КРЕАТИВНОСТЬ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ И ШАХМАТАХ "ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ"


Капран О. В. - преподаватель , СГПУ им. А.С. Макаренко, г. Сумы. slov@vcity.sumy.ua

 

Ключевые слова: креативность, творчество, воображение, визуализация, шакматы.

Keywords: creativity, creation, imagination, visualization, chess.

 

Резюме. Статья посвящена теоретическому исследованию проблемы креативности в психологии вообще и проявлению воображения в таком виде спорта как шахматы.

Summary. The article is devoted to theoretical research of a problem creativity in psychology in general and to display of imagination in such kind of sports as chess.

В отечественной психологии с конца 70-х годов начались исследования креативных способностей человека в парадигме деятельностной концепции А. Н. Леонтьева. Впервые об этой способности широко заговорили, и она стала предметом теоретического и практического исследования после выступления Дж. П. Гилфорда, президента Американской Психологической Ассоциации, в 1949 г. на конгрессе психологов. В своем выступлении он отметил неутешительную картину: из 121 тыс. реферативных изданий и статей по психологии только 186 касаются темы креативности. Причем законность данной области знаний подтверждалась целым рядом ведущих психологических журналов. С тех пор ситуация радикально изменилась. Но понятие Креативность (creativity) в психологии до сих пор не имеет скольконибудь точного однозначного определения. Отчасти поэтому практические исследования с целью измерить креативность вызвали оживленную не всегда дружественную полемику. Этому способствовали различные обстоятельства, которые создали совокупность терминов описания деятельности сходной с тем, что психологические тесты квалифицировали как проявление креативности (или творчества).

В китайской классической "Книге перемен" первой гексаграммой (или гуа) является цянь -  "творческий принцип" (4). Гексаграмма отражает: а) креативную деятельность Источника всего сущего, заставляющего все объекты трансформироваться (принимать соответствующую форму); б) "Великого человека", который взаимодействует с этими форма ми, когда появляется необходимость (потребность). Этот творческий принцип вступает в действие, когда человек гармонизирует свои действия с течени ем (требованиями) времени. Изучив высказывания Конфуция, правомерно утверждать, что он говорил о воображении: "Действительно велика мощь Созидания: все сущее ведет от него свое начало; эта мощь пронизывает всю Вселенную" (7, с. 347). Творческое воображение в традиционной китайской и индийской культурах являлось средством "обогащения" и улучшения повседневной жизни (4). Новые изобретения, произведения искусства считались даром духовного воображения. Талантом считалось человеческое творческое воображение, создающее новые формы, нечто необычное. Ценились талантливые художники, строители, ремесленники. Как условие творческого самовыражения, развития воображения, поощрялся уединенный образ жизни. Такой образ жизни, освобождающий творческое начало человека, его психику от пространственновременного контроля и давления, ценился и практиковался первым философом Пифагором, его учениками и последователями. Они считали, что достижению состояния релаксации, освобождению от влияния сознания и необходимостью логических осознанных действий и операций, кроме уединения способствует временная, на период активных, творческих размышлений и действий, вегетарианская диета.

Возвращаясь к понятию креативность, вспомним этимологию. Зарождение (или истоки) понятия (origin itselt) и родственный ему термин "оригинальность" (originality) семантически имеет слабые связи с пространственно-временной категорией. Многие искусствоведы и психологи считают, что творчество определяется процессом создания социально ценных новых продуктов и зрительных форм. Креативность понимается ими как уникальное достижение, как творческая способность отдельного человека или коллектива. Каждое такое понимание подразумевает существование определенных достижений, их оригинальность, полезность. Причем уровень достижений тоже градуируется. Градуирование уровня достижений должно производиться экспериментально. Измерение степени креативности производится на основе тестов и оценочных шкал: творческого образного мышления, творческого восприятия, творческой изобразительной деятельности, выполнения производственно-научных заданий, сочинения стихов или рассказов, сборки из отдельных зрительных элементов целостного изображения (пазлов) различной сложности, дивергентного мышления. Наряду с этим в некоторых исследованиях показатели креативности не коррелировали с творческими достижениями тестируемых в профессиональной области. Это говорит о следующем: а) о необходимости в каждой профессии выявлять релевантные творческие показатели; б) необходимо для их тестирования подбирать (разрабатывать) соответствующие тесты; в) при тестировании на креативность необходимо учитывать, что творческие люди сильно отличаются друг от друга по широте интересов, эстетическим качествам, эмоциональности, энергичности, независимости суждений, поведенческой автономности, уверенности в себе, способности решать парадоксальные задачи и др (2).

