии - типа "Ой, цветет калина" или "Яблочко". Очевидно, Эдуард Ищенко, стоящий во главе ангарских гиревиков , прошел школу народного танца. В этом и сила ангарского гиревого жонглирования. Благодаря разработанности и каноничности па народных танцев, удается четко входить в каждое движение жонглирования. А это - первейшее условие успеха: ведь вес в пуд, который при "прилетании" с высоты трех метров требует усилия для удержания уже килограмм в восемьдесят, прежде всего, стремится поколебать устойчивость спортсмена, заставить его покачнуться, сделать неловкое движение, что непременно будет замечено судьями.

Школа ленинградская, или, по-новому,- санкт-петербургская, - автор и руководитель Алексей Михайлов - тоже старается идти от танца. Но от танца эстрадного, даже кафешантанного. Вот и жонглирует гирей под музыку "Чарли - смешной чудак" девушка, одетая и загримированная под гения немого кинематографа. Смешанная пара выходит на помост в рваном ритме аргентинского танго, а женская четверка маскируется под цирковых коверных. И все очень весело. Правда, такая тенденция играет со спортсменами злую шутку: эстрадный танец - импровизационный, а летающая гиря любит движения, заученные до глубин подсознания. Поэтому нередки случаи, когда спортсмен и гиря, затанцевавшись, теряют из вида друг друга. Чтобы добиться безукоризненной четкости по ленинградской школе надо работать значительно напряженнее, чем по ангарской.

И, наконец, московская - Леонида Анурова. Это, образно говоря, - спортивная школа. Здесь во главу угла поставлено само жонглирование. Это позволяет жонглерам не гирю подгонять под музыку, а музыку под гирю.

Тут иной читатель может и возразить автору: "Что ни тренер - то и школа!". Если бы так! Например, такие города, как Нерехта и даже неофициальная столица российского гиревого спорта Липецк, регулярно выставляющие на российские чемпионаты сильных жонглеров, - не сформировали своих школ. Спортсмены из других городов и весей России вписываются в три уже названные. Очевидно, пока этого гиревому жонглированию хватает.

Нетрудно заметить, что основная соревновательная борьба должна была бы завязаться между представителями Москвы и Ангарска. Так, в общем, оно и есть. Правда, наше время сыграло с этим великим противостоянием злую шутку. Ангарск оказался по нынешним ценам на билеты слишком далеко от европейской части, где и проходят все российские чемпионаты и кубки. Поэтому сибирские спортсмены в последние годы часто отсутствуют на ристалищах. И уж в этой ситуации московские жонглеры оказываются практически вне конкуренции. Их соперникам, в основном, приходится уповать не столько на свое умение, сколько на ошибки ануровских орлов и орлиц.

А у ануровцев свои разборки. В их, увы, обшарпанном зале в подтрибунном помещении московского стадиона "Наука" одни и те же люди тренируются многие годы. Такие герои, или, скажем иначе, - старожилы гиревого жонглирования, как Елена Зудина, Татьяна Иванова, Анна Березкина уже известны читателям "Спортивной жизни России". Теперь пришла пора рассказать и о мужчинах.

Долгие годы сильнейшим из них был сын зачинателя школы - Вадим Ануров. По мере роста мастерства он стал оттеснять представителя Ангарска Александра Митькова с его знаменитым танцем "Яблочко" с места первого гиревого жонглера России. Да и условия лучше не придумаешь: тренер - родной отец. Но быть всегда первым, наверное, надоедает. Особенно, если лет эдак пять "обкатывать" одну и ту же программу да еще под одну и ту же музыку! И вот тут-то и получают шанс вторые номера, долгое время старательно дышавшие в затылок лидерам.

Максим Бочаров, он же среди своих "Макс" или "Бычок", - неожиданно для многих на последнем чемпионате России в Липецке стал лучшим. Многие шутили, что успех к нему пришел потому, что он накануне соревнования постригся налысо, и зрители с судьями просто не могли понять, где же у него гиря, а где голова.

Однако, шутки шутками, но пока Вадим Ануров расслаблялся, Максим сумел наработать самую сложную программу на чемпионате! И при этом откатал ее перед судьями без существенных ошибок. Тут уж - стригись подо что хочешь... Пуд металла летал вокруг тела атлета столь мощно и красиво, что ни у кого не возникло и тени сомнения о чемпионстве Бочарова. Так Вадим Ануров занял второе место. Третье досталось его давнему другу-сопернику, тоже мастеру спорта и сыну известного тренера Евгению Рассказову из города Липецка.

Чемпионат-97 еще раз показал, что расслабляться лидерам никак нельзя. До начала соревнований мужских четверок москвичи ходили в явных фаворитах. Но - несколько ошибок, и уже чемпионские лавры пожинает четверка из Санкт-Петербурга в составе Алексея Михайлова, Анатолия Воробьева, Михаила Кожевникова и Дмитрия Смирнова.

Но Максим Бочаров молодец. Он еще раз поднялся на высшую ступень пьедестала - уже рядом с Вадимом Ануровым - за победу в парных состязаниях. Да и во втором месте московской четверки его вины нет никакой: там напортачили другие люди.

Что касается общего успеха ануровской школы, то он был безусловным: кроме уже упоминавшихся - первые места среди женских и смешанных пар, в женских и смешанных четверках. А в женском индивидуальном жонглировании весь пьедестал был московским. Правда, и здесь не обошлось без внутренних разборок: вечно первая Елена Зудина оказалась лишь третьей, вечно вторая Татьяна Иванова - стала на этот раз лучшей. А вот второе место заняла Александра Дудина - юное дарование всего-то шестнадцати лет от роду.

Ну так и хочется выйти на улицу, стать лицом на восток и прокричать что есть мочи: "А-у, где же вы, ангарцы?!".

Реклама:
 


 Library В библиотеку