Обычно программы обучения креативности исходят из гипотезы, что креативные способности можно развивать. Эта гипотеза не получает среди искусствоведов и психологов всеобщей поддержки. Решающее значение придается биологическим детерминантам и системе обучения в раннем детстве (≈до 3 лет) - фантазированию, моделированию, рисованию, развитию тонкой моторики пальцев рук, лепке, поощрению самостоятельности. Некоторые авторы занимали более оптимистичные позиции относительно роли обучения, предлагая для повышения креативности программы "мозгового штурма", отсрочки суждений, развитию аналогий, генерированию нестандартных идей. Креативщики считают, что в дальнейшем им необходимо: а) определить реперные точки творчества в целом; б) объединить данные исследований личностных и когнитивных особенностей заведомо творческих людей; в) оценить роль изменений уровня сознания в творческом процессе отстройки от внешних раздражителей и вклада бессознательного; г) определить роль отклонения в психическом здоровье для облегчения творческого самовыражения; д) идентифицировать семейные и школьные факторы, способствующие креативному воспитанию; е) глубоко изучать творческие принципы "И-Цзын" и его проявления (1).

Творческое воображение на Западе и на Востоке считалось талантом, создающим новые креативные изобретения. Польский физик Л. Инфельд так оценил обладателей богатого воображения: Фарадей и Бор, - писал он, - обладали богатым воображением и были наделены гениальной прозорливостью. Фарадей видел силовые линии электрических и магнитных полей, тогда как для остальных там существовала пустота... "Достаточно один раз слышать Бора, видеть движения его рук, образы и модели, которые он воспроизводит, чтобы понять, что Бор действительно видит, как построен атом, что он мыслит образами непрерывно возникающими перед его глазами" (3, с.275). И Фарадей и Бор создали чрезвычайно наглядные образные, в духе креативного мышления, модели исследуемых объектов. Знаменитый физик Дж. К. Максвел увидел рисунок с узором рассыпанных в магнитном поле металлических опилок и связал этот образ с теорией электромагнитных явлений. Н. Бор также использовал прием визуализации как средство - предложив аналог между строением атома и Солнечной системой. Его пространственная планетарная модель атома с ядром и переменным количеством электронов (планет) моделировала существование Солнца и вращающихся вокруг него на определенных орбитах планет (8).

Если креативность понимается как способность к творческому воображению, созданию новых необычных как идеальных, так и материальных структур, то шахматная игра, изобразительное искусство являются прекрасными моделями для исследования креативных способностей, глубинной структуры визуального творчества.

В 70-80 годы в лаборатории факультета психологии МГУ под руководством О. К. Тихомирова осуществлялась регистрация движений глаз в процессе решения опытными шахматистами 2-х и 3-х ходовых задач (5). Регистрация движений глаз в про цессе решения шахматных задач показала наличие в структуре творческого мыслительного процесса периодов длительной "отстройки" от наглядной шахматной ситуации. Эти периоды характеризовались длительными фиксациями глаз (от 320 мс до 5 с) сопровождаемыми их дрейфом (в различных направлениях с зоной дрейфа от 1 до 9). Длительные фиксации и зона дрейфа не всегда находились на поле, занятом шахматной фигурой. Примерно в 50% случаев они проецировались на свободные от фигур поля. Мгновенная остановка эксперимента в этих случаях и просьба к испытуемому рассказать причину появления таких глазодвигательных пауз среди процесса стандартного осмотра шахматной позиции, оценки слабых и сильных сторон за "своих" и за "чужих", которые выражается в коротких от 120 мс до 280 мс фиксациях без дрейфа, дала следующую ретроспективную весьма размытую информацию: испытуемые в период длительной фиксации и дрейфа глаз были чаще всего заняты визуализацией проблемной ситуации в прошлом. Они вспоминали (видели) подобные шахматные задачи и способ их решения, которые решали ранее в соревнованиях, или "листали" шахматные справочники. Ни о какой пространственно-временной регуляции в этом случае говорить не приходится. Креативное творческое воображение присутствовало в процессе решения только трудных задач и, как правило, у шахматистов высокой квалификации (мастер, международный мастер, гроссмейстер).

Двумя десятилетиями позже аналогичная глазодвигательная активность была зафиксирована в экспериментах с профессиональными художниками, а также со студентами старших курсов, будущими художниками-модельерами (6). В лабораторных условиях им в различных местах поля зрения с угловыми размерами 120х100 предъявлялись фрагменты картин известных художников или рассыпанные по визуальному экрану элементы творческой игрыпазла. Задача испытуемых: а) узнать художественное произведение; б) назвать автора; в) в экспериментах с пазлами - назвать сюжет картинки, ознакомившись с ее отдельными составляющими.

На этапе ознакомления с содержанием отдельных зрительных элементов движения глаз, как в зрительных, так и в шахматных задачах, характеризовались короткими фиксациями и крупными саккадами. После этапа сбора информации глазодвигательная активность резко изменялась. Появлялись длительные фиксации и дрейф. Этому соответствует, по мнению испытуемых, процесс внутренней работы  - визуализации, попытки представить целостную картину. Эти попытки более или менее успешны. Критерий успеха - способность к визуализации, образному представлению. Эта способность проявляется в длительных дрейфах и фиксациях.

Было замечено, что способность к отчетливой визуализации и образному представлению скорее всего врожденная. Основанием для такого заключения служат проводимые нами эксперименты с замером длительности удержания последовательного образа, степенью отчетливого наблюдения испытуемыми фаз смены цвета последовательных образов. При обработке результатов была обнаружена статистически значимая связь между длительностью удержания послеобраза, количеством фаз изменения его цвета и успешной визуализацией проблемной ситуации. Очевидно, что о пространственновременных параметрах в процессе визуализации, работы с внутренним образом говорить не приходится, в связи с тем, что этот процесс трансцендентен. Активизируется не только сфера сознания, но и бессознательная сфера психики человека. Многие операции, связанные с воображением, визуализацией проблемной ситуации не осознаются, не подвержены логическому контролю.

Литература.

1. Глезер В. М. Механизмы опознания зрительных образов. М.-Л. Изд. Наука, 1966. - 204 с.

2. Дали С. Дневник одного гения. - М.: Эксмо, 2006 г. - 464 г.

3. Движение глаз и зрительное восприятие, Сб. Изд-во Наука, М., 1978 г. - 275 с.

4. И-Цзин: древняя китайская "Книга Перемен" - М.: Эксмо, 2007 г. - 560 с.

5. Капран В. И. Явление фрагментации и движения глаз. / Вестник Московского университета, - Сер. 14, Психология, - 1980, №3. с. 41-50.

6. Капран В. И., Капран О. В. Психология и разработка рекламной продукции: Уч. пособие. - М.: Изд. центр "Академия", 2008 г. - 240 с.

7. Конфуций. Луньюй. Изречения. - М.: Эксмо, 2007. - 464 с. - (Онтология мудрости).

8. Энциклопедия символизма. Живопись, графика, скульптура. Литература. Музыка. / пер. с фр. - М.: Изд. Республика, 1999, - 420 г.


Home На главную  Library В библиотеку  Forum Обсудить в форуме 

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Реклама: